Перейти к содержанию

Истины:абсолютная и относительная.


На шпильках

Рекомендуемые сообщения

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной истиной и относительной истиной.

Относительная истина-это знание,которое приближённо и ограниченно воспроизводит действительность.

Абсолютная истина-это полное,исчерпывающее знание о действительности,которое нельзя опровергнуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 185
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • саша7

    66

  • рыбак

    20

  • Елена Волкова

    20

  • PREMAPREMA

    19

Топ авторов темы

Изображения в теме

Абсолютная истина-это полное,исчерпывающее знание о действительности,которое нельзя опровергнуть.

И познать..... )))))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Есть три уровня постижения Абсолютной Истины.Одним Абсолютная Истина открывается как Брахман.безличное духовное сияние,другим-как Параматма,Сверхдуша в сердце каждого живого существа,а третьим-как Бхагаван,Верховная Личность Бога.В"Шримад-Бхагаватам"говорится,что разные люди воспринимают Абсолютную истину по разному."

Свами Прабхупада"В поисках просветления"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ом Саи Рам! Вопрос очень хороший! Все тексты,информация,писания,которые я читал,просто вскруживают голову... Вообщем,я пришел к выводу для себя: А какой такой Абсолютной Истине могу говорить я,если я не знаю,кто я сам! Мне кажеться,что в перувую очередь нужно исследовать себя,а затем разбираться с Истиной.) Ом Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютная истина, относительная истина.... Дать определение истины относительной еще возможно... Дать определение абсолютной истины, по видимому, уже нельзя. Существует Бытие, независимое от нас, независимое от нашего сознания, независимое от наших представлений о нем. Мы можем познавать его посредством нашего разума, посредством наших чувств. Мы как бы проецируем ее в нашем сознании. И вот происходит формирование наших знаний о Бытие. Кстати, это возможно только потому, что по своей сущностной природе мы сами являемся этим Бытием во всей своей Полноте. Поскольку, Бытие включает в себя все... В том числе, и познающего, инструменты познание, и само познание, как таковое. Если бы мы осознавали себя Бытием, то ни о каком познании абсолютной истины не было бы и речи. Ведь, для познания нужен как объект познания так и субъект, который познает этот объект. То есть... Если бы иллюзия, которую создает наш мыслящий ум не мешала бы нам видеть нашу истинную природу, то вопрос о познании истины отпал бы сам собой - поскольку не было бы субъекта, который пытался бы ее познать. Но ум создает иллюзию существования нас самих как субъектов, создает иллюзию нашей отделенности от Реальности. А поступая таким образом, он тут же начинает ставить перед нами вопрос о познании этой реальности. И вот, таким образом мы начинаем ее познавать. Весь тот опыт, который накопило Человечество в этом познании, я бы и определил как относительную истину. Ведь та проекция Бытия которая, например возникает, в моем сознании несовершенна. Несовершенна и та проекция Бытия, которая возникает в сознании любого другого отдельного человека. Ведь наш мыслящий ум, а также наши чувства несовершенны, поскольку они обусловлены нашим прошлым. У каждого они отличаются по остроте, по свежести восприятия. Они обусловлены той культурой, в которой мы выросли, тем опытом, который мы получили в течении всей своей жизни. Но вот, коллективный опыт познания окружающего мира, в о основании которого лежат учения великих мистиков, философов, ученых, как раз таки, наиболее близок к осознанию абсолютной истины, как таковой. Эта картина может развиваться, совершенствоваться... Но она никогда не будет идентичной Абсолютной истине.

С другой стороны... Абсолют... Абсолютная истина... Можно ли говорить об ее существовании? Безусловно. Это все то, что существует. Все Бытие, весь Универсум. Возможно ли ее познание? Нет. Потому, что, как я сказал, для ее познания нужен субъект. В своем бесконечном проявлении и развитии в себе самой, посредством присущим ей качеству ограничения себя самой (иллюзии) она, безусловно, может создавать любое количество субъектов. Но, ни один субъект, как бы он не был совершенен, всегда по своей сути будет ограничен. И потому его познание абсолютной истины никогда не будет соответствовать ей, как таковой. Для того, чтобы познание абсолютной истины стало возможно она должна породить полностью равный ей по совершенству субъект. Но, это невозможно, чисто логически. Потому, что Бытие, включающее в себя все, может быть только одним.

То есть... Ни о каком существовании Абсолютной Истины не может быть и речи. Абсолют на может познавать себя самого, не может и создать субъект равный себе, который мог бы познать его во всей полноте. Невозможно даже дать определение абсолютной истины. Ведь любое определение, уже является актом познания. Тем более любое определение какого либо реального объекта уже ограничивает его, и тем самым, не имеет ни какого соответствия с ним. Любое определение уже имеет "привкус" обусловленного сознания сформировавшего его субъекта.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ом Саи Рам! Вопрос очень хороший! Все тексты,информация,писания,которые я читал,просто вскруживают голову... Вообщем,я пришел к выводу для себя: А какой такой Абсолютной Истине могу говорить я,если я не знаю,кто я сам! Мне кажеться,что в перувую очередь нужно исследовать себя,а затем разбираться с Истиной.) Ом Саи Рам

Разберись, разберись, Алексей. Только, когда разберёшься, может быть такой момент....У тебя нет огнестрельного оружия? Подальше положи и забудь куда. В сумасшедший дом пока не попадал? Когда разберёшься, немножко просто покалбасься на танцах, ну, что-нибудь, пару капель....Психика должна быть в щадящем режиме. А то вдруг увидишь, что ты - никто и ничто..... Никогда никем не был и ничем не являешься. Я -никто и ничто, ничем не было и ничем не являюсь. Даже определение "Я" возникает как первый объект. Чистое сияющее "Я". Душа-невеста.... И....пошло....Пошёл мир множественности. Интерпретации, расстояния, страдание, недостижимость горизонтов... , пути наши....Опять же свет ауры, исходящий из людей и объектов...., небывало интересные вещи и чудесные состояния.....Чего только нет. Это в этом мире существует божественное, потому, что есть верх и низ. Для Бога нет Бога.

Но....почему возникает мысль Я? Что за воля, как побудительная сила, находится в этом "Ничто", которое не имеет имени, а только может быть заявлено как "Я"? Что за огонь скрыт в пустоте без времени и пространства? Ничто и есть этот огонь....?!

Мы приезжали к Саи. Мы, люди, смотрели на Бога. Человек -видение (состояние) -Бог. Субъект -отношение -объект. А если не было и нет этого разделения? Есть лишь такая интерпритация? Каждый день существует такая интерпретация, такая тройственность процесса. И вечное страдающее "Я".

Увидеть мысль "Я" желательно. потому что она как дверь вертушка. Может повернуться, как зеркало, к своему источнику, а не посылать энергию вовне. И....концепции будут рушиться. Трудно. Не факт даже, что сразу получится. Трудно барахтаться там, где нет ни одного убеждения, как твёрдой опоры. Где всё....рушится и становится непривычным. Где ты перестаёшь верить тому, что видишь и думаешь. Где, стиснув зубы, говоришь "Нет" и пинком посылаешь свои мысли на помойку, даже самые взлелеянные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саи Рам.

Мы говорим о существовании бриллианта, когда видим сияние его граней...

Мы говорим о существовании Абсолютной Истины, когда видим сияние обусловленных граней относительных истин...

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы говорим о существовании Абсолютной Истины, когда видим сияние обусловленных граней относительных истин...

Елена как красиво сказано.Я тоже считаю,что Абсолютную Истину можно познать в совокупности с относительными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Невозможно даже дать определение абсолютной истины. Ведь любое определение, уже является актом познания. Тем более любое определение какого либо реального объекта уже ограничивает его, и тем самым, не имеет ни какого соответствия с ним. Любое определение уже имеет "привкус" обусловленного сознания сформировавшего его субъекта.

Ох, разделяешь! Ох, разделяешь относительную истину и абсолютную! Абсолютная истина и породила субъект...равный ей. Абсолютная истина....породила ли ...."субъект," .....равный ей? Думаешь, что-то есть, кроме равенства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какой такой Абсолютной Истине могу говорить я,если я не знаю,кто я сам!

Алексей!!!Как это ты не знаешь ,кто ты?Ты-БОГ!!!Саи Рам!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существует ряд форм истины:обыденная или житейская,научная истина,художественная истина и истина нраственная.В целом же форм истины столько,сколько видов знаний.Признания обективности и познаваемости мира равнозначны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютная истина и породила субъект...равный ей. Абсолютная истина....породила ли ...."субъект," .....равный ей?

Все так и есть! Но, это смотря, что как определить понятие "субъекта". Если под субъектом понимать наше подлинное "Я", то он, безусловно, полностью тождественен Абсолютной Истине, он и есть сама Абсолютная Истина. Породила ли она его? Нет, конечно... Если бы породила, то это бы давало бы возможность существованию одного и того же Бытия во "множестве". Вообще, сама постановка такого вопроса как раз таки и говорит о нашем разделении со своим собственным "Я", которое является единым для всех и полностью тождественно единому Бытию. "Я" не может познавать самого себя, Если человек осознает свою тождественность Бытию, то он "теряет" возможность познавать его. Он просто является им. Но концепция "субъекта" состоит в следующем. Бытие, как таковое, будучи объектом, "вещью в себе" не способна к познанию своей беспредельности, своей бесконечной глубины. А точнее говоря оно может это делать! Потенциально являясь беспредельным оно начинает актуализировать себя в бесконечных, и бесконечно развивающихся в процессе эволюции формах. Оно как бы начинает бесконечно "разворачивать" себя. Хотя, конечно, этот процесс никогда не имел никакого начала. Не будет ему и конца. Этот процесс возможен благодаря присущей Бытию парадоксальной возможности к ограничению себя в формах. Вот таким способом бесконечное Бытие познает себя самое. А поскольку оно бесконечно, то этому процессу никогда и не будет конца. Бытие способно творить "иллюзию". Вот даже сейчас я пишу эти строки, используя иллюзорную концепцию времени. Времени на самом деле не существует. Если копнуть глубже, то как раз таки, существующая иллюзия позволяет нам рассуждать обо всем этом. Если мы превзошли всю иллюзорность нашего обусловленного нашим умом сознания, то у нас бы уже не было бы не вопросов, ни ответов на них. Субъект это наше подлинное Я, отождествившееся с умом.

Бог или Бытие хочет бесконечно познавать , бесконечно любить... Но Бог может познавать себя и любить себя только в субъектах или, иначе говоря, проявлениях самого себя. Грубо говоря, именно поэтому мы все и находимся здесь.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все так и есть! Но, это смотря, что как определить понятие "субъекта". Если под субъектом понимать наше подлинное "Я", то он, безусловно, полностью тождественен Абсолютной Истине, он и есть сама Абсолютная Истина. Породила ли она его? Нет, конечно... Если бы породила, то это бы давало бы возможность существованию одного и того же Бытия во "множестве". Вообще, сама постановка такого вопроса как раз таки и говорит о нашем разделении со своим собственным "Я", которое является единым для всех и полностью тождественно единому Бытию. "Я" не может познавать самого себя, Если человек осознает свою тождественность Бытию, то он "теряет" возможность познавать его. Он просто является им. Но концепция "субъекта" состоит в следующем. Бытие, как таковое, будучи объектом, "вещью в себе" не способна к познанию своей беспредельности, своей бесконечной глубины. А точнее говоря оно может это делать! Потенциально являясь беспредельным оно начинает актуализировать себя в бесконечных, и бесконечно развивающихся в процессе эволюции формах. Оно как бы начинает бесконечно "разворачивать" себя. Хотя, конечно, этот процесс никогда не имел никакого начала. Не будет ему и конца. Этот процесс возможен благодаря присущей Бытию парадоксальной возможности к ограничению себя в формах. Вот таким способом бесконечное Бытие познает себя самое. А поскольку оно бесконечно, то этому процессу никогда и не будет конца. Бытие способно творить "иллюзию". Вот даже сейчас я пишу эти строки, используя иллюзорную концепцию времени. Времени на самом деле не существует. Если копнуть глубже, то как раз таки, существующая иллюзия позволяет нам рассуждать обо всем этом. Если мы превзошли всю иллюзорность нашего обусловленного нашим умом сознания, то у нас бы уже не было бы не вопросов, ни ответов на них. Субъект это наше подлинное Я, отождествившееся с умом.

Бог или Бытие хочет бесконечно познавать , бесконечно любить... Но Бог может познавать себя и любить себя только в субъектах или, иначе говоря, проявлениях самого себя. Грубо говоря, именно поэтому мы все и находимся здесь.

Волк, ты правда думаешь, что ты познаёшь себя? Но это же происходит, да? Что происходит? Окружая себя частоколом самых прекрасных теорий, мы спим внутри них. Они становятся нашей тюрьмой и поют нам колыбельную. Все формулировки целей и задач "Того", "Абсолюта" только на поверхностный взгляд красивы и безобидны. Даже цитаты из Упанишад станут опиумом. Свами говорит:"Всё, что вы видите, всё, что вы слышите, всё, что вы думаете - есть иллюзия Майя. Что касается меня, так я, наверное, взбесилась. Не хочу. Не верю. Потом ещё поговорим, ладно? Сейчас некогда!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Волк, ты правда думаешь, что ты познаёшь себя? Но это же происходит, да? Что происходит? Окружая себя частоколом самых прекрасных теорий, мы спим внутри них. Они становятся нашей тюрьмой и поют нам колыбельную. Все формулировки целей и задач "Того", "Абсолюта" только на поверхностный взгляд красивы и безобидны. Даже цитаты из Упанишад станут опиумом. Свами говорит:"Всё, что вы видите, всё, что вы слышите, всё, что вы думаете - есть иллюзия Майя. Что касается меня, так я, наверное, взбесилась. Не хочу. Не верю. Потом ещё поговорим, ладно? Сейчас некогда!

Привет, Оксана! Я бы сам, наверное, взбесился от такого! Могу тебя заверить - на самом деле, ничего из того, что здесь написано абсолютно не имеет никакого отношения к моей духовной практике, к моей духовной жизни, к моему духовному опыту. Но... Писать о своей духовной жизни, о своем служении Господу я могу только в личке. А что же здесь - спросишь ты? Просто меня заинтересовал вопрос, заданный в этой теме, и я как смог попытался на него ответить. А вот поговорить с тобой мне было бы очень интересно... Так что жду!

  • Супер 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже считаю,что Абсолютную Истину можно познать в совокупности с относительными.

Ежели честно, то для меня все это просто слова... Абсолютность и относительность - это как будто существующее, где одно обеспечивает существование другого, но нет ни того, ни другого. Но создается ощущение, что относительности создают некую завершенность и одновременно бесконечность абсолютности. А абсолютность соединяет все в себе и остается свободной от всего. Дао исчезает в тот миг, когда о нем начинают говорить...:)

Самая же спасительная относительная истина состоит в том, что я ничего не знаю...:) это примерно как у Омара Хайяма:

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! -

Вот последняя правда открытая мной.

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алексей!!!Как это ты не знаешь ,кто ты?Ты-БОГ!!!Саи Рам!!!!

Ом Саи Рам! ДА именно,я могу видеть это сообщение,я могу размышлять над Словами Свами,но все же,дабы не быть лицемером,мне нужно пережить эту Истину,а вот потом,я Поведую вам о Разнице Между Абсолютной Истиной и ОТносительной :wub: Благодарю за Внимание)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разберись, разберись, Алексей. Только, когда разберёшься, может быть такой момент....У тебя нет огнестрельного оружия? Подальше положи и забудь куда. В сумасшедший дом пока не попадал? Когда разберёшься, немножко просто покалбасься на танцах, ну, что-нибудь, пару капель....Психика должна быть в щадящем режиме. А то вдруг увидишь, что ты - никто и ничто..... Никогда никем не был и ничем не являешься. Я -никто и ничто, ничем не было и ничем не являюсь. Даже определение "Я" возникает как первый объект. Чистое сияющее "Я". Душа-невеста.... И....пошло....Пошёл мир множественности. Интерпретации, расстояния, страдание, недостижимость горизонтов... , пути наши....Опять же свет ауры, исходящий из людей и объектов...., небывало интересные вещи и чудесные состояния.....Чего только нет. Это в этом мире существует божественное, потому, что есть верх и низ. Для Бога нет Бога.

Но....почему возникает мысль Я? Что за воля, как побудительная сила, находится в этом "Ничто", которое не имеет имени, а только может быть заявлено как "Я"? Что за огонь скрыт в пустоте без времени и пространства? Ничто и есть этот огонь....?!

Мы приезжали к Саи. Мы, люди, смотрели на Бога. Человек -видение (состояние) -Бог. Субъект -отношение -объект. А если не было и нет этого разделения? Есть лишь такая интерпритация? Каждый день существует такая интерпретация, такая тройственность процесса. И вечное страдающее "Я".

Увидеть мысль "Я" желательно. потому что она как дверь вертушка. Может повернуться, как зеркало, к своему источнику, а не посылать энергию вовне. И....концепции будут рушиться. Трудно. Не факт даже, что сразу получится. Трудно барахтаться там, где нет ни одного убеждения, как твёрдой опоры. Где всё....рушится и становится непривычным. Где ты перестаёшь верить тому, что видишь и думаешь. Где, стиснув зубы, говоришь "Нет" и пинком посылаешь свои мысли на помойку, даже самые взлелеянные.

Ом САИ РАМ) Слава Богу Огнестрельного оружия нет дома) Касательно сойти с ума,то примерно понимаю о чем идет речь. Когда мне делали операцию,после наркоза я поймал такое состояние..... Примерно было так: В уме матрица,матрица... Затем начал растворяться ,как личность,все растворилось,осталось Бытие,больше ничего не ощущалось... Я есьм,покой никаких мыслей,только осознание... Я долго не мог дать определение этому состоянию,начал понимать только,когда начал изучать литературу по адвайте и пытаться медитировать на Я Есьм! Спасибо за внимание) Извиняюсь что пишу не по теме... :clover:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здорово, Лёша! Так мы и приходим к Саи, образно говоря. Вся наша жизнь -приход к Саи, правда? Разве это не по теме, Алексей? Мне кажется, по теме. Хорошо, когда люди делятся подобными вещами. Есть такой стих в Библии - пределы Земли подвешены ни на чём. Мы и есть эти пределы Земли, подвешенные ни на чём. Первый "объект..." -я-мысль. Но ещё ведь это очень облегчённое, в том числе счастливое состояние...когда увидишь. Мы такая обуза для себя! (Р.S. я ещё не просветлена! может. кто-то. не знаю...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

oksana.india

Re: Свами говорит:"Всё, что вы видите, всё, что вы слышите, всё, что вы думаете - есть иллюзия Майя.

из диалогов...

Когда Будда пробудился вмести с ним пробудились камни, земля, растения, животные и все люди...

В. Почему же сейчас, так много людей "спит"?

О. Пока ты спишь ты видишь спящих... это происходит в твоем сне...другие существуют пока существуешь ты...

"пробужденная Жизнь" видит сон как сон... она не видит "других"... только свои проявления в разных формах...

единственный способ исследовать сон... обнаружить его не реальность..."вспомнить" Того(Себя) кто его воспринимает...

Только То Реально и Живо... оно наделяет реальностью все воспринимаемые феномены... Ты должен Быть прежде любого воспринимаемого явления: физ. объектов, звуков, запахов, мыслей, эмоций, ощущений, чувств... Быть раньше... чтобы воспринимать даже свое индивидуальное бытие...

В. почему-то не получается "вспомнить"?

О. Облака мыслей препятствуют этому... для примера возьмем колодец, если в яркий солнечный день мы будем стоять около него мы не увидим звезд...но если мы спустимся глубоко вниз...атмосфера(мысли) нам перестанут мешать и мы их увидим... они всегда были там и только наше суженое восприятие не давало их обнаружить...

мы можем исследовать только то что нами не является(то что мешает истинной природе стать явленной)...через это исследование очарование имен и форм постепенно спадает и наша Суть естественно и самопроизвольно проявляется как Наше исконное достаяние...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надюша, помещаю в эту тему две ссылки по теме топика. Поскольку вопрос о существовании двух истин ближе к философии Махаяны, то уместным будет обратиться непосредственно к буддистам :):

http://garchenrinpoche.com/priroda-buddyi.html

http://www.buddhism.ru/otnositelnaya-i-absolyutnaya-istinyi/

Небольшая выдержка из первой лекции Гарчена Ринпоче о природе ума:

"Касательно двух истин… Относительная истина содержит учения о карме и результате. Закон кармы и результата безошибочен. Например, все великие качества путей и этапов, таких как 6 совершенств, вызваны намерением приносить пользу другим. Это также касается счастья, возникающего по причине добродетели. И, с другой стороны, по причине цепляния за "я", лелеяния своего "я" возникает результат существования в сансаре. Когда все кармы созданы, они приносят результаты. И такова безошибочная природа законы кармы и результата, или причины и следствия. Разные поступки, которые мы совершаем нашим телом и речью, подобны иллюзии, но причина этих поступков, а это различные концепции, существующие в нашем уме, пока они существуют в нашем уме, они остаются семенем для дальнейших поступков. Например, когда семя попадает в землю, оно прорастает, таким же образом, омрачение, все еще существующее в нашем уме после совершения поступка, подобно семени.

Что касается абсолютной истины, то с точки зрения абсолютной истины все феномены сансары и нирваны являются зеркальными проекциями нашего ума. Все эти феномены, созданные нашим умом, составные, поэтому природа всех этих феноменов подобна сну или иллюзии. Итак, ум – это создатель. Когда мы смотрим прямо на природу этого ума, он создает все феномены, его природа предстает пустой. Когда истинная природа ума не распознана, тогда ум смешан с беспокоящими эмоциями, подобно молоку, смешанному с водой. Но когда истинная природа ума распознана, тогда все беспокоящие эмоции осознаются пустыми по своей сути. Когда беспокоящие эмоции осознаны пустыми по своей природе с самого начала, тогда эти беспокоящие эмоции прекращают развиваться в разные поступки. Беспокоящие эмоции перестают более создавать причины сансары. Это то, где рубится корень сансары.

Как сказано, не ищи корень учений Дхармы, но ищи корень ума. Это значит, что сам ум есть корень сансары и нирваны. По своей природе, природа вашего ума, ума будд трех времен и умов всех живых существ в мирах сансары идентичны. Однако, когда это не осознано, тогда ум становится занят беспокоящими эмоциями, и беспокоящие эмоции вызывают разные кармы, и эти кармы приносят результат существования в 6 мирах сансары. Каждая беспокоящая эмоция, вроде привязанности, гнева и т.д. создает результат одной сансары, вроде ада и т.д., шесть миров..."

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саи Рам.

Мы говорим о существовании бриллианта, когда видим сияние его граней...

Мы говорим о существовании Абсолютной Истины, когда видим сияние обусловленных граней относительных истин...

Признания обективности истины и познаваемости мира равнозначны.Но,как отмечал В.И.Ленин,вслед за решением вопроса об обективной истине следует второй вопрос"...Могут ли человеческие представления,выражающие обективную истину,выражать её сразу,целиком,безусловно,абсолютно,или же только приблизительно,относительно?Этот вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной."

(В.И.Ленин.Материализм и эмпириокритицизм.Полн.соб.соч.)

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движения к истине,в движении от незнания к знанию,от знания менее полного к знанию более полному.Постижение истины,-а обясняется это бесконечной сложностью мира,его неисчерпаемостью и в большем и в малом,-не может быть достигнуто в одном акте познания,оно есть процесс.Этот процесс идёт через относительные истины..Можно сказать,что относительная истина-это ступень к истине абсолютной.Относительная истина содержит в себе зёрна абсолютной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движения к истине,в движении от незнания к знанию,от знания менее полного к знанию более полному.Постижение истины,-а обясняется это бесконечной сложностью мира,его неисчерпаемостью и в большем и в малом,-не может быть достигнуто в одном акте познания,оно есть процесс.Этот процесс идёт через относительные истины..Можно сказать,что относительная истина-это ступень к истине абсолютной.Относительная истина содержит в себе зёрна абсолютной.

Ленин выступал с позиции материализма и атеизма. Диалектику создал не Ленин, а Гегель, который, напротив, был идеалистом и глубоко верующим. Давайте же читать Гегеля, а не Ленина!

Возможно, я соберусь написать подробный пост на эту тему. Вкратце же скажу, что вопрос об относительной и абсолютной истине напрямую связан с делением на идеализм и материализм. Материализм (а точнее эмпиризм) дает нам всегда лишь относительную истину. Абсолютную истину нам может дать только лишь идеализм.

К сожалению, советская школа приучала нас к глубокому недоверию и отрицанию идеализма. Неудивительно, если мы начинаем отрицать теперь существование абсолютной истины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движения к истине,в движении от незнания к знанию,от знания менее полного к знанию более полному..

Это замечательно. Интересно, правда, что Ленин в своем вышеозначенном труде разносит в пух и прах агностиков, идеалистов за неклюжесть их философии.:)

Хотя вполне можно сказать, что и диалектический материализм, и идеализм, и агностицизм, и релятивизм - есть те самые относительные истины,из которых (или посредством которых) познается истина абсолютная. Думаю, Ильич разгромил бы наш форум со всеми религиозными (и не очень) измышлениями точно так же:).

Вот бы еще было здорово, если в процессе познания признавать равное право на существование всех возможных относительных истин, не забывая при этом, что все они есть в некотором смысле заблуждения. Особенно те, которых придерживаешься лично ты. Возможно, это расчистило бы дорогу в большей степени, нежели споры и доказывания исключительной верности собственных гипотез, выдаваемых за истину.

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Материализм (а точнее эмпиризм) дает нам всегда лишь относительную истину. Абсолютную истину нам может дать только лишь идеализм.

Сережа, точно так же считали материалисты, говоря и возможности познания "вещи в себе" и объективной истины через диалектический материализм, но никак через идеализм:). Только два слова поменялись местами...

Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...