Перейти к содержанию

Письма духовным детям Никона (Воробьева)


Рекомендуемые сообщения

post-3344-0-40213700-1434259066.jpg

 

Эту книгу начала читать в деревне. Теперь очень часто обращаюсь к ней, т.к. она дает "тот самый" духовный настрой, который помогает осмыслить важные вещи, если что-то в жизни идет "не так"... Самые простые, казалось бы, слова, попадают в самое сердце.... избавляют душу от "прелестей" (обольщений).... Батюшка жил и умер в изгнании в советский период российской истории... Но как же он пригодился там, куда его отправила не советская власть, а сама судьба!

 

Предлагаю и вам познакомиться с некоторыми письмами, написанные его рукой - нам! - через время и расстояние.

 

ПИСЬМА ДУХОВНЫМ ДЕТЯМ

Письма игумена Никона (Воробьева), подвижника и пастыря времен гонений, адресованы его духовным чадам - мирянам и монашествующим. Написанные более полувека назад, эти письма столь же полезны и важны для каждого из нас. Мудрые советы и наставления отца Никона продиктованы его многотрудным жизненным опытом и совершенным знанием психологии людей, основаны на глубоком понимании святоотеческого наследия. 

 

post-3344-0-65558200-1434259129_thumb.jpg

 

Так много бы надо написать на твое письмо; изложу самое главное. Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человека. Эта мысль раскрыта многими святыми отцами. Дело вот в чем. Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека «новым» по образу Божию, точнее, по образу Спасителя нашего Иисуса Христа. Самым основным свойством Нового человека, является смирение («научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен...»), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божиим, т.к. если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого. У преп. Макария Египетского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как все было приготовлено без соли (т.е. смирения), то вместо благодарности устроивший обед подвергается только гневу царя. Так, без смирения всуе все добродетели человека...(Без него, т.е. без смирения, в душу войдет гордость, а с нею семь бесов, т.е. все страсти). При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом человеку станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано все существо человека гордостью. Победить всякое мнение о себе, свое тщеславие, свою гордыню, — равносильно победить весь грех. И вот оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении смирения (если человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно. Во всем виновен сам человек, а обстоятельства и дьявол только содействуют греху, соблазняют, окончательное же решение принадлежит человеку, потому он и ответственен целиком. Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха).

 

Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побежденный грехами, он, наконец, в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадает ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому победить грех и будет умолять Господа: «Боже, если хочешь — можешь меня очистить (как говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать...

 

Господи, научи мя творити волю Твою, Господи, изведи из темницы душу мою». Тут человек познает и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие Божие, промышление Его о человеке, познает, что «близ Господь к сокрушенным сердцем», что Он воистину врач душ наших и пр., и пр.

 

И таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всем, во всем...

 

Поэтому, родной мой, не унывай, когда впадаешь в какой грех, а обвини себя пред Богом, исповедуй Ему свое согрешение, не обвиняя никого, смирись, познай свою немощь во всем и проси у Господа, чтобы Он сотворил в тебе Свои святые заповеди. Но это не значит, что ты сам не должен всеусильно бороться. Нужно всеусильно бороться, надо изучать приемы борьбы у святых отцов, надо предусматривать обстоятельства, способствующие победе или поражению, и избегать последних и искать первых, а главное, при возникновении греховных помыслов не переставать от всего сердца вопиять ко Господу о помощи с сознанием своего бессилия самому победить грех. Даже если впадешь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и не стыдясь повергать себя мысленно пред Богом, говоря: «Господи, вот видишь, что я творю, помилуй мя, помоги мне освободиться от власти диавола». И плачь пред Господом внутри, как можно чаще взывай к Нему, чтобы Он помог тебе во всем, во всей жизни, ибо трудно среди мира сего исполнять заповеди. Почему и плакали древние отцы о людях нашего времени, что много будет погибающих от грехов.

 

Еще есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй перед духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности, ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский и готов претерпеть стыд при исповедании, лишь бы избавиться и очиститься от греха, и за это получает от Господа в дальнейшем и полную победу, не приобретая и при победе высокого мнения о себе и гордыни. Обрати внимание на это! (Везде сети диавола).

 

Итак, положи начало благое: борись по силе, не унывай при падениях, а сокрушайся, вопияй ко Господу, предусматривай заранее обстоятельства и избегай вредного и опасного, исповедуйся немедленно пред духовником, приобретай смирение, вспоминая прошлые грехи, падения и нынешние, и Господь поможет тебе и будешь искусный воин Христов, могущий и другим помочь впоследствии.

 

Не предавайся лености... Не оставляй своего маленького правила. Положи себе в правило обязательно хоть один раз в час обратиться к Господу и Божией Матери с молитвой о прощении и помощи, а если будет возможность и сила, то и чаще. Господь да поможет тебе молитвами преп. Сергия и прочих Радонежских чудотворцев.

 

1950г.

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 32
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Purusha

    14

  • mahaprema

    9

  • Елена Волкова

    8

  • Одина

    1

Топ авторов темы

Изображения в теме

Пуруша, спасибо большое за эту тему!!  :clover:

Я тоже очень люблю поучения этого батюшки,

красной нитью через которые проходит тема покаяния

(то, что дается мне лично очень тяжко).

 

Жду продолжения текстовых материалов,

и как фанат аудиокниг добавлю кое-что с ютьба,

связанное с поучениями о. Никона.

 

Очень сильный мотив предания себя Богу и благодарности Ему за все. 

 

Самая яркая тема отца Никона - покаяние

 



 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот интересное поучение батюшки, очень созвучное учению Свами.

 

Не ищите на стороне радостей и утешений, они внутрь вас есть.

Вне – или обман, или мимолетно, не прочно.(иг. Никон Воробьёв)

 

И 16 писем чадам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и как фанат аудиокниг добавлю кое-что с ютьба,

связанное с поучениями о. Никона.

 

Дорогая Махусечка, для тебя, как для фангата аудиокниг Бог послал много-много писем игумена Никона в аудио формате, -

слушать или скачать можно по ссылке: http://predanie.ru/nikon-vorobev-igumen/izbrannye-pisma/#/audio/

 

post-3344-0-22176600-1438167815_thumb.jpg

 

И еще несколько писем для чтения:

 

Мира желаю вам, мира Божия, превосходящего всякое разумение и соединяющего человека с Богом. А чтобы этот мир осенил человека, надо самим потрудиться в стяжании мирного устроения души, в терпении недостатков друг друга, во всепрощении всяких обид всем.

 

«Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов», а исполнивший закон Христов осенится и миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого разумения. Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и страданиям, погашает всякий интерес к миру сему, влечет человека горе, рождает в сердце любовь ко всем, которая покрывает все недостатки ближнего, не замечает их, заставляет жалеть другого больше, чем себя. К этому миру и призваны все верующие во Христа, а в особенности монашествующие. А если ничего нет этого, то будем хоть плакать пред Богом, что мы нищи, убоги, наги от всего доброго и перестанем осуждать и укорять друг друга, будучи сами негодны, находясь в опасности быть отверженными Господом. «Врачевахом Вавилона — и не исцеле». Долго ли еще будет терпеть нас Господь? С любовью Божиею связана и правда Божия, по которой Адам изгнан из рая, допущен потоп, сожжены Содом и Гоморра, распят Господь Иисус Христос за наши грехи. Будем же смиряться друг перед другом и перед Господом и оплакивать свои неисцеленные язвы, и по силе своей понуждать к любви друг к другу. Тогда за смирение и терпение других и нас потерпит Господь по закону: какою мерою мерите, такою и тебе возмерится. А если без борьбы будем отдаваться страстям, то что ожидает нас, как не отвержение. Царство Божие есть Царство мира, любви, радости, кротости и прочее, а с противоположными качествами в Царство Божие мы не будем допущены. Надо переламывать себя, оплакивать загнивание души своей и умолять, как прокаженный, чтобы Господь исцелил и очистил нас. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и откроются вам» двери покаяния, плача и умиления, от которых и родится мир и спасение. Сие и буди, буди!..

 

1950г.

* * * 

 

...Все человечество и каждый человек находятся в глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя и спасти, и стать достойным Царствия Божия. Исправляет человека Господь Иисус Христос, для этого и пришедший на землю, но исправляет тех, кто верует во Христа и осознает свою испорченность или, как мы больше привыкли говорить, свою греховность. Так Господь и говорит: «Я пришел призвать не праведников (т.е. тех, кто считает себя праведниками, хорошими), но грешников на покаяние», — именно тех, кто увидел свою испорченность, греховность, свое бессилие самому исправить себя, и обращающихся ко Господу Иисусу Христу за помощью, вернее, умоляющих Господа о помиловании, об очищении от греховных язв, об исцелении проказы душевной и даровании Царствия Божия исключительно по милости Божией, а не за какие-либо наши добрые дела.

 

Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе больше и больше грехов, пока, наконец, духовным зрением увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он — грязь и нечистота, что недостоин он призывать Имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: Боже, милостив буди мне грешному. Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себя хорошим, и отдельные, даже тяжкие грехи — случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват — то это устроение есть ложное, это состояние явной или скрытой прелести, отчего да избавит всех нас Господь.

 

Чтобы идти по правильному пути, надо следить за собою, сравнивать свои дела, слова, помыслы, влечения и прочими с заповедями Христовыми, не оправдывая себя ни в чем, стараться исправлять себя насколько можно, не обвинять и не осуждать других, каяться пред Господом, смиряться пред Богом и людьми, — тогда Господь постепенно будет открывать такому человеку его падение, его порчу, его неоплатный долг. Один должен 500 динариев, другой 50, а все равно оба не имели чем заплатить.

 

Нужно, чтобы Господь по милости Своей простил обоим, значит нет такого праведника, который не нуждался бы в милости Спасителя.

 

И вот премудрость Божия: явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу и спастись, чем наружный праведник. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в Царствии Божием многих внешних праведников.

 

По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это — спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плевел легко возникла бы гордость, а Бог гордости противится. Гордость и высокоумие — гибель для человека.

 

Какой выход из сказанного? — Познайте свою немощь и греховность, не осуждайте никого, себя не оправдывайте, смиряйтесь, и Господь вознесет вас в свое время.

 

Боже, милостив буди нам грешным. Простите и молитесь за меня...

 

1952г.

 

post-3344-0-57585500-1434344274_thumb.jpg

 

«Ищите прежде всего Царствия Божия и Правды Его». Своею ли силою человек обеспечивает себя? Если трудитесь в телесном, должны трудиться и в душевном. Сердце свое так же, вернее больше, нужно обрабатывать, чем огород. Если человек платит наемным рабочим, ужели Господь оставит без платы тех, кто Ему будет работать? А как Ему работать? — Вы знаете все. Надо молиться и внимать себе, бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете много раз больше), скорее мириться, открывать помыслы, чаще причащаться и прочее.

 

Можно ли совместить этот с работой? — Если по немощи не все — то многое можно. А в неделании надо хоть сокрушаться и через это приобретать смирение, но никак не оправдываться: ибо через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному. Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? Поэтому и прошу вас всех: потерпите обиды, укоризны, несправедливости людские, понесите тяготы друг друга, хотя чтобы ими восполнить недостаток делания духовного, а главное, надо сознать себя достойным всяких оскорблений и скорбей («достойное по делом нашим приемлем»).

 

Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? Недаром святые отцы советовали чаще (ежедневно по многу раз) помнить о смерти, о суде, о необходимости дать отчет Господу за каждое слово, дело, помышление, за лукавство, за привязанность к миру, за тщеславие, за все тайное, ведомое только Господу да нашей совести. И вы чаще вспоминайте об этом.

 

Господь да благословит вас всех.

 

1950г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

еще два письма батюшки, -

о необходимости ежедневных духовных усилий

и наставление об осознании собственной греховности

 

 

...Надо делать все по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия...» и пр. Это заповедь, как и «не убий», «не блуди», и др. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит и к духовной смерти: «пусть мертвые погребают своих мертвецов», мертвые душой, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие, ни холодные, которым Господь угрожает «изблевать» из уст Своих. Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в 40-й день стоим перед Господом и ждем изречения о нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего неоплатного долга. Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать, еще лучше несколько раз в день. Это заповедь Божия и святых отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей. Все проходит, смерть за плечами, а мы совсем не думаем, с чем предстанем на суд и что о нас изречет Праведный Судия, знающий и помнящий всякое наше движение — самое тонкое — души и тела от юности до смерти. Что мы будем отвечать? Святые отцы потому здесь и плакали, и умоляли Господа о прощении, чтобы не плакать на суде и в вечности. Если они нуждались в плаче, то мы, окаянные, почему считаем себя хорошими и так беспечно живем и думаем только о житейском...

 

Простите меня и помолитесь о себе и о мне. Привет и благословение Божие всем.

 

1949 г.

 

post-3344-0-70454700-1435567341.jpg

 

Чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя святые отцы. Примеров много, вы сами вспомните.

 

Мытарь по другой причине считал себя грешным. Но осознал свою греховность, не оправдал себя и просил только милости и прощения от Господа и получил его. Все люди имеют неоплатный долг перед Богом. Никакие подвиги не могут оплатить долга. Сам Господь говорит, что если сотворите все повеленное вам, (т.е. все заповеди) — считайте себя рабами непотребными, которые обязаны сделать все, что им приказывает хозяин. Значит, все мы, постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души, как у мытаря. Не искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги ни несли. Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и «включает» в Царствие Божие.

Вот почему искание высоких духовных состояний запрещено святыми отцами и Господом. Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само собою, когда место будет чисто и если изволит Господь. Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, такой подвижник обязательно находится в прелести. Особенно находящийся в молитвенном подвиге должен иметь молитву мытаря и сокрушение мытаря, иначе он будет обманут бесами, приобретет высокомудрие, тщеславие и прелесть. От этого нас да избавит Господь.

 

Вот ответ на Ваше желание знать, что значит иметь устроение мытаря. Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря святыми отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же.

 

1954 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поучение о том, как принимать скорби и болезни:

 

post-3344-0-44814400-1436092402.jpg

 

Получил от вас письмо. Господь посетил вас болезнью, конечно, потому, что она была необходима для вашего спасения. Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие, таков закон духовный. Апостолы, мученики, преподобные — все святые вошли в славу через многие великие скорби. «Его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет». Очевидно, что нет иного пути в Царствие Божие, как путь узкий, крестный, поэтому и вы должны не унывать при болезни и слабости, а паче радоваться духом, утешаясь мысленно, что Господь стал к вам ближе теперь, а в будущем и совсем сделает своими детьми, если до конца останетесь Ему верными и без ропота понесете все скорбное, что Он найдет нужным послать вам. «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Надо чаще призывать Имя Божие, ставить себя пред лице Божие и просить терпения, когда станет слишком тяжело. Как змеи ядовитой, нужно остерегаться ропота. Неблагоразумный разбойник ропотом и бранью не только усилил свои муки, но и погиб навеки, а благоразумный сознанием, что достойное по делам приемлет, и страдания облегчил и Царствие Божие наследовал. В утренней молитве преп. Макария Великого говорится: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Если так чувствовали угодники Божии, то мы что должны чувствовать, на что мы можем надеяться? Единственно только на милость Божию. Забыв все свои добрые дела мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, и мы должны веровать, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться, как мытарь. Так учит нас Господь Иисус Христос: молиться и надеяться на милосердие Божие. Никакая болезнь не помешает хоть несколько раз в сутки из глубины души обратиться с покаянием к Господу.

 

Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении. Только Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простите всем, чтобы Господь нам простил.

 

...Да хранит вас Господь, да подаст вам терпение и молитву, а через них радость духовную, превозмогающую все болезни телесные и все скорби мира сего преходящего.

 

Без даты.

 

 

а  это письмо о важности покаяния и о спасении:

 

post-3344-0-21467800-1436092614.jpg

 

Господь хочет спасения каждому человеку. Но не каждый человек хочет спасения на деле. На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойник, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их: таким образом, они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное. Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Что это значит? Слово Божие говорит, что «несть праведного, несть ни единого... вкупе непотребни быша...» Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов. Господь и пришел призвать к покаянию и через покаяние спасти грешников, т.е. тех, кто сознает свои грехи, кается пред Господом, просит прощения. А кто или не видит своих грехов, или сам себя оправдывает лукаво, тех отметает от Себя Господь. Так отверг Господь и осудил еще на земле фарисеев, которые считали себя праведниками, даже примером для других. Страшно такое состояние. Избави Бог от этого каждого человека.

 

Преп. Сисой Великий просил пришедших за его душой ангелов помолиться, чтобы Господь дал ему еще пожить для покаяния. Преп. Пимен Великий говорил: поверьте, братия, где будет сатана, туда и я буду ввергнут. А он (Пимен Великий) воскрешал мертвых. Так и все угодники до самой смерти оплакивали свои грехи, свой неоплатный долг пред Богом.

 

А мы кто, что из-за самолюбия скрываем грехи свои, оправдываемся, лукавим, когда одной ногой стоим уже в гробу... Просмотри всю свою жизнь, покайся во всем, что сознаешь. Проси со слезами, как просит святая Церковь с земными поклонами: «Даруй ми зрети моя прегрешения». Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной. И если духовник или вообще посторонний человек обвиняет нас во грехах, то не оправдываться нам надо, а умолять Господа, чтобы Он открыл нам наши грехи, дал покаяться в них до прихода смерти и получить здесь, на земле, прощение...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПРИЗЫВАЙТЕ ГОСПОДА, - ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ПРИПАДАЙТЕ К СТОПАМ ЕГО!

 

post-3344-0-25551700-1436501822_thumb.jpg

Ты уже унываешь и теряешься от малого искушения. Это Господь попускает тебе, чтобы ты познала свою немощь и поняла, как много всего таится в душе человека, какой труд надо понести, чтобы очистить себя от страстей и стать храмом Бога Живаго и достигнуть спасения. Когда откроется немощь человеческая, тогда припадаешь ко Господу и уж из глубины сердца будешь вопиять к Нему, как утопающий Апостол Петр. Тогда получишь помощь от Господа и поймешь, что воистину близок Господь к призывающим Имя Его от всего сердца, и уже с благодарностью припадешь к стопам Его и будешь оплакивать все грехи свои, коими оскорбляла Господа. Тогда смиришься сердцем, перестанешь осуждать других и станешь заботиться о том, чтобы Господь простил прошлые грехи и не попустил впредь оскорблять Его нарушением заповедей. Поймешь и то, как суетно все земное, что твоя привязанность к земле, ссоры, огорчения... — так все это ничтожно, так не стоит из-за всего этого огорчаться, ссориться и терять из-за этого мир душевный, а может быть, и спасение.

 

...Все дурное, все страсти, все бесовские козни, все скорби и страдания — все побеждается смирением. А проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: «Достойное поделом нашим приемлем, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Вот если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет и мы будем на правильном пути духовном. Если же хоть и пороптали на кого, то надо еще более смириться и сказать: Господи, воистину я ничего не стою, только Ты можешь меня спасти. «Если хочешь, можешь меня очистить», — сказал потерявший всякую другую надежду исцеления прокаженный и тогда услышал от Господа: «Хочу, очистись», — и Господь, прикоснувшись к нему, исцелил его. Так и мы, до глубины души поняв свое бессилие и нищету духовную, обратимся ко Господу, к Единственному Спасителю нашему и из сердца сокрушенного скажем Ему: «Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти», и получим ответ от Распявшегося за нас Господа: «Хочу, очистись». Ответ этот ясно услышит душа наша и получит силу с благодарностью переносить все скорби земной жизни, как и разбойник без ропота висел еще на кресте до вечера в ужасных муках. Да поможет тебе, дорогая, понять это, смириться и отдаться в руки Божии, тверди постоянно: Господи, да будет воля Твоя Святая, Господи, делай со мною, что угодно Тебе, только не попусти возроптать на Тебя, только спаси меня.

Ты до сих пор только читала и слухом слышала о борьбе душевной, о плаче, о страданиях сердечных. Господь попускает тебе на опыте познать и определить себя: будешь ли терпеть без ропота и благодарить Господа, или же предашься ропоту, затем хуже — и отчаянию.

 

Решай сама. Дай кровь и приими Дух. Время младенчества прошло, пора приниматься за дело взрослых. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», «к смиренномудрому сети диавольские и не прикасаются» (видение преп. Антония Великого о сетях).

 

Если отдашься ропоту, станешь обвинять людей и обстоятельства, то отсюда перейдешь к ропоту на Бога и можешь придти к отчаянию, от чего да избавит тебя Господь!

Да дарует тебе Господь мир душевный, смирение и разум духовный. Да даст тебе Господь терпение и силу нести тяготу и своих страстей, и других, с которыми ты соприкасаешься.

 

1958 год

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

post-3344-0-83371200-1438175732_thumb.jpeg

 

о смерти и спасении:

 

Чаще думай о смерти и о том, кто тебя там встретит. Могут встретить Ангелы Светлые, а могут окружить мрачные, злобные демоны. От одного взгляда на них можно сойти с ума.

 

Наше спасение в том и состоит, чтобы спастись, т.е. не попасть в руки демонов, а избавиться от них и войти в Царство Божие, бесконечную, непостижимую здесь радость и блаженство. Стоит здесь потрудиться, есть из-за чего. Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны — значит нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем!

 

Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны во Святом Евангелии.

 

Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то они овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить в них прощения от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там. Так и во всем.

 

Будем же жить в мире, прощая друг друга, мирясь скорее друг с другом, будем во всем каяться пред Богом и просить Его милости и спасения от бесов и вечных мук, пока еще есть время.

 

Не будем играть своей вечной участью.

 

post-3344-0-19800300-1438175506_thumb.jpg

 

Господь да вразумит тебя. Аминь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

ДАЙ ВОЗЛЮБИТЬ ТЕБЯ ВСЕМ СЕРДЦЕМ!

 

о жертве ради бескорыстной любви к Богу:

 

post-3344-0-35334500-1439101971_thumb.jpg

 

Получил твое письмо и глубоко посочувствовал тебе. Многое бы я тебе сказал на твои сомнения и огорчения, да не мастер писать. Ты выбрал себе путь жизни исключительно трудный в наше время, и если выдержишь до конца — все твои скорби, мало сказать возместятся в миллионы раз, а просто (не скажу, что забудутся) даже пожалеешь, что они были слишком малы... Может, тебе покажется это странным, но это так. Я глубоко уверен, что даже древние великие мученики, и они жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которою должны бы возлюбить Господа. Любовь даже к человеку стремится выразить себя деланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее... А доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявление любви. Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему. А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он приблизится к нам.

 

Можно полагать, что червь неусыпающий и огонь неугасающий в будущей жизни есть нескончаемая скорбь сердца о том, что было время, когда можно было доказать свою любовь ко Господу, потерпеть разные страдания ради Него, доказать любовь не только страданиями, но и верой в Него среди сомнений всяких, среди страхов, духовного одиночества, сознания своих немощей, бессилия и пр., и пр. — и не доказали... Вот здесь-то на земле и можно и нужно доказать свою любовь к Нему внутренним решением: буду верить в Тебя, буду всеми силами исполнять Твои заповеди, буду страдать за веру в Тебя, откажусь от всего и от всех, — от личной жизни, от родных, только Ты, Господи, не откажись от меня, не попусти мне потерять веру и мужество, не попусти возроптать на Тебя, если постигнут слишком тяжкие скорби и страдания свои или близких моих, даруй мне возлюбить Тебя всем сердцем. Если сохранить такое устроение, то тебе легко будет пройти твой жизненный путь. Если же будешь колебаться, допустишь в сердце сомнение, если нарушением вольным заповедей Божиих омрачишь себя и ослабишь свои силы духовные, если не будешь постоянно призывать на помощь Господа, а особенно, если возгордишься и понадеешься на свои силы — то падешь падением великим и отяготишь себе жизнь чрезмерно. Но и тогда не унывай, а смиряйся еще больше и все упование возлагай на Господа, и на Его милосердие и Его помощь. Это и есть правильное устроение, но без опыта, без падений и восстаний мысленных (падение делом очень тяжело отзывается на духовном устроении, требует потом труда для очищения себя и долго тормозит движение вперед. Мысленные же падения даже необходимы для познания себя, своей немощи, негодности для Царствия Божия, а вследствие этого, они приводят к смирению, показывают, что сам человек своими силами не может духовно возрастать, а должен постоянно взывать к Богу о помощи, должен пользоваться для спасения таинствами и всем, что дает святая Церковь. Помогает духовному росту постоянное чтение Священного Писания (Нового Завета и святых отцов). А еще лучше, если будет духовный руководитель, но их теперь не стало и приходится идти самому, руководствуясь чтением и молитвой, испрашивая помощи от Господа и святых угодников) не придешь в правильное состояние. Оно характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас. А из этого состояния рождается чувство сокрушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего (10 тысяч талантов) — словом, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит и из которого-то и родится та любовь к Богу, о которой я говорил вначале. Одной волей своей и желанием еще не приобретешь любви, а жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю. Из этого плача и сокрушения рождается страх Божий, т.е. страх как-либо не оскорбить Бога, затем рождается чувство близости Бога к нам, что выразил пр. Давид словами: «предзрех Господа моего выну...», а затем рождается постепенно твердая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, чем лишиться Его близости, появляется твердость в скорбях, не только безропотное несение их, но и благодарность за них, т.к. сердце будет ощущать радость очищения скорбями и удовлетворения некоторого, что можно терпеть ради Бога и тем любить Его. «Что воздам Тебе, Господи, за вся, яже воздаде ми?»

 

Прости... за многословие и, может быть, несвоевременность этого писания. Но скорбь твоя подвигла меня написать тебе это. Может быть, тебе будет полезно и послужит к некоторому утешению.

Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и оскорбил (отчего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. «Грядущего ко Мне не изжену вон». Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но вставая, идет вперед, — находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами.

 

Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла.

 

Господь да благословит тебя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Спасибо за письма... Саи Рам

Удивительно Господь все устроил: читаешь, адресованное как будто другому человеку, а ведь именно тебе оно и адресовано в данный момент. Всегда в тему и всегда вовремя. 

Еще благодатно действуют и короткие высказывания, если их помещать в текущее умонастроение, таким образом, перестраивая и в итоге умиротворяя содержание мыслей, если там вдруг что-то не так или страсти кипят...

У игумена много таких спасительных соломинок...особенно они актуальны в наше время...

 

 

"Страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю "земная", потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний". 
 
Игумен Никон Воробьев
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

 

 

Еще благодатно действуют и короткие высказывания, если их помещать в текущее умонастроение, таким образом, перестраивая и в итоге умиротворяя содержание мыслей, если там вдруг что-то не так или страсти кипят...

У игумена много таких спасительных соломинок...особенно они актуальны в наше время...

 

 

Да, иногда беру совсем короткие отрывки для рпазмышления...

Очень впечатлила короткая, но очень мощная молитва, переданная в письмах игумена:

 

ГОСПОДИ, ДАЙ ВОЗЛЮБИТЬ ТЕБЯ ВСЕМ СЕРДЦЕМ!

 

Мне эта молитва видится самой главной, - ведь Бог - это Любовь... И любящее сердце способно на самый глубокий подвиг самоотречения и горения во имя Божье... Молитва любящего человека горяча, и Господь ее слышит очень явно, и отвечает на нее скоро.  Любящий Бога не попросит у Него ничего лишнего и ничего недостойного.

 

 

МОЛИСЬ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА!

post-3344-0-79459200-1440834221_thumb.jpg

 

... Рассеянная молитва — не есть молитва, хотя Господь и ее принимает вначале от тех, кто еще только учится молиться. Но ведь надо же научиться когда-нибудь молиться и без рассеяния!

Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в немирствии, то и молиться не сможешь.

 

Молитвы во гневе Господь не принимает и предает такого молящегося немилосердным служителям, т.е. демонам, которые от пира духовного, от молитвы, изгоняют вне брачного пира, во тьму разных пустых, иногда и скверных помыслов. И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачемся пред Господом от всего сердца и пока не простим всем и сами не попросим прощения, словом, пока не стяжем мира душевного, ибо сказано: «в мире (душевном) место Божие». Где немирствие — там враг и тьма и тягота душевная и прочие начатки ада.

Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит, что-то неладно в душе, значит, враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних.

 

Хорошая, внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царствию Божию, которое «внутри нас есть». Если нет такой молитвы — значит, мы чем-то прогневали Господа.

Будь внимательна к себе. Сохраняй мир, мирись скорее, чаще изливай пред Господом свои прегрешения и скорби, поступай по совести — будешь чувствовать себя хорошо и спасешься. Без труда и лаптя не сплетешь. Трудись по Боге и спасешься. Будет хорошо и здесь и после смерти войдешь в вечное блаженство.

Молись за меня.

 

 

СЛЕПОЙ НЕ МОЖЕТ ВЕСТИ СЛЕПОГО...

 

post-3344-0-42103900-1440834395.jpg

 

1954г.

 

Получил Ваше письмо. Уже то, что вы неспокойны, свидетельствует о Вашей неправоте. «Лицемере! Изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъята сучек из очесе брата твоего». Здесь указывается на глубокий психологический факт. Если человек с помощью Божией очистится от греха и тем самым будет чисто смотреть на все, то: 1. Все покажется ему в другом свете и тогда только он даст правильную оценку всему. 2. Тогда в сердце его будет одна любовь ко всей твари и непостижимая жалость и желание, чтобы никто не страдал, никто ни в чем не потерпел вреда (см. Исаак Сирин). Только тогда можно и учить ближнего (да и то по указанию благодати Божией), и тогда слово будет действенно, полезно, будет исцелять, а не ранить. А пока не достигли такого состояния — надо не лезть в учителя.

 

Преп. Нил Сорский никогда не отвечал от себя, а только излагал мнение святых отцов. Если у них не находил сразу решения, то и он не давал ответа, пока не найдет мнения святых отцов о данном предмете. А мы сами, ничего не зная, по слуху или просто потому, что «мне так кажется», говорим целую кучу. Умный человек сразу поймет легковесность наших слов и нас же осудит... Все мы находимся в «злейшей прелести», по выражению преп. Симеона Нового Богослова, т.е. во тьме, в заблуждении, в рабстве у диавола. Только немногие бывают освобождены Господом от этого состояния. Как же слепой может вести слепого? А Вы все всех учите. Перестаньте! Мытарь не учил, а с сокрушением говорил: «Боже, милостив буди мне грешному», — говорил не только в церкви, а и всегда имел это усмотрение (иначе и в церкви не мог бы так молиться). Мог ли он, да и всякий в таком состоянии, учить других? Ясно, нет. А для находящихся в рабстве у греха и диавола только и есть правильное состояние — состояние мытаря. Когда оно охватит всего человека, тогда только в нем будет совершаться «Сила Божия». «Сила Моя в немощи совершается», т.е. когда человек сознает мытаря (в смирении) — тогда в нем будет совершаться Божия Сила и выводить из Египта в землю обетованную. Другого пути нет. Если я пишу Вам это, то на правах духовника. Простите!

Господь да хранит Вас и вразумит на все благое.

post-3344-0-73558100-1440834640_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


"..не придешь в правильное состояние. Оно характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас. А из этого состояния рождается чувство сокрушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего... "

 

"Плач и сокрушение о немощи и греховности, сознание неоплатности долга своего...", - у святых отцов и подвижников веры христианской столько можно почерпнуть именно этой правды. И все так, и есть со словами этими глубочайшее внутреннее согласие... с еле ощущаемым страхом той части себя, что зовется личностью, исчезнуть навеки вечные...
 
И почему нет этого у Свами в тех посланиях, что Им нам подарены? Почему Он нас вытаскивает из этого состояния греховности и падения, обращая внимание не на падшую природу, а на Божественность, коей мы являемся в истинном Свете Его Любви? Да не поймут меня неправильно, что мне хочется, обозначив такое противоречие, столкнуть святоотеческую мудрость богопознания с мудростью Пурнааватара кали-юги. Для меня Он вмещает в Себя всю мудрость человечества, накопленную веками. И каждому дарует именно ту правду о его состоянии, в коей человек нуждается в данный момент.
Про себя могу сказать, что если долго читать о греховности, присовокупляя к этому непрерывно рождающиеся переживания об этой никчемности и немощности, через какое-то время попадаешь в такие тенеты души и такие состояния, что без Божьей помощи и не выбраться оттуда. И сознательно бежишь от этих чтений..от того же страха, может, и бежишь...бежишь к Свами, к Его обращению "премасварапулярам", к Его безусловному принятию того, что считаешь падшей природой своей и ветхим человеком. С тем же плачем бежишь, но слезы вдруг становятся сладкими, а не горькими... Свет рассеивает тьму практически депрессивного состояния... И все те несовершенства, что когда-то были присвоены себе, ты в очередной раз складываешь у этих освобождающих Стоп, чувствуя Его безусловную Любовь ко всем чадам Своим... Пусть не навсегда складываешь, а на какое-то время, хоть и кажется, что навсегда.
И вновь бег по тому же кругу... И вдруг, мгновенно Он опять меняет всего одну букву в слове "бег", превращая его в "Бог", и каждое мгновение этого марафона уже не так страшно и безнадежно, оно освещено и освящено вечностью. И Его Любовь обрушивает столько света, что от мыслей о ветхости твоей и греховности не остается и следа, как и от тебя, и мир предстает иным...
 
Но иногда в орбиту своих страстей по самому себе (особенно, когда присутствуют страдания) легко втягиваешь других людей, говоря им все то, что Господь начертал исключительно для тебя: что они так же греховны, немощны и ветхи... И вот тут, именно тут - в этой точке взаимодействия с другими людьми - лежит твоя ответственность перед Богом. Ответственность за то, чтобы не втягивать и их в этот омут собственной духовной брани, а считать и стараться видеть их лучше себя, и говорить им о Свете и Любви в них, а не об их такой же падшей природе, как и твоя... Это как та история про котел, когда сам там варишься и, хватая за ноги, не даешь выбраться из него другому. Тоже ведь разновидность эгоизма...Тут проложена такая тончайшая грань, когда ты должен почувствовать сердцем, имеешь ли ты право ввергать другого в ту же тьму самоуничижения.   Или ты должен дать ему шанс выбраться, сказав, что у него есть крылья, подаренные Богом, есть сила любви, что поднимет, и что светлое и доброе в нем столь всесильно, что может преодолеть все. 
 
Я к чему это написала... Не знаю. Но точно не в возражении Никону и написанному им в письмах духовным чадам. Там чистота...
Написала скорее в благодарность Богу о всех путях познания своей истинной природы, всех Его уроках, всех тех взлетах-падениях и открытиях в мире духовном, что приходят из разных источников, раскрывая главный Источник, что находится в твоем сердце.  
Спасибо Тебе, Свами, за все.
Ом Шри Саи Рам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если долго читать о греховности, присовокупляя к этому непрерывно рождающиеся переживания об этой никчемности и немощности, через какое-то время попадаешь в такие тенеты души и такие состояния, что без Божьей помощи и не выбраться оттуда. 

 

 

Мне еще не встречался человек, который бы по-настоящему считал себя никчемным и немощным,

только читала об этом в рассказах о святых, которые плакали о своей греховности, будучи абсолютно безгреховными.

Святые отцы говорят, что чем больше света в человеке, тем больше он видит пыли в луче этого света...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Святые отцы говорят, что чем больше света в человеке, тем больше он видит пыли в луче этого света...

 

Танюш, ведь есть и другие примеры... Есть, наконец, Свами, Пример из примеров... Есть праведники иных традиций, в которых ты даже не чувствуешь, что им не достает этого плача... И тут, мне кажется, нельзя подвести все под общий критерий праведности или святости. Именно поэтому и говорю спасибо Свами за разнообразие путей к Богу, и разнообразие примеров внутренней чистоты. 
Саи Рам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже легла спать...и вот не засыпается никак...мысленно обратилась к Свами, чтобы в открытом наобум письме игумена Никона пришел Его ответ. И не столько вопросы я задавала какие-то, а просто попросила о послании для души своей. И вот какое письмо пришло. Про то, сколько увидела совпадений с тем, о чем писала недавно на форуме, и говорить не буду. 

Одно название письма говорит само за себя...

 

О духовной брани
 
Дорогая душа! 
 
Получил от тебя письмо. Помоги тебе Господи прожить в омуте этом и переплыть море житейское и достичь тихой пристани. Так трудно это теперь, особенно молодым. Проси всегда помощи от Господа и Матери Божией. Твердо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божия; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдет вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку.
Вот поэтому и надо бодрствовать и не пригревать в мыслях или в сердце какой-либо гадины, чтобы она не ужалила. Только бодрствованием, удерживанием своих внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и непрестанным, по возможности, призыванием имени Божия можно побороть все вражии вылазки, не допустить себя до большого греха. Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились.
Нет другого пути и средств для очищения себя: бодрствуйте и непрестанно молитесь, да сподобитесь избежать всех бедствий от своей греховной природы и от врагов и их орудий. Потерпи, потрудись до сентября, а там видно будет. Помоги тебе Господи. Борись, не давай руки врагу, будь верна Господу, и Он тебя не оставит и не даст в обиду, хотя бы весь мир ополчился на тебя. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Господь да благословит и сохранит тебя.
 
Твой отец.
 
И про омут, и про врагов, поразило даже вот это - "Потерпи, потрудись до сентября, а там видно будет...". Сентябрь-то вот уже, через пару дней.... И подпись "твой отец". 
 
Спасибо, Свамичка....нет слов. Ом Шри Саи Рам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тот, кто должен плакать, обязательно будет...

кто из нас не без греха??

нет ничего чище слез, пролитых в покаянии....

пока не придут эти слезы, всякая радость, подаренная Богом в утешение нам, очень сильно временна....

 

многим Свами дает утешение и радость в Его Сладости,

но затем, когда это Блаженство очищает и оголяет непотребности, творимые человеком во все века, 

обязательно приходит раскаяние... и самоуничижение... -

и в этом нет ничего темного, тяжелого и хотя бы на грамм отличающего слезы христианина от благости и легкости адептов иных традиций...

 

и в слезах покаяния и в блаженстве растворения одна и та же основа, -

и не нам решать, через какие тропы... или по какому бездорожью поведет тебя Бог.... 

 

однако нужно понимать, что если тебя поведут через голгофу Любви ко Христу, самоуничижение и раскаяние неминуемы

 

неминуемы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все то же самое, что сказали прежде дорогие садхаки :), но другими словами. 

 

Существуют пути, назову их  путями восхождения к Свету - в основе своей они строятся на отбрасывании всего, что не является истинным "Я".

"Я - не отличен от Бога", "Я и Бог - одно", -  то, что в разных вариациях мы слышим от Свами.  

Свами говорит:

"Чтобы получить бесконечную, универсальную Атму, воплощенная сущность должна вырваться из маленькой и ограниченной тюрьмы индивидуальности. Желание принадлежит чувствам, мозгу, уму; как только вы станете свободными от этого, вы осознаете сущность, Атму, сознание, просветление, и станете едины с космической силой. Самореализация – это Богореализация. Так человек достигает Бога".

Конечно, "пути восхождения" включают определенную работу и с плохими качествами, с эгоизмом, но акцент внимания  смещен в сторону Божественности, Единой Сути.

 

Есть пути, которые, напротив, низводят Свет в материю и призваны преобразить последнюю, сделать ее достойным "сосудом", вместилищем, храмом Господа. Осознание греха или зла эгоизма - основная составляющая этих путей, раскаяние - естественно вытекающее движение души: когда человек в Свете Господа видит, насколько он порочен и диаметрально отстоит от Господа и Его качеств, он не может не плакать, не рыдать душой, не взывать о спасении (об изменении себя).

Осознание эгоистической испорченности, которая, как писала Махапрема, тем острее, чем ближе человек приближается к Источнику, освещающему все потаенные уголки души, - это осознание   порождает запрос, а на запрос-молитву приходит и соответствующий Свет исправления. Случается Встреча и Радость. 

Бог Сам ничего, без соответствующей просьбы со стороны человека, исправлять не будет. 

 

Наконец,  есть пути, чьи подходы чередуются: движение вверх осуществляется для того, чтобы с территории Творца, в Его Свете, вместе с Ним спускаться в недра низшей природы и с ней работать. И чем выше человек может подняться, тем ниже опуститься, более глубокие пласты эгоизма обнажить-обезоружить (в действительности, и то, и другое движение души не может быть актом лишь человеческих устремлений - двое идут в связке: человек и Бог).

Это великолепно описала Пуруша:

"Свами дает утешение и радость в Его Сладости,

затем, когда это Блаженство очищает и оголяет непотребности, творимые человеком во все века, 

обязательно приходит раскаяние... и самоуничижение... -

и в этом нет ничего темного, тяжелого и хотя бы на грамм отличающего слезы христианина от благости и легкости адептов иных традиций..."

 

Проводя человеческую душу разными путями, Господь творит человека по Образу Своему и Подобию, Бого-Человеческому. Трансцендентность сознания и Тело(а), которое, лишившись эгоистической испорченности, стало Храмом.   

Вот как говорит Свами: "Миссия нынешнего Аватара в том, чтобы люди осознали, что в один и тот же Бог находится в каждом из них. ...Према Саи, третий Аватар будет распространять благие вести о том, что не только Бог пребывает в каждом, но и что каждый – это Бог". 

Один Бог (Суть). И - каждый Бог (Боги - Бог в многообразии Форм). Последнее, в моем понимании, совершенно невозможно без преображения низшей природы.

"Человек должен быть разобран и сделан заново, с уничтоженным эго и измененным трансцендентным сознанием, так, чтобы он мог подняться над кармой и управлять ей"  - говорит Свами. 

(Все цитаты Свами -  из Его интервью главному редактору индийского издания Blitz News Magazine г. Р.К. Каранджиа в сентябре 1976 г).

 

Каждая из двух групп путей таит присущие ей опасности.

Первая  - мнимое совершенство, самоуспокоенность (в объятиях Бога весь мир и все предстает совершенным; всякая личностная оценка, движение воли улетучиваются, "всем правит Один, "я" - никто, вообще не существую! так как от меня может что-то зависеть?!" ). 

В еще больших крайностях, когда эго захватывает  опыт мистических откровений, можно увидеть "великих миссинеров", заявляющих, что через них говорит и действует Бог, когда почти всякому вовне стоящему становится очевидным, что говорит и действует все, что угодно, кроме Бога.   

Вторая группа, когда "я" чрезмерно заваливается в низшую природу, так, что теряет всякую связь с Богом, всякое помышление о благом Его промысле о себе, о том, что "увидеть грех - это огромная Милость и доверие Господа ("раз показал - значит, верит в то, что можешь выдержать это зрелище и использовать познанное созидательно"), падает в уныние и комплексы неполноценности. 

Однако - это просто опасности (тоже дающие определенный опыт, являющийся частью путей), и они ни в малой степени не обесценивают сами пути.

 

Мы же следуем теми путями, которые для нас выбрал Господь - и ликуем, или рыдаем, или все вместе, как Ему понравится и что душеспасительно для нас...

  :clover:    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

однако нужно понимать, что если тебя поведут через голгофу Любви ко Христу, самоуничижение и раскаяние неминуемы

неминуемы

 

Неминуема жизнь, неминуема смерть,
Неминуемо то, что предписано свыше...
Неминуемо солнцу на небе гореть,
Неминуемо что-то узнать иль услышать...
 
Неминуемы встречи, и холод, и зной,
Неминуемы чувства и трепет желаний.
Неминуемо Бог нас ведет за Собой,
Освещая любовью всю боль испытаний.
 
Неминуема чаша, что должно испить.
Неминуемо счастье коротких мгновений.
Неминуема милость Его откровений. 
Неминуема радость души просто БЫТЬ.
 
Из письма Никона:
"...Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! Господь соединил с Божественною сущностью природу человеческую, омыл Своею кровью грехи всего верующего человечества, усыновил Себе падших людей, вознес на небо, сделав причастниками Божественной жизни и радости, радости навеки.
Здешние земные скорби, болезни, тяготы старости будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам не быть хоть в малой мере участниками страданий Христовых?! Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть причастником страданий Христовых, только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, и хватило бы на терпение.
И вот Господь из любви к нам посылает по силе каждого невольные скорби и болезни, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий...
 
Будем же благодарить от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам. Не во гневе, не для наказания посылает нам Господь скорби и болезни, а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это. Зато и сказано: за все благодарите. Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих...
Сие буди, буди со всеми нами. Аминь. "
20 мая 1958 года
 
Ом Шри Саи Рам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

 

Неминуема жизнь, неминуема смерть...
 

 

 

 

спасибо, Леночка  :clover:  :clover:  :clover:

 

еще два письма, -

о терпении, самолюбии и плаче о своем недостоинстве...

 

 

ТЕРПИ ВСЕ УПРЕКИ РУГАНЬ

 

post-3344-0-73460800-1445157009_thumb.jpg

 

Пора бы тебе знать, что враг не оставит в покое никого из желающих спасения и, следовательно, борьба с ним до смерти не прекратится. Побороть же его своей силой не может никто. Разрушить дело диавола и пришел на землю Господь. Он и борется против диавола и греха с теми, кто всегда призывает Его на помощь. Должен и человек противодействовать греху и диаволу всеми силами, употребляя в качестве оружия средства, указанные Господом, апостолами и святыми отцами. Для православного оружием против диавола являются: пост, молитва, трезвение, смирение. Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага. Кто хочет побороть врага, избавиться от страстей, а не борется с ним данным оружием, тот, очевидно, и не победит. Чем смирнее и смиреннее человек, тем скорее избавится от врага. К этому надо добавить, что злопомнение уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека, враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться. А без молитвы, принятой Богом, человек будет один и, следовательно, враг одолеет его. Да и правильно борющийся не сразу одолеет врага. Для этого надо время и терпение. Борись правильно, старайся быть в мире со всеми, приучайся к трезвению и непрестанной молитве. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь низлагать исполинов одного за другим и освободишься от плена греховного.

 

Ни одни духовник не будет хуже относиться к человеку, искренне глубоко раскаявшемуся во грехах, каковы бы они ни были. Это уловка вражия, чтобы кающийся скрыл свои грехи и не получил прощения. Наоборот, если духовник — человек верующий, то станет лучше относиться, это таинство — свойство исповеди.

 

...Терпи все упреки и ругань, и клевету, правильные и неправильные, ибо они полезны, очищают душу от грехов и содействуют росту смирения, если не будешь возражать. Говори, как разбойник: «Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

 

 

ПЛАЧЬ И СОКРУШАЙСЯ 

 

post-3344-0-53586300-1445157583.jpg

 

Ты три дня плакала после моего письма. Я рад, что ты плакала, если плач твой был по Бозе, а не от оскорбленного самолюбия. От всей души желаю тебе «зрети своя прегрешения» и плакать о них не три дня, а всю жизнь до смерти, чтобы не пришлось плакать вечно после смерти. ...Когда поставят нас пред Судиею нелицеприятным, ведущим наша сокровенная, какое решение изыдет о нас? Чем мы оправдаемся пред Ним? Есть одно единственное средство — пока жива, осознать свое недостоинство пред Богом и пред людьми, искренне осознать, что мы негодные, непотребные, имеющие неоплатный долг пред Богом, следовательно, не имеющие права что-либо требовать от людей, осознать это и плакать, и умолять еще здесь о помиловании, о прощении нашего неоплатного долга; плакать о том, что мы блудно расточили свои силы душевные и телесные, оскорбляем постоянно Любовь Божию, и умолять о том, чтобы после смерти Господь не помянул грехов и неправд наших, а принял в Свои обители, как принял блудного сына. Вот о чем должно быть все попечение наше. Каждый день перед сном надо проверять себя и посокрушаться о всех нарушениях заповедей, какие допустил за день. И всю прошлую жизнь вспоминать и каяться о всем и не отступать в покаянии, пока явственно не ощутим, что Господь простил нам прошлые грехи. Должно при этом от всего сердца просить Господа, чтобы Он помог нам и впредь не грешить, не оскорблять новыми нарушениями Его Святой Воли, выраженной в заповедях. Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним... Смирись пред всеми, по силе старайся всем услужить, никого не укоряй, не суди, не осуждай. Помирись со всеми, всем прости, иначе не получишь сама прощения от Господа. Это условие дано самим Господом: «Аще не простите человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).

 

В наступившие дни Святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. «Аще бы восхотел еси жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен».

 

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Господь да вразумит и благословит тебя! Привет и благословение Божие всем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Пуруша.... 

Еще одно письмо Никона:

 

"За малостью времени не могу тебе написать побольше, коснусь лишь главного.
 
Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не присходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия. Тем более с человеком, тем более с верующим и чтущим Его не происходит ничего — ни доброго, ни злого — без Бога. Сам Господь Иисус Христос сказал, что и волосы на голове человека сочтены у Бога, Человек есть образ Божий, для человека Господь приходил на землю, ради него пострадал на Кресте, ниспослал Духа Святаго, основал святую Церковь, сделав ее Своим Телом, — может ли оставить Господь человека без Своего Промышления о нем? Нет и нет!
Бог есть Любовь; не сказано, что Бог имеет любовь, а; есть Любовь, Любовь Божественная, превосходящая всякое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры. Который есть Любовь, как Он, столь возлюбивший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опасности?! Никогда этого не может быть!
 
Психика человека такова, что ему необходимо для спасения терпеть скорби, поэтому Господь и попускает их, несмотря на Свою любовь к человеку. Но не попускает сверх сил. Затем: в скорбях скрыта радость и любовь к Богу, если скорби принимаем и терпим без ропота, с благодарностью. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжет любви к Богу.
 
А потом скажу: если боишься скорбей и хочешь избежать их, то Господь Иисус Христос указал средство избежать их: бодрствуй над душой и не допускай греху проявиться ни в мыслях, ни в сердце, ни в теле и непрестанно молись. Можешь этого достичь? Не будет тогда у тебя никаких скорбей, вернее, они утонут в духовной радости. А пока не достигла этого, терпи и трудись. Если бы мы жили на земле тысячи лет, и каждый день нас распинали, то и это была бы плата недостаточная за то неизреченное блаженство, какое уготовал Господь любящим Его. Только любовь Божия так мало скорбей и на такой краткий срок попускает человеку. Если веруешь в Евангелие, то должна верить словам Господа, указавшего, что хотя и будут скорби в земной жизни у Его учеников, но они сменятся еще здесь радостью, которой никто не отымет от них. Да и Господь всегда с нами: се Аз с вами есмь до скончания века, аминь. Кто сильнее Бога? Итак, не допускай в себя страха, малодушия, маловерия, навеваемого дьяволом, а сопротивляйся им именем Иисусовым. Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
 
Не поучай никого, а если видишь нуждающегося в духовной помощи и чувствуешь, что могла бы хоть несколько помочь, то рассказывай о духовном так, будто ты вычитала или слыхала от знающих людей то и то, а не как из своего опыта или познаний. Тебе будет легче, да и преградишь доступ к себе бесу через тщеславие. Понятна ли тебе эта мысль?
 
Господь да умудрит тебя во всем. Проси у Него твердой веры и терпения.
 
Александре Белокопытовой
 
I/IV—52 
 
Ом Саи Рам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тема эта велика, и не закончится в ближайшее время, думаю...

батюшка очень многим писал письма:

СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ  :clover:

 

иногда кажется, что письма эти написаны только тебе... -

светлые души во все времена и во всякой традиции могут доносить свои святые слова во все слои нуждающихся!

 

 

НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА СЕБЯ, А НА ГОСПОДА...

 

post-3344-0-83148900-1445753989_thumb.jpg

 

Тороплюсь написать Вам несколько слов, пока светло, т.к. не дают света, да и лампа без стекла.

 

Прочел Вашу исповедь о тщеславии и не нашел в ней ничего, за что можно бы «удалиться» от Вас. Ничего особенного Вы не написали. У Вас, да и у всех, нет ничего, чем бы действительно можно потщеславиться. Все мы далеки от Бога своей жизнью. Что есть у нас своего ценного, с чем мы можем с поднятой головой явиться на суд Божий?..

 

...Каждому человеку так свойственно тщеславие, что оно буквально всего человека пронизывает от внешнего до самых сокровенных глубин. А в то же время оно и самое ядовитое свойство и с ним нельзя сделать в духовной жизни никакого движения вперед. Необходимо умалить, а затем уничтожить его, во всяком случае, нужно непрестанно следить за собой и всякое проявление тщеславия подавлять сокрушением сердечным (вздохнуть ко Господу от всего сердца: Господи, вот опять змий поднял голову), с гневом отогнать его и воззвать ко Господу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного. Не хочу, не принимаю, освободи меня от него, даруй ми зрети моя прегрешения». Прочтите о тщеславии у Иоанна Лествичника, особенно главы 5, 6, 7, 11, 14, 17, 23-26, 31, 34, 38, 39, 41, 43 и 45; прочтите и о гордости 1, 2, 5, 11, 16, 17, 20, 34, 38.

 

Укоряйте себя за всякое нарушение малейшее заповеди Божией, не допуская никакого самооправдания. Помните заповеди Спасителя: «Когда сотворите все повеленное вам, глаголите, яко раби неключимы есмы». А мы не только не делаем всех заповедей, но и ни одной как следует не исполним, а гордиться и тщеславиться готовы на каждом шагу. Да поможет Вам Господь избавиться от этого змия! Но без труда и внимания к себе и испрашивания помощи от Господа — не сможете побороть этого злейшего лукавейшего врага. Те проявления, о которых Вы написали — очень явны и грубы. Есть гораздо более тонкие формы, и если бы не помощь Божия, то можно бы прийти в отчаяние. Опирайтесь на Евангелие и на пример Самого Господа Иисуса Христа в борьбе со тщеславием... Не надейтесь на себя, а на Господа, не только в большом, но и в мелочах. Не можем мы без Господа сделать ничего истинно доброго и полезного для себя, а кажущееся добрым, по твердому слову подвижника, потом окажется вредным (т.е. все, что сделано без молитвы и испрашивания помощи от Господа).

 

Те молитвы святы, которые исходят из благоговейного, сокрушенного и смиренного сердца, а фарисейские (гордые и тщеславные) молитвы не только не святы, но мерзость пред Богом.

Простите меня. Спасайтесь...

 

 

 

ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ ВАС!

 

post-3344-0-77288500-1445754271.jpg

 

 

Получил Ваше письмо о болезни Л. Она не сходит с моей памяти. Хотя всем, великим и малым, неизбежно приходится покидать этот мир.

 

Однако, когда это предстоит нам с близким, дорогим человеком, то невольно всей душой протестуешь против этого. В глубине каждого человека лежит сознание своего бессмертия. Он и действительно бессмертен, а в том, что мы называем смертью, есть новое рождение в другой мир, переход из одного состояния в другое, и для большинства, несомненно, в лучшее, бесконечно лучшее. Вот почему и не следовало бы скорбеть при приближении смерти, а скорее радоваться, но мы или мало верим в будущую жизнь или страшимся ее, да и здешняя жизнь слишком цепко держит нас. С духовной точки надо бы радоваться за Л. Господь дает ей подготовиться к будущей жизни, но берет и страх — не возропщет ли она, не будет ли малодушествовать. О, если бы она смирилась, обратилась всем сердцем к Богу, покаялась искренне во всех своих ошибках, причастилась с верой и благословением Святых Тайн. Тогда стала бы смерть для нее радостью, новым рождением, переходом к тем, кто любит ее всей душой, ждет ее, чтобы исполнить ее радостью совершенной, никогда не кончающейся, какой «око не виде, ухо не слыша и на сердце не всходило».

Передавайте Л. глубокое сочувствие ей и великое желание преодолеть скорбь и легко, радостно перейти в будущую жизнь, истинную родину нашу, уготованную нам от создания мира, где человек сделается подобным ангелам, где лице его просветится, «яко солнце».

 

Передайте ей также: за то, что она, не зная меня, много лет относилась ко мне с любовью, я не забуду ее никогда, будет ли она еще долго жить или скоро умрет. И по смерти она будет дорога мне. О! если бы я имел дерзновение сказать, что моя душа всегда будет около нее и здесь, и в будущей жизни!

 

...Посмотрите в глаза Л. со всей любовью, какая есть у Вас к ней, погладьте ей волосы, лицо и тысячу раз поцелуйте ей руки — это будет от меня. С нами Бог!

 

Если человек человека может любить и жалеть, то какова любовь Божия к нам, если она для нашего спасения привела Его на крест. Поэтому пусть не боится Л., пусть надеется на беспредельную любовь Божию!

 

Пусть Л. оправдает свое имя и почувствует некоторую любовь к Богу, претерпевшему и за нее ужасные муки, оскорбления и крестную смерть. Тогда Любовь небесная сделает Любовь земную своей родной дочерью, причастницей Славы и Блаженства Божественной жизни. Доказать свою любовь к Богу надо терпением скорби расставания с этим миром, терпением болезни без ропота, чтобы сделаться причастниками страданий Христовых. «Если же с Ним страдаем, то с Ним и спрославимся».

 

Еще повторяю: Л., моя душа с Вами, всей силой она желает Вам того, что выше было написано. Терпите, не ропщите. Если оскудеет вера, говорите: «Господи, хочу верить, хочу быть истинной христианкой, Господи, помоги моему неверию!» — и Господь не оставит Вас!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Ох-ох-ох...
 

 
Из письма игумена Никона (Воробьева) своему ученику Алексею Осипову 
(ныне профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов):
 
Дорогой наш, научись молиться и терпеть все, как терпел Господь Иисус 
Христос. Уж если над Ним надругались и распяли, то что же нам ждать 
какой-то справедливости? Нет ее на земле и не будет.
Правда и истина распяты на кресте.
Кругом ложь, обман, эгоизм, предательство... 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...