Перейти к содержанию

Суфизм


Миша

Рекомендуемые сообщения

Да, неплохое :)

 

Правда, нафс у суфиев это такое "многослойное" что ли понятие, достаточно сложное. Замечу, что я говорю о своем понимании этого. Если говорить о нафсе именно как об эго, то это сродни необузданной отождествленности, необузданной гордыне, то есть это то, что все время  руководит интеллектом и умом, а не наоборот. 
Персидский богослов 15 века Рузбихан сказал о нафсе очень точно и красиво одновременно: "...нафс — покров обвинения, сотканный в мастерской Божественного Гнева, позволяющий красоте величия проявить себя, в то же время оставаясь скрытой от приверженцев Божественного Единства, дабы они никогда не могли узнать Бога посредством всех Его Атрибутов. Глаз, видящий сквозь этот покров, получает свет зрения у ока совершенства, созерцая таким образом источник гнева оком благодати".
 
 И вот далее у него идут слова, содержащие вопрос: "Где тот учитель, который узнаёт зверя по этим приметам несовершенства и оснащает учеников щитом, спасающим от бедствий, учитель, наделяющий искренних мечом умиротворенности?"
У меня ответ пришел мгновенно - Этот Учитель Бхагаван Саи! 
 
Есть такой хадис, который тоже можно увидеть написанным в нескольких вариантах:
"Тот, кто познал свой нафс,  познал своего Господа"
Тот, кто познал себя,  познал своего Господа"
Тот, кто познал свою душу,  познал своего Господа"
 
И толкования этого хадиса тоже бывают разные. 
Мне понравилось разъяснение Джавадом Нурбахшем, где он в свою очередь в контексте этого хадиса о слове нафс говорит в двух значениях: одно - это то самое необузданное эго, другое значение — самость.
 
С точки зрения первого значения слова нафс этот хадис можно истолковать тоже двояко. Во-первых: когда человек узнает свой нафс, он узнает и Божий Гнев. Во-вторых: тот, кто узнает свой нафс, осознает, что во многих случаях, когда ему кажется, что он переживает присутствие Господа, он на самом деле ощущает лишь свой нафс, а не Бога. Понимание текста зависит от истолкования слова Рабб, которое следует перевести как "наставник", а не как "Господь".
 
Дать определение нафсу посредством описания страстей и недостойных вожделений относительно легко. Но труднее дать определение нафсу, учитывая его обман и притворство. нафс может, например, понудить человека к богослужению, к тому, чтобы стать аскетом, ученым или суфием — и все это только для того, чтобы добиться от людей признания, уважения и похвалы.
 
Нафс может даже принять обличие зрительных откровений (кашф), созерцательных видений (шохуд) или способности творить чудеса (керамат), чтобы познающий боготворил самого себя, а не посвящал себя служению Богу.
 
Из сего краткого пояснения большинству людей должно стать понятным, что "наставник" и "вдохновитель" на самом деле — их же нафс, хотя они и не осознают этого.
 
Когда нафс интерпретируется как "самость", данный хадис можно истолковать как "Тот, кто знает самого себя, знает своего Господа". В случае такого истолкования хадис может означать следующее: когда человек осознает себя как нуждающегося, он знает, что Господь лишен нужды. Или: когда человек познает себя посредством исчезновения, он познает Господа в существовании.
 
Как сказал Джунайд: "Тот, кто знает себя как беспомощного, знает своего Господа как всемогущего, и тот, кто знает себя как заблуждающегося, знает Господа как всемилостивого". (ТСА 637)
 
Абу Са'ид Або-л-Хэйр сказал: "Когда человек познает себя как не существующего, он познает Бога как Вездесущего". (AT 319)
 
Также было сказано, что тот, кто знает себя как немощного, знает своего Господа как Всемогущего: или: тот, кто знает себя в служении, знает своего Господа в Господстве. (КМ 247)
 
Интересная книга, откуда взят материал и где можно подробно почитать и о традиции, и о нафсе в том числе: Джавад  Нурбахш "Психология суфизма" (Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути) http://psylib.org.ua/books/nurbj01/index.htm
 
Отдельно о нафсе: http://psylib.org.ua/books/nurbj01/txt02.htm
 
Ом Саи Рам
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

В любой традиции важнейшее качество - терпение, кшама по-нашему.  

(хотя есть соблазн для гордыни отнести себя к "достойным" )

Терпение, проявленное по отношению к недостойному, 
есть способ полировки для достойного: 
везде, где есть сердце, терпение очищает его.

Джалал ад-дин Руми

GoLAyox_nH4.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Саи Рам

В Исламе есть замечательная практика... Помещаю её в этой теме, потому что именно у суфиев на этом делается наибольший акцент.

Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Это правило «хусну-занн» – «хорошее предположение о людях».

 Польза от хорошего предположения:

1. Хорошее мнение о людях – это признак полноценной веры в сердце, которое украсилось этим качеством.

2. Хорошее мнение закрывает дверь смуте и злу, исходящим от шайтана; того, кто говорит о человеке плохо, основываясь лишь на догадках, на мнениях, шайтан заставляет говорить об этом больше и больше, делать хулу, смотреть презрительно, видеть себя достойным и т. п. – всё это губит человека.

3. Увеличивает любовь между верующими.

4. Противостоит непристойному, нарушению прав других.

5. Хорошее мнение о людях есть указание на чистое сердце верующего.

Причины, способствующие хорошему предположению о других:

1. Дуа – это дверь всего благого, Пророк (мир ему и благословение) в своих мольбах просил даровать чистое сердце.

2. Когда наш брат говорит или делает что-либо, заставляющее плохо думать о нём, то поставьте себя на его место, и это поможет избавиться от плохого предположения.

3. Услышанные слова от верующих, вселяющих плохое предположение, следует отводить к благому, так делали праведные люди. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты не думай, что слово, которое сказал верующий, является плохим, пока ты не сможешь найти для этого оправдание в благом».

4. Услышав что-то нехорошее от людей, или если в какой-то ситуации вас подвели, то найдите этому оправдание. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Если ты узнаешь о своём брате что-то плохое, найди ему оправдание, если не сможешь найти, то подумай, что, наверно, у него есть причина, о которой ты не знаешь». Если вы найдёте для человека оправдание, то ваш нафс будет в покое от плохих предположений, и вы сможете избежать многих нехороших ситуаций и слов в адрес других.

5. Помнить о вреде плохого предположения. Кто думает плохо о людях, пребывает в утомлении, в обвинении других, при этом себя считая хорошим и правильным во всём.

Для достижения такого благого качества, как хорошее предположение о других, требуется усердная борьба со своим нафсом, и шайтан всё время пытается внести раздор среди людей.

Да поможет нам Аллах находить оправдание для людей, всегда иметь хорошее предположение. Амин!

Ом Шри Саи Рам!

300591-INNERRESIZED600-600-6e5cdbf5b84fdb1a21035cb86cd81c43.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...