Перейти к содержанию

Лучший ученик


Сергей

Рекомендуемые сообщения

Бхагат Мхалсапати очень любил творчество Кабира. Когда Мхалсапати не был занят в своей ювелирной лавке, он часы напролет читал стихи Кабира. Многие стихи поэта-проповедника ниргуна-бхакти Мхалсапати знал наизусть. При случае он использовал в общении с близкими и знакомыми литературные образы Кабира или даже цитировал строки из неувядаемого «Адигрантха». Бхагат Мхалсапати слыл состоятельным человеком, у него кроме ювелирного дела были земли и свой храм Хандобы, посвященный Господу Шиве.

Бхагат проводил много времени у стоп Хандобы. Однажды, выйдя из храма, Мхалсапати встретил свадебную церемонию. Семейства жениха и невесты прибыли, чтобы почтить Господа Шиву. Множество телег, заполненных родственниками, детьми, друзьями и соседями въехали в открытый внутренний двор храма. Поздоровавшись со всеми, - большинство участников церемонии жили в его родной деревне, - Мхалсапати заметил на последней повозке худого молодого человека лет двадцати. Он выглядел как бродячий мусульманин: голову венчал высокий белый тюрбан, тело закрывал рваный во многих местах длиннополый кафтан. Молодой человек был бос и, очевидно, он не имел никакого имущества.

Кабир часто обращался к Господу на персидский манер – Саи. И Мхалсапати вместо привычного «Рам!» приветствовал молодого незнакомца словами «Йа! Саи!». С тех пор обращение к мусульманину «Йа! Саи!» приклеилось намертво, и все жители деревни звали его Саи. Как пришельца звали на самом деле, никто не знал, а сам молодой человек о себе не распространялся.

Саи остановился в деревне и вел обособленный образ жизни. Мхалсапати видел, как он ночевал то под кроной старого баньяна, то в гостевом домике для торговцев, саньяси, факиров и прочих бродячих людей. Днем он обходил несколько домов, выпрашивая еду и немного денег. Его дни, на пристальный взгляд Бхагата Мхалсапати, проходили в праздности. Саи то бродил по соседним лесам, то сидел под баньяном, раскуривая глиняную трубку, то играл с детьми. Общения с людьми Саи не искал – только когда женщины с любопытством расспрашивали поселенца, скупо отвечал на вопросы. Судя по всему, мусульманином он был довольно посредственным. Как полагается, пять раз в день намаз не совершал. Молился редко и не по пятницам, как заведено, а по субботам. Одним словом, человеком был странным, может быть даже не полнее нормальным. Сколько бродит таких по дорогам, странствуя от одной деревни к другой!

Спустя месяцы жительства под открытым небом, Саи решил поискать себе постоянный кров. После службы Мхалсапати столкнулся с молодым человеком в дверях храма. Хорошо, что тот не успел проникнуть в священную обитель! «Свами Мхалсапати, вы знаете, у меня нет пристанища, позвольте мне ночевать в вашем храме», - со спокойным выражением лица обратился Саи к шиваиту. Несколько мгновений Мхалсапати не мог прийти в себя – мусульманин в доме Господа Шивы – такое даже в страшном сне не приснится. Отказывать напрямую страннику было неудобно, и Мхалсапати нашел оригинальный выход. «Саи, - обратимся Бхагат к бездомному, - у нас в деревне есть старый храм. Священника у него нет, и службы в нем не проводятся. Он, конечно, в заброшенном состоянии, но вполне сможет подойти тебе для ночлега». То, что храм в заброшенном виде, Мхалсапати немного приукрасил. Жители деревни боялись в него заходить, опасаясь, что дряхлая крыша рухнет им на головы. Саи поблагодарил Мхалсапати за ценный совет и, - на удивление всем, - поселился в старом храме.

Чтобы провести в храме ремонт у Саи не было денег и достаточно сил. Он выпрашивал у торговцев масло для светильников и держал их зажженными все дни и ночи. Старое место осветилось и жители с интересом стали туда заглядывать – что Саи делает? С обретением крова образ жизни молодого мусульманина нисколько не изменился. Он спал на голом полу, подложив себе под голову кирпич. Днем сидел перед костром, на котором варил себе похлебку из собранной милостыни.

Его отчужденное поведение многих раздражало. Хозяева нескольких домов с криком гоняли Саи, когда тот приходил, выпрашивая еду. В деревне даже сформировалась разъяренная «оппозиция». От таких как этот Саи в деревне будет расти преступность и множатся дармоеды. Встретив Саи по дороге, «оппозиция» бросала в него камни и кричала, чтобы он прочь убирался из их деревни. Близко, однако, никто не решался подойти. Саи ничего не отвечал на протесты, выпады и оскорбления. Он все так же ни с кем не говорил, сидел в заброшенном храме или благодушно курил трубку под баньяном.

Отношение к Саи изменилось, когда в нем обнаружился удивительный дар врачевателя. Несколько раз он вылечил тяжело заболевших, от которых отказались деревенские лекари. Врачи только руками разводили: снадобья, варившиеся Саи, могли лишь усугубить болезнь, но никак ее не вылечить. За Саи закрепилась слава чудесного доктора. Для Мхалсапати было очевидно, что Саи не имел медицинского, да что там медицинского – никакого образования. В столь молодом возрасте он не мог быть учеником известного врача. Значит, пришел к выводу Мхалсапати, Саи обладает божественным даром, даром необычного лекаря. Со своими соображениями Мхалсапати поделился с соседями. И вскоре вся деревня говорила о божественном докторе. К нему стали приходить за советами и поддержкой. Саи никому не отказывал и давал исчерпывающую помощь. Несмотря на молодость, авторитет Саи среди деревенских жителей рос с каждым днем. Ему прощали «странности» и «оппозиция» со временем рассеялась. Даже самые ярые противники отдавали ему должное. Он приносит пользу деревне, а если выгнать человека со святым даром, это может обернуться карой для деревни.

Бхагат Мхалсапати начал изредка навещать Саи, чтобы получше его узнать. Молодой мусульманин оказался смирного нрава, был молчалив и скромен. Казалось бы, обычный человек, проведший много времени в одиночестве и исканиях. Однако временами Мхалсапати улавливал в нем глубокую мудрость, которая свойственна только опытным людям, повидавшим жизнь. Более того, Саи невзначай оказывался самым что ни на есть прозорливцем. Мхалсапати имел привычку терять свои вещи. Саи его выручал, подсказывая, где они лежат, хотя никогда их не видел. У Бхагата было несколько дочерей. Когда кто-то из них хворала, Мхалсапати сразу бежал к Саи за советами.

Со временем вокруг Саи образовался круг близких. Мхалсапати оказался одним из самых близких, наряду с Татией Коте Патилом. Втроем они бродили вместе, разговаривая о разных интересных вещах, или пели бхаджаны, сидя у входа в храм. Саи рассказывал поучительные истории и мог прояснять трудные ситуации. Люди приходили к нему за советами, и никто не уходил с пустыми руками. Просители или получали мудрые наставления или благословение молодого риши. Постепенно Мхалсапати привязался к Саи. С ним было легко и непринужденно, словно Бхагат попадал в чистую комнату, где можно было отдохнуть. Мхалсапати даже стал оставаться иногда ночевать в храме Саи. Они говорили до глубокой ночи о Боге, духовных путях, воздаянии и добродетелях. С каждым разом Мхалсапати убеждался, что перед ним не простой человек, а жемчужина мудрости. Хотя Саи ничего не говорил, Мхалсапати догадывался, что за обликом молодого мусульманина скрывается святая мощь. Татия Коте Патил даже поселился в храме вместе с Саи. Втроем они ночевали, улегшись головами в три стороны света. Мхалсапати, - если бы не упреки жены, - тоже переехал жить к Саи. Надо было только отремонтировать заброшенный храм.

Когда они втроем в очередной раз сидели на ступеньках храма, в дальнем конце деревни, где останавливаются приезжие, послышался шум. Все обернулись туда. «Кто-то интересный приехал», - заметил Татия Коте Патил. «Это факир их Ахмеднагара», - ответил Саи. Все пошли посмотреть, а Саи остался на месте. Мхалсапати увидел большую толпу людей, собравшихся вокруг оратора. «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного, я прибыл в вашу деревню» - громко говорил выступавший, - я много путешествовал по святым местам, ищя прямую дорогу к Господу. Однажды Аллах нашептал мне ночью на ухо: в одной деревне живут благочестивые люди, боящиеся Господа. И я устремился сюда со всех ног, чтобы получить ваш даршан и насладиться общением с правоверными». Еще один павлин к нам приехал, - подумалось Мхалсапати. Бхагат был шиваитом и слова факира его нисколько не занимали. Обычно с караваном приезжих прибывали торговцы, опасавшиеся ездить в одиночку. Мхалсапати нашел одного из торговцев финиками в надежде выспросить его о факире поподробнее. После продолжительного торга и символической покупки Мхалсапати, наконец, задал волновавший его вопрос – что за человек приехал с караваном?

- Да это Джавхар Али родом из Ахмеднагара, - отвечал торговцев, - вместе с учениками он живет в Рахате.
- Наверно, известный человек, раз у него имеются ученики?
- Джавхар Али – очень ученый человек, знает весь Коран и Шастры. Аллах одарил Джавхара сладким языком. Он околдовал своими речами всю Рахату и собрал себе под крыло множество последователей. Не иначе как новый пророк!
- Что же его привело в нашу деревню?
- В Рахате Джавхар в день Идгах решил построить традиционную ограду для мусульман, где они могли бы возносить молитвы Всевышнему.
- Благое дело!
- Да, но Джавхар, вольно или нет, выбрал неудачное место, прямо рядом с храмом Вирабхадры. Храм кришнаитов оказался осквернен, индусы собрались побить Джавхара палками, но тот успел сбежать. Так он и оказался здесь!

Бхагат Мхалсапати поблагодарил торговца за беседу и дал ему еще немного денег. Оба остались довольны, торговец обещал рассказывать Бхагату все новости из Рахаты.

Мхалсапати передал услышанное компании, собиравшейся вокруг Саи. Многие проявили интерес к Джавхару Али и решили походить его послушать. Джавхар сначала поселился в гостевом домике. Ежедневно вокруг него собирались религиозные и набожные люди деревни. Он наизусть читал строки из Корана, снабжая их обильными комментариями. Наконец-то нашей деревне повезло, - судачили люди, - Джавхар-джи просветит нас и выведет на правильный путь. Толпа почитателей Джавхара пополнялась каждый день. Мусульмане из Рахаты специально приезжали его послушать. Джавхар внимательно следил за атмосферой, витавшей в деревне, и вскоре заметил, что жители по-особенному относятся к Саи. К неудовольствию Мхалсапати Джавхар переехал жить в храм Саи, аргументируя это тем, что хочет быть ближе к Господу. Ночным бдениям Мхалсапати и Татии Коте Патила совместно с Саи наступил конец. Храм имел размеры не более двух жилых комнат. В нем кроме Саи поселились Джавхар с парой учеников. Остальные последователи Джавхара тоже хотели делить кров с учителем, но места им не хватало, и они ночевали на улице.

В результате Саи оказался в кругу преданных Джавхара Али. Ежедневно в храме проходили мусульманские проповеди, он сделался религиозным центром деревни. Наставления и поучения обильно текли их уст Джавхара. Саи со смирным видом присутствовал на них, ничем себя не проявляя.

- Читал ли ты Коран, Саи? - обратился к нему учитель Джавхар.
- Нет, не читал, - отвечал Саи.
- Я сделаю тебя своим учеником и введу в высшую мудрость Аллаха, - торжественно произнес Джавхар, - отныне я буду называть тебя своим чхела (учеником).

Саи не стал спорить и согласился быть его чхела. Возмущению Мхалсапати не было предела. Он долго уговаривал Саи отказаться от глупой идеи ученичества, давя на то, что у него у самого мудрости хватит на трех Джавхаров. Саи ничего не отвечал, молча попыхивая курительной трубкой. Мхалсапати так и ушел ни с чем, только тревога поселилась в его сердце

Через неделю Джавхар Али собрался ехать назад в Рахату. Ученики ликовали о возвращении домой. Мхалсапати еще лелеял надежду, что Джавхар уедет и все станет как прежде. Но увидев, что Саи собрал все свое имущество, - котелок, трубку, палку для костра и кирпич, служивший подушкой, - совсем пал духом. Команда Джавхара Али с шумом уехала, и Саи-мандир, - как про себя называл Мхалсапати старый храм, - опустел. Каждый день Бхагат заходил в мертвый храм и предавался живым воспоминаниям. Мы не ценили его, - думалось Мхалсапати, - только когда теряешь самое дорогое, осознаешь его ценность. Он был мне как Баба, как Отец. Его теплый образ словно стоит перед глазами. Как он непринужденно смеялся и пел нежным голосом, как танцевал, привязав маленькие колокольчики к ногам. Непонятно, почему мы позволили ему просто уехать – убивался Мхалсапати. Он ведь странник, сегодня здесь, завтра – там, ему неведомо, что такое родной дом, - оправдывал Бхагат молодого Саи. Да и я сам отказал ему в крове, да и храм не отремонтировал.

Деревня разделяла уныние Мхалсапати. Жители лишились не только чудесного врачевателя, но и наставника, хранителя деревни. Сколько бед падет на голову сельчан без божественного покровительства, оказываемого Саи. Пока все причитали, Татия Коте Патил решил во что бы то ни стало вернуть Саи назад. Он сколотил группу приверженцев Саи, и Мхалсапати с решимостью в нее вступил. Все вместе они поехали в Рахату уговаривать Саи вернуться.

По приезду перед ними развернулась необычная картина. Расспрашивая последователей Джавхара Али, Мхалсапати выяснил, что Саи считается лучшим учеником. Саи стирал ему одежду, собирал для него милостыню и делал все, что велел учитель. Джавхар цены не знал своему чхела, рядом с таким учеником авторитет Джавхара устремлялся в небеса.

Депутация, призванная вернуть Саи назад, нашла молодого мусульманина возле отстроенного Идгаха. После традиционных приветствий и расспросов группа оставалась в некоторой нерешительности. Саи был идеальным учеником Джавхара, а лучшие ученики не покидают учителей. Наконец, первым не выдержал Татия Коте Патил:
- Баба, мы приехали просить тебя вернуться вместе с нами. Мы не можем без тебя, наши сердца и умы всегда с тобой. Разлука лежит тяжким камнем на наших душах.
- Факир – очень сердитый и своенравный человек, - последовал ответ Саи, - он просто так не отпустит меня. Вам лучше вернуться в деревню без меня. Пока не пришел Факир, уходите.

Как только Саи договорил последние слова, явился Джавхар Али. Учитель подал знак и окружавшие его чхела подняли крик, устроив препирательство. Когда шум стих, Джавхар Али веско заявил, что Саи – его чхела и останется при нем. Мхалсапати и Татия Коте Патил ничего не оставалось как отправиться восвояси. Тем не менее, они остались на несколько дней в Рахате в надежде исправить ситуацию. Ежедневно депутация приходила к Джавхару и убеждала его вернуть Саи назад. Споры закончились компромиссом: Джавхар соизволил съездить в их деревню, взяв с собой Саи.

Все вернулось на круги своя. Джавхар Али с учениками жил в старом храме. Жители с упоением внимали его речам, а Саи идеально выполнял свои обязанности, нисколько не выказывая недовольство или неудовлетворение. Мхалсапати такая ситуация совсем не устраивала. Джавхар был явным псевдогуру, которого с Саи сравнивать абсолютно невозможно. Саи воплощал собой преданность, чистоту, искренность и полное отсутствие собственнических чувств. Джавхар был самолюбив, напыщен и сварлив. Саи нужно было спасти, пересадив чистый лотос из болотной грязи в прозрачный пруд.

В надежде на дельный совет и помощь Мхалсапати отправился к Девидасу. За двенадцать лет до въезда Саи со свадебным кортежем в деревню, Девидас в возрасте десяти-одиннадцати лет поселился в храме Маруты, посвященного сподвижникам Господа Индры. Девидас имел красивые тонкие черты лица, блестящие глаза, и подобно марутам непростой характер. Его бесцеремонность, прямолинейность и бесстрашие просто поражали. Девидас мог запросто сказать человеку все, что о нем думает. Люди называли его настоящим джняни, он всегда говорил правду, невзирая на обстоятельства. К отшельнику храма Маруты и отправился Мхалсапати за советом. Выложив все обстоятельства дела, Мхалсапати ожидал услышать совета, как действовать, однако вместо рекомендаций Девидас попросил назавтра привести нему Джавхара. Такому повороту событий можно было только радоваться. Мхалсапати знал, что некоторые жители деревни обращались к Девидасу за помощью и всегда получали неожиданное решение своих проблем.

Церемонное приглашение Джавхара Али на встречу с известным джняни организовал Татия Коте Патил. Мхалсапати имел тонкую душевную организацию и не хотел видеть побоища, которое могло между ними произойти. Утром огромная толпа жителей и учеников сопровождала Джавхара на встречу с Девидасом. Мхалсапати воспользовался случаем, чтобы посидеть наедине с Саи на ступеньках разрушенного храма. «Завтра Факира уже не будет в деревне», - сказал Саи. «Как это, Баба?» - спросил Мхалсапати, - «Сам увидишь».

Вечером толпа жителей с криками и обсуждениями возвращалась назад от храма Маруты. В развернувшейся горячей дискуссии по религиозным темам Джавхар Али был полностью побежден. Дебаты заняли много часов, в конечном счете, духовные знания Джавхара оказались несостоятельны по большинству вопросов. С позором он был прогнан с места дискуссии, и на следующий день Джавхара в деревни не оказалось – под покровом ночи он покинул место позора. В течение недели его ученики рассеялись или уехали в Рахату.

Ходили слухи, что Джавхар отправился в Биджапур и там жил. Много лет спустя он навестил деревню своего позора. Джавхар распростерся в поклонении перед Саи и признал свои заблуждения. Бывший гуру раскаивался, что гордыня застилала ему глаза, и он считал Саи своим учеником. В действительности Саи был его учителем, на примере показав, что такое идеальный ученик. Саи отнесся к Джавхару с прежним уважением, и тот с легким сердцем уехал из деревни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 4
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Зинаида Стамблер

    2

  • Сергей

    2

  • ram108

    1

Топ авторов темы

Зинаида Стамблер

Мне нравится то, что Ты пишешь, Сережа, вопреки "штампам", "формулам" и т. п. вещам.

Мне кажется, Тебе нужен ... как бы это выразиться, ну, как Петрову свой Ильф, что ли... или Эльф :D, или лучше своя Эльфийка... Не обязательно внешний соавтор, может, и внутренний, конечно. Но и внешний бы сошёл тоже... Твои сказки бы засияли. Хотя и без сияния они тоже очень даже греют душу. :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однажды к Анааме Бабе на даршан (чтобы увидеть его и обрести просветление) пришли несколько ищущих и каждый по очереди подходил к нему с личной просьбой.

- Тебе чего? - спросил Баба очередного.

- Учитель, я хочу быть свободным.

- Свободен, сказал Баба.

- Следующий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...