Перейти к содержанию

О критике, суждении и осуждении


Гость нети-нети

Рекомендуемые сообщения

Показатель духовности - спокойное (внешнее и внутреннее) отношение к критике. Имхо. Вспоминается Иисус, который на обличения ложные, грозящие ему расправой жестокой, отвечал в нескольких словах.

Изменено пользователем isaya2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 89
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Елена Волкова

    19

  • саша7

    12

  • отлучённый бог

    7

  • mahaprema

    7

Топ авторов темы

Изображения в теме

отлучённый бог

а свами внешне активно реагировал на критику в его адресс

что это по-твоему показатель бездуховности o:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а свами внешне активно реагировал на критику в его адресс

что это по-твоему показатель бездуховности o:)

Если вопрос ко мне, то отвечу : что лично тебе важней - подражать Сатья Саи Бабе в его реакциях на какие то действия, или воплощать в свою жизнь его учение о том, что не надо обращать внимание на критику, а в людях надо видеть хорошее и общаться с людьми надо в спокойном и ласковом тоне ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

отлучённый бог

предпочитаю не видеть ни хорошего ни плохого ибо их как он учит нет.

и ещё его слова "хоть собака и лает громко но из любви"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Показатель духовности - спокойное (внешнее и внутреннее) отношение к критике. Имхо. Вспоминается Иисус, который на обличения ложные, грозящие ему расправой жестокой, отвечал в нескольких словах.

а свами внешне активно реагировал на критику в его адресс

что это по-твоему показатель бездуховности o:)

1. Это совсем разные ситуации - Свами никто не угрожал.

2. Внешняя активность может иметь воспитательное значение (это не случай №1 )

3. Кроме того, есть темперамент. У Свами и Иисуса, судя по описаниям поведения, разные темпераменты

И, наконец "Показатель духовности - спокойное (внешнее и внутреннее) отношение к критике." это не основной, а вторичный, производный показатель

предпочитаю не видеть ни хорошего ни плохого ибо их как он учит нет.

и ещё его слова "хоть собака и лает громко но из любви"

Полностью согласен!

:luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

отлучённый бог
Нет такого в жизни "не плохого ни хорошего".

в жизни оно как раз всё не хорошее не плохое.

и лишь ум даёт подобную оценку

и для вовлеченного есть такое деление

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в жизни оно как раз всё не хорошее не плохое.

и лишь ум даёт подобную оценку

и для вовлеченного есть такое деление

Это кто такое сказал )))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критика - это любимейшая пища обусловленного ума (=эго).

И очень часто сопровождается словами - "говорю не для того, чтобы критиковать,

не в осуждение, а чтобы помочь", а на деле (мотив) - чистое критиканство.

Калиюжная привычка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экхарт Толле созрел вне зависимости от своих усилий, по его же словам. Поэтому вряд ли чем то сильно могут помочь его книги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как растождествиться, если вначале не понять?

Интеллектуальное понимание необходимо на начальном этапе.

Классика: колючка для вытаскивания колючки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высказанное мнение в чей-либо адрес со знаком (-)критика, а со знаком (+)похвала. Это две стороны одной "медали". Пока есть зависимость от похвалы,будет нужда в критике.Внешние обстоятельства это ростки семян посеянных собственноручно внутри себя.На мой взгляд деление критики на позитивную и негативную пустая трата времени.Критика-это собственное отношение к себе, озвученное другим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как растождествиться, если вначале не понять?

Интеллектуальное понимание необходимо на начальном этапе.

Классика: колючка для вытаскивания колючки.

Да. И люди пребывают на интеллектуальном этапе всю жизнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...
Елена Волкова

Саи Рам

Сначала небольшая предистория, почему решила написать в этой теме..

Вчера, читая интервью на нашем форуме с Конни Шо, обратила внимание на упоминаемое ею имя женщины Байрон Кейти. Как это обычно бывает, следом начала интересоваться Байрон, и первое, на что наткнулась, был ее небольшой текст о работе с критикой, причем в наш адрес. Мне он показался очень близким потому, что отчасти уже использовался подобным образом в моей жизни. Интересным было и то, что зайдя в группу Саи Рам на фейсбуке, я обнаружила публикацию именно о критике, но методы "борьбы" с нею предлагались скорее противоположные, нежели те, что исходят из благодарения и принятия всего, приходящего извне. 

 

Так или иначе, мы все сталкиваемся с критикой в своей жизни, причем чем дальше, тем более жесткой. Во всяком случае у меня - именно так. Даже с угрозами, когда включается страх. Конечно, Господь успевает уравновесить эту "чашу весов" и похвалой :))). За этим "подкидыванием" необходимых по весу гирек бывает очень забавно наблюдать))), хоть порой и со слезами на глазах и возникающим как будто ниоткуда вопросом "за что?")))... Но все в жизни, особенно самое жесткое, есть необходимое дидактическое пособие для разотождествления с образом себя, как жертвы критики (похвалы), так и критикующего (хвалящего).

Просто происходит или случается нечто, исполненное во всех случаях большой всеобъемлющей Любви. 

 

Критика в наш адрес - это просто благословение и подарок Господа. В то время, как в роли критикующего (когда приходится выступать в ней, особенно воспитывая детей) нет ощущения такого рода.

 

Вот с первым и предлагает работать Байрон Кейти как с исключительно полезным шансом для самореализации... Предлагаю вашему вниманию то, что было ею сформулировано, как практическое упражнение "Критика". 

 

 

"Если вы действительно хотите быть свободным, критика извне может стать для вас настоящим подарком. Если какие-то критические замечания причиняют вам боль, если вы чувствуете хотя бы слабое желание защититься, значит, что-то в себе вы не принимаете и не любите. И именно эту часть себя вы хотите скрыть. Вы жаждете любви и понимания, но не в этой области. А мы уже видели, что скрытность ведет к изолированности — и от себя, и от других.
Какие из возможных откликов о вас вы считаете наихудшими? Реплику о том, что вы очень агрессивны? А вы бываете агрессивны? Значит, люди правы! Получается, в худшем случае вам скажут правду. Разве вы не этого хотите? На чью-то фразу «Вы агрессивны!» можно ответить: «Знаете, я тоже мог бы сказать о себе такое». И все, конфликт исчерпан. Или же можно отреагировать так: «Нет, это вы агрессивны!» — и вы знаете, к чему это приведет.
Независимо от того, что люди говорят вам или о вас. Если стресс переживаете вы, значит, это вы сейчас испытываете боль. Стресс — верный признак того, что пора усомниться в собственных мыслях. Когда вы научитесь слушать критику и осознавать ее ценность, то, возможно, захотите подарить себе следующее упражнение.
 
Упражнение «Критика»
 
Шаг первый. Когда кто-то вас критикует и говорит, что вы ошибаетесь, что в вас нет доброты, уверенности и ясности, заботливости, — прочувствуйте это. Погрузитесь в это. Спросите себя: «Так ли это? Может ли это быть правдой? Могу ли я представить, как меня видят в таком свете?» Не спешите с ответом. Отметьте, можете ли вы сказать просто: «Спасибо, что рассказали мне это. Возможно, вы правы». (Можете сказать это мысленно или вслух.) Что вы при этом чувствуете?
 
Шаг второй. Выслушав критику, спросите себя; «Вызвала ли у меня эта реплика стресс?» Если ответите положительно, значит, критика обоснованна, а вы еще не занимались этим или не заглядывали в себя достаточно глубоко, чтобы понять собственную боль. Посмотрите, что происходит, когда вы подвергаете сомнению те мысли, которые вынуждали вас защищаться.
 
Пример: может, вас задели слова подруги «Ты меня не слушаешь». Может, вам причинила боль такая мысль: «Она неверно обо мне думает». Она действительно ошибается? (Она говорит то, что думает. В этом она не должна ошибаться). Теперь подвергните эту мысль сомнению.
^ Она неверно обо мне думает — правда ли это? Нет, не правда. Правда в том, что я действительно иногда не слушаю.
Как я реагирую, когда верю в то, что она не права? У меня тут же падает настроение, я чувствую, что на меня возвели напраслину. Начинаю защищаться. Мысленно нападаю на нее. Жалею себя. Не слушаю ее.
^ Кем бы я была без мысли «Она неверно обо мне думает»? Возможно, я бы начала ее слушать. Может, открылась бы ее словам. Это страшновато. Нужно поглубже в себя заглянуть.
^ Сделайте разворот. «Я ошибаюсь в ней, когда думаю, что она ошибается во мне».
Перестав тратить энергию на поиски одобрения, вы сможете распахнуть объятия навстречу критике и увидеть в этой критике ценный подарок, а не то, от чего нужно отказываться или защищаться. Честный и уязвимый человек легко избавляется от иллюзорного представления о том, что им манипулируют или как-то раскрывают его тайны. Искренним смирением боль полностью искореняется, и критика вас больше не ранит; вы на собственном опыте убеждаетесь, что она может только помочь вам. Так ясность превращает жизнь в эффективное действие — вы добры к другим, добры к себе". 

 

Ом Саи Рам!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Леночка, за расширение горизонтов!

 

Мне нравится, что говорит Свами о критике в наш адрес.

Как по мне, реально панацея.

Всегда ли легче от того, что ЭТО произносит сам Бог - второй вопрос.

 

Если кто-нибудь обвиняет вас, думайте, что Господь в этой форме обвиняет вас.
Когда вы разовьёте подобное чувство единства и терпимости,
вас никогда не будет беспокоить осуждение или критика.
Ваш ум всегда будет пребывать в покое.
Что бы ни случилось, принимайте это всем сердцем как волю Бога.
Твёрдо верьте, что это делает Бог,
потому что все действия совершает только Господь.
 
(Божественное выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Женский день, 19 ноября 2005 года).
 
***
А это - вообще выписка из кодекса строителя коммунизма:
 
Тот, кто с радостью принимает критику и 
благодарит критикующего за его замечания, 
является настоящим человеком. 
 
Мысль дня 2.10.2011
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читала как-то у старцев указание, что первое, что нужно

сделать, когда нас критикуют - это записать претензии

и работать над теми качествами, которые подверглись критике,

даже если они не видятся нам справедливыми. 

Ведь как бывает: слышишь критику в свой адрес,

внутри возникает возмущение, а по прошествии времени

понимаешь, что критика таки была справедлива (особенно от близких

и не высказанная в порыве душевного состояния, когда вначале стреляют,

а потом пытаются выяснить что-то).

Оказалось, Свами говорит о том же:

 

Бог говорит через того, кто критикует вас.

Наши враги на самом деле наши друзья, так как они показывают наши недостатки,

чтобы мы могли измениться к лучшему.

Нам не нравятся люди, указывающие на наши изъяны,

но будет полезно, если мы можем извлечь из этого урок.

Что я могу извлечь? Как мне измениться?

Пытайтесь, пытайтесь принимать все, что происходит и размышляйте над своей реакцией.

http://sai.org.ua/ru/16.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критика в наш адрес - это просто благословение и подарок Господа. В то время, как в роли критикующего (когда приходится выступать в ней, особенно воспитывая детей) нет ощущения такого рода.

 

Леночка, с чем это может быть связано?..

 

Вернулась к этой теме, чтобы рассказать сон, который мне приснился точно в тот день, когда ты подняла эту тему вновь :)

Я записала его в дневнике и перенесу из него с небольшим вступлением:

 

"...Вот так у Бога два дьявола: первый играет честно по правилам лжи, второй становится прислужником сатаны в борьбе и «праведном гневе» с первым.

И выбраться не получается!..

Даже при всем понимании,  что «каждый отвечает перед Богом лишь за свои действия», что «пороки другого – не мое дело» и пр.

В Боге – спасение. Из Бога оно приходит. Господи, помоги!..

 

Я себе очень не нравилась. 

 

Господи, как Ты можешь нас любить, всех?.. Я бы всех уничтожила, потому что ни в «грешнике», ни в «праведнике» нет чистоты, но – сплошной порок!

 

***

Милостивый Господь делает так: Он обучает человека, взращивает в нем мудрость, и вместе с тем обязан показать (чтобы эгоизм не захватил плоды успеха), что сам человек со своей мудростью, какой бы она ни была,  – никто,   и ничего не в состоянии сделать даже с самим собой.

 

Сегодня под утро приснился сон.

Я на уроке английского. Видимо, в институте. Новая преподавательница дает группе тестовые задания.

Одно из них – набор картинок с сюжетами; нужно уловить смысл происходящего и передать его по-английски. В первых  трех картинках я улавливаю смысловую единицу и говорю: «Она не знает, кто она ЕСТЬ (поэтому так и ведет себя)».

(Проснувшись, я понимаю, в чем кроется причина отсутствия брезгливости к использованию неправедных методов: человек не знает своей истинной природы, он не сознает, какой вред через совершение "греха" приносит самому себе… В этом его, скорее, беда, нежели вина.  Богу, знающему все причины поведения «грешника»,  не за что его не любить.)

 

Второе задание на контрольном уроке английского – ответы на вопросы преподавателя.  На них нужно отвечать сразу, времени на подготовку нет. Для меня эти задания не столь просты, потому что я изучала английский лишь один год, в последнем классе школы, в то время как мои одногруппники -  на протяжении десяти лет обучения.   

И вот я начинаю путаться, допускать неточности – ответ, мягко  говоря, без блеска.

Преподавательница журит меня:

- Это когда проходили? В пятом классе! А ты допускаешь такие глупые ошибки!

Немного раньше я уже сказала ей, что английский начала учить недавно, но она не обратила на это внимание.

И вот опять она проявляет всю строгость на очередную мою ошибку.

 

- Я изучала английский только один год, в одиннадцатом классе, - повторяю я, чтобы хоть как-то оправдать себя в шквале ее критики.

Преподавательница смотрит на меня удивленно и... разражается волной хвалы:

- Какая умница! За один год поднять английский на такой высокий уровень!   Вот с  кого вам пример нужно брать в усердии, - обращается она к другим студентам.

Так, за мгновение, я из ряда ругаемых учителем превращаюсь в объект хвалы.

 

(Проснувшись, я понимаю, что Жизнь, эта мудрая Учительница, с каждого за одни и те же допущенные промахи спрашивает свое. Вершина для второклассника –  это одновременно полный провал для студентов высшего заведения. С последних требуется больше, суровее, но Жизнь равно любит и поддерживает всех. Давая разные реакции, иногда с точностью до наоборот на одно и то же действие (ругает или хвалит), она обеспечивает нужное для дальнейшего успеха в обучении воздействие. Для Жизни, Бога все – равно ученики, но находятся в разных классах школы или даже учебных заведениях. Она не может студента любить больше, чем второклассника лишь на основании того, что первый знает больше, чем второй – это естественно и не может быть иначе.

 

- Спасибо, Свами, за то,  что делишься секретами Своей Любви, - благодарила я отзывчивого на мои искренние молитвы Гуру. 

Вместе с тем я понимала, что знание этих «секретов Любви» не убережет меня от следующих падений, потому что эгоизм должен остаться «нищим»".

 

Вот и получается, что критика и похвала - это равно орудия, которыми Господь умело пользуется, чтобы воспитывать своих чад.

 

И еще, важный, на мой  взгляд, момент. Критику важно отличать от критиканства.

Первая направлена на действия человека, которые могут быть откровенно неправедными. Это - часто необходимая и полезная обратная связь от других, от Жизни. Часто созидательна. Антипод  "благонравному" попустительству, которое влечет за собой причинение вреда другому и себе тоже. Случается из любви. В критике нет разделения между критикующим и критикуемым. Критикующий внутренне объединяется с критикуемым в противостоянии "греху", который воспринимается помехой в развитии тех, за кого мы ответственны (например, критика в отношении детей), либо на пути сохранения единого семейного организма и его устремленности к Богу (критика в отношении действий супруга) и т.д..  

 

Второе - "критиканство" -  плод сращения в сознании критикующего действия и человека, совершившего "плохое" действие.  Оно проявляется нападками на личность, обесцениванию ее, что всегда сопровождается самовозвышением ("я - точно не такой", "я бы так никогда не поступил"). Тупиковый вариант по двум причинам. Первая - тот, кто стал предметом критиканства вряд ли что-то полезного для себя услышит (бессознательно включатся механизмы психологической защиты, о преодолении которых с целью вычленить зерно пользы из потока критики и говорили старцы). И вторая причина -  занимающийся критиканством (или человек, не способный правильно дать оценку на действия)  падает в состояние гордыни, противопоставления себя своему ближнему, и, в итоге, отпадению от Бога. Вот так неправильная любовь к "правде" и "чистоте" становится причиной собственного погружения во "зло".      

 

И последнее. Критика и хвала случаются в двойственном мире. Но в совершенном виде, согласно их высшему назначению, они рождаются и проявляются из Мира Единства.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Света, спасибо, что ты поделилась этим... Саи Рам

Леночка, с чем это может быть связано?..

Я полагаю, что прежде всего - с усталостью...от отождествления с определенной ролью, где во взаимоотношения вмонтирован этот момент критики и отчасти даже его необходимость (это если про воспитание детей говорить). Есть и иные моменты, конечно, более приятные и радостные :).

Но если копнуть глубже, то это усталось от критики того самого себя несовершенного и своих же поступков, который каждый раз приходит в образах тех, кого приходится критиковать ))). Отправная точка всех этих заморочек всегда одна и та же... 

 

Вот тебе приснился сон, где учительница это не ты, а как будто критикующий и хвалящий отдельный от тебя объект, скажем так. Но учительница по сути - это ты и есть...для самой себя, постоянно выносящая приговоры и поощрения в ментальном пространстве размышлений. Я так увидела. И такая же "учителка (порой мучителка)" для себя я :))). Но забавно то, что при этом видишь все происходящее в этих заморочках сознания как будто со стороны. И именно это помогает разотождествлению с образами критикующего или критикуемого, соответственно и со всеми пущенными тобою или в тебя стрелами...))

 

Насчет критики и критиканства согласна с тобой, Светочка. И еще могу сказать, что и то, и другое (говорю именно в смысле применения этого по отношению к нам) - орудия Бога. Иной раз второе сильнее нас раззадоривает и достает из нас то, чего не может достать критика. То есть это может быть более сильной "провокацией Бога", нежели простая критика. А может и не стать, если критиканство случается неумело :))). 

 

Бывают такие моменты, когда ты недосягаем ни критикой, ни похвалой...потому что нет того самого персонажа.... Вот это величайший подарок Свами, хотя и никому не подаренный :). И даже если ты не все время в этом, то все равно Свами приподнимает эту пелену майи, очень мягко и ненавязчиво, чтобы случалось все большее растворение "тебя" со всей этой самсарной мурой ))). 

Спасибо всем "белинским", то есть критикам! Спасибо всем хвалящим! И спасибо всем предписанным обязанностям "роли" с элементами критики, достающим за волосы из "болота отождествлений" :). Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...