Перейти к содержанию

Мудрость Соломона.


Рекомендуемые сообщения

Мудрое разрешение спора.


Однажды к царю пришли две блудницы и встали перед ним.Одна из них сказала:
---О мой господин!Мы с этой женщиной живём в одном доме,и когда она была в доме,я родила.Ана третий день после того родила и она.Мы были вместе;никого с нами не было,только мы вдвоём.Ночью сын этой женщины умер,потому что она случайно придавила его во сне.Среди ночи она поднялась и взяла моего сына,пока твоя служанка спала.Она положила его к своей груди,а своего мёртвого сына положила к моей груди.Утром я встала,чтобы покормить своего сына.а он мёртвый,но когда утром я рассмотрела его,мне стало ясно,что это не мой сын,которого я родила.Другая женщина сказала:
---Нет!Тот,что живой,---это мой сын;твой---тот,что мёртвый.
Но первая настаивала:
---Нет!Тот,что мёртвый,---твой,а живой---мой!
И так они перепирались перед царём.
Царь сказал:
---Одна говорит:"Мой сын жив,а твой мёртв",а другая говорит:"Нет!Твой сын мёртв,а мой жив."
Затем царь сказал:
---Принесите мне меч.
И царю принесли меч.Тогда он повелел:
----Разрубите живого ребёнка надвое и дайте половину одной и половину другой.
У той женщины,чей сын был жив,вздрогнулосердце от жалости к своему сыну,и она сказала царю:
---О мой господин!Отдайте ей ребёнка живым!Не убивайте его!
Но другая сказала:
---Ни я,ни ты его не получим.Разрубите его!
Тогда царь постановил:
---Отдайте живого ребёнка первой женщине.Не убивайте его;она---его мать.
Когда весь Израиль услышал о приговоре,который вынес царь,они стали уважать его,потому что увидели,что в нём---мудрость от Бога,чтобы творить суд.


Библия Третья книга царств 3:16-28.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 21
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • На шпильках

    14

  • marianna

    3

  • Елена Волкова

    3

  • PREMAPREMA

    1

довольно известная история

в первый раз этот сюжет читала в одной русской сценической сказке, когда ещё училась в школе

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Притчи Соломона.


"Наставь юношу при начале пути его:он не уклонится от него,когда и состареет."
(22:6)

"Господь даёт мудрость:из уст Его--знание и разум."
(2:6)

"Заповедь есть светильник,и наставление--свет,и назидательные поучения--путь к жизни."
(6:23)

Сын мудрый радует отца,а сын глупый--огорчение для его матери... В устах разумного находится мудрость,но на теле глупого розга...Для глупого преступное деяние как бы забава,а человеку разумному свойственна мудрость."
(10:1,13,23)

"У терпеливого человека много разума,а раздражительный выказывает глупость."
(14:29)

Не любит распутный обличающих его...Далёк Господь от нечестивых,а молитву праведников слышит."
(15:12,29)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надежда, а ты что-нибудь знаешь о самом Соломоне?

интересно, почему эти высказывания называются Притчи (?)

 


 

в первый раз этот сюжет читала в одной русской сценической сказке, когда ещё училась в школе

кстати, вспомнила, - автором этой сказки, наверное, был Маршак

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соломон--легендарный библейский царь,считается 3 еврейским царём,правитель обединённого Израильского царства в 965--928 г. до н. э.,в период его наивысшего расцвета.Сын царя Давида и Вирсавии,считается автором"Книги Екклесиаста",
книги"Песнь песней Соломона","Книга Притчей Соломоновых",а также некоторых псалмов.Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм--главная святыня иудаизма.Народное предание поведало очень много о его богатстве,мудрости и справедливости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кольцо Соломона.


Несмотря на мудрость,жизнь царя Соломона не была спокойной.И обратился однажды царь к придворному мудрецу с прсьбой:"Помоги мне--очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.Я очень подвержен страстям и это мне мешает!"На что мудрец ответил:"Я знаю как помочь тебе.Надень это кольцо--на нём высечена фраза"Это пройдёт."Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость,посмотри на эту надпись,и она тебя отрезвит.В этом ты найдёшь спасение от страстей!"Соломон последовал совету мудреца и обрёл спокойствие.Но настал момент,когда,взглянув,как обычно на кольцо,он не успокоился,а наоборот ещё больше вышел из себя.Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд,но вдруг заметил,что на внутренней стороне кольца имеется какая--то надпись.Он присмотрелся и прочи тал"И это тоже пройдёт."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Притчи царя Соломона.


Бедный ненавидим бывает даже близкими своими,а у богатого много друзей.

И глупец,когда молчит,может показаться мудрым.

Хватает пса за уши тот,кто проходя мимо,вмешивается в чужую ссору.

Благоразумный видит беду и укрывается;а неопытные идут вперёд и наказываются.

Богатство от суетности истощается,а собирающий трудами умножает его.

Глупый сын--сокрушение для отца своего,и сварливая жена--сточная труба.

Долготерпеливый лучше храброго,и владеющий собою лучше завоевателя.

Душа ленивого желает,но тщетно.

Если будешь не ленив,то как источник,придёт жатва твоя,скудость же далеко убежит от тебя.

Коварство--в сердце злоумышленников,радость--у миротворцев.

И при смехе иногда болит сердце,и концом радости бывает печаль.

Когда страна отступит от закона,тогда много в ней начальников;а при разумном и знающем муже она долговечна.

Кроткий язык--древо жизни,но необузданный--сокрушение духа.

Кроткое сердце--жизнь для тела,а зависть--гниль для костей.

Кто затыкает ухо своё от вопля бедного,тот и сам будет вопить--и не будет услышан.

Кто злословит отца своего и свою мать,того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Кто презирает ближнего своего,тот грешит,а кто милосерд к бедным,тот блажен.

Кто радуется несчастью,тот не останется ненаказанным.

Кто скрывает ненависть,у того уста лживые;и кто разглашает клевету,тот глуп.

Кто хочет иметь друзей,тот и сам должен быть дружелюбным;и бывает друг более привязанный,нежели брат.

Кто хранит уста свои,тот бережёт душу;а кто широко раскрывает свой рот,тому беда.

Лучше жить в земле пустынной,нежели с женою сварливою и сердитою.

Лучше жить в углу на кровле,нежели со сварливою женою в пространном доме.

Лучше знание,нежели отборное золото;потому что мудрость лучше жемчуга,и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Мудрый боится и удаляется от зла,а глупый раздражителен и самонадеян.

Надежда,долго не сбывающаяся,томит сердце,а исполнившееся желание--как древо жизни.

Рука прилежных будет господствовать,а ленивая будет под данью.

Сердце знает горе души своей,и в радость его не вмешается чужой.

Приложи сердце твоё к учению и уши твои к умным словам.

Прикрывающий проступок ищет любви;а кто снова напоминает о нём,тот удаляет друга.

Пусть хвалит тебя другой,а не уста твои,--чужой,а не язык твой.

Страх есть не что иное,как лишение помощи от рассудка.

Видал ли ты человека мудрого в глазах его?На глупого больше надежды,нежели на него.

Вспыльчивый может сделать глупость;но человек умышленно делающий зло,ненавистен.

Вспыльчивый человек возбуждает раздор,а терпеливый утишает распрю.

Всякий благоразумный действует с знанием,а глупый выставляет напоказ глупость.

В устах глупого--бич гордости;уста же мудрых охраняют их.

Главное--мудрость;приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.Высоко цени её,и она возвысит тебя.

Глупцы только презирают мудрость и наставления.

Глупый верит всякому слову,благоразумный же внимателен к путям своим.

Жесток гнев,неукротима ярость;но кто устоит против ревности.

Глупый весь гнев изливает,а мудрый сдерживает его.

Глупый не любит знания,а только высказывать свой ум.

Гнев губит и разумных.

Доброе имя лучше большого богатства,и добрая слава лучше серебра и золота.


Мне кажется их притчами назвали,потому что это сборник мудрых изречений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мне кажется их притчами назвали,потому что это сборник мудрых изречений.

да, наверное, хотя эти высказывания больше похожи на народные пословицы

в Википедии примерно так разъяснено, что такое притча:

При́тча — это малый поучительный рассказ ..., заключающий в себе нравственное или религиозное поучение (премудрость).

===============

в любом случае, притчи Соломона классные

Надежда, спасибо!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Доверяй Господу от всего сердца и не полагайся на собственный разум.Познавай Его во всех своих путях,и стези твои Он сделает ровными.

(Притчи3:5.6)

Находи радость в жене твоей юности.

(Притчи5:18-20)

Сын,храни повеления своего отца и не отвергай поучения своей матери.

(Притчи6:20)

Живущий обособленно потакает себе во всём,отвергая всякое здравое слово.

(Притчи18:10)

Больше всего храни своё сердце,потому что оно--жизни источник.

(Притчи4:23)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Однажды к премудрому Соломону пришёл знатный горожанин и сказал:

-Царь,я не знаю,что мне делать.Каждый день похож один на другой,я не отличаю рассвета от заката.У меня всё есть,но почему я несчастен7

Соломон как раз сидел на берегу и разглядывал рыб

-А чего ты хочешь?Какая у тебя мечта?

-Сначала я мечтал избавиться от рабства,и это исполнилось.Потом я мечтал,чтобы моя торговля приносила доход.Теперь я богат,мне нечего желать.

-Человек,не имеющий мечты,подобен рыбе в этом пруду.Каждый их день похож на предыдущий,они тоже не отличают рассвета от заката.Разница лишь в том,что ты сам запёр себя в этом пруду.И если в твоей жизни не появится новой мечты,ты так и будешь от скуки слоняться по домуЮа перед смертью поймёшь,что жил зря.

-Значит ли это,что,всякий раз достигая цели,я должен искать следующую?А когда исполнится одна заветная мечта,сразу же думать о другой?

-Да!Только в пути человек обретает своё счастье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

* * *

Однажды некто пришёл к Соломону, вкушавшему винные ягоды, и сказал:

— Помоги мне, царь! Моему сыну приходится сделать выбор между двумя женщинами, и я не могу смотреть на его страдания.

Царь взглянул на небо и ответил:

— Выбор — это не то, что мы выбираем. Выбор — это то, от чего мы отказываемся.

— Всякий раз, выбирая что-то одно, ты отказываешься от всего остального. Отпущенного нам времени не хватит, чтобы освоить все умения, вкусить все плоды и познать всех женщин.

И после молчания добавил он:

— Положи себе за правило всегда знать, от чего отказываешься. Это убережёт тебя от никчёмных метаний и излишних разочарований. Всегда помни об этом, и твой путь будет чист и исполнен истины.

Проситель поклонился и вышел. Соломон взглянул ему вслед и прошептал:

— Но знай, что выбора не существует.

* * *

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Однажды некто пришёл к Соломону и сказал ему:
- Царь, помоги мне! Каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я не могу спокойно спать - мечусь и страдаю, и раздумываю, то ли я сделал, что должно. Что мне делать?
И ответил мудрый царь:
- Выбора не существует.
И ещё спросил он:
- Ты бы бросился в реку, увидев тонущего ребенка?
Ответил ему проситель:
- Конечно, царь!
Тогда изрёк Соломон:
- И вчера, и сегодня, и завтра?
- Да, - был ему ответ.
И сказал Соломон:
- Вот видишь - выбора не существует. Из чего выбирать, если всякий раз ты знаешь, как поступил бы, ещё до того, когда приходит черёд действий? Представив себе в подробностях любое событие, ты сразу знаешь, что делать. Всякий раз ты будешь выбирать наилучшее для тебя, и при одинаковых обстоятельствах ты всегда будешь действовать одинаково - и вчера, и сегодня, и завтра.
И ещё сказал Соломон:
- Единственное, где мы действительно можем делать выбор - это в своём сердце. Измени себя, и то, что ты, не задумываясь, сделал бы вчера, завтра уже не покажется тебе наилучшим. Тогда, и только тогда, сможешь ты поступить по-другому. Так что иди с миром и знай, что всё, что ты ни делал, было для тебя лучшим действием из возможных.
Проситель поклонился до земли и вышел, и с тех пор спал спокойно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

:clover: ОМ ШРИ САИ РАМ!!! :clover:

 

Одна из лучших Притч царя Соломона

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:
— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя.
— Скажи нам: кто мы?
Он улыбнулся и сказал:
— Вы — свет мира. Вы — звезды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.
 
— В чем смысл жизни?
— Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести. БЫТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего — быть в настоящем.
 
— Почему несчастья преследуют нас?
— Что сеяли, то и собираете. Несчастья — это ваш выбор. Бедность — творение человеческое. А горечь — это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие — бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.
 
— Как преодолеть несчастья?
— Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости — и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление лучшая молитва, а счастье — лучшая пища для души.
 
— Каков путь к счастью?
— Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.
 
— В чем секрет изобилия?
— Жизнь ваша — величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог — драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.
 
— Как жить в свете?
— Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира — от мрака в сердце. Человек — это семя Солнца. Счастье — это восход Солнца. Богосозерцание — это растворение в свете. Просветление — это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.
 
— Как обрести гармонию?
— Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь — там Бог.
 
— Как достичь совершенства жизни?
— Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья. Откройтесь миру и мир откроется вам. Отказавшись от противостояния, вы становитесь владыкой. И, посмотрев на всех с любовью, он добавил: — Но многое еще вам откроет Безмолвие… Только будьте Собой!
 

:clover: ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИХИ!!! :wub:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УГОЛ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ ПО СОЛОМОНУ





Когда, исчерпав запас упреков, мать взялась за ремень, Серега и глазом не моргнул. Эка невидаль, она может лишь замахнуться. А стоит ему закричать погромче, мать бросает ремень и уходит в другую комнату плакать и молиться за него, беспутного сына. На этот раз она, отбросив орудие экзекуции, почему-то приказала:
— Иди, встань в угол!

И Сережа, на удивление себе, пошел по заданным координатам. Растерялся, наверное, от такого предложения. Здесь он не был давно, пожалуй, со времен детского сада. Тем более не пристало ему сейчас, двенадцатилетнему парню, впадать в детство! Но ему стало жаль маму… Надо же хоть иногда послушаться. Ну и постоит, великая беда. Подумает, как дошел до жизни такой. До самого угла.
Поводом к нынешнему наказанию был визит классной руководительницы. Что она может сказать, Сережа знал наизусть. Плохие оценки… А ведь может хорошо учиться! Плохое поведение… не слушает… Все плохо. Мрак. Ни одного светлого пятна в его темной жизни. Вот еще жалоба: вчера подрался с Ильиным. («Мало я ему поддал, – подумал Серега. – Пусть не обзывается "богомольцами"»). Вообще-то на месте учительницы все это можно было кратко записать в дневник. Вовсе не обязательно ходить по домам. А он бы сам решил, надо ли показывать компромат матери.
Перед своим уходом «классная» сказала:
— Вы бы, Мария Григорьевна, меньше молились, а больше внимания уделяли сыну.
На что мама ответила:
— Бог плохому не учит. Читайте Священное Писание, сами убедитесь. А Сережа обязательно исправится. Это возраст у него сейчас непоседливый.
— Ну что ж, посмотрим…
А что тут смотреть? Возьмет и исправится. Он не груша, чтоб его колотили. Школа – сплошной психотравмирующий фактор. Для него, а для одноклассников – нет. Почему, стоит задуматься. В принципе, он ведь ничем не хуже других! Он найдет свои слабости и исправит их. Чем порадует мать и «классную». И даже Соломона…
При чем тут мудрый царь, можно пояснить. Иногда мама говорила ему:
— Садись, послушай. Не хочу наказывать, но Словом Божьим укорю тебя, грешника.
И что там советовал Соломон в своих Притчах: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (22:6). «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (2:6). «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» (6:23). «Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери… В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга… Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость» (10:1, 13, 23). «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (14:29); «Не любит распутный обличающих его… Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (15:12, 29).
Сережа слушал чтение, пока слеза не выкатывалась из глаз. В принципе, Соломон был кругом прав, но с одним из его утверждений трудно было согласиться. Это насчет розг. Спорный вопрос: «Не оставляй юноши без наказания», «глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 23:13; 22:15). Или: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (19:18). Что, без наказания нет исправления? Он докажет обратное! Никто не скажет плохо о нем.
Эх, был бы рядом отец… С ним можно было поговорить. Не хватает все же мужского присутствия. Он уехал на какую-то стройку. Искать себя. А мама рядом, ей помогает во всем Бог. И ему поможет, если он попросит. Мать у него добрая, трудолюбивая. Верит в хорошее будущее сына.
Когда мать заглянула через некоторое время в комнату, Сережа все так же стоял в углу. Голова поднята, плечи распрямлены. «Взрослеет», – с теплотой подумала мать.
Минуло немало лет. Руководитель юридической фирмы Сергей Викторович любит вспоминать свое детство, добрую маму и любит говорить о притчах Соломона и не только о них.

Надежда Даричева

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

6.3. Притчи Соломоновы.

Книга Притчей Соломоновых состоит из множества кратких афоризмов, выполненных в виде наставлений и советов мудрого родителя юноше, вступающему во взрослую жизнь. «Уклонись от зла и сотвори благо»  — вот главная тема этих притчей, и эту же заповедь автор высказывает по-другому: «не совершай глупостей, но ходи путем мудрых». Автор Притчей не вдается глубоко в проблемы первородной испорченности человека, и для него быть мудрым и быть праведным — одно и то же. Если человек грешит, значит, он глупец. И в самом деле, умный человек, внимательно рассмотрев пути праведника и злодея, вряд ли стал бы грешить. Здесь мы видим оптимистичную апелляцию к тому, что в мире принято называть здравым смыслом (1, 1-6). Послушаем эти древние, но в большинстве своем ничуть не потерявшие актуальность «наставления отца» и «заветы матери»:



«Сын мой! если будут склонять тебя грешники …
если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду
для убийства,
подстережем непорочного без вины,
живых проглотим их, как преисподняя …
наберем всякого драгоценного имущества,
наполним дома наши добычею –
не ходи в путь с ними,
удержи ногу твою от стези их …
напрасно расставляется сеть …
таковы пути всякого, кто алчет чужого добра
оно отнимает жизнь у завладевшего им



(1, 11-19)



Не отказывай в благодеянии нуждающемуся,
когда рука твоя в силах сделать его.
Не говори другу твоему: «пойди и приди опять,
и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
(Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.) …
Не ссорься с человеком без причины,
когда он не сделал зла тебе.



(3, 27-30)



Не вступай на стезю нечестивых,
и не ходи по пути злых …
потому что они не заснут, если не сделают зла;
пропадает сон у них, если они не доведут
кого до падения;
ибо они едят хлеб беззакония
и пьют вино хищения (!)
Стезя праведных — как светило лучезарное,
которое более и более светлеет до полного дня;
Путь же беззаконных — как тьма;
они не знают, обо что споткнутся. (4, 14-19)
Если ты поручился за ближнего твоего …
ты … пойман словами уст твоих…»



(6, 1-2)
(в самом деле, как часто поручительство и немудрая доверчивость становятся причиной тяжких трагедий)



«Пойди к муравью, ленивец,
посмотри на действия его, и будь мудрым.
Нет у него ни начальника,
ни приставника …
но он заготовляет летом хлеб свой,
собирает во время жатвы пищу свою.
(Или пойди к пчеле, и познай,
как она трудолюбива, какую … работу она производит,
ее труды употребляют во здравие
и цари и простолюдины …
хотя силою она слаба, но мудростью почтена.)
Доколе ленивец, будешь спать? …
Немного поспишь, немного подремлешь …
и придет, как прохожий, бедность твоя».



(6, 6-11)
Муравей и пчела часто вспоминаются в религиозной литературе как яркие примеры премудрого Божественного устроения всей твари. В связи с последней строкой цитаты необходимо напомнить, что в ВЗ иудаизме, во многом ориентированном на земную жизнь, богатство считается свидетельством благословения Божия и результатом трудолюбия, и в отношении богатства и бедности в книге Притчей мы находим замечательное высказывание:



«Двух вещей я прошу у Тебя,
не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня,
нищеты и богатства не давай мне,
питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя
и не сказал: «кто Господь?»,
и чтобы, обеднев, не стал красть
и употреблять имя Бога моего всуе».



(30, 7-9)
Притчи проникнуты упованием на неотвратимое наказание любого нераскаянного грешника и посюстороннее блаженство мудрого праведника.



«Человек лукавый, человек нечестивый
ходит со лживыми устами,
мигает глазами своими, говорит ногами своими…»



(как верно подмечено: лгун нервничает, его и походка выдает!)



«…коварство в сердце его; он умышляет зло … сеет раздоры.
Зато внезапно придет погибель его,
Вдруг будет разбит — без исцеления».



(6, 12-15)
(тут на ум сразу приходит немалое число исторических примеров)



«Вот шесть, что ненавидит Господь …
глаза гордые, язык лживый
и руки, проливающие кровь невинную,
сердце, кующее злые замыслы,
ноги, быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель, наговаривающий ложь
и сеющий раздор между братьями».



(6, 16-19).
Таким методом перечисления автор пользуется довольно часто:



«От трех трясется земля,
четырех она не может носить:
раба, когда он делается царем;
глупого, когда он досыта ест хлеб,
позорную женщину, когда она выходит замуж,
и служанку, когда она занимает место госпожи своей».



(30, 21-23)
Отметим попутно, что направляя не только дела, но и слова, желания и мысли юного слушателя, автор Притч свидетельствуют о ВЗ-ной аскетике:



«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
стяжание же нечестивых исторгнет …
Ненависть возбуждает раздоры,
но любовь покрывает все грехи …
При многословии не миновать греха,
а сдерживающий уста свои — разумен.
Благословение Господне — оно обогащает
и печали с собой не приносит.(10, 3, 12, 19, 22)
Благотворительная душа будет насыщена,
и кто напаяет других, тот и сам напоен будет».



(10, 3, 12, 1119, 22; 11, 25).
Ведь никаким законом не научишься правильной оценке собственного поведения:



«Не учащай входить в дом друга своего,
чтобы он … не возненавидел тебя»



(25, 17)
Не сможет апеллировать к Закону пострадавший от зависти и лицемерия, но Мудрый предупреждает:



«Не вкушай пищи у человека завистливого,
и не прельщайся лакомыми яствами его …
Кусок, который ты съел, изблюешь,
и добрые слова твои ты потратишь напрасно»



(23, 6, 8)
Необходимо отметить, что большинство поучений строятся на метком противопоставлении, которое само по себе обусловлено свободным нравственным выбором человека; реже они строятся на сравнении или усилении смысла:



«Лучше смиряться духом с кроткими,
нежели разделять добычу с гордыми.
В полу бросается жребий,
но всё решение его — от Господа.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей,
нежели глупца с его глупостью.
Лучше блюдо зелени, и при нем мир,
нежели откормленный бык, и при нем раздор.
Что золотое кольцо в носу у свиньи,
то женщина красивая — и безрассудная.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя,
обличай мудрого, и он возлюбит тебя.
На разумного сильнее действует выговор,
чем на глупого сто ударов.
Не отвечай глупому по глупости его,
чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
но отвечай глупому по глупости его,
чтобы он не стал мудрецом в глазах своих».



(16, 11, 33; 17, 12; 11, 22; 9, 8; 17, 10; 26, 4, 5)
В вопросе отношения к обидчику и врагу автор Притчей, написанных в V в. до Р. Х., также идет дальше Моисеева Закона, который дозволял ненавидеть врага и воздавать ему за зло, и даже полемизирует с известным правилом нравственности:



«Не говори: как он поступил со мною,
так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его …
Милость и истина да не оставляют тебя …
напиши их на скрижали сердца своего..
Не говори: «я отплачу за зло»;
предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
Всё сделал Господь ради Себя,
и даже нечестивого блюдет на день бедствия



(последнюю фразу можно понимать двояко: как орудие Божие, посланное для вразумления других, или «хранит до последней надежды на раскаяние»)



Если голоден враг твой, накорми его хлебом;
и если он жаждет, напой его водою …
делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его,
и Господь воздаст тебе



(«горящие угли» — если он продолжает враждовать; в целом эта мысль перекликается с понятием о священном характере домашнего крова, символа Божьего покрова)



Не радуйся, когда упадет враг твой …
Иначе увидит Господь …
и Он Отвратит от него гнев Свой».



(24, 9; 3, 4; 20, 22; 16, 4; 25, 21-22; 24, 17-18).
В отличие от Экклезиаста автор Притчей сразу поясняет, что все пути человека проходят пред Господом, и сама мудрость есть не просто сумма житейского навыка:



«Начало мудрости — страх Господень …
благоговение к Богу — начало разумения».



(1, 7)
И потому высшая человеческая мудрость (премудрость) есть совокупность интеллекта, жизненного опыта и обязательно памятования о Боге, страха Господня; короче: премудрость=опыт ума + вера в Ягвэ. Этой второй составляющей как раз и не хватает «мудрым века сего». Особое место в книге занимает тема отношения к женщине. Прежде всего, автор многократно предостерегает юношу от увлечения чужой женой или блудницей, ибо путь прелюбодеев и блудников превратен и бесславен:



«Не пожелай красоты (негодной женщины) в сердце твоем,
да не уловлен будешь очами твоими,
и да не увлечет она тебя ресницами своими,
потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба …
Может ли кто ходить по горящим угольям,
чтобы не обжечь ног своих?
То же бывает и с тем, кто входит
к жене ближнего своего …
Не спускают вору, если он крадет, когда … голоден
будучи пойман, заплатит всемеро …
Кто … прелюбодействует с женщиною, у того нет ума …
Множеством ласковых слов … увлекла (блудница юношу) …
Тотчас он пошел за ней,
как вол идет на убой, и как пес на цепь…»



(6 и 7 гл)
Прелюбодеяние нечестно, глупо, кощунственно (из-за святости брака), в нем сомнительное минутное наслаждение сменяется горьким разочарованием и несвободой; гораздо мудрее познать радость и утешение в собственном браке, о чем говорится образно и даже с юмором:



«Пей воду из твоего водоема
и текущую из твоего колодезя.
Пусть не разливаются источники твои по улице,
потоки вод — по площадям;
Пусть они будут принадлежать тебе одному,
а не чужим с тобою.
Источник твой да будет благословен,
и утешайся женою юности твоей,
любезною ланью и прекрасною серною;
груди ее да упоявают тебя во всякое время;
любовью ее услаждайся постоянно.
И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею
и обнимать груди чужой?
Ибо пред очами Господа пути человека,
и Он измеряет все стези его».



(5, 15-21).
Конечно, жёны бывают разные, и автор неустанно порицает жену сварливую, а добродетельную восхваляет:



«…цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа ее,
и он не останется без прибытка.
Она воздает ему добром …
во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен,
и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли,
издалека добывает хлеб свой.
Она встает еще ночью
и раздает хлеб в доме своем …
Задумает она о поле, и приобретает его;
от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои,
и укрепляет мышцы свои.
… руку свою подает нуждающемуся …
Она делает себе ковры,
виссон и пурпур — одежда ее.
… Уста свои открывает с мудростью …
и не ест хлеба праздности.
Встают дети — и ублажают ее,
Муж — и хвалит ее:
«Много было жен добродетельных,
но ты превзошла всех их…»
да прославят ее у ворот дела ее!»



(31, 10-31)
Как и в Песни песней, автор прибегает здесь к знакомому нам приему, и мы не можем отделаться от ощущения, что за описанием еврейской женщины встает чей-то величественный женский образ, но на этот раз это не «дщерь Сиона», не Израиль. Это Премудрость Божия, которая в середине книги перестает описываться как необходимое человеку качество благочестия, а неожиданно персонифицируется:



«Не премудрость ли взывает? …
Она становится на возвышенных местах,
при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город:
научитесь, неразумные благоразумию …
У меня совет и правда,
я разум, у меня сила …
Мною цари царствуют
… и вельможи и все судьи земли.
Любящих меня я люблю,
и ищущие меня найдут меня …
плоды мои лучше золота … самого чистого
… Итак, дети, послушайте меня,
и блаженны те, которые хранят пути мои!
… кто нашел меня, тот нашел жизнь»



(8, 1-20, 32, 35).
Так вот кто давал мудрые советы юноше! Это не отец и не мать, это сама Премудрость говорит, та сила, та энергия Божия, которой Он творит и держит мир:



«Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони;
от века я помазана,
от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда … Он не сотворил еще …
начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там …
когда давал морю устав …
я была при Нем художницею,
и была радостью всякий день,
веселясь пред лицем Его …
и радость моя была с сынами человеческими…»



(8, 22-31).
Не потому ли, создав человека, Бог увидел, что «хорошо весьма»? Не потому ли счастлив человек в раю? Он был приобщен к Премудрости Ягвэ, к Божественной Софии. В 9-ой гл. Притчей премудрость приоткрывает о Себе еще одну тайну:



«Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столпов его,
заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу;
послала слуг своих провозгласить … :
«идите, ешьте хлеб мой,
и пейте вино, мною растворенное;
и ходите путем разума…»



(9, 1-6).
В этом фрагменте, пересекающемся и с евангельской притчей о званых на царский пир, и с формулой евхаристического завета ( «приимите, ядите … пийте от нея вси» ) мы уже имеем дело с явным Откровением о Христе и Его Церкви, стоящей на «семи столпах» — семи таинствах. Премудрость — Хокма — София оказывается не просто свойством Ягвэ, в НЗ-ной перспективе — это вторая Ипостась Троицы. Того, Кто будет назван в Евангелии Сыном и Словом, Того, Кем всё сотворено, автор Притчей пророчески называет Премудростью. (И потому можно сказать, что Иисус — это воплощенная София, Премудрость Ягвэ. На древних иконах мы и встречаем изображения царственного Христа с надписанием Господь Иисус Христос София.)
Идея автора оказывается очень глубокой — через воспитание в себе премудрости, включающей благоговение к Богу, мы становимся детьми и причастниками Премудрости как Божьей энергии и Божьей красоты, а затем в перспективе спасения окажется, что Премудрость эта и есть Сам Бог в другом Своем Лице. Т. е. возрастание в премудрости становится путем соединения с Богом! И тогда даже брак становится образом иного союза — обручения праведника с Премудростью. И понятны тогда несколько преувеличенные рассуждения о неизбежной гибели юноши, увлекшегося блудницей ( «дом ее ведет к смерти … никто из вошедших к ней не возвращается» (2, 18-19))– речь идет об образе духовного заблуждения, обручения с блудной и непостоянной моралью падшего мира глупых людей, которые вместо истинного причастия «едят хлеб беззакония и пьют вино хищения» (4, 17).
К книге Притчей тесно примыкают книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, которые и по форме изложения, и по заложенным идеям сходны с Притчами. Автор Премудрости знает уже и о бессмертии души, и о воздаянии за гробом; провозглашая, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведников в руке Божией, и мучение не коснется их» . (2, 23-24; 3, 1), он вносит новый импульс рассуждению о мудрости человеческой и Премудрости Ягвэ. Ревностный законник Иисус сын Сирахов тоже рассуждает о Премудрости, но он отождествляет ее с Законом Моиссевым, т. е. Закон есть для него воплощенная Премудрость.

 

Введение в Ветхий Завет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
 
Притчи Царя Соломона. Глава 29. printButton.png  

solomon.jpg

1) Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

2) Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

3) Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

4) Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.

5) Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

6) В грехе злого человека - сеть для [него, а праведник веселится и радуется.

7) Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

8) Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

9) Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя.

10) Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

11) Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

12) Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

13) Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.

14) Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

15) Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

16) При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

17) Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

18) Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

19) Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

20) Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

21) Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

22) Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

23) Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

24) Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

25) Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

26) Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа.

27) Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Надя, а как ты понимаешь это выражение? Только своими словами поясни, пожалуйста. Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему это должно звучать так:1) Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и  будет ему исцеление.Может опечатка!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В оригинале именно "не будет". Просто само выражение при первом чтении вообще неясно (что такое выя, к примеру). 

Если под "выей" понимать гордость и непреклонность, то все более менее становится понятно. Но что значит "внезапно сокрушится"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выя ,мне кажется,это его сущность,а внезапно сокрушится,мне кажется,раскаится!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже на то... А "выя" имеет несколько значений и вроде бы в писании значит именно гордыню. Иной раз особо заносчивым и гордым говорят иногда "смотри, шею не сломай"...

Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...