Елена Волкова Опубликовано 1 августа, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 1 августа, 2016 Да, неплохое Правда, нафс у суфиев это такое "многослойное" что ли понятие, достаточно сложное. Замечу, что я говорю о своем понимании этого. Если говорить о нафсе именно как об эго, то это сродни необузданной отождествленности, необузданной гордыне, то есть это то, что все время руководит интеллектом и умом, а не наоборот. Персидский богослов 15 века Рузбихан сказал о нафсе очень точно и красиво одновременно: "...нафс — покров обвинения, сотканный в мастерской Божественного Гнева, позволяющий красоте величия проявить себя, в то же время оставаясь скрытой от приверженцев Божественного Единства, дабы они никогда не могли узнать Бога посредством всех Его Атрибутов. Глаз, видящий сквозь этот покров, получает свет зрения у ока совершенства, созерцая таким образом источник гнева оком благодати". И вот далее у него идут слова, содержащие вопрос: "Где тот учитель, который узнаёт зверя по этим приметам несовершенства и оснащает учеников щитом, спасающим от бедствий, учитель, наделяющий искренних мечом умиротворенности?" У меня ответ пришел мгновенно - Этот Учитель Бхагаван Саи! Есть такой хадис, который тоже можно увидеть написанным в нескольких вариантах: "Тот, кто познал свой нафс, познал своего Господа" Тот, кто познал себя, познал своего Господа" Тот, кто познал свою душу, познал своего Господа" И толкования этого хадиса тоже бывают разные. Мне понравилось разъяснение Джавадом Нурбахшем, где он в свою очередь в контексте этого хадиса о слове нафс говорит в двух значениях: одно - это то самое необузданное эго, другое значение — самость. С точки зрения первого значения слова нафс этот хадис можно истолковать тоже двояко. Во-первых: когда человек узнает свой нафс, он узнает и Божий Гнев. Во-вторых: тот, кто узнает свой нафс, осознает, что во многих случаях, когда ему кажется, что он переживает присутствие Господа, он на самом деле ощущает лишь свой нафс, а не Бога. Понимание текста зависит от истолкования слова Рабб, которое следует перевести как "наставник", а не как "Господь". Дать определение нафсу посредством описания страстей и недостойных вожделений относительно легко. Но труднее дать определение нафсу, учитывая его обман и притворство. нафс может, например, понудить человека к богослужению, к тому, чтобы стать аскетом, ученым или суфием — и все это только для того, чтобы добиться от людей признания, уважения и похвалы. Нафс может даже принять обличие зрительных откровений (кашф), созерцательных видений (шохуд) или способности творить чудеса (керамат), чтобы познающий боготворил самого себя, а не посвящал себя служению Богу. Из сего краткого пояснения большинству людей должно стать понятным, что "наставник" и "вдохновитель" на самом деле — их же нафс, хотя они и не осознают этого. Когда нафс интерпретируется как "самость", данный хадис можно истолковать как "Тот, кто знает самого себя, знает своего Господа". В случае такого истолкования хадис может означать следующее: когда человек осознает себя как нуждающегося, он знает, что Господь лишен нужды. Или: когда человек познает себя посредством исчезновения, он познает Господа в существовании. Как сказал Джунайд: "Тот, кто знает себя как беспомощного, знает своего Господа как всемогущего, и тот, кто знает себя как заблуждающегося, знает Господа как всемилостивого". (ТСА 637) Абу Са'ид Або-л-Хэйр сказал: "Когда человек познает себя как не существующего, он познает Бога как Вездесущего". (AT 319) Также было сказано, что тот, кто знает себя как немощного, знает своего Господа как Всемогущего: или: тот, кто знает себя в служении, знает своего Господа в Господстве. (КМ 247) Интересная книга, откуда взят материал и где можно подробно почитать и о традиции, и о нафсе в том числе: Джавад Нурбахш "Психология суфизма" (Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути) http://psylib.org.ua/books/nurbj01/index.htm Отдельно о нафсе: http://psylib.org.ua/books/nurbj01/txt02.htm Ом Саи Рам 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mahaprema Опубликовано 25 сентября, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2016 В любой традиции важнейшее качество - терпение, кшама по-нашему. (хотя есть соблазн для гордыни отнести себя к "достойным" ) Терпение, проявленное по отношению к недостойному, есть способ полировки для достойного: везде, где есть сердце, терпение очищает его. Джалал ад-дин Руми 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 19 марта, 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 19 марта, 2018 Саи Рам В Исламе есть замечательная практика... Помещаю её в этой теме, потому что именно у суфиев на этом делается наибольший акцент. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Это правило «хусну-занн» – «хорошее предположение о людях». Польза от хорошего предположения: 1. Хорошее мнение о людях – это признак полноценной веры в сердце, которое украсилось этим качеством. 2. Хорошее мнение закрывает дверь смуте и злу, исходящим от шайтана; того, кто говорит о человеке плохо, основываясь лишь на догадках, на мнениях, шайтан заставляет говорить об этом больше и больше, делать хулу, смотреть презрительно, видеть себя достойным и т. п. – всё это губит человека. 3. Увеличивает любовь между верующими. 4. Противостоит непристойному, нарушению прав других. 5. Хорошее мнение о людях есть указание на чистое сердце верующего. Причины, способствующие хорошему предположению о других: 1. Дуа – это дверь всего благого, Пророк (мир ему и благословение) в своих мольбах просил даровать чистое сердце. 2. Когда наш брат говорит или делает что-либо, заставляющее плохо думать о нём, то поставьте себя на его место, и это поможет избавиться от плохого предположения. 3. Услышанные слова от верующих, вселяющих плохое предположение, следует отводить к благому, так делали праведные люди. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты не думай, что слово, которое сказал верующий, является плохим, пока ты не сможешь найти для этого оправдание в благом». 4. Услышав что-то нехорошее от людей, или если в какой-то ситуации вас подвели, то найдите этому оправдание. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Если ты узнаешь о своём брате что-то плохое, найди ему оправдание, если не сможешь найти, то подумай, что, наверно, у него есть причина, о которой ты не знаешь». Если вы найдёте для человека оправдание, то ваш нафс будет в покое от плохих предположений, и вы сможете избежать многих нехороших ситуаций и слов в адрес других. 5. Помнить о вреде плохого предположения. Кто думает плохо о людях, пребывает в утомлении, в обвинении других, при этом себя считая хорошим и правильным во всём. Для достижения такого благого качества, как хорошее предположение о других, требуется усердная борьба со своим нафсом, и шайтан всё время пытается внести раздор среди людей. Да поможет нам Аллах находить оправдание для людей, всегда иметь хорошее предположение. Амин! Ом Шри Саи Рам! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти