Перейти к содержанию

Конечный переход (мысли о смерти)


Timur

Рекомендуемые сообщения

Зинаида Стамблер
А если уже НИЧЕГО не надо, все желания отсутствуют?

В этом мире нас только желания держат.

В этом мире нас держит наша карма, задачи и учёба Души... ИМХО, как обычно. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 129
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Timur

    10

  • ram108

    9

  • Алина

    9

  • Svetlana Sh

    9

Топ авторов темы

Изображения в теме

А. Сидерский в своей книге пишет, когда его Учитель Мастер…(имя не помню) решил покинуть мир наш по своей воле и уже почти переступал последние ступеньки волшебной лестницы, Сидерский закричал:

- А как же мама?

- А что мама? – Мастер …злобно повернул голову и вернулся.

Маму он любил. И вернуть его могло только напоминание о ней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

:luck:ОМ ШРИ САИ РАМ!!!:luck:

Больше всего понравились слова Премананды:wub::

" С одной стороны смерть -естественное явление для всех.

Но с моей точки зрения :

Незнание и ассоциация своего сознания с телом-это и есть Смерть.

Поэтому смерть -это тоже иллюзорное понятие.

Это просто иллюзия нашего сознания.

Потому что истинное сознание никогда не рождается и никогда не умирает, подобно тому как человек засыпает и видит сны......."

http://www.youtube.com/watch?v=YPQPO5vIjFg

:luck:ДА БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕ МИРЫ!!!:wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:luck:ОМ ШРИ САИ РАМ!!!:luck:

А вот и мысль на день Саи Бабы проявилась сегодня : Один в один со словами Преманады:

Незнание и ассоциация своего сознания с телом-это и есть Смерть.

Сегодня, 03:24 22 Сентября 2011, четверг

Амта (душа), которая является сущностью человеческого существа, не рождается. Так как она не рождается, то и её и не ожидает смерть. Смерть случается с телом, с которым она связана. Заблуждение о том, что сущностью является тело, что тело реально, является воистину смертельным! Освобождением от этой иллюзии обретается бессмертие. Можно освободится от осознания себя телом с помощью занятий духовно возвышающими практиками и смелыми поисками Истины о себе. Взгляните на плод тамаринда. Когда он не спелый, очень тяжело разделить кожуру, мякоть и косточку. Точно так же, тот, кто привязан к чувственным желаниям и потакает своему телу, не обретут познание Атмы ( души). А когда плод тамаринда созреет, можно будет снять кожуру, мякоть отделится от семени и семя может быть извлечено без особого труда. Духовный поиск и бескрыстная деятельность делают сознание зрелым и Атма (душа) легко может быть отделена от тела.

:luck:ДА БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕ МИРЫ!!!:wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иногда кажется, что сходишь с ума...

Когда явно чувствуешь Присутствие Свами, как некогда ранее вступаешь в общение с Ним и вдруг... начинаешь жалобно рассказывать Ему же, как больно и страшно было Его хоронить.

И слезы ручьем, и душа вместе с Ним смеется и ликует - попробуй, совмести это в одной эгоистической "нормальности"! stuart.gif

И берешь с... Него все возможные обеты, что никогда Он тебя не оставит и никому не отдаст. И при этом знаешь все правильности: Бог не может оставить свое дитя, Себя Самого по сути, не может никому отдать, потому что нет того, кому ты можешь быть отдан, кроме Него, и нет места и времени, где бы Его не было.

И вот эта двойственность правд - этого и Того миров, одновременно переживаемая в сознании, сводит ум с ума bye.gif...

И знаешь: это - не просто место прощания (с умом), но и некая мистерия встречи вершится...friends.gif

Чудны Дела Твои, Господи! clover.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, коллега-двоечница! :flowers:

* * *

Из сатсанга Анила Кумара 2003 г.

Бхагаван обратил особое внимание на преподавателя Бал Викас из лондонского Бал Викас Центра - на её преданность и на её качества лидера. Бхагаван отметил: «Посмотрите на этого преподавателя Бал Викас из Лондона . Она очень благородный человек. Она горячий преданный Бхагавана, она преподает учение Бхагавана и на практике выполняет его. Она смело встречает проблемы на своём жизненном пути, твёрдо противостоит им и продолжает оставаться преданной Бхагавана».

Затем Свами сказал: «Вы знаете, что случилось? В последний раз, когда она должна была идти в аэропорт при своём возвращении в Лондон, она получила известие о смерти своего мужа. Она не потеряла контроля над собой, Она не начала кричать. Сопровождая детей Бал Викас, она доехала до Лондона. Тогда она совершила все положенные обряды. Она исполнила всё, что необходимо было сделать».

Затем Свами заметил: (пожалуйста, отметьте этот момент) «Эта учительница (гуру) Бал Викас из Лондона знает хорошо, что смерть придёт неизбежно. Если кто-то рождён, то обязательно умрет. Это неизбежно! Смерть не должна никого поколебать. Люди не должны потерять свою веру в Бога. Она абсолютно не поддалась депрессии, расстройству или безнадежности, хотя она могла оказаться перед множеством проблем в жизни. В то же самое время, она смогла продолжать распространять послание Саи и Его миссию. Она - действительно великая женщина!» Это - то, что Свами сказал о ней.

* * *

Свами и рецепт дает:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

"Желание,которое нельзя избежать-это желание жить,являющее главнейшим и совершенно неопреодолимым для человека .Это жажда бессмертия."

(Сатья Саи говорит том7 стр.345)

Я считаю,что физическая смерть необходима.Движующей силой биологической эволюции является изменчивость .Если бы не изменчивость,первобытная плазма,возникшая в глубине палеозойского океана,прозябалабы в томже самом неизменном виде и до сегодняшнего дня,не породила быневообразимого богатства растительных и животных форм,и в конце концов - человека.А почему возможна эта изменчивость?Потому что одни формы уступают место другим и из поколения в поколение происходят перемены-мелкие,трудно уловимые,но накапливающиеся в течении миллионов лет,которые дают начало новым видам и родам.Без смерти не было бы изменчивости.Без изменчивости не было бы эволюции.Без эволюции не было бы человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что такое смерть?Напоминание о небытие?Вид того праха в который мы превратимся?Смерть придаёт бесценную стоимость каждой секунде,каждому дыханию;она приказ нам напрячь все силы,чтобы мы смогли добиться как можно большего и передать завоёванное следующим поколениям;напоминание об ответсвенности за каждое наше действие.Смерть учит нас любить жизнь,любить других людей,как и мы смертных,как и мы,исполненных мужества и страха,в тоске стремящихся продлить своё физическое существование и с любовью строящих будущее,которого они не увидят.Ради бессмертия человеку пришлось бы отказаться от самого ценного свойства-памяти:разве какой-либо мозг смог бы охватить весь гигантский объём воспоминаний,рождённых бесконечностью?Ему было бы нужно обладать холодной мудростью и безжалостным спокойствием богов,в которых верили древние.Яне хочу жить вечно.Каждый удар моего сердца славит жизнь,и поэтому я говорю вам:я не позволю отнять у меня смерть!

ИЗ КНИГИ:"Магелланово облако"Станислова Лема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек - воплощение жизни и смети.

Он сама изменчивость и само изменение с Небес нисхождение

и от земли к небесам восхождение.

В принципе это Божественных вибраций загрубление и утончение.

Тело смертное на элементы, из которых состоит, распадается,

Тонкие тела из одного в другое превращаются,

каждое на своём уровне в одном классе столько сидит,

пока сам себе вредит. ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

Тема о смерти весьма непростая, в том числе потому, что человек - в особенности, мирской - бессознательно страшится смерти и даже упоминаний о ней, стремится ее всячески отодвинуть, о ней не думать. Однако ищущие Бога люди стараются подойти к вопросу перехода из этой жизни в иную более сознательно. Во многих духовных традициях практикуется памятование о смерти, а также оказывается духовная помощь по исходу души из тела.

Осведомленность о том, как происходит конечный переход, практики памятования смерти призваны помочь нам не только наиболее благоприятным образом осуществить переход из этого мира в духовный, но и выправить земную жизнь, правильно расставить приоритеты, стряхнуть хлам ненужных забот.

Эту тему предлагаю пополнять видео, раскрывающими таинство разлучения души и тела, а также приводить соответствующие цитаты, рассказы о личном (всегда поворотном) опыте, размышления, практики памятования о смерти из различных духовных традиций, молитвы при разлучении души и тела и т.п.

Возможно, кто-то имеет свой уникальный опыт помощи уходящим в иной мир другим людям - это тоже представляется весьма ценным, т.к. может побудить и других учиться выражать свою любовь и заботиться о ближних, которых мы уже не можем видеть физическими глазами.

Возможно, кому-то приходилось получать "обратную связь", "весточки" с того света - и хотя данный опыт критический ум может поставить под знак вопроса, но, с моей точки зрения, он также заслуживает определенного внимания и является весьма интересным.

Ниже помещаю видео, которое, на мой взгляд, объективно и без излишнего эмоционального нагнетания знакомит с событийным рядом (если можно так выразиться), через который проходит душа по оставлении тела. Приведенные в видео описания до определенного момента являются весьма точными и моего опыта оставления тела.

После просмотра этого фильма в моей душе возникла радость, а воспоминание об опыте смерти послужило напоминанием о краткости и ценности земного бытия...  

Что душа видит в том мире? - Свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский. Память смертная — необходимая составляющая духовной жизни христианина.

ОМ  САИ РАМ :clover:

P.S.: Возможно, такая тема у нас уже была, но я не нашла ее (просьба к модераторам перенести пост, если схожая тема все же обнаружится). Обычно всплески размышлений случаются в темах, в которых сообщается о смерти кого-то из близких. Но, по моему мнению, размещать в них размышления ,видео и пр. о смерти не всегда представляется уместным. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Света, спасибо :clover:
Тема замечательная. Подобная была давным-давно на форуме.
Немного больше там размышления о собственной смерти.
Ты расширила угол размышлений в разные стороны, но всё же объединила обе темы.

Добавляю видео с лекцией Олега Геннадьевича Торсунова на тему смерти.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ УСОПШЕГО ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ 

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлегло от них; взывают ежеминутно души, вверженные в темницу, и нет им утешителя». Блаженный Августин

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага». Свт. Иоанн Златоуст. 

Главная помощь душе уже умершего человека - искренняя молитва о нём Богу и дела милостыни и милосердия, совершаемые в его память.

далее читать в скрытом тексте:

Скрытый текст

 

Накануне смерти

В православной традиции каждый искренне верующий человек всю жизнь ежедневно молится о достойной кончине, просит Бога не дать ему неожиданной смерти, не забирать неготовую душу, дать возможность раскаяться в грехах до перехода в Вечность. На всех богослужениях возносятся молитвы о достойном конце христиан «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим. Подай, Господи». Но легкая кончина даруется Богом не всегда. Нередко человек перед смертью болеет — и это всегда шанс ему еще немного измениться, очиститься, серьезно что-то осознать перед лицом перехода в Вечность.

Если человек перед смертью болеет

Некоторые «милосердные» родственники скрывают от больного его близкую кончину. Напротив, гуманно было бы, чтобы человек знал о скором переходе в мир иной и мог достойно подготовиться – исповедаться и причаститься. Также полезно пособоровать больного. Для этих целей на дом или в больницу приглашается священник.

За тяжело больного человека необходимо подавать записки о здравии на литургию (чем чаще, тем лучше), заказывать молебны о здравии, ежедневно давать ему просфору и святую воду. У постели больного можно читать Псалтырь (с поминанием о здравии на Славах).

Если человек не крещен, но находится в сознании, его необходимо покрестить, а затем причастить. В бессознательном состоянии человека не крестят, поскольку крещение должно быть свободным выбором каждого человека, нельзя насильно присоединять его к Церкви.

Если нет возможности позвать священника, или вероятно, что он не успеет доехать, то покрестить умирающего имеет право любой православный мирянин, и не только право – это его священный долг и обязанность.

Как покрестить человека самому: необходимо произнести крещальную формулу без искажений: «Крещается раб(а) Божий(ая) (Имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь», при этом при произнесении каждого «аминь» нужно омывать голову крещаемого святой водой (если ее нет, то простой водой). 

После этого человек считается полноценным христианином, и за него можно подавать записки в храме.

Если после крещения человек по неведомому Божьему помыслу не умрет, то необходимо закончить обряд крещения, обратившись к священнику. Он дочитает необходимые молитвы и совершит таинство Миропомазания.

В самый момент смерти и непосредственно накануне ее душа человека испытывает томление. ...Поэтому принято максимально смягчить душе момент перехода. Для этого окружают человека благочестивыми предметами, иконы и крест ставят так, чтобы умирающий мог их видеть. Принято рядом с умирающим, возле икон, возжигать «страстную» свечу (это свеча, с которой стояли на утрени 12 Евангелий).

Как читать «Канон молебный на исход души»

Если признаки умирания становятся явными, следует облегчить переход в Вечность чтением так называемой «отходной молитвы» — это «Канон молебный на исход души». В идеале ее читает священник. Но если священника не удается позвать, мирянин также имеет право читать «отходную», кроме молитвы в конце канона «от иереа глаголемой на исход души». Канон читается от имени умирающего, «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущего глаголати».

Если канон читает мирянин, начинать следует с возгласа «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Затем предначинательные молитвы (с «Трисвятое» по «Отче наш»), затем канон. При чтении канона следует зажечь лампадку или свечу перед иконой. Канон не читается для умирающих детей до 7 лет по причине отсутствия грехов.

«Канон молебный на исход души» не обязательно читать у постели умирающего. Его можно также читать и дома, когда умирающий находится в больнице.

***  

КАНОН МОЛЕБНЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ И ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЕ МАТЕРИ ГОСПОДНИ ПРИ РАЗЛУЧЕНИИ ДУШИ ОТ ТЕЛА 

(выделенное курсивом - не произносится)

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Каплям подобно дождевным, злии и малии дние мои, летним обхождением оскудевающе, помалу исчезают уже, Владычице, спаси мя.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Твоим благоутробием и многими щедротами Твоими, Владычице, преклоняема естественно, в час сей ужасный предстани ми, Помощнице Непоборимая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Содержит ныне душу мою страх велик, трепет неисповедим и болезнен есть, внегда изыти ей от телесе, Пречистая, юже утеши.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Грешным и смиренным известное прибежище, о мне извести Твою милость, Чистая, и бесовския избави руки, якоже бо пси мнози обступиша мя.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Се время помощи, се время Твоего заступления, се, Владычице, время, о немже день и нощь припадах тепле и моляхся Тебе.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Издалеча сего дне, Владычице, провидя, и того яко пришедша помышляяй присно, слезами теплыми моляхся не забыти мене.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Обыдоша мя мысленнии рыкающе скимны, и ищут восхитити и растерзати мя горце, ихже зубы, Чистая, и челюсти сокруши и спаси мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Угасшу убо отнюд органу словесному, и связавшуся языку, и затворившуся гласу, в сокрушении сердца молю Тя, Спасительнице моя, спаси мя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Приклони ухо Твое ко мне, Христа Бога моего Мати, от высоты многия славы Твоея, Благая, и услыши стенание конечное, и руку ми подаждь.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Не отврати от мене многия щедроты Твоя, не затвори утробу Твою человеколюбную, Чистая; но предстани ми ныне, и в час судный помяни мя.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умовение согрешением, ток слезный ныне положи, Благая, сердца моего сокрушение приемлющи: о Тебе утверждающу упование, Благая, егда како страшнаго мя избавиши огненнаго мучения, яко Сама благодати еси источник, Богородительнице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Непостыдное и непогрешительное всем, иже в нуждах, прибежище, Владычице Пренепорочная, Ты ми буди Заступница в час испытания.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Простерши пречистеи Твои и всечестнеи руце, яко священнии голубине криле, под кровом и сению тех покрый мя, Владычице.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Се мя, Владычице, страх усрете, егоже и бояхся: се подвиг велик объят мя, в немже буди ми Помощница, Надежде спасения моего.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, Истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Не забуди мя, Благая, ниже отврати от мене, Твоего отрока, лице Твое, но услыши мя, яко скорблю, и вонми души моей, и сию избави.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Иже по плоти сродницы мои, и иже по духу братие, и друзи, и обычнии знаемии, плачите, воздохните, сетуйте, се бо от вас ныне разлучаюся.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ныне избавляяй никако и помогаяй воистинну никтоже; Ты помози ми, Владычице, да не яко человек безпомощен, в руках враг моих затворен буду.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Вшедше, святии мои Ангели, предстаните судищу Христову, колене свои мысленнии преклоньше, плачевне возопийте Ему: помилуй, Творче всех, дело рук Твоих, Блаже, и не отрини его.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поклоньшеся Владычице и Пречистей Матери Бога моего помолитеся, яко да преклонит колена с вами, и преклонит Его на милость: Мати бо сущи и Питательница услышана будет.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Устне мои молчат, и язык не глаголет, но сердце вещает: огнь бо сокрушения сие снедая внутрь возгарается, и гласы неизглаголанными Тебе, Дево, призывает.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Призри на мя свыше, Мати Божия, и милостивно вонми ныне на мое посещение снити, яко да видев Тя, от телесе изыду радуяся.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Растерзаеми соузы, раздираеми закони естественнаго сгущения, и составления всего телеснаго, нужду нестерпимую и тесноту сотворяют ми.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу безчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чертоже Божий Всечестне, небесному разумному чертогу сподоби мя, мою угасшую и несияющую свещу вжегши, святым елеем милости Твоея.

Кондак, глас 6

Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый, и вся исполняяй.

Икос

Христово врачевство видя отверсто, и от сего Адаму источающе здравие, пострадав уязвися диавол, яко беды приемля рыдаше, и своим другом возопи: что сотворю Сыну Мариину? Убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел, преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Нощь смертная мя постиже неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному: да спутешествует ми Твоя милость, Владычице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Се вси дние мои исчезоша воистинну в суете, якоже пишется, и лета моя со тщанием, сети же смертныя воистинну и горькия предвариша мою душу, яже мя обдержат.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Множество грехов моих да не возможет победити Твоего многаго благоутробия, Владычице; но да обыдет мя Твоя милость и вся да покрыет беззакония моя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Отводящии мя отсюду находят, содержаще мя всюду: душа же моя отлагает и страшится, многа исполнена мятежа, юже утеши, Чистая, явлением Твоим.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Спечалующаго ниединаго в скорби моей, ниже утешающаго обретох, Владычице, ибо друзи мои и знаемии вкупе оставиша мя ныне; но, Надежде моя, никакоже да не оставиши мя.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яко Бога Человеколюбца Мати Человеколюбивая, тихим и милостивым вонми оком, егда от тела душа моя отлучается, да Тя во вся веки славлю, Святая Богородице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Убегнути ми варвар безплотных полки и воздушныя бездны возникнути, и к Небеси взыти мя сподоби, да Тя во веки славлю, Святая Богородице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Великой последней гласящей трубе, в страшное и грозное воскрешение суда, воскресающим всем, помяни мя тогда, Святая Богородице.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Высокая Владыки Христа палато, Твою благодать свыше пославши, предвари мя ныне в день озлобления, да Тя славлю во веки вся, Святая Богородице.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати. Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно. Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

О, како узрю Невидимаго; како ужасное оно претерплю видение? Како дерзну отверсти очи? Како моего Владыку смею видети, Егоже не престаях от юности огорчевая присно?

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Святая Отроковице, Богородительнице, на мое смирение милосердно призри, умиленное мое и последнее моление сие приимши, и мучащаго вечнующаго огня потщися избавити мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Храмы святыя осквернившая, скверный и телесный храм оставивши, Тебе, Божий Всечестный Храме, молит, Отроковице Дево Мати, душа моя тьмы кромешния убежати и лютаго геенскаго жжения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Зря конец близу жития моего, и помышляя безместных мыслей, деяний же, Всечистая, душу мою делательницу, люте уязвляюся стрелами совести, но преклоньшися милостивно, буди ми Предстательница.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сын дастся нам за милость, Сын Божий, и Ангельский Царь, Превечный от чистых кровей Твоих Человек прошед. Егоже умилостиви, Отроковице, страстней моей душе, исторгаемей люте от окаяннаго моего телесе.

Таже: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

***

Если человек умирает во время чтения канона, то следует дочитать канон, а затем добавить «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего… ».

После оставления душей тела, усопшему следует закрыть глаза, выпрямить туловище, подвязать челюсть и накрыть с головой.

Сразу после смерти, немедленно читается «Последование по исходе души от тела». Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон. 

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек)...». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».

«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

"ПОСЛЕДОВАНИЕ ПО ИСХОДЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА"

Трисвятое:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз).

Чтение тропарей:

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

 Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Отверз уста моя, Спасе, слово ми подаждь молитися, Милосерде, о ныне преставленном, да покоиши душу его, Владыко.

Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Мертв быв плотию, Спасе, и во гробе положен с мертвыми, душу раба Твоего покой в месте злачне, яко Милосерд.

Слава: Молебный глас мой услыши, Боже Триипостасне, и учини душу преставленнаго в недрех Авраамлих, Избавителю.

И ныне: Ты, Пречистая Богородице, Егоже без искуса мужеска заченши родила еси, моли Сына Твоего подати покой рабу Твоему преставленному.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи и Церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

В месте злачне, в месте покойне, идеже лицы святых веселятся, душу раба Твоего преставленнаго покой, Христе, Едине Милостиве.

Идеже лицы святых, тамо вчини, Владыко, послужившаго Тебе всем сердцем и воздвигшаго иго Твое на рамо свое, яко Един Владыка живота и смерти.

Слава: Небесный Отче Вседержителю, и Сыне Единородный, и Душе Святый Исходный, презри умершаго согрешения и в Церкви первенец всели его славити Тя со всеми угождшими Тебе.

И ныне: Яко Мати Святая Пресвятаго Бога, Владычице всяческих, Марие Богородице, со всеми святыми Сего моли душу упокоити раба Твоего в Небесных селениих.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Сошедый в преисподняя, Христе, совоздвигл еси умершия вся, и преставльшагося от нас покой, Спасе, яко Щедр.

Никтоже без греха есть, токмо Ты Един, Владыко: сего ради преставленному и грехи остави, и в рай того всели.

Слава: Услыши, Троице Святая, гласы молебныя, приносимыя Тебе в церкви о усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привержении.

И ныне: Родила еси, Пречистая, без мужеска семене, Бога Совершенна и Человека Совершенна, вземлющаго грехи наша, Дево. Того моли, Госпоже, преставльшемуся рабу Твоему подати покой.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Имый живота и смерти власть, преставленнаго от нас покой, Христе Боже. Ты бо еси всех, Спасе, Покой и Живот.

На Тя, Спасе, надежду возложь, умерый отыде от нас, Ты же, Господи, ущедри его, яко Бог Многомилостив.

Слава: Просвети нас, Трисвяте, воспеваемый Владыко, молящихся Тебе, мир Небесный прияти, и в мирных селех душу вчини, отшедшую от временных, в надежде безконечныя жизни.

И ныне: Шуияго стояния, Пречистая, избавити преставленнаго умоли Сына Твоего, Дево Госпоже, яко Спаса и Бога нашего Мати Сущая.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Ада испроверг, Владыко, воскресил еси умершия от века и ныне преставленнаго от нас в недро Авраамле Ты, Боже, всели, прегрешения вся отпустив, яко Милосерд.

Заповедь, юже ми дал еси, Боже, преступих и смертен бых, но Ты, Боже, сошедый во гроб и души яже от века воскресивый, не возстави мене, Владыко, на мучение, но на покой, преставленный вопиет Тебе нами, Многомилостиве.

Слава: Молим Тя, Безначальный Отче и Сыне и Душе Святый, злобою душезлобнаго мира озлобленную и к Тебе, Зиждителю, прешедшую душу во адово дно не отрини, Боже, Спасе мой.

И ныне: С небесе Христос Бог наш, яко дождь на руно, Пречистая, сниде на Тя, напаяя весь мир и изсушая вся безбожныя потоки, наводняяй всю землю разумом Своим, Приснодево, Того моли дати покой преставленному рабу Твоему.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Владыко Христе Боже, егда хощеши судити миру, пощади душу раба Твоего, егоже от нас приял еси, вопиющаго: отцев наших Боже, благословен еси.

В пищи райстей, идеже праведных души веселятся послуживших Тебе, причти с ними, Христе, душу раба Твоего, воспевшаго: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: Иудейския три отроки спасый во огни, в триех лицех воспетый, избави огня вечнаго усопшаго, воспевшаго Ти верно: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: Исаиа Тя Жезл нарече, Чистая, Даниил же Гору Несекомую, Иезекииль же Дверь, из Неяже пройде Христос, мы же Тя, Истинную Богородицу именующе, величаем.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь, халдейский мучитель, богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Скончав течение и к Тебе прибегох, Господи, преставленный вопиет ныне: прегрешения остави, Христе Боже, и не осуди мене, егда хощеши судити всем, верно бо Тебе взывах: вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки.

Понесшаго, Владыко, иго Твое на раме Своем, и бремя Твое легкое, аще и не всегда, обаче в месте преподобных Твоих всели душу его, воспевшаго Тебе, Христе Спасе: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Его во веки.

Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа.

Безначальная Троице Святая, Боже Отче и Сыне и Душе Святый, в лице святых причти душу преставленнаго раба Твоего и огня вечнаго избави, да Тя хвалит, воспевая во веки: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Его во веки.

И ныне: Тя, Дево, пророчестии лицы прорекоша, прозряще бо Тя прозорливыма очима: ов убо Жезл нарече Тя, ин же Дверь Восточную, ов же Гору человеки Несекомую. Мы же исповедуем Тя воистинну Богородицу, Бога всяческих рождшую, Егоже моли упокоити преставленнаго во веки вся.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Иисусе Боже мой, Спасе, Адамле Ты взял еси преступление и смерти вкусил еси, да человеки от нея свободиши, Милосерде. Темже молим Тя, Милостиве: преставленнаго покой, яко Благ, во дворех святых Твоих, яко Един Всеблагий и Милосердый.

Несть никтоже, Милосерде, иже не согреши в человецех, токмо Ты Един, Иисусе Христе, вземляй грехи всего мира. Темже, очистив раба Твоего от прегрешений, вчини во святых Твоих дворех: Ты бо Живот еси и Покой, и Свет, и Веселие всех Тебе благоугодивших.

Слава: Удивися все естество человеческое, како Безначальнаго Отца Сын cый Единородный, плоть от Девы действом Святаго Духа приял еси, и пострадал еси яко человек, да умершия оживиши. Тем и преставленнаго ныне от нас, прилежно молим Тя, во стране живых, яко Благ, всели.

И ныне: Невесту Тя нарицаем, Пречистая, Отца невидимаго и Матерь Сына из Тебе Духом Святым воплощеннаго, и Молебницу Тя о усопшем рабе Твоем, предлагаем: Тебе бо Помощницу имамы земнии, и любовию поюще Тя величаем.

Достойно есть: Трисвятое. По Отче наш

Тропарь, глас 6:

Един естеством сый Животворец, Христе, и благости воистинну неизследимая пучина, ныне преставльшагося раба Твоего Царствия Твоего сподоби: Ты бо Един еси имеяй множество щедрот и безсмертие.

Слава, и ныне, Богородичен:

Источник живота рождшая, Владычице, Избавителя миру Иисуса Господа, Того прилежно моли безконечнаго живота преставльшагося ныне раба Твоего сподобити: Ты бо христиан Едина еси известнейшая Помощница.

Господи, помилуй (12).

Молитва

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

***

 У гроба

...следует начать чтение Псалтыри с молитвами об упокоении («Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшегося раба Твоего…»). По возможности следует заказать Панихиды. Существует ошибочное мнение, что Панихиды не заказываются до отпевания. Напротив, следует их заказывать и до, и после отпевания, и даже в нескольких храмах сразу. Ведь душа покойного нуждается в срочной помощи, ей приходится совсем непросто после разлучения с телом.

Сорокоуст об усопшем

Следует как можно раньше заказать сорокоуст об усопшем. Можно также заказать чтение Неусыпаемой Псалтыри – на полгода или год. Но родственникам также следует регулярно молиться об усопшем, не «перекладывать» всю работу на других. Самостоятельное моление об усопшем очень полезно как его душе, так и душе молящегося. Следует продолжать дома читать Псалтырь, а также можно читать Евангелие в память об усопшем.

По материалам православных сайтов: Как правильно проводить усопшего по православной традиции | С Богом. Школа духовного ростаПоследование по исходе души от тела: текст - Эпитафии.ру

P.S.: к сожалению, видео с соответствующими молебнами пока не нашла...  

 

Переход.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я часто думаю: если над умирающим читать Гаятри мантру, 
которая, по словам Свами, содержит в себе все прочие мантры и молитвы,
может ли это быть достаточной помощью, особенно если человек неверующий?

Этот момент (оставления тела) - самый личный из всех в жизни человека,
и присутствие посторонних, даже священника, может нарушить
некий тонкий настрой...

Я не знаю наизусть отходные молитвы, тропари и т.д.,
Только "Отче наш" и Иисусову. Стоит ли читать то,
через что будешь при чтении обязательно спотыкаться,
концентрируясь не на смысле, а на буквах-словах?

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Возможно, такая тема у нас уже была

Саи Рам 

Последняя трансформация - Размышления - Саи Рам! Форум

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внимательно слушаю Г. Торсунова. Видео называется "Смерть", а он очень много говорит о воле Бога и о том, как ей предаться.  Как символично.

И далее: "И Кришна, когда строгий с нами, это тоже очень хорошо, потому что мы сразу начинаем про свою жизнь все понимать. Проблема заключается в том, что мы не хотим ничего про эту жизнь понимать. Мы хотим просто балдеть от этой жизни и все! ...Но строгий Кришна похож на Смерть. И когда мы начинаем поклоняться строгому Кришне, сразу все становится понятно". 

Спасибо, Пуруша! :clover:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часа назад, mahaprema сказал:

Я часто думаю: если над умирающим читать Гаятри мантру, 
которая, по словам Свами, содержит в себе все прочие мантры и молитвы,
может ли это быть достаточной помощью, особенно если человек неверующий?

Мне кажется, делать должно то (и читать), что приходит первым. Не думать о том, будет ли этого достаточно... Не думать о том,верующий человек или нет... Читать как себе самому... Саи Рам

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часа назад, mahaprema сказал:

Я часто думаю: если над умирающим читать Гаятри мантру, 
которая, по словам Свами, содержит в себе все прочие мантры и молитвы,
может ли это быть достаточной помощью, особенно если человек неверующий?

...Стоит ли читать то,
через что будешь при чтении обязательно спотыкаться,
концентрируясь не на смысле, а на буквах-словах?

Спасибо, Таня, за вопросы, на которые, думаю, нет однозначных и универсальных ответов.

Молитва подле умирающего или только ушедшего человека - это разновидность служения, акт отдачи. И, как любая отдача и служение, она включает в себя несколько составляющих, которые определяют, состоится ли отдача, будет ли другому оказана действенная и нужная помощь.

Вот некоторые из них:

- что у меня есть из того, что я могу дать?

- способен и хочет ли тот, кому я готов что-то дать, это принять?

- каковы свойства даваемого, подходят ли они для принимающего помощь?

Возьмем пример, который привела Таня.  Например, я не знаю ничего, кроме Гаятри-мантры, и готов ее читать денно и нощно. А умирающий - православный, который ничего из иноверного на дух не переносит (бывает так и это его выбор и право). Уместно ли и душеполезно будет в последний час или по исходу души молиться за него тем, что его душа категорически не приемлет?..  Я не думаю, что такая форма помощи окажется подходящей.

Потому что сознательная часть в уходящем никуда не девается, душа со всеми ее предпочтениями и свойствами переходит в иной мир. Она продолжает слышать, видеть, чувствовать.  Не приходится рассчитывать на то, что  она, отвергающая индуизм, вдруг к нему пробудится.

Итак, если умирающий был православным, или хотя бы не отвергает категорически православие. А я молитв не знаю и буду запинаться. Что лучше: запинаться и читать по Молитвослову, или ограничиться какой-то другой молитвой, которую я знаю? На мой взгляд, оптимально будет прибегнуть к приемлемой и для уходящего молитве: "Господи, помилуй р.б. ... (имя). Прими душу его" (Иисусова молитва  для христиан - такая же "матерь всех молитв", как Гаятри-мантра для индуистов. Господь знает, как именно помочь душе, и я призываю Его на помощь.  И уходящему ничего не претит (в его сознательной части), и я не порчу молитвенную вибрацию и стоящую за молитвой силу своим смущением, спотыканием и неверием в то, что такая "неумная" и искореженная моим прочтением молитва поможет.

Оптимально же, на мой взгляд (и такую задачу я теперь перед собой ставлю), научиться этим молитвам, так, чтобы понимать и читать их без запинки. Почему? Как в индуизме есть Гаятри-мантра, но всякий обряд и ритуал содержит набор "специальных" мантр, так и в любой другой духовной традиции. В "узких" молитвах (или мантрах) содержится особенная сила, оптимальным образом подходящая для конкретного случая и благотворно влияющая на процесс развития события (в данном случае на надсознательные составляющие Таинства Смерти). Думаю, не столь существенным является то обстоятельство, что сам умирающий смысла слов в молитве не улавливает. Это как в Храме - большей частью не понимаешь слов, а благодать Божья на душу спустилась (или душа оторвалась от мира сего).

Наряду с молитвой можно обратиться к уходящему со словами утешения, к сознательной части души, от которой также зависит качество Перехода. Полагаю, что они особенно нужны тем, кто вообще не верил в загробную жизнь, и тут - бац! совсем другая реальность. Шок. Именно шок был первой реакцией и у меня, пока соображаешь, где ты и что ("умер или нет") и что делать дальше... Учесть бешеную скорость мыслей (значит, и силу паники),  возросшую тысячекратно чувствительность, абсолютно незнакомое пространство и, возможно, иной образ себя... - тут даже верующему непросто сориентироваться. Поэтому я, будучи убежденной в том, что меня слышат и понимают, берусь успокаивать и разъяснять своими словами, какие приходят в ответ на мою молитвенную устремленность и открытость душе ближнего. С ушедшим братом было примерно так: "Теперь ты знаешь, что ты есть. Даже без тела. Оставляй его, не привязывайся - в него ты уже не можешь вернуться, оно не пригодно для жизни, оно умирает. Его необходимо оставить, в этом у тебя уже нет выбора. Устремляйся навстречу Свету, если ты его видишь, входи в Него - не бойся, но полностью доверься Ему. Или, если тебе это ближе, призови Бога любым Именем, Он откликнется. Или ушедших родных - они помогут тебе дальше. Мы любим тебя, но тебе пора уходить. Оставь тело, оставь все, что ты не доделал здесь и о ком заботился, - об этом теперь позаботится Бог. И отходи".

Также я рассказывала о том, что "скоро ты увидишь всю свою жизнь. Это нужно для того, чтобы твоя душа поняла, как действительно правильно было   поступить в той или иной ситуации, чтобы собрала опыт, это тоже тебе во благо и есть дар Жизни, Дар Бога" (там-то атеистов уже не бывает, можно и о Бога упоминать).

В связи с последним вспомнился опыт контакта с душой ушедшего брата. Это было где-то в промежутке между 9-м и 40-м днем (к слову, после 40-го дня всякое ощущение присутствия души брата ушло, контакт стал случаться только через сны). Я шла из магазина и в этот момент о нем не думала. И вдруг возникло явное присутствие души брата, он сказал (и я сразу же поняла, что именно он имеет в виду): "Если бы я только знал, я бы всю жизнь прожил по-другому. Ты знала - почему же ты молчала?". В этом было столько горечи и сожаления (к слову, мой старший брат был одним из чистейших и жертвенных людей, каких я встречала по жизни, но был атеистом). "Ты не хотел слушать об этом, - сказал я, - но сейчас это не так важно. Важно то, что сейчас ты видишь, и сейчас ты имеешь возможность сделать правильные выводы, собрать опыт. Не укоряй себя слишком сильно - ты поступал так, потому что по-другому не умел. Потому что  Истина была сокрыта. Так происходит абсолютно со всеми. Сделай "зарубку" в своей душе на будущую жизнь - а она будет - чтобы искать Бога и не успокаиваться, пока Его не найдешь. Проси сейчас о Милости в следующем воплощении родиться в более благоприятных для духовного поиска условиях, проси, чтобы Сам Бог нашел тебя".

Мне кажется, ему стало чуть легче...

Стоит ли говорить о том, что об этом общении душ я заранее не думала, не была готова? Это было спонтанно и мгновенно, и потребовало от меня всей искренности и любви, на какое было способно мое сердце. 

 Опять получилось много. Я в этом не виновата ))). Потому что "поле" смерти не пахано и, когда приходилось с ней сталкиваться, то всегда все сводилось к действиям в режиме "чрезвычайного происшествия".  А сейчас хочется более осмысленного и правильного поведения в ней.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Итак, если умирающий был православным, или хотя бы не отвергает категорически православие.

Свет, :clover: конечно, если человек активно православный
да еще находится при сознании (что бывает редко),
то читать Гаятри, да еще вслух - совсем не то.

Но чаще всего умирающий уже без сознания, 
тогда и Гаятри можно и тем более про себя,
если  это то, что привычно льётся из души и 
за многие годы напитано соответствующими эмоциями.

Вообще, вопрос очень сложный, если думать "а можно так...?"
"А вдруг что не так?..."

И тут трудно не согласиться с Леной :clover:.

9 часов назад, Елена Волкова сказал:

Мне кажется, делать должно то (и читать), что приходит первым. Не думать о том, будет ли этого достаточно... Не думать о том,верующий человек или нет... Читать как себе самому... Саи Рам

Во всяком случае, при посещении больных
я всегда внутренне повторяю Гаятри, независимости
от степени православности и вообще веры болеющего в Бога. 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, mahaprema сказал:

Но чаще всего умирающий уже без сознания, 
тогда и Гаятри можно... 

То, что для нас представляется бессознательным состоянием, является ли в действительности таковым? -

В частности, врачам хорошо известно, что помочь вернуться в сознание находящемуся в коме (бессознательном состоянии) можно, если звать его по имени, что они нередко родственникам рекомендуют делать. И, как свидетельствует опыт некоторых вернувшихся, они этот зов слышали и пошли на него. Также задумывающиеся врачи-реаниматоры осознают свою ответственность за все то, что произносят в момент операции или реанимационных мер, не уповают на эффект отсутствия сознания у больного, потому что, как впоследствии выясняется, те были в курсе всего происходящего.

Вот об этом случайно нашла:

Вопрос происходящего в человеке в первый момент в ответ на сложную, стрессовую ситуацию, неплохо изучен психологами. В первый момент в стрессовой ситуации человек чаще всего реагирует не проявлением Божественной воли как таковой, а интенсивными эмоционально-чувственными реакциями, активацией действия психологических защит или того, что берется выполнить их функцию (молитва также выступает как способ помочь СЕБЕ избавиться от внутреннего дискомфрта), а также прибегает к привычным способам реагирования, отработанным и закрепившимся  формам поведения.

Крайне редко в таком состоянии человек находится в состоянии тишины и способен слышать и реализовывать Божью волю: она заглушается внутренним гвалтом, ну, и, естественно, ограничена широтой нашего окна-сознания (если во мне, на любом из уровней, стоит жесткий запрет на что-то или интенсивное нежелание-желание, а также трубят привычки и концепции "как надо", то никакая Божественная воля в этой части моего существа не пробьется). Это я не к тому пишу, чтобы отменить первое приходящее молитвенное - оно в любом случае, не повредит: хотя бы себя успокоишь, что уже не мало, чтобы отходящему или болящему не мешать и в какой-то мере помогать через исходящие от тебя самого вибрации умиротворения и упования, а также утешающее словесное и\или ментальное обращение к сознающей части души отходящего. 

Для того же, чтобы Божественное могло проявиться, в душе человека должна установиться внутренняя тишина и существовать полная открытость к восприятию собственных глубин. Ну и умение соответствующее должно быть у инструмента. Если нет знаний молитв, автоматически они не прочтутся (за исключением крайне редких случаев спонтанного чтения неизвестных текстов, молитв, иных языков). Это я к тому, чтобы себя обязать трудиться в данном направлении.  

Некоторым утешением для меня бездействия в столь сложных для ближнего ситуациях является осознание того факта, что и без человеческой правильной помощи души из рождения в рождения совершали путешествие из мира в мир - Бог и Его незримые помощники никого еще не оставили ))). 

Вчера послушала несколько лекций О. Торсунова на эту тему (еще раз спасибо Пуруше - с ее подачи:clover:), который наделен даром видеть момент разлучения души и тела. О. Торсунов имел возможность видеть благотворное влияние киртанов на души уходящих преданных Кришны (происходит более быстрое истончение тонкого тела, а у некоторых - почти мгновенный переход из тонкого тела в сферическое тело-сознание и вознесение в высшие миры). Также О. Торсунов говорил о важности соответствующего сознательного настроя души на покидание тела и этого мира (если таковой отсутствует, души умерших на какое-то время застревают в безуспешных попытках вновь вернуться в свое тело). Сознательному настрою помогает словесная помощь оказавшихся рядом близких, изображения божеств. Необходимо развивать и умение принимать приход Смерти как Божью волю - принимать ее, а не отталкивать, не оттягивать, не избегать. Она приходит в самый лучший момент жизни человека, и приходит для Жизни - другом, а не врагом. 

И еще я прожила, что страх и реакции бегства от этой темы, которые во мне бессознательно всплывали всякий раз при соприкосновении со смертью, окончательно мне надоели. Во мне родилась решимость разоблачить ее устрашающую личину, познать ее и быть способной принимать если не радостно, то хотя бы спокойно, как часть Божественной Игры, как Его Таинство, а не проклятие  и ужас. А именно так, если честно, до сих пор и было (детский опыт похорон отца и вовсе был колоссальной травмой)... 

Спасибо всем участникам обсуждения за помощь мне в этом! :clover:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для помощи старшему брату в переходе я использовала в качестве своеобразной молитвы-настройки-послания песни в исполнении Капелек Любви (особенно первые две). О том, что мы оба - и я, и супруг - в медитации ощутили блаженное состояние души брата, я уже ранее писала. Свет - возможно, наиболее часто являемый образ Божественности, особенно для тех, кто Бога-Личность не признавал или вовсе был неверующим человеком.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Я хочу поговорить с вами о том, почему я к смерти отношусь не только так спокойно, но с таким желанием, с такой надеждой, с такой тоской  по ней..." Митрополит Антоний Сурожский.

В этом видео митрополит Антоний рассказывает: О своем первом впечатлении о смерти. Об удивительном опыте переживания Жизни во время внезапной смерти отца и, позднее, матери. О смерти как приобретении. Об опыте милосердного присутствия рядом с умирающим, необходимости вживаться в него как условиях победы над смертью, и о недопустимости бессердечного и холодного отношении к тяжело болящим. Жизнь глубже, Вечностью, как условие победы над страхом смерти. О возможности "пережить заново" свою жизнь с высоты пройденного опыта и через это изжить грех.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Света, спасибо, много нового для осмысления.

13 часа назад, Svetlana Sh сказал:

и без человеческой правильной помощи души из рождения в рождения совершали путешествие из мира в мир - Бог и Его незримые помощники никого еще не оставили ))).

Да, осознание этого  облегчает неподъемное
чувство ответственности, но если ты рядом,
ты по любому не можешь ничего не делать.

Вообще, хорошо бы, чтобы человек задолго
до ухода из этого мир понял главное:

Конечный результат всей жизни и всех усилий сводится к тому,
что приходит на ум в последний момент жизни.
Поэтому направляйте течение жизни к обретению
тех ментальных тенденций, которые вы хотели бы иметь
в последний момент жизни.
Фиксируйте свое внимание на этом днем и ночью. 
(Према Вахини, глава 27)

***
Смерть невидимо ходит за человеком.
Там постигает она его, где он вовсе не чаял ее;
тогда постигает его, когда он не ожидал;
так постигает, как он никогда не предполагал.
Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине. 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Можем ли мы повлиять на последние мысли человека,
если он всю жизнь думал о чем угодно, но только не о Боге?

А можем ли помочь ему осознать важность последнего состояния
сознания, если он пока еще в полном здравии, и Бог на последнем месте
в списке его интересов?

А сами мы готовы к тому, что последняя наша мысль будет "Саи Рам",
а не что-то другое?

Мне кажется, одна из лучших практик - думать о том, что завтрашний
день можем и не встретить. Каким тогда всё выглядит другим и как легко тогда
делать некоторые вещи, которые кажутся невозможными, если "вся жизнь впереди".

Как хорошо встретить смерть с молитвою!
А для этого надо навыкнуть, пока здоровы.
преп. Никон Оптинский

13 часа назад, Svetlana Sh сказал:

хотя бы себя успокоишь, что уже не мало, чтобы отходящему или болящему не мешать и в какой-то мере помогать через исходящие от тебя самого вибрации умиротворения и упования,

Вот это, наверное, то самое важное...

Но вопросов еще множество.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.03.2018 в 00:21, mahaprema сказал:

Можем ли мы повлиять на последние мысли человека,
если он всю жизнь думал о чем угодно, но только не о Боге?

Спасибо, Таня, за размышления и за то, что делишься вопросами: и то, и другое - дар мне, нам. Вопросы и вовсе ценность: личностные постижения почти никогда нельзя позаимствовать у другого, а вот вопросы перенять и через них создать условия для раскрытия нового всегда возможно.

Думаю, нет однозначного ответа на этот вопрос.

Описаны случаи, когда перед лицом смертельной болезни человек вдруг оборачивается в сторону Бога ("попробовать и это - вдруг поможет?" - исследовательский мотив в поисках выхода), пересматривает свою жизнь с позиции иных ценностей (например, необходимости прощения и покаяния) и либо мирно отходит, либо и вовсе излечивается даже от самых тяжелых недугов. 

Помнится, Булат Окуджава, был крещен кем-то из своих родных, уже лежа на смертном одре. Важно это? Думаю, очень. Хотя вроде как всю жизнь "без Бога" прожил. последнее ведь тоже относительно.  Я писала уже о своем старшем брате, когда мы почувствовали единение его души с Божественным. Тогда я воскликнула в недоумении: "Свами, как же такое может быть? Он же был атеистом!", и ответом было: "Он любил и стремился делать добро.  Добро - это Бог". (Вероятно, что переживаемое состояние единства не было конечной реализацией, требующей земных условий).

Для некоторых поверить в Бога в опасной для жизни ситуации - это все равно что предать себя. Честность перед собой, любовь ко всякой неправде и сделках с тем, что считаешь истинным, не позволяет прибегнуть к допущению мысли о Боге. И это тоже, как ни странно, благое действие: чистота мотива (любовь к тому, что воспринимается как истина), полагаю, может явиться "пропуском" в лучшие миры.

В свое время я исследовала сходный вопрос. Не вспомню название книги; автор, кажется Осипов (не нынешний проф. духовной академии). С детства он рос в православной семье, впитал убеждения в то, что Бог есть. В советские времена был служителем церкви, в хрущевские - отрекся от веры и  написал книгу о случившимся с ним внутреннем перерождении, о возвращении к себе, о вернувшейся радости жить (подобно "второму рождению") . Тогда (лет 18 назад) эта книга меня потрясла:  как же такое может быть - отрекся от Бога и будто душой воскрес?.. А потом стало ясно - он вернулся к себе, сбросил гнет чужих верований (которые так и не стали своими), стал жить искренне, в согласии со своей совестью - отсюда и радость. В этот период для развития его души, вероятно, было совершенно необходимым осознание важности прислушиваться к происходящему внутри себя, жить в согласии со своим восприятием истинного, а не наносной верой и чужими религиозными убеждениями, даже если они сами по себе несли больше от Истины.  Чужая, "не по размеру" истина есть ложь для души.    Лучше быть честным атеистом, чем лживым попом.

Я брату-атеисту, когда он был еще не в столь тяжелом состоянии, говорила: "...Ну, ты, на всякий случай, имей в виду, что можешь обнаружить себя живым по ту сторону". И видео подкидывала об опыте клинической смерти одного из конструкторов-космонавтов, который до этого был атеистом. Брат, кажется, 20 минут выдерживал... 

Делала все, что могла на тот момент наилучшего (не значит безупречно и не вредила). Но и свободной воли человека никто не отменял. 

Как говорится, можно подвести лошадь к водоему, но нельзя заставить ее пить.

Да и "водоем" должен быть подходящим. И вот в этом вопросе я расписываюсь в своем невежестве.  Я не знаю, что послужит благом и помощью для конкретного человека.

Возможно, достаточно будет просто быть рядом с уходящим  и держать его за руку, как  в примере, приведенном Антонием Сурожским. Возможно, подтолкнуть к прощению тех, кто до сих пор остался в числе "врагов". 

Для православного, полагаю, слова утешения, вдохновения на радость встречи с Возлюбленным Господом, и молитвы. 

Для тех, кто стремится подвести себя под Учение Свами и Его Волю - то, о чем Он говорит: концентрации на Имени Бога. Хотя и в этом у меня больше вопросов, чем ответов. Чего я хочу после смерти (мой мотив намасмараны)? Раствориться в блаженном Океане Света и прекратить череду рождений? Или все же Ему предаться и в этом вопросе?.. После опыта смерти и прочтении   "Тибетской книги мертвых" я полагала за лучшее первый вариант, а на сегодня так не думаю. Разве человека должна волновать его посмертная судьба, разве цель его жизни - заполучить больше того, от чего он в этой жизни отказался?

:clover:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Чего я хочу после смерти (мой мотив намасмараны)? Раствориться в блаженном Океане Света и прекратить череду рождений? Или все же Ему предаться и в этом вопросе?..

Я, хотя и склоняюсь к тому, что никаких прошлых жизней нет
(в силу несуществования отдельной, обособленной души,
в свою очередь в силу неделимости и абсолютности Единого),
считаю для себя все духовные практики, в т.ч. намасмарану, 
высшей ценностью, потому что, независимо от того,
что с нами произойдет ТАМ, здесь при направлении внимания
на Бога уже происходит то, чего ждём от попадания в Рай.

Жизнь пролетает как мгновение, за что здесь цепляться,
если всё, за что ухватился, тут же уплывает в никуда,
и уход уже маячит перед носом?

Думать, вернее, помнить о смерти и думать о Боге  -
единственное, чему стоит посвятить эти краткие мгновения.

Кто знает точно, что там, за порогом? Думаю, там очень хорошо.
 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...