Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

post-2364-1182451743.jpgДХАРМА – БОЖЕСТВЕННЫЙ ЦИКЛ

Профессор А. Анантхараман


Проф. Анантхараман работал исполнительным директором нескольких многонациональных компаний в Африке, Азии, Европе, а также как председатель и главный исполнительный администратор транснациональной коммерческой многопрофильной корпорации, базирующейся в Швейцарии. Он служил как нештатный профессор в нескольких школах бизнеса, включая Гарвардскую школу бизнеса, и в настоящее время является почётным членом преподавательского состава в школе бизнеса и менеджмента в Путтапарти.

«Только Я знаю муку обучения вас каждому шагу в этом танце», – сказал как-то Свами. Какое признание Мастера Танца Мироздания! И какое удивительно уместное! Он должен поддерживать баланс и порядок в космосе, когда «гравитационное притяжение одного электрона, случайно изменившего положение, может даже повлиять на результат игры в бильярд на земле!»

post-2364-1182451786.jpg
:clover: Дхарма – Долг с рассуждением

       Деятельность заключена в самом сердце Мироздания. Само Мироздание пришло к существованию из-за деятельности, и оно не может поддерживаться без этой цепи деятельности. Но что такое Праведная Деятельность? Не существует слова, которое может передать глубину, размах и насыщенность, содержащиеся в слове «Дхарма». Свами объясняет концепцию Праведного Поведения на основании корневых слов слова Дхарма: «Дхарини и дхру», как покров, налагающий путы на весь мир. Он объясняет концепцию Дхармы через простую фабулу, лишенную всего, что является эзотерическим и научным.
       Когда Дашаратха бежал за колесницей Рамы, увозившей Его в лес, он в муках кричал: «Остановись, остановись! Я приказываю тебе остановиться». Колесничий Сумантра не знал, что делать. Рама сказал ему: «Не останавливайся. Если Дашаратха позднее будет ругать тебя, скажи, что ты не слышал». Сумантра был в затруднительном положении. Как он может солгать? Рама объяснил ему: «Приказ остановить колесницу исходил от убитого горем отца. Приказ отвезти Меня в лес исходил от Дашаратхи, короля. У тебя нет Дхармы – слушать бред человека, горюющего о своём сыне. Но у тебя есть безусловный долг слушать приказ своего короля».
       Поэтому у Сумантры было обязательство использовать аргументы в определении своей Парадхармы. Свами объясняет: «Слово Дхарма даже не означает долга. В долге нет свободы. В обосновании нет свободы. Дхарма – это принудительная сила, которая налагает обязанность и требует обоснование». Для Свами Дхарма – это не просто строгое соблюдение правил, а расширение Его часто повторяемой концепции единства мысли, слова и дела – Трикарана суддхи. Он говорит: «Хорошо родиться в церкви, но плохо умереть в ней. Растите и освобождайте себя от ограничений и инструкций, от доктрин, которые препятствуют вашей свободе мыслей, от церемониальных правил, которые ограничивают. Достигните стадии, где церкви не имеют значения, где все дороги кончаются, и откуда все дороги начинаются».
       Бхагавад Гита является евангелием, чьё послание безвременно. Словами, которые принадлежат Вечности, Воплощённый Бог разговаривает с человеком, Своим другом. В Гита Вахини Вечный Колесничий снова говорит о Дхарме. Саи Сам интерпретирует в Кали Югу то, что Он сказал В Двапараюгу. Разве Свами Сам не заявил: «Я – Васудева!». Свами делает два глубинных изменения обычно принятых интерпретаций Гиты. Во-первых, Он говорит, что, когда Кришна говорил о Свадхарме, (личном долге), Он, в основном подразумевал Атмадхарму (долг своего «я»).
       «К тому же, взирая также на свой собственный долг, ты не должен колебаться, потому что нет ничего более желательного для Кшатрии (члена клана воинов), чем праведная война». (Гита 2.31).

post-2364-1182451769.jpg:clover:Праведная деятельность и Праведное поведение в Индивидуальной Дхарме

       Каждое создание связано своей собственной индивидуальной Дхармой. И то, что является праведной деятельностью для одного, может не быть праведной деятельностью для другого. История короля Сиби драматически демонстрирует это положение:
        Голубь, преследуемый орлом, ищет спасения у короля Сиби. На предупреждение не причинять вреда голубю орёл отвечает: «Голубь – моя добыча. Охотиться на него и убить его – это моя Дхарма. Может быть, твоя Дхарма – защищать тех, кто ищут у тебя прибежища. Но почему при этом ты чинишь препятствия моей Дхарме?». История повествует о том, что Сиби предложил эквивалентную по весу часть своей собственной плоти, чтобы уладить это дело.

:clover:Предписание Бхагавана для Моральных Дилемм

      Свами указывает, что, следуя Парадхарме, не нужно ни попирать Атмадхарму, ни делать что-либо против природы Атмы. И Он даёт простые предписания для ежедневного поведения в соответствии с Дхармой. «Что такое Дхарма? Давайте обобщим это. Во-первых, относитесь к своим родителям с любовью, почтением и терпением. Во-вторых, Действуйте, как говорите, говорите, как чувствуете и не предавайте свою совесть. В-третьих, будьте спокойными и уравновешенными и поддерживайте равновесие. И, наконец, слушайте внутренний голос!»


post-2364-1182451806.jpg       И ещё одно важное отступление, Свами опровергает положение, что работать ради вознаграждения безнравственно. Но Свами предлагает лучшее средство: «Выполняйте деятельность как подношение Богу, без стремления к вознаграждению и без всякого чувства личного делания». Это было ещё одним важным подтверждением высказывания Кришны: «Поэтому, свободный от эгоизма и корысти, совершенно успокоив свой ум, с мыслями, сосредоточенными на Мне, предоставь управление всеми действиями Мне, Абсолюту и Сущности всего, и начинай сражаться». (Гита 3.30)
       А насколько осуществима эта Йога деятельности? И что происходит, когда есть моральная дилемма? Шри Кришна даёт ответ: «Зафиксируй свой ум на Мне. Будь предан Мне. Совершай жертвоприношения Мне. Простирайся передо Мной. Так ты придёшь ко Мне. Это Моё обещание тебе, потому что ты дорог Мне». (Гита 18.65)

:clover:Превратите Работу в Поклонение


       Если вы видите Бога, находящегося везде как обитающего в каждом существе, Кармайога становится Бхактийогой, работа превращается в поклонение. Свами говорит, что в таком подношении акцент необходимо сделать на Любви.
       Как сказал Суфийский поэт Кхалил Гибран: «Работа – это проявленная Любовь. И если вы не можете работать с Любовью, и работаете только с отвращением, лучше оставьте свою работу и сидите у ворот храма, прося милостыню у тех, кто работает с радостью. Потому что, если вы печёте хлеб с безразличием, вы делаете горький хлеб, который утоляет половину голода человека. И если вы испытываете недовольство, когда давите виноград, ваше недовольство будет капать каплями яда в вино. И даже если вы поёте как ангелы, но ваше пение не наполнено любовью, вы закрываете уши человека к голосу дня и голосам ночи».


post-2364-1182451850.jpgКак часть этой павитхракармы Свами вводит концепцию Служения: «Руки, которые помогают, более святы, чем губы, которые молятся». В действительности, Он вторит словам барда Шанти Никетана (Шри Рабиндраната Тагора), который более шести десятилетий назад языком непревзойдённой красоты написал:

«Оставьте монотонное повторение, пение и перебирание чёток,
Кому вы поклоняетесь в одиноком тёмном углу храма, в котором закрыты все двери,
Выйдите из своей медитации и отложите в сторону цветы и благовония,
Ваш Бог не там, Он в том, кто в рваных лохмотьях,
Вытирая пот со лба, выполняет тяжёлую работу». (Тагор)



Шри Рабиндранат Тагор

Как интернациональный корпоративный гражданин я работал на нескольких континентах с различной культурой и окружающей средой. Несколько раз я испытывал моральные дилеммы. Но всегда, когда меня одолевали сомнения, и страдания ополчались на меня, всегда, когда у меня были противоречия по поводу того, что следует считать праведным поведением, я всегда вспоминал историю Дашаратхи и сразу же обретал ясность. Несколько раз я тоже испытывал моральные дилеммы. Но всегда, когда я отдавал Свами всю деятельность и все результаты, смущение, сомнение и смятение исчезали как туман от лучей восходящего солнца.


:clover:Превращение Деятельности в Жертвоприношение, Самоотдачу и Любовь

       Позвольте мне рассказать всего лишь один случай. Это произошло шесть лет назад. Как главный исполнительный администратор корпорации я руководил в Соединённых Штатах группой организаций, относящихся к нашей головной компании, Швейцарскому конгломерату. Для одной из этих компаний наступило время очень тяжёлых испытаний. Был экономический застой. Мы крайне нуждались во вложении капиталов, которые трудно было получить. Банкиры компании сами находились в кризисе и сообщили, что они не продлят ссуду, когда её нужно будет возобновлять в сентябре того года.
       В августе директора на собрании правления проверили ситуацию. Оценивая всю деятельность компании, они не увидели иного выбора, кроме приостановки работ. Я попросил время, четыре недели, в течение которых я попытаюсь составить альтернативные планы. Я был озабочен потерей работы и средств к существованию персоналом и рабочими компании, большинство из которых служили много лет и не имели других профессий. Было несколько работников, у которых вся семья работала в компании, для них это было бы крушение. Правление согласилось с моей просьбой и вынесло решение, что, если не будут найдены приемлемые альтернативные меры, работы должны быть приостановлены спустя четыре недели в пятницу.
       Это был самый долгий в моей жизни четырёх недельный период. Я начинал каждый день с интенсивной молитвы Свами. Я считал своей Дхармой – гарантировать, что я сделаю всё возможное, чтобы предотвратить закрытие предприятия и потерю работы. Я встретился с несколькими банкирами и финансистами, которым я представил финансовые нужды компании. Я встречался с конкурентами, заинтересованными в объединении с нашей компанией и её возможном приобретении. Я работал все дни напролёт. Я устал, как сказал Теннисон: «Я с головой погрузился в работу, чтобы избавиться от отчаяния». Казалось, ничто не сулит успеха. Казалось, нет другого решения, кроме как позволить работникам уйти.
       Очень скоро наступил четверг, предпоследний день перед окончанием лимита времени, отведённого мне правлением. В качестве последнего спасительного средства я решил встретиться с конкурентом, чтобы попытаться добиться возможной продажи компании. Пока тянулся этот длинный день, казалось ясным, что даже это не сработает. Покупатель не соглашался с крайне необходимыми условиями, на которых я настаивал – не менять операции и не подвергать опасности работников. Когда я полностью подавленный возвращался в машине домой, то вспомнил слова Шелли:
       «Я одиноко шёл в сумраке беззвёздной ночи,
       И бессильное страдание охраняло тяжёлые врата
».
       По пути я миновал место моей работы. Я бросил на него долгий томительный взгляд. Начинался дождь, и в сумеречном тумане я представлял, что вижу несколько семей, которые на следующий день потеряют работу. Ложась спать в эту ночь, я размышлял, что последует за этой безрезультатной деятельностью, и обо всём, что случилось с обещанием Кришны в главе 18 «пратиджане прийоаси мей» (Это моё обещание тебе, потому что ты дорог Мне).
       С огромным усилием заставил я себя работать на следующее утро, чтобы сделать неизбежное. Когда я подъехал к окраине предприятия, я обнаружил, что дорожное движение блокировано, и собралась большая группа людей. Всё вокруг, куда хватало глаз, было покрыто водой. Наш завод располагался в низине. Из-за сильного дождя предыдущей ночью река, находившаяся поблизости, вышла из берегов и затопила эту территорию. В нашем помещении и вокруг него было четыре фута воды (1,2 м). На следующий день газеты сообщали, что это было редкое явление, последний зафиксированный случай наводнения в этом районе произошёл 80 лет назад, и с того времени береговые ограждения были укреплены. По подсчётам страховых компаний страховая сумма, оценивающая возможность затопления этого района, составляла один миллион! Чиновники геологической службы города и страны были полностью сбиты с толку!
       Потребовалось ещё два дня, чтобы вода спала, и мы смогли войти в помещение. Мы ходили по щиколотку в воде. Когда я вошёл в свой офис, фотография Свами, украшавшая мой рабочий стол, стояла спокойно и безмятежно среди наводнения и разрушения. Она, казалось, почти насмехалась надо мной и повторяла слова из главы 18: «Для тех, кто простирается передо Мной, священно Моё обещание».

post-2364-1182451866.jpg       Сокращая длинную историю, скажу, что нам не пришлось приостанавливать работу на следующий день. Федеральное управление объявило этот район зоной бедствия, и Федеральное Управление по Чрезвычайным Ситуациям выделило фонды для реабилитации. Мы также получили денежное пособие по основному страховому иску. По какой-то странной нелогичной причине, которую я до сих пор не могу понять, я убедил инспектора и велел ему сделать страховку от наводнения, необычная практика для того времени и того района.
       Далее, нам не пришлось возвращать оговоренную ссуду нашему банку в том сентябре, как часть действия по связям с общественностью банк простил эту ссуду! Неожиданно мы получили необходимый капитал для осуществления наших планов. Средства к существованию семей работников, моя единственная забота всех этих усилий, были защищены.

       Деятельность, Жертвенность, Преданность и Любовь – Как хорошо работает этот цикл! Объявляя о Своей Божественности, Свами написал Своему брату в мае 1947:
       «Никто не может постигнуть Мою славу, где бы он ни был, каким бы ни был его метод исследования, и какой бы длительной ни была его попытка!». Будущие поколения будут верить с трудом, что такой человек, как этот, в плоти и крови, когда-либо ходил по этой земле. И это действительно наше преимущество, что мы являемся современниками этого Аватара. Единственная дань, которую мы можем заплатить, – это сложить наши жизни как цветы к Его Лотосным Стопам!

Джей Саи Рам!


------------------------------------------------------------------------------
Источник: http://www.saibabaofindia.com/dharma.htm

swamisitting.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...