Перейти к содержанию

Далай-лама: мы слишком большие индивидуалисты


truffan

Рекомендуемые сообщения

10:35 29.12.2012

Далай-лама XIV провел в Дели учения для российских буддистов.

О теме учений, об альтруизме и индивидуализме, добре и зле, любви и привязанности, о том, как лечить тело и ум и бороться с коррупцией в России, он рассказал в интервью журналистке РИА Новости.

post-3438-0-43445500-1357566733_thumb.jpg

Далай-лама XIV («Океан-учитель») Тэнзин Гьяцо — духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, — провел на этой неделе в Дели учения для российских буддистов, на которые съехались более полутора тысяч человек. О теме учений, об альтруизме и индивидуализме, добре и зле, любви и привязанности, о том, как лечить тело и ум и бороться с коррупцией в России, Далай-лама рассказал в эксклюзивном интервью журналистке РИА Новости Ольге Липич.

Ваше Святейшество, сегодня мир ориентирован в основном на индивидуализм и потребительские ценности, а вы выбрали темой учений для российских буддистов в этом году трактат мыслителя VIII века Шантидевы «Бодхичарья-аватара» («Путь Бодхисаттвы») об альтруизме. Вы верите, что реально научить современного человека альтруизму?

— Как полагают эксперты, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, например, экологические проблемы, и, в некоторой степени, глобальное потепление, созданы самими людьми. Многие проблемы, по сути, дело наших рук. В то же время на планете нет ни одного человека, который осознанно хотел бы страданий. Мы слишком много внимания уделяем заботе об индивидуальных интересах, нам не хватает целостного подхода. Мы забываем, что каждый человек является частью общества, частью всего человечества. А ведь благополучие отдельно взятого человека целиком зависит от благополучия всех людей на планете.

Индивидуализм — это следствие неведения, близорукости и узости мышления. Любому — верующему, неверующему или даже атеисту — необходимо понимание реальной действительности. Он должен понимать, что его собственное будущее, его счастье целиком и полностью зависит от состояния всего остального общества. А значит, он не должен пренебрегать общественным благом и думать лишь о себе. Если же человек думает лишь о себе, то это значит, что ему не достает понимания истинного положения дел.

Что касается потребительства, то оно также вызвано недостаточно глубоким пониманием реальности. Материальные ценности и блага могут создать комфортные условия для нашего тела, но не принесут покоя уму. У меня есть друг, он миллионер, очень богатый человек. Но одновременно он очень несчастен и одинок.

Думаю, что многие русские миллионеры, люди, обладающие большими деньгами, глубоко в душе чувствуют беспокойство, находятся в состоянии стресса. Вполне возможно, что из-за этого кто-то начинает злоупотреблять водкой.

Итак, мы видим, что полагаться на одни лишь материальные блага и все свои надежды связывать с материальными ценностями — это ошибка.

Вы даете посвящение Будды Медицины. Что — после этого больше не надо ходить к обычным врачам?

— Я дарую благословение Будды Медицины, но, как видите, у меня самого есть проблемы со здоровьем [смеется].

Почему вы считаете важным это посвящение и даровали его россиянам на учениях в этом году?

— Организаторы попросили меня провести именно этот ритуал. В мою ежедневную практику входят молитвы и медитации, посвященные Будде Медицины, а также начитывание мантры Будды Медицины. Но при этом я забочусь о своем здоровье и выполняю предписания врачей.

Так что следует совмещать духовную практику и заботиться о своем физическом здоровье.

Здесь я хотел бы отметить важный момент. Я считаю, что истинный "Будда Медицины" — это умиротворенное состояние ума. Современные научные данные свидетельствуют о том, что умиротворенное состояние ума играет ключевую роль в поддержании физического здоровья человека. Недаром мы говорим: здоровый ум — здоровое тело. Если ум подвергается слишком большому стрессу, то, в конечном итоге, это разрушительно сказывается на здоровье нашего тела.

post-3438-0-20022100-1357566734_thumb.jpg

- А в чем особенности тибетской медицины?

— Тибетская медицина — это своего рода синтез индийской аюрведической медицины, древних медицинских традиций Персии и Китая с местной тибетской медициной. Если я не ошибаюсь, тибетская медицина в том виде, в котором она существует и по сей день, появилась в VIII — IX веках, когда под покровительством тибетского царя Трисонга Децена в Тибете было созвано то, что сегодня мы назвали бы международной медицинской конференцией, в которой принимали участие врачи и ученые из Индии, Персии, Китая и собственно Тибета.

Тибетскую медицинскую систему отличает целостный подход [к лечению болезней]. Она заботится не только о физическом, но и об умственном здоровье. Кроме того, несмотря на то, что в тибетской медицине применяются некоторые препараты животного происхождения (рога, например), в ней никогда не проводятся опыты над животными. Так что с этой точки зрения можно сказать, что тибетская медицина основана на ненасилии.

В наши дни многие духовные лидеры обеспокоены тем, что стираются традиционные представления о различии добра и зла, особенно на современном Западе, снижается уровень традиционной нравственности. Как быть нравственным с буддийской точки зрения в отсутствии понятий абсолютного добра и абсолютного зла?

— Любое действие, приносящее радость, счастье, чувство комфорта на короткий или на длительный срок, будет для нас положительным. Наши собственные чувства — это единственный критерий, по которому мы определяем, что хорошо, а что плохо. Мы все стремимся к счастью, хотим испытывать чувства радости и удовлетворения, а значит, воспринимаем эти чувства как положительные. Мы не хотим страдать или испытывать боль, следовательно, эти чувства для нас отрицательные. Одна и та же пища для кого-то может быть полезна — и он назовет ее хорошей, а для другого она вредна — и он назовет ее плохой.

С точки зрения буддизма все относительно. Например, если посмотреть на пальцы руки, можем ли мы сказать: длинный или короткий наш безымянный палец? Нет такого понятия, как независимо ни от чего абсолютно длинное или абсолютно короткое. Чтобы ответить на вопрос о том, длинный палец или короткий, мы должны прибегнуть к сравнению. Если сравнивать безымянный палец с мизинцем, то мы скажем, что он длинный, а если со средним пальцем, то мы скажем, что он короткий. Таким образом, нет чего-то, что само по себе было бы коротким или длинным. Точно так же нам понадобится сравнение и для того, чтобы сказать о чем-то, что это хорошо или плохо. Если при определенных обстоятельствах что-то представляется нам хорошим, то в другой ситуации то же самое явление может оказаться плохим.

В индийской традиции этика не обязательно привязана к религиозной вере. Понятие секулярной, светской этики без опоры на религию зародилось в этой стране более тысячи лет назад. На днях я прочитал в одной индийской газете, что из семи миллиардов человек на планете один миллиард называют себя неверующими. Эти люди тоже хотят жить счастливо и имеют на это право. Один миллиард человек — это очень много. Если эти неверующие люди начнут вести себя неподобающим образом, то от этого пострадаем все мы.

Из оставшихся шести миллиардов людей, которые предположительно являются религиозными, большую часть нельзя назвать верующими в настоящем смысле слова. Я думаю, многие из этих людей не верующие. Много зла совершается во имя религии. И те, кто за этим стоит, едва ли истинно верующие. Для них религия — это ритуал, церемония, часть культуры. Я всегда говорю, что если к религии не относиться со всей серьезностью и искренностью, то она может стать для нас школой лицемерия, которая учит, произнося правильные слова, совершать дурные поступки.

В буддизме привязанность считается одним из «трех ядов ума», в том числе привязанность к любимому человеку или к собственному «я», эго. Что вы понимаете под привязанностью и как отделить ее от любви и заботы?

— Если мы любим только тех, кто любит нас, то это привязанность. Стоит человеку переменить свое отношение к нам — и вот уже в нас появляются гнев или ненависть. В такой близости, заботе и доброте очень много предвзятости. Они неразрывно связаны с нашим «я». Мы говорим «мой друг». А если есть «мой друг», обязательно появится и «мой враг». Если мы делаем упор на слове «мой», то человека с иными взглядами мы автоматически назовем врагом.

Нам необходимо воспитывать в себе заботу о других, основанную на понимании единства всего человечества. Мы должны говорить себе: все эти люди, так же как и я, стремятся к счастью и не хотят страдать. Однако же на долю каждого из них выпадают трудности и страдания. Понимая это, мы должны взращивать в себе заботу об окружающих, как бы они к нам ни относились. Это и будет подлинным состраданием без привязанности.

Прийти к такому состраданию и чувству родства можно только в результате тренировки, логических размышлений. Доброта, смешанная с привязанностью, от природы присуща не только людям, но и животным. Но есть и другой тип доброты, для которой не важно, друг перед нами или недоброжелатель: он такой же человек как и мы, тоже стремится к счастью. Если, понимая это, мы заботимся о нем, то это истинное сострадание. И развить его нам по силам.

Единство всего человечества — вот, что крайне важно. Другие — такие же люди, как мы. Нам нужно расширить понятие «мы», чтобы оно вобрало в себя все человечество. Вот я — тибетец, и если в понятие «мы» я стану включать только тибетцев, то всех, кто не попадает в эту категорию, буду воспринимать как чужих. А вы, живущие в России, наверное, думаете о себе «мы русские». Но нужно, чтобы в понятие «мы» вы включали всех людей, живущих на планете, все семь миллиардов человек. Тогда уже будет не важно, кто мы: американцы или европейцы, японцы, китайцы или монголы. Эти различия уйдут.

Возможно ли достичь просветления и сохранить индивидуальность, эмоции — все то, что делает одного человека отличным от другого в обществе?

— Да. У того, кто испытывает подлинное сострадание, могут возникать очень сильные эмоции, даже слезы. Но эти эмоции появляются не бесконтрольно — они результат длительной тренировки и размышлений, и их можно назвать положительными.

И наоборот, эмоции, присущие нам от природы, возникающие в силу предвзятого сострадания, можно называть отрицательными. Они появляются спонтанно, рефлекторно, мы о них не задумываемся, и они не требуют особой тренировки.

Истинное же сострадание нужно воспитывать. И здесь неважно, верующий вы человек или неверующий. Нужно лишь опираться на здравый смысл и больше размышлять. Тогда у вас это получится. По моим наблюдениям, современных выдающихся ученых, мыслителей отличает чувство интернационализма. Они не делают различий между своей страной и другими странами. Как видите такой настрой можно развить в себе, если обладать знаниями и прилагать усилия.

post-3438-0-71532100-1357566734.jpg

Известно ли вам о политической акции нескольких девушек в главном православном храме России?

— Если позволите, я воздержусь от комментариев, так как не знаю всех подробностей. Но если вам действительно интересно узнать мое мнение, то пригласите меня в Москву! Я бы провел там какое-то время, чтобы изучить все обстоятельства, и тогда смог бы что-то сказать по этому поводу.

А когда, как вы надеетесь, ваше беспрецедентное решение сложить с себя все полномочия политического лидера Тибета, реализованное весной прошлого года, позволит вам посетить Москву?

— Знаете, я посещал Россию еще во времена Советского Союза, в 1979-м. Почему-то при авторитарной коммунистической власти я мог приезжать, а теперь, когда Россия стала свободной, мои визиты вызывают затруднения. Это сложно понять.

Российские буддисты надеются, что вскоре все же визит осуществится, даже собирают подписи в его поддержку.

— Конечно, он осуществится. В Российской Федерации большое сообщество буддистов [традиционные буддийские регионы Бурятия, Забайкалье, Калмыкия, Тува]. Буддизм для России не новое явление, россияне исповедуют буддизм на протяжении многих поколений. Кроме того, у российских буддистов тесные отношения с Тибетом и с институтом Далай-лам. Это ощущается даже в современном поколении, которому на эмоциональном уровне очень близок тибетский буддизм.

Со своей стороны, я тоже озабочен благополучием российских буддистов. Как известно, у моего предшественника, 13-го Далай-ламы, были отношения с Россией, с тогдашним царским правительством. И я тоже чувствую эмоциональную связь с Россией. В то же время, я не хотел бы причинять какие-либо неудобства российскому правительству и руководству.

Вы знаете, что в России многие люди, не исповедующие буддизм, интересуются вашим учением, его философией?

— В Калмыкии я познакомился с епископом Зосимой [бывшим правящим архиереем Элистинской и Калмыцкой епархии]. Мы с ним стали хорошими друзьями. У меня много друзей среди христиан, мусульман, индуистов и неверующих. Между нами нет ни различий, ни барьеров, ведь все мы прежде всего обычные люди.

С падением Советского Союза и началом демократии в России начался и рост коррупции и разрыва между богатыми и бедными. Как, на ваш взгляд, бороться с этим злом?

— То же самое можно сказать и про Индию. Это свободная, религиозная страна, однако в ней остро стоит проблема коррупции.

Это очень печально. Коррупция — это следствие отсутствия самодисциплины. Самодисциплина должна опираться на нравственные и этические принципы. Например, перед вами открывается возможность, но вы понимаете, что, воспользовавшись ею, вы окажетесь вовлечены в деятельность, связанную с коррупцией. Тогда, опираясь на нравственные принципы, вы осознанно воздержитесь от такого поступка. Это единственный способ побороть коррупцию. Правоохранительные органы и другие учреждения одни с этой задачей не справятся.

http://www.ria.ru/interview/20121229/916632263.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Мы слишком много внимания уделяем заботе об индивидуальных интересах, нам не хватает целостного подхода. Мы забываем, что каждый человек является частью общества, частью всего человечества. А ведь благополучие отдельно взятого человека целиком зависит от благополучия всех людей на планете.»

То же самое говорит и Свами, упоминая, что каждый из нас живет для других:

« Каковы люди, такова и страна. Если сегодня положение дел в стране оставляет желать лучшего, значит, несовершенны человеческие умы- и это отражается на состоянии всей страны….

..Человек, наслаждающийся любимым блюдом , мгновенно откажется от еды, если ему сообщат , что его сын попал в автокатастрофу, и тот же человек , узнав о серьезной болезни жены, будет готов истратить все свои деньги или даже оставить работу и находиться в больнице ради ее спсаения. Мы видим – человек, уверенный в том, что он живет для себя, в равной степени живет и для своей семьи. Кроме того, человек, живущий ради себя и ради своей семьи рано или поздно задается вопросом о своей роли в обществе. Без общества не может быть и семьи. Только когда и в других семьях, живущих по соседству. воцарится благополучие, тогда и его семья сможет жить спокойно и счастливо. Если деревне грозить опасность, то и семья, как частица всей деревни, будет подвержена этой опастности. То же самое можно сказать и про тело: если поранить одну из его частей, то страдать будет все тело. ( « Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху» Принцип Соответствия Гермеса Трисмегист, рыбак). Наше тело в полном порядке, лишь тогда, когда целы все его части. Человек счастлив только тогда, когда в порядке его тело, то есть все его части и органы. Только в том случае, когда общество, состоящее из множества отдельных личностей, счастливо, тогда человек осознает, что и его семья, и ее члены тоже счастливы. Отсюда становится ясно, что наше счастье определяется благополучием и счастьем всех людей»

Шри Сатья Саи Баба « Летние Ливни в Бриндаване 1974»

«Здесь я хотел бы отметить важный момент. Я считаю, что истинный "Будда Медицины" — это умиротворенное состояние ума.»

Кто бы сомневался! Здоровый дух (ум) имеет и здоровое тело .А вовсе не наоборот!

«Наши собственные чувства — это единственный критерий, по которому мы определяем, что хорошо, а что плохо.»

Каждый из нас имеет индивидуальную мораль в качестве мерила добра и зла, вместо общей для всех нравственности, определяющей дхарму и адхарму.

«Например, если посмотреть на пальцы руки, можем ли мы сказать: длинный или короткий наш безымянный палец? Нет такого понятия, как независимо ни от чего абсолютно длинное или абсолютно короткое. Чтобы ответить на вопрос о том, длинный палец или короткий, мы должны прибегнуть к сравнению. Если сравнивать безымянный палец с мизинцем, то мы скажем, что он длинный, а если со средним пальцем, то мы скажем, что он короткий. Таким образом, нет чего-то, что само по себе было бы коротким или длинным. Точно так же нам понадобится сравнение и для того, чтобы сказать о чем-то, что это хорошо или плохо. Если при определенных обстоятельствах что-то представляется нам хорошим, то в другой ситуации то же самое явление может оказаться плохим.»

Принцип Полярности Гермеса Трисмегиста во всей Его красе!

«Единство всего человечества — вот, что крайне важно. Другие — такие же люди, как мы. Нам нужно расширить понятие «мы», чтобы оно вобрало в себя все человечество.»

Единство всего человечества есть лишь частный случай проявления единства всего сущего, основанный на вездесущности Бога!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно еще долго комментировать выступление Далай-ламы. Но вот хотелось бы отдекльно остановиться на двух моментах.

"Возможно ли достичь просветления и сохранить индивидуальность, эмоции — все то, что делает одного человека отличным от другого в обществе? "

В одном вопросе корреспондента смешаны несовместимые вещи. Уважаемый Далай-лама не стал останавливаться на первой части вопроса, ибо ответ на нее зависит от духовности, меры Сути каждого из нас. Вторую часть оставим без комментариев.

А вот что делает нас индивидуальными, вернее в чем проявляет себя наша индивидуальность? На мой взгляд это индивидуальная мораль в отличии от общей для всех нравственности. Позволю себе привести свою статью годовалой давности на эту тему размещенную на других площадках.

"А почему аборигены съели Кука?

А почему , собственно? И какая такая наука должна дать на этот вопрос вразумительный ответ. Эта наука –этика , но она заблудилась в трех соснах Нрав-ственности, добра и зла. Вот как определяет мораль и нравственность БСЭ ( Большая Советская Энциклопедия):

«Мораль (лат. moralis -нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения);

(* т.е. мораль и нравственность, по определению из БСЭ, являются синонимами).

… Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них…»

Вот в этом–то и сокрыт корень зла. За все время своего существования человечество так и не вняло своим Учителям и до сих пор не может отличить Нрав-ственность от морали.

Мораль это индивидуальное наше мерило добра и зла. Это мерило отражает нашу меру Сути , с которой мы приходим в этот мир. Эта мера Сути есть смесь , коктейль из меры понимания нами Истины и меры нашего заблуждения относительно Ее. Мера нашего заблуждения относительно Истины может называться мерой влияния на нас приРоды, мерой Диавола. Это Диавол нашептывает нам , что хорошо , что не очень , а что и вовсе дерьмо с нашей индивидуальной точки зрения. Вот поэтому мораль, как мера влияния на нас Диавола обосновывает, подводит опору под гнусные дела наши.. Мораль считает нормальным съесть другого-чуждого нам человека, поскольку у него иной цвет кожи, иной овал носа или иной образ мысли. «На кол его!»- кричат воинствующие псы разных мастей. «Съесть , сожрать или по крайней мере удавить» «Нет человека –нет проблемы!»- это все гримасы морали.

Жизнь по понятиям, законы и конституции государств есть в большей степени отражение общественной морали, как меры деления на добро и зло, диктуемые нам Диаволом , но не Богом.

Нравственность же категория совсем другого Плана. Она от Бога и дана нам , как норма поведения. Смотрите, мы говорим Нрав-ственность, а на санскрите есть понятие Варн-а, Варн-а Дхарма . Это нормы поведения для различных групп:

» Варна-дхарма определяет обязательства и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей.»

Эти нормы поведения исходят из Заповедей Господа таких как Нагорная Проповедь.

Но Варна –Дхарма это составляющая часть Дхармы, которую должно соблюдать все сущее. Камень тысячелетия возлегающий на берегу лесного озера есть Праведник , которому стоит поклониться и поучиться исполнению им его дхармы – дхармы для данной формы и имени. Лев , пожирающий свою жертву, также поступает по своей дхарме , а значит и ведет нравственный образ жизни. А вот людоеды из племени «мням-мням» еще не оправились от пребывания в животном царстве и поэтому попутали нравственность этого царства с моралью человеческого облика. То что является нормой, Нрав-ственностью для хищника, не приемлемо с точки зрения Нрав-ственности для человеческого сообщества. Но беда –то в том , что аборигены , съевшие Кука, не одиноки в своих диавольских заблуждениях . Современные воинствующие псы всех мастей , о которых говорил Иисус, готовы сожрать инакомыслящего только за то , что он осмелился высказывать что-то , выходящее за рамки их узколобых , животных представлений. Но « Устрашусь ли чего, коли верую?»

А почему, собственно, этика не может, не в состоянии разделить мораль и нравственность? Все дело в том, что граница между ними пролегает в со-Знании каждого из нас индивидуально. Это граница между умом и Разумом, между логикой и парадоксом, между мнимым и Реальным. Поэтому и нет общей для всех границы между моралью и нравственностью. Но что же такое Нрав-ственность? В индуизме ей соответсвует понятие Дхармы во всех ее аспектах. В нашем праязыке ее синонимом выступает Праведность

Праведность несет на себе двойную нагрузку. Она означает правильное ведание-Знание и право на ведание-Знание. Это Право принадлежит Знатным-тем , кто Знает. Право это еще и ответственность.

Одно из значений Дхармы называется Рита. Это единство мысли, слова и дела. Нравственное, праведное поведение предполагает ответственность за единство мысли, слова и дела. Иначе наши дела станут адхармой и скатятся на рельсы морали.

Праведное поведение и отношение к жизни принадлежит праведникам, по-движ-никам Господа, вслед за Иисусом совершающим по-двиг духовного постижения.

Праведником можно стать только, если за-служ-ишь это состояние со-Знания. Иначе можно сказать, что праведник это тот, кто на протяжении долгого путешествия по жизням был Слугой Господа. Но Праведник уже не Слуга, а Посланник Господа. Ему остался последний по-двиг , чтобы вслед за Иисусом сказать « Я и Отец Мой Одно!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

— Возможно ли достичь просветления и сохранить индивидуальность, эмоции — все то, что делает одного человека отличным от другого в обществе?

Мне кажется, что возможно достичь Просветления и сохранить индивидуальность, так как Вырабатываемые Нами (Частичками Господа-Бога-Духа-РазУма) "отделёнными" Умами - мысли и делаю нас отличными друг от друга в обществе! (ведь эмоции - это, всего лишь, мысли на то или иное событие!)

Ом Саи Рам! :)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мысли существуют отдельно от нас . Мы лишь используем их в своей жизни. Каков характер , как проявление накопленного нами духовного опыта во всех предыдущих воплощениях, таковы и мысли. Наш разум ( будхи) в состоянии и обязан контролировать их качество - качество ума. Характер , как внешнее выражение нашей индивидуальной меры Сути , делает нас отличными друг от друга. Характер использует мораль в качестве индивдуального мерила добра и зла. Ум можно назвать слугой разума. Поэтому именно разум (будхи) контролирует качество ума (манаса)

А насчет сохраненной индивидуальности при Просветлении можно сказать , что в индуизме существуют Три основных духовных школы . Об это много говорит Свами . И каждая школа стоит на своих позициях. Поэтому нисколько не критикуя позицию других , я придерживаюсь адвайты Шанкары.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что возможно достичь Просветления и сохранить индивидуальность

Саи Рам!

Полагаю, что видимость индивидуальности (просветленного) сохраняется только для обусловленного сознания "внешних зрителей"... Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен , Леночка! Если нам посчастливится встретить на своем жизненном пути авадхутту , то мы даже не поймем, кого послала нам судьба. Мы увидим перед собой обычного с виду человека. А он в свою очередь не увидит нас в качестве индивидуальностей, ибо видит лишь Единое , лишь "единое движение Природы" ( Лао-цзы ). Его сознание вышло за пределы восприятия физических органов чувств и ум более не навешивет ярлыков определений на отдельные вещи, ибо он превзошел и ограничения ума. Его мир находится внутри его собственного сознания. И ничто внешнее уже не способно поколебать , вывести из равновесия его созерцательного внимания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сашенька, мне кажется, у тебя идеализированный образ просветленного.

Нисаргадатту, к примеру, выводили из себя даже просто глупые вопросы посетителей.

Личностные качества остаются те же,

но сама личность исчезает - за пределы даже "Я есть".

(конечно, условно, потому что она и не появляась никогда :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В том то и дело, что мы продолжаем видеть его как все еще человека со всеми возможными проявлениями человеческих реакций: гнева, раздражения, печали или радости, и пр. Но он уже не таков... Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно. Божественность проявляет Себя по-разному в зависимости от ситуации. Если не ошибаюсь,Ширди Саи Баба гонял своих предых палкой и ругал по чем зря.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. Если не ошибаюсь,Ширди Саи Баба гонял своих предых палкой и ругал по чем зря.

рыбак,ты не ошибаешься,это точно!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сашенька, мне кажется, у тебя идеализированный образ просветленного.

Нисаргадатту, к примеру, выводили из себя даже просто глупые вопросы посетителей.

Личностные качества остаются те же,

но сама личность исчезает - за пределы даже "Я есть".

(конечно, условно, потому что она и не появлялась никогда :))

Сама личность — то есть эго человека — всегда была и остается с ним. Эго — это неотъемлимое свойство человеческого тела. Тело не может выжить без эго. Эго умирает вместе со смертью физического тела.

Выражение «эго не существует» — лишь направление движения. Человек начинает с того, что считает эго собой и не оставляет в себе места Божественному. В конце пути человек полностью отдается Божественному началу, а эго не имеет никакой власти. И тогда человек может сказать, что «эго не существует» потому, что эго не существует без физического тела, а если мое эго не имеет власти над моим телом, то где тогда оно?

Но оно не исчезло. Не исчезли чувства, эмоции, мысли... Они продолжают быть. Только теперь они не имеют власти надо мной. Я чувствую боль и радость, но они не влияют на мои поступки. В мою голову по-прежнему залетают случайные мысли, но они уже не в состоянии увлечь меня своим круговоротом.

Когда я вижу других людей, ждущих от меня проявлений моего эго, я даже могу позволить ему проявиться. Я могу «рассердиться», «огорчиться», «расстроиться». Почему я беру эти слова в кавычки? Потому что эти эмоции на самом деле не затрагивают меня. Они есть во мне, но по-другому. Я вижу свои эмоции также холодно, не вовлекаясь, как эмоции актера в кино. Не они ведут меня, а наоборот, я позволяю им проявиться пока вижу это целесообразным. Я остановлю их в любой момент, как только мне это перестанет быть нужным.

Если хотите увидеть разницу, смотрите на просветленного в момент, когда он прекращает проявление эмоций. Вы увидите, что он по-прежнему находится в состоянии спокойной радости. Произошедшее проявление гнева или какой-то другой эмоции никак не затронули его, не оставили никаких следов.

Однажды моя знакомая в индийском аэропорту долго ждала пока ее обслужат, но местные люди ее мягко отталкивали, просачивались ближе и пролезали один за другим перед ней без очереди, а она оставалась на своем месте. Поняв, что вежливость здесь не работает она устроила скандал. Она с гневом закричала на весь зал, что это хамство, что ее не замечают и не обслуживают. Уже через секунду толпа расступилась и служащая обратилась к ней. И тут гнев в ней испарился без следа. Она продолжила общаться спокойно, светясь изнутри радостью и спокойствием.

Знакомая, о которой я говорю, еще не просветленная. Она работает бизнес-тренером и преданная Саи Бабы. Мне кажется, что ее отношение к собственным эмоциям — это уже большой шаг на пути к просветлению и показывает, что такое просветление.

Поэтому я бы хотел поправить Махапрему в процитированном отрывке. не «выводили из себя». Ничто не может вывести просветленного из себя. Но просветленный может позволить себе любые проявления эмоций если это зачем-нибудь нужно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть известная притча Свами. Около одной деревни жил старый садху и местные мальчишки все время дразнили и обижали его. Однажды мимо проходил другой садху и, увидев такое поведение мальчишек, превратился в грозного змея. Мальчишки в испуге разбежались и более не досаждали местному старцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...