Перейти к содержанию

На шпильках

Рекомендуемые сообщения

3 часа назад, мудрец сказал:

А как Вам такие ступени Развития Просветлённости:

1) "Я - ничто" - для человека, желающего снять с себя ответственность за происходящее, облегчить свое состояние. 

2)  "Я верю, что все происходящее -  от Бога, Им попущено, предназначено  в т.ч. и для моего обучения/ исправления" - ИндивидуУм начинает понимать, что его поступки, все-таки влияют на его же Судьбу.

Полагаю невозможным духовное развитие человека без предваряющей стадии созревания его как личности.  Ни в жизни не видела, ни в психологии такого не встречала. Это все равно, что из стадии "семечки" у будущей розы пытаться получить сразу стадию "бутон", минуя  развитие стебля и листьев.

Человек -  существо развивающееся. Всякое же развитие имеет свои закономерности, нарушение которых ни к чему хорошему не приводит. Мы можем, конечно, ребенку с 2-3х лет пытаться внушать, что "ты - ничто", "ты сам ничего не сможешь" ,"у тебя самого ничего не получится", но при таком подходе мы получим лишенную всякой воли и инициативы инфантильную личность (психологами этот вопрос досконально изучен на практике), а отнюдь не предавшегося Богу человека. Поэтому и у Свами так много высказываний, обращенных к студентам, о необходимости развития уверенности в себе (наряду с необходимостью послушания родителям, старшим, Гуру, Богу).

Вместе с тем известно, что взрослым  людям иногда приходится проходить через полосу событий, которые будто бы доказывают им, что от них вообще ничего не зависит, что их усилия, какими бы они настойчивыми ни были, оказываются бесплодными. Это уже другая ситуация. Так по обыкновению Бог сигналит о Себе, о Своем Существовании, о Своей Воле, о Своем Промысле относительно человека. Но такой опыт мы крайне редко можем видеть у совсем молодых людей, детей и подростков. Перед ними Жизнь ставит пока другие задачи - формирование личности.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 294
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    65

  • Елена Волкова

    56

  • Алина

    39

  • Svetlana Sh

    26

Топ авторов темы

Изображения в теме

по моему скромному мнению...утверждения типа :""я ни что".."или на все Божья воля"..и пр." хороши именно тога когда надо смиряться...как формы самовнушения....ну и для профилактики то же...по себе знаю...когда плохо, еще и не то споёшь... молитвенная практика на этом во многом построена....ну или как-то так...

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.03.2018 в 14:52, мудрец сказал:

1) "Я - ничто" - для человека, желающего снять с себя ответственность за происходящее, облегчить свое состояние.

2)  "Я верю, что все происходящее -  от Бога, Им попущено, предназначено  в т.ч. и для моего обучения/ исправления"

1) -  смирение;  2) - принятие

Смирение - это покорность, готовность подчиниться не сопротивляясь..

Принятие - это отношение к уготовленному судьбой  без заносчивости, тщеславия при благоприятном исходе и без уныния при неблагоприятном.

Если вспомнить, что Свами учил "сражаться до конца" (за свою человечность и освобождение), то можно предположить, что  "смирение" у Свами имеет смысл "принятия".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ещё и третья ступень - Просветлённость. (Понимание, что Все Мы - Частички Бога.)

Ом Саи Рам. :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.03.2018 в 12:53, Svetlana Sh сказал:

Мне вообще представляется, что смирение - это не та категория, которая характеризует отношения между человеком и человеком. Смирение - это то, что возникает в отношениях между человеком и Богом (Учителем, духовником) и выражается в послушании, покорности, предании своей воли Ему.

Склонение головы перед человеком - великим, или равным, или "непонимающим" (совершенно без разницы) - скорее, относится к категории человекоугодничества со всеми вытекающими последствиями такового.  Нет такой заповеди "отмени волю свою перед миром", есть другая, к реализации которой стремятся все ищущие Бога "познать волю Бога и исполнить Ее". Человекоугодничество - грех, в то время как смирение - это духовная добродетель и Божий Дар.

Саи Рам

Смирение - понятие многогранное. И, конечно же, это не усвоенная манера наигранной учтивости. Может быть смирение перед обстоятельствами, смирение перед физической немощью и т.д. Такое смирение даётся чаще не столько усилием, сколько самой неизбежностью происходящего. Человеческие отношения - есть неотъемлемая часть жизни, где стяжается одна из граней подлинного смирения, где даётся оно усилием над собой. Речь не о человекоугодничестве, а именно о смирении как усекновении той "своей" воли, что продиктована гордыней и сравнением себя с другим, с отделением себя от него.

Стоит только однажды попробовать по-настоящему искренне склонить голову перед человеком (любым, особенно перед тем, кого считаешь недостойным или невежественным), и невозможно не уловить ту освобождающую благодать, что даруется Богом в ответ на это "склонение головы". Освобождающую от своеволия, от ощущения "лучшести" и избранности. Бог ведь неотделим от человеков, так отчего же делить нам смирение перед Богом как отличное от смирения пред иным человеком? В смирении слышно слово "мир". Так с миром принимая "другого", учимся этому непрерывному Шанти внутри. И совсем не значит это пренебречь смирением перед долгом следовать тому, что предписывают духовно-нравственные постулаты. Это не значит пренебречь дхармой, то есть праведностью или законом. Склонив голову перед Господом в другом человеке и перед Его Волей, приходящей через него, можно равнозначным образом смиренно следовать долгу защищать Дхарму, слабого и обиженного, Отечество...или даже Бога, если имеешь дело с богохульством. Ты принимаешь вызов мiра с ощущением Мира внутри, ты склоняешь голову перед Промыслом Божиим...и действуешь согласно тому, что велит тебе совесть. Как писал преподобный Анатолий Оптинский, "смирись перед Богом. Смиряйся по силе и пред людь­ми. Не зазирай никого. А проштрафишься — сейчас кай­ся: Господи, прости! Господи, помилуй! Господи, помоги!"

 С миром принимать - значит принимать с любовью и благодарностью Богу, произволение Которого через каждого приходящего в жизнь человека исцеляет и спасает.

Ом Шри Саи Рам

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.03.2018 в 12:35, dar сказал:

Мы можем предполагать, что через этого человека Бог нас учит смирению, терпению, правильному реагированию в сложных ситуациях (например, сквернословящему доступным способом донести, что общение в таком ключе с вами не приемлемо).

Смирение перед красотой, мастерством, божественными качествами и непримиримость перед проявленными асурическими качествами - в этом я вижу следование дхарме. Внутренне мы можем преклоняться перед Богом в человеке, но внешне на его адхармические действия реагировать соответствующим образом, порицанием или др. способом.

Саи Рам

Тяжело ли смиряться перед красотой или божественными качествами? Даже смирением это трудно назвать, мне кажется. Это скорее радость и наслаждение даром приобщения к таким возвышенным проявлениям Всевышнего... 
Непримиримость не к чужим, а к своим асурическим качествам - вот какая непримиримость даруется смирением к "внешнему", требующим серьёзного усилия от нас. Хамство внешнее есть всегда отражение нашего внутреннего скрытого хамства, как и иные адхармические действия, приходящие извне. Чаще всего так бывает, что наша реакция на них не заставляет себя ждать: мы вступаем в тот самый праведный бой. Но что у нас внутри? Усомнились ли мы хоть раз в том, что наша нечистота притянула внешнюю нечистоту? Оттого и говорится старцами - укоряй себя прежде всего и учись любить...особенно врага своего, ибо что за добродетель любить друга?
Ом Саи Рам

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Елена Волкова сказал:

Речь не о человекоугодничестве, а именно о смирении как усекновении той "своей" воли, что продиктована гордыней и сравнением себя с другим, с отделением себя от него.
Стоит только однажды попробовать по-настоящему искренне склонить голову перед человеком (любым, особенно перед тем, кого считаешь недостойным или невежественным), и невозможно не уловить ту освобождающую благодать, что даруется Богом в ответ на это "склонение головы". Освобождающую от своеволия, от ощущения "лучшести" и избранности. Бог ведь неотделим от человеков, так отчего же делить нам смирение перед Богом как отличное от смирения пред иным человеком?

Соглашусь. Если человек движим спесью и соревнованиями с другими "кто круче", то отказаться от своего произвола хоть перед кем-нибудь будет, вероятно, шагом вперед.  Чем же такое смирение отличается от человекоугодия? Очевидно, что по мотиву. И чем дальше этот мотив будет отстоять от себя, от эгоистической заинтересованности, а также будет направлен на Божественную правду, тем больше в нем будет от смирения. 

Употреблять слово "смирение" в отношениях между человеком и человеком мне видится уместным, только если речь идет об иерархии отношений ("младший"-"старший"), установленной в писаниях и/или законах государства:  дети подчиняются родителям, жена - мужу, подчиненный - начальнику, граждане - правителю,  ученик - Учителю. При этом тоже важен мотив. Если "Бог так заповедал" - это смирение; если получить побольше выгоды для себя, или из-за страха, то человекоугодие. Примечательно и то, что эти дхармические предписания не носят абсолютного характера, в определенных ситуациях перестают работать и имеют свои (сва)дхармические исключения.

Если речь идет об отношениях между "равными" (друзьями), то смирение в понимании "послушания, принятия воли" друга представляется неуместным (в таких отношениях - другие задачи). Как и в отношениях с "младшими", о которых "старшие" призваны заботиться: можно ли представить себе, что родитель  смиряется перед ребенком, или учитель перед учеником, или начальник перед подчиненным? Неловкость чувствуется даже в самой постановке вопросов. 

Вместе с тем вся ситуация целиком, кто бы в ней не участвовал ("старший", "равный", "младший" по роли), может рассматриваться как созданная Богом специально для человека (обучающая, демонстрирующая цели). Смирение в этом случае, как вариант, предполагает принятие случившегося как попущенного Богом и дальнейшие прояснения относительно того, что именно Бог хотел донести до человека. Действие согласно Его воле, если таковая приоткрылась в ходе внутренней работы, - каким бы оно внешне не было (согласиться с другим или нет,  вплоть до активного противостояния) - и будет действием смирения.  Такое отношение не исключит  и муравья из вестников Истины.

Читаю и перечитываю сейчас описание жития святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).  Он, как и многие священнослужители и просто верующие люди, жившие во времена советской власти, по обвинению "за религиозную пропаганду" подвергся многочисленным гонениям, был отправлен в ссылки, заключен в тюрьму.

Если исходить из понимания смирения как "склонить свою голову перед другим человеком", "не считать себя избранным", "следовать всем церковным/дхармическим предписаниям", то за архиеписком Лукой и ему подобными такая добродетель  будто бы и вовсе не числилась, или ее было очень и очень мало.

Всем своим образом жизни св. Лука являл неподчинение государственной власти: он обличал ее, называя  "властью безбожников",  критиковал материализм  - идеологию, краеугольный камень государственности; противопоставлял атеизму истины, изложенные в Евангелии; чтением проповедей приводил людей к вере, т.е. делал ровно то, с чем боролось государство; отказывался от требований представителей власти (НКВД) ложно оговаривать себя и других и т.д. Это - отсутствие смирения?

Более того, он считал себя действительно избранным - он был убежден, что "Господь призвал меня делателем на ниву Свою", т.е. избрал для определенной работы, проповеди Истины словом. Это есть признак отделения и противопоставления себя другим (гордости)? 

Кроме того, Св. Лука, будучи светилом хирургии,  в операционной помещал иконы и перед тем, как оперировать, молился, а также йодом наносил крест на тело больного. Это не нравилось не только атеистам из младшего медперсонала, но и начальству, но доктора Луку это нимало не заботило. На кафедру для прочтения лекций студентам-медикам проф. Войно-Ясенецкий приходил неизменно в рясе и с крестом, оперировал он также в рясе (под белым халатом). На многочисленные  запреты начальников не реагировал и поступал исключительно так, как считал нужным. Это было отсутствие смирения? 

Далее. Св. Лука нарушил предписание для священнослужителей, согласно которому священник не может жить в одном доме с чужой женщиной.  Он ввел в свой дом операционную сестру, которая ухаживала за 4 оставшимися после смерти матери детьми.  Это - уже явное нарушение писаных законов для священства. В чем же здесь дело? (В сердце св. Луки звучала высшая, по сравнению с буквой закона (церковного предписания в данном случае) Истина, и он ей последовал, а не установленным правилам.)

... 

Хотя я всецело не отрицаю того факта, что под смирением  может пониматься усекновение своей воли, отказ от чувства "избранности" и подчинение себя воле другого человека, однако эти примеры демонстрируют, что такое понимание может отстоять бесконечно далеко от смирения как такового.  Смирение предполагает  не только способность склонить свою голову, но склонить ее перед истиной - наиболее глубокой истиной из явленных человеку.

Будучи едины со всеми в Сути, разные люди по-разному способны являть через себя Истину.  Чистейшим "рупором" Истины является, к примеру, Свами. Мы же проявляем Истину лишь частично, порою она искажается ("грехом", а также свойствами низшей природы) до неузнаваемости, приобретает форму грубейших заблуждений, а то и прямо вырождается до проявлений разной нечисти (демонов, сатаны и прочих духов ненависти). Поэтому понимание смирения в контексте подчинения воле другого человека может привести к самым плохим, вплоть до губительных, последствиям.

И вот цитата - хотя в ней говорится о любви, но, по моему мнению, она хорошо применима и для темы смирения ("Правильное смирение в отношениях с ближним заключается... (и далее - по тексту):

tsitata.jpg.884a6ab57054fdf64ca82548bd979d05.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Svetlana Sh сказал:

Поэтому понимание смирения в контексте подчинения воле другого человека может привести к самым плохим, вплоть до губительных, последствиям.

Да, Смиряться нужно с Неизбежным и с Неважным, а остальное можно Улучшать (если это в Наших силах и желаниях).

Ом Саи Рам. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, мудрец сказал:

Смиряться нужно с Неизбежным и с Неважным...

Приходилось встречаться и с противоположным мнением: некоторые  проповедники считают, что в неизбежных ситуациях речь о смирении не идет: ситуация случилась - вне зависимости от того, принимаешь ты ее или нет и что ты по ее поводу думаешь. Другими словами, если тебе некуда деться, кроме как принять неотвратимое, то в чем твоя заслуга?  Согласна частично. Потому что на всякую внешне неотвратимую ситуацию человек может отреагировать очень по-разному, что и предопределит, чем в итоге она обернется - только лишь разрушением или послужит средством для встречи с Богом. 

Кстати, обычно, когда мы говорим о смирении,  чаще всего имеем в виду что-то "плохое", неприятное, что наш эгоизм рефлекторно отталкивает или пытается избежать.

А что касаемо "хороших" ситуаций или внутренних состояний? Здесь не уместна та же (подобная) внутренняя работа,  что и в "плохих" ситуациях/состояниях? 

На мой взгляд, она точно так же необходима, включает примерно те же составляющие, и преследует те же цели - оторваться от мира чувственно-ментальных переживаний, зависимости от мира "я эгоистического" и подвести себя под Волю Бога - принять ее и исполнить (т.е. смириться).

Мудрец упомянул "неважное". Откуда проистекает оценка "важное" или "неважное"? 

Из опыта знаю, что иногда спустя десятки лет то, чему не придавал никакого значения (в собственных действиях, мыслях), оказалось определяющим с точки зрения того, как сложится дальнейшая жизнь, т.е. наиважнейшим, ключевым. Из чего заключаю, что "неважное" может оказаться такой же ловушкой для бдительного различающего "я", как и "хорошие" события или состояния. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Svetlana Sh сказал:

Мудрец упомянул "неважное". Откуда проистекает оценка "важное" или "неважное"? 

Например: Идёшь на Договорную Работу, а кругом на улицах разбросан мусор. Так вот, для меня в тот момент, прийти и сделать Договорную Работу важнее, чем собирать в тот момент мусор на улицах. (И поэтому с мусором на улицах в тот момент лучше мне было спокойно смириться.)

Ом Саи Рам. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Если человек движим спесью и соревнованиями с другими "кто круче", то отказаться от своего произвола хоть перед кем-нибудь будет, вероятно, шагом вперед.  Чем же такое смирение отличается от человекоугодия? Очевидно, что по мотиву.

Сама природа гордыни есть отдельность, сравнивающая себя и "соревнующаяся" с другими на бессознательном уровне... Поэтому смирить себя перед ближним значит не угождением снискать его расположение (или уважение) к себе, чего может хотеть гордыня, а принять его волю как принимаешь свою собственную, с той же степенью её значимости и важности. А действовать согласно дхарме. Тот же Игнатий Брянчанинов называл человекоугодием ненависть к ближнему, прикрытую мнимой любовью... то есть это фальшь по отношению к нему, которую, если честен перед самим собой, всегда в себе увидишь. Человекоугодие в этом смысле угождение этой лжи и этой скрытой ненависти.

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Употреблять слово "смирение" в отношениях между человеком и человеком мне видится уместным, только если речь идет об иерархии отношений ("младший"-"старший"), установленной в писаниях и/или законах государства

Если говорить о социальной субординации как о принятии "условий игры", то это далеко не всегда смирение. Можно следовать подчинению, но в душе не быть смиренным по отношению к человеку, которому подчиняешься. То есть подчинение не всегда есть смирение, а скорее - необходимость положения, но смирение - всегда подчинение своего "я" Промыслу Божьему, предлагающему любую субординацию.
 

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Примечательно и то, что эти дхармические предписания не носят абсолютного характера, в определенных ситуациях перестают работать и имеют свои (сва)дхармические исключения.

Не совсем поняла эту мысль. Каковы эти "определённые ситуации" и "исключения"? В "Рамаяне" Господом Шри Рамой показано, что дхармические предписания всегда должны выполняться, а значит не могут не работать. Другое дело, что для человека это может быть титаническим трудом, потому что всегда рядом как искушение существуют оправдания.

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Если речь идет об отношениях между "равными" (друзьями), то смирение в понимании "послушания, принятия воли" друга представляется неуместным (в таких отношениях - другие задачи). Как и в отношениях с "младшими", о которых "старшие" призваны заботиться: можно ли представить себе, что родитель  смиряется перед ребенком, или учитель перед учеником, или начальник перед подчиненным? Неловкость чувствуется даже в самой постановке вопросов. 

У меня иные ощущения: и неловкость не чувствуется, и представить можно. Ведь опять же: смирение не значит угождение или потакание. Смирение - это принятие с миром в душе именно таких "подчинённых", которые могут быть далеко не смиренны и не послушны :). Наиболее научаемы смирению мы бываем неравными с нами, в большей степени теми, кто числится (по обстоятельствам или нашему мнению) "ниже нас". Имхо.

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Читаю и перечитываю сейчас описание жития святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Тоже люблю святителя Луку. Вижу его именно смиренным...перед всем тем, что пришлось пережить. Много есть мнений и жизнеописаний святителя, где информация о его отношении к власти представлена по-разному. Не всё так однозначно в этой части жизнеописания архиепископа Луки. Но есть и его книги, где многое можно почерпнуть от него самого... О смирении он часто говорил и в проповедях своих. Спасибо, что они дошли и до нас. «Если не будет в нас смирения, если не откажемся от гордости, от самомнения, если мечтаем о себе, если не умалимся, как крошечные дети, − не войдем в Царство Божие. Если не скажем себе: “Ты полон нечестия, гордости, зависти, самомнения, полон нечистоты, ты всем завидуешь и превозносишься”, − пока не скажем так в сердце своем, то не сделаем и первого шага в Царство Небесное. Ибо только признание своего полного ничтожества поставляет нас в Царство Божие».

Он рассматривал два "среза" смирения: вертикальный (послушание перед Богом и Его волей) и горизонтальный (в межличностных отношениях). Во втором срезе, неотрывно связанном с первым, это было и добровольное принятие на себя поношений извне, и такое же добровольное самопожертвование собственными интересами в пользу интересов другого. Ссылаясь на авторитет апостола Павла святитель просил искать не тех ценностей, которые лично нам полезны и приятны, но тех, которые полезны и приятны ближнему и способствуют его благу: «Если будете внимательны к ближним, если будете вникать в дела их, входить в положение их, будете щадить их самолюбие, будете делать это во благо и к назиданию им, потому, что покажете свою любовь и смирение, а это сила, покоряющая все сердца человеческие, направляющая их во благо, к назиданию». И снова мы можем увидеть, что смирение сопряжено с непрерывной духовной бранью и покаянием, когда никого ни в чём не винишь, но судишь только себя самого. Это ли не пример подлинного смирения?  

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

И вот цитата - хотя в ней говорится о любви, но, по моему мнению, она хорошо применима и для темы смирения ("Правильное смирение в отношениях с ближним заключается... (и далее - по тексту):

Игнатий Брянчанинов много писал непосредственно о смирении. "Смирение — залог в сердце, Святое, безымянное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе от исполнения Евангельских Заповедей. Оставление смирения для сохранения своего достоинства перед ближним отымает у сердца умиление, ожесточает его, убивает молитву, лишает её существенных её свойств — внимания и умиления". Или:

"Смирение возвело Господа нашего на крест, и учеников Христовых оно тоже возводит на крест, который есть Святое терпение, непостижимое для плотских умов, как молчание Иисуса было непонятным для Ирода, Понтийского Пилата и иудейских архиереев.

Благодатное смирение невидимо, как невидим Податель его — Бог. Оно закрыто молчанием, простотой, искренностью, непринужденностью, свободой…

Ложное смирение — всегда с сочинённой наружностью: оно себя так публикует.

Хочешь стяжать смирение? Исполняй Евангельские Заповеди: вместе с ними в сердце твоё будет вселяться, усваиваться ему Святое смирение, то есть свойства Господа нашего Иисуса Христа.

Начало смирения — нищета духа; середина преуспеяния в нём — превысший человеческого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство смирения — любовь Христова.

Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предаётся печали, ничего не страшится.

Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти, он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды — он видит в этом человеке орудие Правосудия или Промысла Божия...

Смирение не имеет даже языка сказать о ком-нибудь, что он нерадив или презорлив. Оно не имеет глаз для зрения чужих погрешностей; не имеет ушей для слышания того, что не может принести пользы душе. Наконец, оно не имеет никаких забот, кроме забот о грехах своих. Смирению свойственно сохранять со всеми окружающими мир не по причине дружбы, но ради заповеди Божией.

Святая боголюбезная простота требует, чтобы мы не сравнивали себя ни с кем из ближних, а жили просто — для Бога и своего спасения в Нём. При такой простоте все ближние начинают неизбежно казаться нам лучше нас. Именно это-то и нужно, в этом-то и состоит смирение, это-то и ведёт к любви к ближнему. Святые отцы говорили, что смирение - сердечное чувство, заводящееся неприметно в душе от делания заповедей Христовых.

Преданность воле Божией и благодарение Бога за всё, что бы с тобой ни случилось, делают приемлемым всякое положение, в которое в силу различных жизненных коллизий попадает человек, и научают извлекать из него душевную пользу.

Смирение и подвиг идут почти рядом. Смирением достигается почти тот же успех, каковой достигается подвигом. Однако смирение и само по себе приносит пользу, в этом смысле оно самодостаточно. Подвиг же без смирения не только не приносит никакого плода, но может и навредить, ибо открывает большое поле деятельности для беса тщеславия, вводящего нас в высокое о себе мнение и в осуждение ближних.

Смирение состоит в том также, чтобы признавать себя достойным именно того положения, в котором ты оказался, и недостойным ничего лучшего — менее тяжёлого, более комфортного, более престижного и т. д. Если коротко, то смирение состоит в том, чтобы покорно предавать себя воле Божией во всех жизненных ситуациях, что бы с тобой ни произошло. Истинность такового душевного настроя свидетельствуется душевным миром, который водворяется в сердце человека и наставляет его на путь живота вечного.

В наше время Бог чаще дарует спасение через смирение, нежели через подвиг. Ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением ближнего. Кроме того, подвиг требует опытного руководителя, смирение же — всегда непадательно.

Сами немощи и грехи наши, когда мы сознаёмся себе в них и искренне раскаиваемся, способствуют смирению...

Над всеми нами да будет воля Господа Бога нашего, гораздо более, нежели мы, ведающего, что полезно нам. С верой предадим себя Ему. Такая вера — это смирение. Смирение есть полная преданность Богу при полном недоверии к себе".

Ом Шри Саи Рам :clover:

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Елена Волкова сказал:
21 час назад, Svetlana Sh сказал:

Примечательно и то, что эти дхармические предписания не носят абсолютного характера, в определенных ситуациях перестают работать и имеют свои (сва)дхармические исключения.

Не совсем поняла эту мысль. Каковы эти "определённые ситуации" и "исключения"? В "Рамаяне" Господом Шри Рамой показано, что дхармические предписания всегда должны выполняться, а значит не могут не работать. Другое дело, что для человека это может быть титаническим трудом, потому что всегда рядом как искушение существуют оправдания.

То в человеке, что не вписывается в дхармические предписания, не обязательно есть "искушение" и "оправдание".

Примеры, приведенные в моем предыдущем посте, взятые из  автобиографии архиепископа Луки, являются свидетельством нарушения писаных законов (государства, предписаний для священнослужителей, имеющихся правил в лечебных учреждениях), но в них нет ничего от "оправдания". Они есть пример следования свадхарме, или тому, что воспринимается внутри как воля Бога для человека в конкретных обстоятельствах. Она - важнее, чем любые предписания и тогда, когда она явлена, должна быть беспрекословно выполнена. 

 Вот, например, как это произошло в случае нарушения св. Лукой предписания о непозволительности проживания в доме священнослужителей чужих женщин:

"Аня умерла тридцати восьми лет, в конце октября 1919 года, и я остался с четырьмя детьми, из которых старшему было двенадцать, а младшему – шесть лет. 

Две ночи я сам читал над гробом Псалтирь, стоя у ног покойной в полном одиночестве. Часа в три второй ночи я читал сто двенадцатый псалом, начало которого поется при встрече архиерея в храме: «От восток солнца до запад»(Пс. 112:3), и последние слова псалма поразили и потрясли меня, ибо я с совершенной несомненностью воспринял их как слова Самого Бога, обращенные ко мне: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях»(Пс. 112:9).

Господу Богу было ведомо, какой тяжелый, тернистый путь ждет меня, и тотчас после смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них и мое тяжелое положение облегчил. Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа и была бездетной, и все мое знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции. И однако слова: «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях», – я без сомнения принял как Божие указание возложить на нее заботы о моих детях и воспитании их.

Я едва дождался семи часов утра и пошел к Софии Сергеевне, жившей в хирургическом отделении. Я постучал в дверь. Открыв ее, она с изумлением отступила назад, увидев в столь ранний час своего сурового начальника, и с глубоким волнением слушала о том, что случилось ночью над гробом моей жены.

Я только спросил ее, верует ли она в Бога и хочет ли исполнить Божие повеление заменить моим детям их умершую мать. София Сергеевна с радостью согласилась". Я полюбил страдание - читать, скачать - святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 

Дхармическое предписание - везде, во всех религиях - принятие женой воли мужа, покорность ей. Этот пример из жизни преданной Свами Рани Ма я уже приводила:

"На интервью Он спросил, откуда я и другие подробности, а в конце спросил: «Какие твои планы?» Я сказала: «Муж и его родители разрешили мне остаться здесь только 10 дней.  Они не знают, куда я поехала, с кем встречаюсь. Они будут беспокоиться, я не могу остаться дольше». Он сказал: «Я не дам тебе уехать через 10 дней». Я расстроилась: «Они будут очень сердиться, если я ослушаюсь их, мне будет трудно уладить эту ситуацию». Он сказал: «Меня это не волнует. Я не дам тебе уехать. Ты должна остаться на месяц или дольше. Я скажу, когда уезжать». Я сказала: «Нужно сообщить им, но не знаю, как». Он сказал: «Я велю послать телеграмму, дай адрес и ни о чём не беспокойся. Я отправлю её вместо тебя». Я согласилась.

В то время я не была открыта к духовной жизни, которая отличается от мирской жизни. А духовное поведение отличается от мирского поведения. Как только вы пришли к Гуру, вы не можете делать то, что вам нравится! Именно это Он хотел сказать нам через тот инцидент. Он готовил нас к состоянию принятия. Мы получили послание: «Если станете Моим последователем, вы должны делать так, как Я хочу. Вы не можете принимать решения!» Когда у меня накопился опыт, я убедилась, что как только я стала Его последователем, я ступила на трудный путь, потому что должно быть полное послушание без возражений.  Если вы хотите Его, нужно быть готовы ко всему этому! Люди могут делать любые замечания, но если вы любите Свами, вы должны склонить голову и быть готовы. Мы поняли, что Он такой Гуру, следовать которому нелегко, но если вы хотите Его, вы должны принять этот путь, Он не собирается идти ни на какие компромиссы ради нас. Он скажет нам, чего Он хочет. Слушаться Его или нет, мы должны решать сами, и мы сами пожинаем последствия своих действий: благословения за послушание и лишение благословений за непокорность. Итак, я приняла Его Волю. После этого Он начал разговаривать со мной, и всё стало хорошо".

Подобный опыт был и у меня в последней поездке в ашрам. Она отличалась от предыдущих четырех тем, что я впервые была в Индии замужней женщиной и вместе с супругом. До этого Свами четко обозначил правила наших отношений: полное послушание Ему, никаких своевольных решений, планов и пр.  (особенно явно это проявлялось в ашраме).  Однако теперь я должна была считаться и с волей мужа (предписание дхармы). Поэтому я пообещала супругу, что, помимо ашрама, съездим еще и на океан отдохнуть.  Оказавшись в ашраме, я едва в мысли заикнулась об океане, как получила настоящую взбучку от Свами. Ну, и от мужа, естественно, тоже поначалу получила - за нарушенное обещание, за то, что не считаюсь с его интересами. Нам пришлось обоим поработать в направлении, чтобы принять тот факт, что главным в нашей супружеской паре является... Свами.

 И о другом дхармическом предписании: почитание и послушание детьми родителей.

Из книги Дж. Хислопа "Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой":

Хислоп: Свами, если родители говорят одно, а гуру - другое, чему должен отдать предпочтение ребенок?

Саи: Родители, которые дают тело, идут прежде Бога.

Хислоп: Родители илут прежде Бога, Свами? Это удивительно.

Саи: Для тех, кто живет мирской жизнью, это так. Для молодых людей, ведущих чистую духовную жизнь, на первом месте стоит Бог".

Очевидно, что это зависит от той стадии развития, на которой находится человек, от его возможностей воспринимать непосредственно изнутри Божественные указания, от того, явлены они или нет.  Иерархия ценностей и мотивов правильного действия:   низшие механизмы психики, обслуживающие эгоизм  -- мои представления о правильном и хорошем -- предписания дхармы -- Божественная воля, явленная для человека - изнутри, или от Гуру  (свадхарма). Высшее отменяет низшее, но не наоборот.

Мотив определяет ценность действия. Так, ослушаться родителей (мужа, государства, начальства) может быть как проявлением необузданной гордыни, так и следованием свадхарме. Внешнее зрение, не умеющее проникать в сердце другого и, наряду с этим, имеющее склонность приписывать другим отсебятину, часто не может отличить одно от другого. Особенно это касается таких великих, как Иисус, Свами и других Учителей, чьи действия исходят из над-двойственного бытия. Оценка их действий умом, оперирующим предписаниями, категориями "хорошо - плохо", неизбежно обречена на провал...

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Svetlana Sh сказал:

Примеры, приведенные в моем предыдущем посте, взятые из  автобиографии архиепископа Луки, являются свидетельством нарушения писаных законов (государства, предписаний для священнослужителей, имеющихся правил в лечебных учреждениях), но в них нет ничего от "оправдания"

Света, архиепископ не нарушал законов государства и к власти относился как посланной Богом, паству свою перед первым арестом призывал подчиняться ей, на то есть написанное им завещание. Как относился к советскому строю (и к тому же Сталину) - тоже есть много его же свидетельств. Никогда не жаловался во все годы арестов и ссылок, никого не винил в них, считая всё посланным за грехи. 

Не было также предписаний медучреждений  или мединститутов не появляться там в рясе, не оперировать, предварительно помолясь перед иконой. Другое дело ,что было недовольство поведением архиепископа, но не было каких-либо строгих правил, которые он нарушал бы. 

Что касается Софьи Сергеевны, воспитавшей как мать детей Валентина Феликсовича... Она вошла в дом раньше, чем он принял постриг. И после предложения Владыки Иннокентия стать священником (а это был уже 1923 год, а не 1919, когда умерла жена, и Белецкая вошла в дом) на возникшие сомнения о совместном проживании он не получил от Владыки запрета. Наоборот - тот высказал свою веру в то, что седьмая заповедь для Валентина Феликсовича священна и будет исполнена. Да и под одной крышей им практически не пришлось жить: в том же 1923 году первый арест, вернулся в 1926 году и поселился отдельно от них...

Поэтому жизнь святителя Луки - это пример наивысочайшего смирения и следования своему долгу архипастыря и врача. Саи Рам

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Svetlana Sh сказал:

Нам пришлось обоим поработать в направлении, чтобы принять тот факт, что главным в нашей супружеской паре является... Свами.

Это замечательно. Саи Рам... Желаю вашему союзу согласия и мира :clover::flowers:

 Святитель Лука в книге о семье и воспитании детей приводит слова апостола Павла о союзе мужчины и женщины, и мне очень близко такое описание этого союза. Это тот идеал для меня, который как светоч во тьме помогает нащупать путь преображения в дарованном Богом грихастха ашраме. как говорится, чем строптивей нрав, тем больше Господь посылает усмирителей...

"О взаимоотношениях мужа и жены в браке святой апостол Павел сказал великие слова: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф.5, 22-25, 28-32). Как возвеличивает апостол Павел брачный союз! Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и женщиной. Господь возглавляет Церковь, как голова венчает наше тело, ибо в ней находится мозг, важнейший из всех органов нашего тела. От Христа, как от корня, питаются святыми Божественными соками все члены Церкви, – в Нем жизнь наша, потому и свята Церковь. И в браке от мужа, как от главы, исходит все лучшее, необходимое для процветания семьи". 

Саи Рам

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Елена Волкова сказал:

Света, архиепископ не нарушал законов государства и к власти относился как посланной Богом,

Лена, нарушал законы государства - за что была тюрьма и ссылки. Фактическая правда, которую никуда не деть. Причина - религиозная пропаганда, которая шла вразрез с насаждаемой властью атеистической идеологией. А к безбожной власти относился как посланной Богом за грехи.

Да, он не жаловался, он отстаивал, как только мог, и боролся за право читать проповеди, в которых в том числе содержалась критика материализма. Несмотря на запреты уполномоченным по делам церкви и всяческие налагаемые ограничения.   

Найду соответствующие цитаты (сейчас перечитываю) из его автобиографии, прикреплю. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Елена Волкова сказал:

Не было также предписаний медучреждений  или мединститутов не появляться там в рясе, не оперировать, предварительно помолясь перед иконой. Другое дело ,что было недовольство поведением архиепископа, но не было каких-либо строгих правил, которые он нарушал бы. 

Из автобиографии св. Луки: "Лекции я читал в рясе с крестом на груди: в то время еще было возможно невозможное теперь". -

О чем здесь, кроме как о запрете? 

"По требованию этого председателя /Туруханского краевого совета/ меня вызвал уполномоченный ГПУ и объявил, что мне строго запрещается благословлять больных в больнице, проповедовать в монастыре и ездить в него на покрытых коврами санях. Я ответил, что по архиерейскому долгу не могу отказывать людям в благословении, и предложил ему самому повесить на больничных дверях объявление о запрещении больным просить у меня благословения. Этого, конечно, он сделать не мог".

Ничего от "смиренного" отношения к власти и поведения (в контексте понимания смирения как усекновения своей воли и принятия воли другого человека (власти) как воли Бога). И здесь тоже:

 "Допрос вежливо начал молодой чекист, но вскоре вошел помощник начальника ГПУ, оборвал допрос и поручил его другому. Этот вынул допросный лист и стал спрашивать меня о моих строптивых и смелых пререканиях с туруханским уполномоченным ГПУ. Я отвечал так, что не оправдывался, а сам обвинял уполномоченного и председателя районного исполкома. Записывавший мои ответы чекист смутился и был в явном замешательстве." 

"...Я по опыту знал, как опасно верить словам чекистов..."  - очевидно, св. Лука разделяет волю Бога и волю стоящих у власти.

"Главный чекист сказал мне: «Позвольте представиться – Вы меня не знаете – я заместитель начальника Средне-Азиатского ГПУ. Мы очень считаемся с Вашей большой двойной популярностью – крупного хирурга и епископа. Никак не можем допустить продолжения Вашей голодовки. Даю Вам честное слово политического деятеля, что Вы будете освобождены, если прекратите голодовку». Я молчал. «Что же Вы молчите? Вы не верите мне?» Я ответил: «Вы знаете, что я христианин, а закон Христов велит нам ни о ком не думать дурно. Хорошо, я поверю Вам». <...> Меня, конечно, тоже не освободили, вопреки честному слову «политического деятеля»"...

Предельно ясно об отношении к советской власти и о разрушении храмов, как части государственной политики ("дьявольская волна", "враги Божьи" - перед чем смиряться?..) :

"Однажды ночью вызвали на допрос, продолжавшийся часа два. Его вел очень крупный чекист, который впоследствии занимал очень видную должность в московском ГПУ. Он допрашивал меня о моих политических взглядах и моем отношении к советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: так кто же вы – друг наш или враг наш? Я ответил: «И друг ваш и враг ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш».

"Весной 1930 года стало известно, что и Сергиевская Церковь предназначена к разрушению. Я не мог стерпеть этого, и, когда приблизилось назначенное для закрытия церкви время, и уже был назначен страшный день закрытия ее, я принял твердое решение: отслужить в этот день последнюю Литургию и после нее, когда должны будут явиться враги Божии, запереть церковные двери, снять и сложить грудой на средине церкви все крупнейшие деревянные иконы, облить их бензином, в архиерейской мантии взойти на них, поджечь бензин спичкой и сгореть на костре... Я не мог стерпеть разрушения храма... Оставаться жить и переносить ужасы осквернения и разрушения храмов Божиих было для меня совершенно нестерпимо. Я думал, что мое самосожжение устрашит и вразумит врагов Божиих – врагов религии – и остановит разрушение храмов, колоссальной диавольской волной разлившееся по всему лицу земли Русской. Однако Богу было угодно, чтобы я не погиб в самом начале своего архиерейского служения, и по Его воле закрытие Сергиевской церкви было почему-то отложено на короткий срок. А меня в тот же день арестовали".

"23 апреля 1930 года я был вторично арестован. На допросах я скоро убедился, что от меня хотят добиться отречения от священного сана".

"Через год, в 1937 году, начался страшный для Святой Церкви период – период власти Ежова как начальника Московского ГПУ. Начались массовые аресты духовенства и всех, кого подозревали во вражде к советской власти. Конечно, был арестован и я. Ежовский режим был поистине страшен. На допросах арестованных применялись даже пытки. Был изобретен, так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне. Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем ни ночью.

...Допрос конвейером продолжался тринадцать суток, и не раз меня водили под водопроводный кран, из которого обливали мою голову холодной водой. Не видя конца этому допросу, я надумал напугать чекистов. Потребовал вызвать начальника Секретного отдела и, когда он пришел, сказал, что подпишу все, что они хотят, кроме разве покушения на убийство Сталина. Заявил о прекращении голодовки и просил прислать мне обед.

Я предполагал перерезать себе височную артерию, приставив к виску нож и крепко ударив по спинке его. Для остановки кровотечения нужно было бы перевязать височную артерию, что невыполнимо в условиях ГПУ, и меня пришлось бы отвезти в больницу или хирургическую клинику. Это вызвало бы большой скандал в Ташкенте.

Очередной чекист сидел на другом конце стола. Когда принесли обед, я незаметно ощупал тупое лезвие столового ножа и убедился, что височной артерии перерезать им не удастся. Тогда я вскочил и, быстро отбежав на середину комнаты, начал пилить себе горло ножом. Но и кожу разрезать не смог.

Чекист, как кошка, бросился на меня, вырвал нож и ударил кулаком в грудь. Меня отвели в другую комнату и предложили поспать на голом столе с пачкой газет под головой вместо подушки. Несмотря на пережитое тяжкое потрясение, я все-таки заснул и не помню, долго ли спал.

Меня уже ожидал начальник Секретного отдела, чтобы я подписал сочиненную им ложь о моем шпионаже. Я только посмеялся над этим требованием".

Думаю, этих цитат из автобиографии св. Луки достаточно, чтобы увидеть, что никакого смиренного отношения к советской власти (=усекновения своей воли и принятия воли власть придержащих) у св. Луки не было, что выражалось в самых разных формах протестного поведения.  Оно и понятно: это была реакция на "дьявольскую волну" (да, попущенную по воле Бога за наши грехи), которая требовала не сдачи ("склонения головы"), как то случается по отношению к Воле Бога в чистом ее виде, но активного противостояния.   

8 часов назад, Елена Волкова сказал:

Что касается Софьи Сергеевны, воспитавшей как мать детей Валентина Феликсовича... Она вошла в дом раньше, чем он принял постриг.

Думаю, хронологическая последовательность в данном случае совершенно не важна. Если следовать строго букве закона (предписаний), они должны были быть выполнены если не до, то тотчас после принятия священнического сана. Также церковные предписания не могут отменяться по воле какого-нибудь вышестоящего в церковной иерархии лица, но подлежат неукоснительному выполнению всеми.

Поэтому данный пример из жизни св. Луки, на мой взгляд, является пригодным для того, чтобы продемонстрировать отличия "дхармы" (общих предписаний) от свадхармы (следования Воле Бога, явленной конкретному человеку в конкретной ситуации). 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Svetlana Sh сказал:

Лена, нарушал законы государства - за что была тюрьма и ссылки. Фактическая правда, которую никуда не деть. Причина - религиозная пропаганда, которая шла вразрез с насаждаемой властью атеистической идеологией

Ссылки и аресты были по ложным обвинениям в шпионаже и намеренном убийстве больных, по клеветническим доносам, где святителю приписывались как создание контрреволюционной церковной организации, так и попытка свержения существующего строя. Согласись, что такие обвинения не свидетельствуют о "нарушении законов государства". Это несколько иное.

Святитель, к слову сказать, выступал и против обновленческой церкви, в которой были люди верующие. Церковный раскол вообще случается в среде верующих, а не атеистов. А иной "безбожник" демонстрирует такую порядочность, что у него можно и поучиться тому, кто причисляет себя к верующим. То есть не бывает чего-то однозначно черного или белого.

Ты подобрала много цитат, и я все это читала. И здесь действует все тот же принцип: каждый видит то, что хочет увидеть. В книгах авторов, не любящих советскую власть, архипастырь Лука предстает ярым антисоветчиком, не подчиняющимся власти. Даже цитаты из книги подобраны таким образом, чтобы указать на это. А можно сделать иную подборку, где будут цитаты и о тех чекистах, что спасали святителя, о тех атеистах, что снабжали его теплой одеждой и едой в ссылках. Где будут цитаты о достоинствах советского строя, достижениях его и победах, с упоминанием и недостатков (что вполне нормально, идеальное трудно найти). Но стоит ли? Ведь мы о смирении все же говорим, а о святителе Луке у нас на форуме есть отдельная тема. Битва цитат ни к чему не приведет. 

Бескомпромиссность в решениях, настойчивое следование своему долгу в деле служения (пациентам в больнице или окормляемой пастве), отсутствие угодничества перед начальствующими не есть отсутствие смирения перед Волей Всевышнего. Вроде бы уже писала об этом выше. За все испытания святитель Лука никого никогда не винил, считая, что его уход на покой и отказ от служения в 1927 году стал причиной всех дальнейших злоключений, вплоть до периодов богооставленности, но также писал, что в самые тяжелые минуты чувствовал рядом с собой Спасителя наиболее всего, и полюбил страдания... 

Спасибо за этот разговор, Света. Дай Бог, чтобы Свами помог нам усмирить самих себя в пылу нашей полемики.

Спасибо, Свами. Саи Рам

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем этот крен в сторону политики?
Чтобы снова разжечь костер? Мало нам этого за стенами форума?

А человекоугодие от смирения отличается на раз.
Человек выражает себя десятками признаков -
интонацией, высотой голоса, жестами, мимикой, микродивжениями мышц, взглядом........
Обязательно проколется.

Невозможно высочайшее подменить низменным,
чтобы это осталось незаметным - даже на уровне восприятия душой. 
 


 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня был такой опыт: я наблюдала со стороны одну картину. Трое человек участвовали в одной истории, которая растянулась на несколько эпизодов. И все эпизоды мне удалось свидетельствовать.  Вначале трое разговаривали на темы учителя и учеников. Первый из них имел много последователей и вёл беседу о том, что должна всё-таки в подобных взаимоотношениях соблюдаться определённая субординация, иначе незрелое сознание начнёт усмирять своих учителей, считая, что имеет на это право. Ну, то есть, буквально о том, что яйца курицу не должны учить. Привёл какую-то ведическую историю, которую сейчас не вспомню, так как наблюдала за реакцией двух его оппонентов. Второй собеседник начал приводить контраргументы о равенстве всех, и на все доводы Первого приводил контраргументы. беседа как бы выглядела как спор. Первый в конце концов замолчал и стал слушать Второго. Третий тоже молчал и явно о чём-то думал,  опустив глаза. Последнее слово осталось за Вторым. Вторые всегда хотят, чтобы последнее слово было за ними. Первые (если они и в самом деле первые) чаще всего оставляют последнее слово за Вторыми. Третьи же чаще всего молча воспринимают.

Так вот история имеет продолжение. Довелось мне свидетельствовать и это продолжение. В другой компании, где не было Первого, а были только Второй и Третий, - Третий рассказал о некоторых  моментах из разговора об учителях и учениках, описывая Первого, как очень мудрого и тонкого человека. Второй фыркнул: "Это первый-то мудрый??? Ты видел, с какой злостью он отвечал мне? Это выдаёт его неистинность с головой". Третий растерялся: "Какая злость? Он был очень мягок, и с любовью смотрел на тебя. Разве ты не видел?" Как вы понимаете, последнее слово и в этот раз осталось за Вторым.

Но я не об этом. Любой собеседник вос принимается каждым участником беседы настолько по-разному, что говорить о том, что кто-то может "проколоться" и быть уверенным, что ты видишь истинную картинку, а не иллюзию, устроенную собственным умом, невозможно. Есть известная история о том, как ученики воспринимали Гурджиева. Тот, что сидел слева описал его лицо, как выражающее гнев. А тот, что был справа видел озарённое любовью и очень расслабленное  лицо. Это практически то же, свидетелем чему я была однажды.

Если мы закрыты от кого бы то ни было, мы будем видет только понятные нам символы. Если открыты - увидим нечто большее. И всегда, когда кто-то "больше" нас, но мы не хотим утруждать себя подниманием глаз к небу, мы видим только соответствующую нашему "небольшому росту"  часть тела (снизу сзади) и судим в этом человеке только соответствующее (мягкое) место. 

Поэтому не критерий, Танюш, что мы можем определить истинность другого по собственной способности видеть, судить и делать выводы. Каждый считает, что он способен разглядеть "проколы" и верит в непогрешимость собственного видения. 

Как по мне, лучше предположить, что перед тобой "Первый", нежели судить и рядить как Второй (если не можешь во всём видеть Любовь, как Третий в моей истории, приведённой выше).

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению, тема российских новомучеников, среди которых почти все - гонимые в советское время, не может избежать этой части истории нашей страны, в которой, конечно же, было хорошее (социальные программы) и плохое (вытекающее, главным образом, из гонений на веру, насаждаемой атеистической идеологии) .

Я не вижу плохого в том, чтобы порочное (действия против верующих) называть грехом и ошибкой - это путь к исправлению.

Это вовсе не значит видеть только "черное"или отрицать Божью Волю, которая выразилась в попущении случившегося (кстати чем попущение Божье отличается от Божьей воли, подлежащей немедленному исполнению верующим человеком?).  

Духовный путь человека наполовину (а точнее, согласно Свами, 3/4 его) зависит от самоанализа, который направлен на поиск ошибок и искоренение заблуждений. Покаяние в православии также предполагает видение греха и его исправление.  

Если же я отрицаю ошибки, то оставляю их без осознания и соответствующего исправления, что влечет за собой и соответствующие неблагоприятные последствия. 

Это справедливо как относительно пути человека, так и пути страны.

Вот и все.

Так и "плохое" может стать средством очищения и приближения к Богу.

Фигура архиепископа Луки - это замечательный пример именно в теме смирения. Рассмотрение его жизни позволяет расширить и углубить понимание смирения, раскрыть, что последнее может иметь мало общего с подчинением воле другого человека, когда речь идет о встрече с адхармическим поведением или идеологией, от кого бы они не исходили. Особенно если учесть,  что св. Лука, а не мы, стал святым, т.е. такая жизнь заслуживает того, чтобы быть глубокого исследованной.

Но по складывающемуся общению я вижу, что оно скатывается в переход на личности и их оценку (= судить другого), что считаю совершенно недопустимым, потому что это и есть первый признак не только отсутствующего смирения при общении с ближним (духовной категории), но и нарушение базовых психологических правил выстраивания конструктивного диалога. 

Для меня это - знак остановиться.

Саи Рам :clover:

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, Purusha сказал:

Поэтому не критерий, Танюш, что мы можем определить истинность другого по собственной способности видеть, судить и делать выводы. Каждый считает, что он способен разглядеть "проколы" и верит в непогрешимость собственного видения. 

Пуруша, я в первую очередь имела в виду себя.
Когда я пытаюсь проявить смирение, по этим признакам, 
которые описала, сразу легко распознаю в себе: опять прокол.

А вообще, еще подразумевала тот образец смирения,  о котором
не раз упоминала: Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев - Страница 26 - Учения и практики - Саи Рам! Форум

Тот случай, когда ты просто понимаешь: перед тобой само смирение перед Богом.

Перехода на личности не увидела нигде.
Если я допустила такое, сожалею, опять прокол.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Елена Волкова сказал:

"О взаимоотношениях мужа и жены в браке святой апостол Павел сказал великие слова: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя.

1) Мы Все - равные. (А то, что Раньше жёны сильно зависели от мужей, то это уже в прошлом.)

2) Так как Мы Все - равные, то и Любить надо Всех, и Уважать надо Всех. (И желательно без Привязанностей.)

21 час назад, Елена Волкова сказал:

Это тот идеал для меня, который как светоч во тьме помогает нащупать путь преображения в дарованном Богом грихастха ашраме. как говорится, чем строптивей нрав, тем больше Господь посылает усмирителей...

1) Да, Господь Предлагает (Дарует) различные Возможности, но Выбор делаем всё же Мы. (А потом и отвечаем за Свой Выбор - Мы Сами, а не Господь.)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часа назад, Svetlana Sh сказал:

Но по складывающемуся общению я вижу, что оно скатывается в переход на личности и их оценку (= судить другого), что считаю совершенно недопустимым, потому что это и есть первый признак не только отсутствующего смирения при общении с ближним (духовной категории), но и нарушение базовых психологических правил выстраивания конструктивного диалога. 

Света, ты где это увидела? И по сути ты сейчас этим комментарием делаешь то же самое, в чём обвиняешь кого-то другого (видимо, меня?).. Когда ты пишешь об опасности заблуждения своему собеседнику (в виду его мнения по обсуждаемому вопросу), то он тоже может расценить это как "переход на личности". Но мы в формате данного форума учимся как раз обратному: не только уважать друг друга и мнения друг друга, но и уходить от той самой "личности" в себе, что заставляет страдать и видеть какие-либо посягательства на себя. Не было никаких намерений давать твоей личности какую-либо оценку и предлагаю (при желании) спокойно продолжить беседу... Но настаивать на этом не буду... 

Ом Саи Рам

11 час назад, мудрец сказал:

Мы Все - равные. (А то, что Раньше жёны сильно зависели от мужей, то это уже в прошлом.)

Мудрец, здесь речь идёт не о бытовой (или материальной) зависимости... Зависимость жены от мужа может быть сопоставима с нашей (человеческой) зависимостью от Бога, коль скоро мы являемся Его частичками. И это смиренно надо постараться принять. Имхо

Саи Рам

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень нравится стихотворение Терентия Травника (Игоря Алексеева)...в нём слышатся эти десять слов как десять шагов к обретению смирения...

Десять слов

Светлой памяти моего отца, р.Б. Аркадия

Десять ласковых слов я учил наизусть.
Десять ласковых слов счастье мне подарило.
Коль встречалась мне в жизни обычная грусть –
Говорил я тогда, что мне грустное – мило.

Слово «милость» – то первое слово, ты знай –
Пальчик свой на руке поскорей зажимай.

Доставалась, подчас, неподъёмная ноша,
Я ж себе говорил – этот выбор – хороший.

Вроде не согрешил – всё одно – обвинят.
Говорил – это нежность коснулась меня.

Там, где в гору подъём был и долгий, и длинный –
Всякий раз повторял – до чего же путь дивный.

Если кто оскорбит меня грязно и гадко,
Говорил я себе – всё, что слышу, всё – сладко.

Огрызнутся обиды, за ними семь бед –
Я ж – любимые – им посылаю в ответ.

Оступлюсь ли, с тоской окажусь ли во рву –
Улыбнусь ей и ласковою назову.

Хоронился, а всё ж неудача нашла –
Говорил неудаче – с добром, знать, пришла.

Приходил меня мучить невидимый враг –
Я врагу отвечал – вот и славно, что так.

Не понять никогда то злодею-врагу,
Что на радость – беду я свою берегу.

Десять ласковых слов наизусть я учил.
Десять ласковых слов счастье мне подарило.
Слава Богу, хватило на десять чернил,
Слава Богу, на все десять – крови хватило!

Ом Шри Саи Рам :clover:

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...