Перейти к содержанию

Ум — его природа и контроль


marianna

Рекомендуемые сообщения

Ум – это смотритель в месте нашего отдыха. Не относитесь к уму как к хозяину или владельцу, но обращайтесь с ним осторожно, чтобы дом, который мы имеем возможность занимать, не повредился или не загрязнился. Мы должны относиться к смотрителю вежливо и не разрушать интерьер здания.

Беспокойный ум часто является причиной плохого здоровья. Многие люди постоянно находятся под воздействием того или иного источника беспокойства, никогда не бывая свободными от волнений. Почему? Потому что они отождествляют себя с телом!

Человек обретает тело в результате своих прошлых действий и поступков, совершенных под воздействием любви или ненависти. Вы можете вырваться из этого цикла, если постигнете Единство Божественного, которое пребывает в вас и в каждом.

Божественная Беседа, 20 ноября 1982

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...
  • Ответов 110
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    22

  • Lovesathya

    15

  • Елена Снытко

    14

  • всегда

    13

Контролируйте свои чувства. Не поддавайтесь их настойчивым требованиям об удовлетворении. Когда труп помещают в погребальный костер, до пепла сгорает и труп, и костер. Подобным образом, когда чувства игнорируются, ум также исчезает. Когда исчезает ум, иллюзия рассеивается, и достигается освобождение.

(Божественное выступление 17 марта 1966 г.)

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Есть три состояния ума: 1. блуждание (анекагратха); 2. рассеянность, пустота (шуньята); 3. однонаправленность, концентрация (экагратха). Шуньята - это состояние, в котором ум переходит в рассеянное, сонливое состояние, когда говорится что-то поучительное. Он становится невосприимчивым ко всему, что благотворно и полезно. Такое состояние ума называется пассивным (тамастичным). Это - слепота невежества. Блуждание (анекагратха) - также нежелательное состояние ума, ведущее к деградации. В этом состоянии ум подобен бурной реке. Такой ум необходимо сдерживать, подобно тому, как с помощью тормозов останавливают быстро движущееся транспортное средство. Медитация (Дхьяна) является самым эффективным «тормозом», изобретенным для контроля ума. Для однонаправленной концентрации ума (экагратхи) наиболее важным является покой.

(Из Божественной беседы 14 января 1988)
 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Мудрость пробуждается в тот момент, когда ум обращается вовнутрь. Состояние безмыслия между двумя следующими друг за другом мыслями являет собой Брахма Джняну. Вы не способны пережить это свободное от мыслей состояние Брахмана, если вас увлекают мимолетные, преходящие и временные вещи. Истинная мудрость приходит тогда, когда все мысли искоренены.

(Божественное выступление 14 мая 1999 г.)

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если ум погружен в мирские дела, он обрекает вас на рабство. Если он относится к миру, как к явлению преходящему, тогда, благодаря дисциплине, он становится свободным. Тренируйте свой ум, чтобы он не чувствовал привязанности к изменчивым вещам. Не предлагайте ему мишурную славу и богатство. Привлекайте его к Источнику непреходящей радости внутри вас. За это вам воздастся сторицею. Тогда сам ум станет вашим Гуру, чтобы вести вас вперед - как только он почувствует сладость внутреннего осознания и медитации.

Божественное  выступление 9 апреля 2005 г

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Вы должны очень прочно удерживать ум и сохранять его под своим контролем. Никогда не следует спешить и прилагать силу для контроля ума. Уму нравится блуждать и предаваться различным мыслям. Чтобы контролировать ум, стремящийся к исполнению мирских и чувственных желаний, мы заменяем их на жажду возвышенной идеи Бога. Мы занимаем ум мыслями о Боге и постепенно отвращаем его от мирских желаний. В наше время люди усиленно пытаются отвлечь ум от мирских желаний, но не добиваются в этом никакого успеха. В результате они побеждены и уничтожены.

Желания и привязанности, создаваемые умом, воистину являются характерными для нынешнего времени. В этих условиях мы должны выработать привычку к уединению, либо присоединиться к благочестивому сообществу, думать о благих вещах, и направлять свой ум на них.

Если вы действительно хотите контролировать ум, вам необходимо сделать либо одно, либо другое.

(Гита Вахини, гл.5)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Ваш ум будет блуждать от правильного к ошибочному, от боли к радости, только если вы способствуете этому и поощряете это. Откажитесь от блуждания ума, это остановит его проделки. Не считайте ваши слезы и не переполняйтесь горем. Позвольте им проходить через ваш ум, как птицы пролетают по небу, не оставляя следа, или как пожары и наводнения появляются на экране кинотеатра, не повреждая экран. Никогда не падайте духом, если вы разочарованы. Возможно, ваше желание само по себе было неправильным или его реализация могла привести вас в худшую ситуацию. В любом случае, это воля Господа, и Он знает лучше. Разочарования и боль подобны банановой кожуре, они предназначены для того, чтобы сохранить вкус и дать сладости наполнить фрукт. В подобных тяжёлых обстоятельствах позвольте своему уму сфокусироваться на ослепительности и величии собственной Божественности, что поможет вам быть бдительными и мужественными.

Божественная речь, 22 января 1967 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ум - узел васан; в действительности, ум сам по себе вселенная, (джагат); для человека ум - весь мир. Только в состоянии глубокого сна, когда ум не функционирует, вселенная практически не существует для человека. Вселенная рождается или "возникает в сознании" и умирает, т.е. "исчезает из сознания", в соответствии с познавательной способностью ума. Поэтому, когда ум разрушается, мир также разрушается и человек становится свободным, освобожденным; человек достигает мокши. Любой человек, достигший успехов на пути контроля сознания, читты, может достичь и видения Атмы. Сознание подобно выросшему дереву, семя которого - эго, ощущение "я". Как только семя "эго" отброшено, вся деятельность сознания автоматически прекращается.

Сатья Саи Баба  Джнана Вахини

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Именно ум раскрашивает мир. Если ум чист, то мир благодатен; если нечист, мир изобилует опасностями.

Сатья Саи Баба "Искусство жизни. Источник силы и вдохновения"

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Ум является лишь моделью желаний, сочетанием предубеждений, тканью планов и решений. Он обладает огромным потенциалом, позволяющим создавать множество различных образов, поэтому его ещё называют воображением. Воображение скрывает правду. Оно затуманивает разум, искажает восприятие, сбивает идущего с прямого пути. Желание рождает мираж там, где раньше всё всё было прозрачным. Желание создаёт красоту там, где до этого было пусто, оно облекает всё в одеяния желаемого. Чтобы уберечься от оков желаний, порождающих массу гнева, ненависти, жадности, зависти, бунтарства, лжи и т.д., человек должен очистить сознание молитвой или благодеяниями, самоотверженной и бескорыстной деятельностью. Служение – лучшая духовная практика для искоренения порочного пристрастия ума к желаниям.

(Сатья Саи говорит, т.1)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господь дал человечеству меч разума с незапамятных времён. Те, кто укрощали свой ум и мудро распоряжались им, становились царями мира. Но те, кто стали рабами ума, не знают покоя и радости даже во сне.

Ум подобен острому мечу. Человек сможет полностью реализовать себя, когда проследит все извилистые и загадочные пути ума. Ум обладает огромной скоростью и силой, он легче эфира и неуловимее электромагнитных волн. Как звук состоит из звуковых волн, точно так же ум состоит из вибраций, испускаемых океаном человеческого ума, нет никаких пределов. Как же возможно человеку сдержать этот бесконечный волновой поток, непрерывно исходящий из бесконечного океана ума? В сущности, нет необходимости сдерживать и останавливать ментальные вибрации. Хотя тело смертно, мысль бессмертна. Сила, создаваемая волнами мысли, охватывает весь мир.

Как источник тепла излучает тепловые волны, электричество – электромагнитные волны, свет - световые волны, так же и ум распространяет ментальные волны. Все эти вибрации мысли – причины радости и горя, здоровья и болезни, восторга и скорби, рождения и смерти. Жизнь и поступки человека наполнятся смыслом, когда он будет сознательно подходить к этой силе мысленных вибраций. Весь мир насыщен мыслительными вибрациями. Весь наш мир – не более чем воплощение этих вибраций. Поэтому необходимо направить мысли в благородное русло.

Человеческий ум засияет ослепительным чистым светом, если в нём поселятся только светлые идеи, мысли и чувства.

(Летние ливни в Бриндаване 93, гл.5)

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как звук состоит из звуковых волн, точно также и ум состоит из вибраций. Для мысленных вибраций, испускаемых океаном человеческого ума, не существует никаких пределов. Как же возможно человеку сдержать этот бесконечный волновой поток, непрерывно исходящий из бесконечного океана ума? В сущности, нет необходимости сдерживать и останавливать ментальные вибрации.

Хотя тело смертно, мысль бессмертна. Сила, создаваемая волнами мысли, охватывает весь мир. Как источник тепла излучает тепловые волны, электричество – электромагнитные волны, свет – световые волны, также и ум распространяет ментальные волны. Все эти вибрации мысли – причины радости и горя, здоровья и болезни, восторга и скорби, рождения и смерти. Жизнь и поступки человека наполнятся смыслом, когда он будет сознательно подходить к этой силе мысленных вибраций. Весь мир насыщен ментальными вибрациями. По существу, весь наш мир – не более чем воплощение этих вибраций. Поэтому так необходимо направить мысли в благородное русло. Человеческий ум засияет ослепительным чистым светом, если в нем поселятся только светлые идеи, мысли и чувства. Истинная чистота действия возможна только при чистоте ума.

Летние ливни в Бриндаване ’93, стр.53

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каково наше восприятие, таков и результат. Мы абсолютно несведущи в силе и мощи ума и потому недооцениваем всю его огромную важность. Вся наша жизнь основана на уме. Мы должны приложить самые серьезные усилия, чтобы оценить могущество ума.

Летние ливни в Бриндаване ’93,
стр.55,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наука задаёт вопросы "Что?" и "Как?". Она пытается найти ответы в объективном мире имён и форм, в мире, который можно видеть, слышать, пробовать на вкус, осязать и обонять, в мире, который можно с помощью разума распределять по категориям. Наука же духа задаёт вопросы "Почему?" и "Какова цель?" и обнаруживает, что ответом на это "Почему?" является "иллюзия". Просто изумительный ответ - ответ, приводящий ум в замешательство...

(Шри Сатья Саи Баба  о духовном назначении  Организации Сатьи Саи)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Однажды асуры (демоны) и дэвы (полубоги) пахтали океан молока, надеясь добыть божественную амброзию (амриту). В качестве мутовки они использовали гору Мантару. Но сначала вместо амриты из океана появился смертельный яд. Демоны расстроились и впали в уныние. Они решили бросить пахтание. Но дэвы продолжали свою работу мужественно и упорно. Их неустанные усилия были щедро вознаграждены: сначала из океана вышла богиня богатства Лакшми Дэви, затем – божественный белый слон Иравата и корова Кальпатару, исполняющая желания, и наконец появилась божественная амброзия. Подобным же образом человек должен пахтать свой ум, должен стремиться постичь свою истинную суть, и его не должны ни останавливать, ни пугать трудности и препятствия, возникающие в начале этого пути.

Сатья Саи говорит т. 36, гл. 1

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Ум возвышает человека, и он же губит его. Если ум погряз в мирских заботах, это ведет к рабству; если он считает этот мир не более чем временной обителью, то он обретает свободу и озаренность. Отучай свой ум от привязанности к временным, преходящим вещам. Не дай ему увлечься блестящей мишурой славы и богатства; приучай его к более надежным радостям, изливающимся из твоего внутреннего источника. Польза от этого будет огромной. Твой ум станет твоим гуру и поведет тебя за собой, и ты вкусишь сладость медитаций и внутреннего самопознания. Ум верующего наполнит божественностью вылепленный из глины образ; ум наполняет храм святостью. 

 ПОУЧЕНИЯ ШРИ САТЬИ САИ БАБЫ. Проницательность и отрешенность

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Йога Шастра утверждает, что для устранения вечно возобновляющегося возбуждения ума и для его очищения необходимо использовать определенные позы (асаны). Они способствуют также укреплению веры, утверждению мудрости (Джнаны) и пробуждению Кундалини Шакти, дремлющей в человеке.

(Саи Баба, Садхана)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причина всех человеческих взлетов и падений только одна – мысль. Мысль ведет нас как в мрачные подземелья, так и в сверкающие чертоги. Мысли – само жизненное дыхание человека. Человек сам ведет себя к краху, взращивая дурные мысли – ненависти, зависти, гнева, тщеславия. Человек холит и лелеет эти дурные мысли, чтобы нанести вред ближнему. Но вред, наносимый им ближнему, обрушивается на его собственную голову, как мощный удар бумеранга. Оскорбляя, осуждая, преследуя и унижая ближнего своего, вы тем самым оскорбляете, осуждаете, преследуете и унижаете Самого Господа Бога. Полностью игнорируя ту истину, что Бог пребывает в каждом из нас, человек усваивает себе такое недостойное поведение. «Взявший в руки меч от меча и погибнет». Будет ранен тот, кто нанес рану; обидчик станет жертвой оскорбления; какова мысль, таковы и последствия.

Каково наше восприятие, таков и результат. Мы абсолютно несведущи в силе и мощи ума и потому недооцениваем всю его огромную важность. Вся наша жизнь основана на уме. Мы должны приложить самые серьезные усилия, чтобы оценить могущество ума.

Летние ливни в Бриндаване ’93, стр.53–55,
 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для постижения своей истинной сущности вы должны сделать три вещи: подчинить тело, привести в порядок чувства и успокоить ум. “Подчинить тело” – значит не позволять эго расти внутри вас. Выполняйте все свои обязанности честно и со смирением. Для того, чтобы "привести в порядок свои чувства”, необходимо их контролировать, сдерживать и корректировать, если они "сбиваются с пути". Для того, чтобы “успокоить ум”, необходимо усмирять его капризы. Как? К примеру, есть замок и ключ. Если ключ повёрнут влево, замок закрыт. Если ключ повёрнут вправо, замок открыт. Ключ один и тот же, разница в направлении поворота приводит к закрыванию или открыванию замка. Ваше сердце – это замок, а ум – ключ. Поверните свой ум по направлению к Богу, и ваше сердце обретёт непривязанность. Поверните его в сторону материального мира, и оно станет привязанным. "Успокоить ум" означает - повернуть его в сторону Бога. 

Сатья Саи Баба 
(Божественная беседа, 6 мая 1988 г.) 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

«Хотя тело смертно, мысль бессмертна. Сила, создаваемая волнами мысли, охватывает весь мир. Как источник тепла излучает тепловые волны, электричество – электромагнитые волны, свет – световые волны, так же и ум распространяет ментальные волны. Все эти вибрации мысли – причины радости и горя, здоровья и болезни, восторга и скорби, рождения и смерти. Жизнь и поступки человека наполнятся смыслом, когда он будет сознательно подходить к этой силе мысленных вибраций. Весь мир насыщен ментальными вибрациями. По существу, весь наш мир – не более чем воплощение этих вибраций. Поэтому так необходимо направить мысли в благородное русло. Человеческий ум засияет ослепительно чистым светом, если в нем поселятся только светлые идеи, мысли и чувства. Истинная чистота действия возможна только при чистоте ума.

Лишь чистые поступки дают чистые плоды. Мы сеем зерно мысли и пожинаем плод действия. Мы сеем зерно действия и пожинаем плод своей природы. Мы сеем плод своей природы и пожинаем плод своего характера. Мы сеем плод характера и пожинаем плод судьбы. Отсюда очевидно, что наша судьба предопределена нашими мыслями. Причина всех человеческих взлетов и падений только одна – мысль. Мысль ведет нас как в мрачные подземелья, так и в сверкающие чертоги. Мысли – само жизненное дыхание человека…

Каковы чувства, таков и результат. Не осознавая силу ума, его мощь, мы недооцениваем высочайшую важность ума. Вся наша жизнь зависит от ума. Мы должны прилагать искренние усилия к тому, чтобы понять силу ума. Развивая широту ума, человек воистину становится Божественным. Садхана (духовная дисциплина), которую человек должен предпринять – это садхана, ведущая к расцвету человеческого ума… Преображденный ум ведет к преображению человека. Именно преобразование ума делает человека воистину божественным».

Летние ливни в Бриндаване 1993.5,

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Только когда ваше сознание станет чистым, вы достигнете мудрости. Чистота ума имеет важное значение. Сохраняйте ваш ум в чистоте, свободным от любых загрязнений. Если в ум приходят плохие мысли, напомните себе: «Это нехорошо. Это не моё, не моё» и прогоняйте их. Скажите себе: «Эти мысли не являются моей собственностью. Моя собственность – только хорошие мысли и хорошие идеи». Постоянно помните об истине, что любовь – это Бог. Живите в любви. Если вы можете взрастить такие позитивные и благородные мысли, то всё будет хорошим для вас».

ССГ 40.13: 28 июля 2007

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Повторение святого имени Бога гармонизирует ум и выводит из него дурные вирусы.

Cатья Саи Баба "Искусство жизни"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Уму нельзя позволять блуждать, где вздумается. Его необходимо контролировать без всякого снисхождения. Почему? Если возможно, нужно стремиться даже к его обузданию, другими словами, заставлять ум избегать контакта с мирскими объектами. Только когда это сделано, человек может осознать свою истинную сущность. Переживание этой Реальности – это состояние, называемое Мукти, Освобождение. В этом состоянии всему разнообразию тревог и тяжких забот, сомнений и дилемм придет конец. Человек преодолевает печаль, заблуждение, тревогу, и укрепляется в священном спокойствии Шанти.
 
:clover:

Прежде всего отбросьте все нечистые помыслы и культивируйте только чистые. После этого шаг за шагом старайтесь избавиться даже от них и сделать ум беспредметным, Нирвишайей. Покой, достигнутый таким образом, лучезарен, полон Блаженства и Мудрости, это действительно является переживанием Божества, Самого Бога.
 
Сатья Саи Баба «Прашанти Вахини. Према Вахини», с. 33

:clover:

Стойкая и неуклонная честность очень важна для избегания конфликтов в уме и для преодоления их. Нужно быть спокойным и невозмутимым. Мужество, мудрый совет и стойкость сделают Волю, Иччхашакти, сильной и твердой. Свет в лице, сияние глаз, решительный взгляд, приятный голос, сердечные чувства и неизменная доброта – вот отличительные знаки развивающейся и совершенствующейся Силы Воли. Ум без волнений, радостный и чистый взгляд на вещи – это признаки личности, в которой укоренилось умиротворение.
 
Сатья Саи Баба «Прашанти Вахини. Према Вахини», с. 19

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Человек должен освободиться от дурных мыслей, которые являются основной причиной беспокойства. Для этого необходима абхьяса (постоянная и устойчивая практика). С помощью абхьясы можно контролировать ум и таким образом достичь покоя. Только в спокойном уме возникают благородные мысли. Ум должен находиться под контролем. Подчините себе ум, и вы будете его властелином. К сожалению, вместо того, чтобы контролировать ум, люди стали рабами своих чувств. Это основная причина нестабильности. 

(Божественная беседа, 26 мая 2001 года)
 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ум - узел васан; в действительности, ум сам по себе вселенная, (джагат); для человека ум - весь мир. Только в состоянии глубокого сна, когда ум не функционирует, вселенная практически не существует для человека. Вселенная рождается или "возникает в сознании" и умирает, т.е. "исчезает из сознания", в соответствии с познавательной способностью ума. Поэтому, когда ум разрушается, мир также разрушается и человек становится свободным, освобожденным; человек достигает мокши.

 Сатья Саи Баба "Джнана Вахини"

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • ram108 изменил название на Ум — его природа и контроль

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...