Перейти к содержанию

книга "Диалог человека с Богом"


Алина

Рекомендуемые сообщения

Саи Рам!

Недавно прочла замечательную книгу, изданную из-вом «Амрита –Русь» в прошлом году, «ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ. Как выиграть битву жизни», составитель проф. Г. Венкатараман. Кто не читал, это переложение «Бхагавад-гиты» на язык доступный для понимания обычного человека, даже очень молодого. В книге этой явно чувствуется направляющая и любящая рука Свами, и читать её сущее удовольствие.

Тем не менее, после прочтения у меня возникли два вопроса по тексту. Вот их и хотелось бы обсудить здесь на форуме. Ведь как Сатья Саи объяснял Хислопу: «Если будет лишь чтение книг, будут возникать сомнения. Но если каждый выскажет свою точку зрения, многие сомнения рассеются».

Первый вопрос касается понятия дживатма.

В тексте (гл.15) я встретила, на мой взгляд, два противоречивых высказывания об этом.

Процитирую текст книги (выделено мной):

"5. Арджуна спрашивает: «Кришна, Ты говоришь, что когда человек приходит в мир, он забывает обо всём и теряет себя. Каким образом это случается?»

6. Кришна отвечает: «Конечно, Я объясню, а ты слушай внимательно. Прежде всего, ты должен понять, что человек состоит из трёх, разительно не схожих сущностей. Они таковы: 1) грубое тело; 2) ум, являющийся тонкой сущностью; 3) Атма, который сверхтонок! Этот тройственный комплекс носит название – дживатма, а сокращённо его иногда именуют просто дживой. В общем, ты – это дживатма».

7. Арджуна спрашивает: «Кришна, а Ты тоже дживатма?»

8. Кришна, улыбаясь, отвечает: «Конечно же нет!».

9. Ошеломленный Арджуна снова спрашивает: « В таком случае кто Ты?»

10. Кришна отвечает: « Я Параматма, Бог во всей полноте!».

11. Удивлённый Арджуна говорит: «Кришна, как это странно! Я не вижу никакой разницы между Тобой и мной. И всё же Ты говоришь, что Ты – Параматма, а я – дживатма. Как это так?

12. Кришна даёт ответ. Он говорит: «Арджуна, ты попал в самую точку. Твоё затруднение – главная проблема человека. Ты сравниваешь себя со Мной, основываясь только на внешнем облике. Разве это правильно? Отстранись от телесной формы и посмотри внимательно. Разве мы с тобой одинаковы?

13. Арджуна, ты совсем не поднялся над чувствами, в то время как Я далеко за пределами чувств. И даже ума! Ты ниже гун, и потому ты дживатма, или искра Божественного. Что до Меня, то я далеко за пределами гун, и потому Я Параматма, или Бог во всей полноте. По сути ты тоже Бог, но не на деле! Но Я Бог по сути, на деле, с какой только стороны не смотри.

14. Разница на этом не заканчивается. Когда дживатма покидает тело, грубое тело вновь распадается, а тонкое тело пускается на поиски нового грубого тела. Как ветер разносит аромат цветов всё дальше и дальше, так вихрь судьбы несёт тонкое тело от одной грубой формы к другой в соответствии с ритмом круговорота рождении и смертей. Это и есть то, о чём я говорил раньше как о смене одежды. В Моём случае всё совершенно иначе: Я прихожу и ухожу как Мне захочется!

15. Дживатме суждено пройти через много циклов рождения и смерти по причине неосуществлённых желаний всех сортов. Скажем так, дживатма хочет что-то и не может получить. У неё появляется новый шанс исполнить желание в следующей жизни. Поэтому учти, что если ты хочешь выбраться из этой рутины, тебе нужно установить предел для желаний. Тут на арену выступает здравый смысл и контроль над умом.

16. Недостаток самоконтроля множит желания, желания вызывают загрязнение ума и заблуждение, а заблуждение затягивает дживатму в круговорот, о котором Я только что сказал."

В тексте сначала сказано, что дживатма – это тройственный комплекс, а затем утверждается, что дживатма существует вне тела, и ей суждено пройти через много циклов рождений и смертей.

Так как же можно объяснить, что такое дживатма или искра Божественного?

И корректна ли фраза «Этот тройственный комплекс носит название – дживатма»?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 21
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • отлучённый бог

    4

  • Алина

    4

  • Pastir

    4

  • Sergey Matveev

    3

Родился один образ, хотя и не вполне удачный.

Что такое растение? Когда семя попадает в почву, оно пускает корни, потом появляется зеленый росток... На каком-то этапе вновь возникает семя, оно несет растение к следующему воплощению.

Хоть мы и считаем растением ствол, листья и корни, на самом деле они ровно такие, какие заложены в семени. Пока живо семя корни и листья вырастут!

Так же и человек. Многие считает, что человек - это тело. Кто-то понял, что человек - это больше чем тело и считает человека умом. Но правда в том, что пока есть атма, она воплотится вновь и вновь, и каждый раз вырастет тело, разовьется ум...

Если мы хотим измениться, мы можем развивать наше тело - делать его образцом красоты или наоборот истязать в аскезе. Мы тело смертно. Оно умрет. И в новом воплощении придется развивать тело заново.

Мы можем развивать наш ум. Постигать науки или вчитываться в священные книги, развивать эрудицию, память... Но ум умрет вместе с телом. И в новое воплощение мы вновь войдем с чистым как лист бумаги умом.

Единственное, что в самом деле важно - это развивать нашу атму!

Не спрашивайте меня - как? Ищите ответ сами!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Единственное, что в самом деле важно - это развивать нашу атму!
уводишь темы в сторону,

но это уже не смешно, атма неизменна!

а дживатма это другое слово обозначающие индивидуальную душу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саи Рам, дорогая Алина.

Может быть, дживатма при наличии грубого тела существует в проявленном виде, а в отсутствии такового - в непроявленном... Поэтому в этих утверждениях нет противоречий. Они отражают разные состояния дживатмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но это уже не смешно, атма неизменна!

а дживатма это другое слово обозначающие индивидуальную душу.

Прошу прощения, если неправильно использовал слова.

Говоря "нашу атму" я собственно и имел ввиду индивидуальную душу, т.е. дживатму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уверен, что для того, чтобы понять этот вопрос, надо очень четко уяснить, ЧТО ИМЕННО произойдёт после смерти тела? И только после этого этот вопрос будет разрешён! Предлагаю сперва ответить на него!

Итак:

Последний вздох...

Остановка сердца...

И...?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ждешь свидетельств?

Только люди пережившие клиническую смерть могут что-то рассказать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни в коей мере не хочу уводить тему в сторону.

Скорее, постепенно подвожу к главному (основные вопросы Алины)

" а затем утверждается, что дживатма существует вне тела, и ей суждено пройти через много циклов рождений и смертей."

О том, что высшие принципы (Атма + Буддхи) не находятся в теле, а парят над головой у каждого человека, как бы осеняя верхнюю часть головы, мы встречаем в "Письмах Махатм" (лично для меня это компетентный источник).

Принцип Атмы имеет свою проекцию (или сбрасывает свою проекцию, или искру) в Сердце и в Шишковидную железу.

Первая проекция оживотворяет тело, Вторая - разум.

Подобные комментарии Махатм заставляют на многое посмотреть под определенным углом...

Сай Рам! :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только люди пережившие клиническую смерть могут что-то рассказать.

Не могут. Клиническая смерть - это ещё жизнь, процессы обратимы. Надо умереть по-настоящему, а потом вернуться в ясном сознании с осознанием посмертного опыта. Вот это будет корректно и честно. Насколько мне известно, кроме просветлённых адептов этот опыт никому недоступен.

О том, что высшие принципы (Атма + Буддхи) не находятся в теле, а парят над головой у каждого человека, как бы осеняя верхнюю часть головы, мы встречаем в "Письмах Махатм" (лично для меня это компетентный источник).

Подскажите, пожалуйста, страничку...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни в коей мере не хочу уводить тему в сторону.

Скорее, постепенно подвожу к главному (основные вопросы Алины)

" а затем утверждается, что дживатма существует вне тела, и ей суждено пройти через много циклов рождений и смертей."

О том, что высшие принципы (Атма + Буддхи) не находятся в теле, а парят над головой у каждого человека, как бы осеняя верхнюю часть головы, мы встречаем в "Письмах Махатм" (лично для меня это компетентный источник).

Принцип Атмы имеет свою проекцию (или сбрасывает свою проекцию, или искру) в Сердце и в Шишковидную железу.

Первая проекция оживотворяет тело, Вторая - разум.

Подобные комментарии Махатм заставляют на многое посмотреть под определенным углом...

Сай Рам! :luck:

:luck: дживатма представляется в теле и вне тела и не только, когда его покидает. Выход из тела в сознании или неосознанный осуществляет Атма и Будхи. Атма - Жизнь Будхи - Сознание. Возможно Присутствие Того и Другого, но отсутствие Атмы говорит о смерти, а отсутствие Будхи о бессознаии. В Реальности есть только Присутствие всего, это дживаатма переживает смерть или потерю сознания. Принимая во внимание дискретное, но последовательное её восхождение к Атме, путь её многообразен настолько насколько может вобрать в Себя Атма в Единстве с Будхи. Смерть застаёт дживаатму на определённой высоте (чистоты и частоты световах волн) . Человек оставляет тело, когда умирает, во сне ли или осознанный выход из тела совершает; но выше того, что она в опыте в воплощениях получила не может подняться, по пути покровы снимая и себя то, что она имеет представляя. Да, во всех состояниях Всевышняя Воля Управляет и как Ей ведомо направляет. Но управлять по Совести человек должен своей судбой, чтобы она слилась с истинной Судьбой. Божественная Иерархия и Её Махатмы, как искренние помошники в этом деле нами руководят и потому тысячи глаз Единого за нами следят.

Над головою свечение там, где дживаатма имеет тонких вибраций облачение. Каждый может если не всё, то что-то временами, слушать, видеть и чувствовать вообще всеми частями или участками тела. И нет в том заслуг, это естественно от Бога. Не естественно то, что человек продолжает мыслить убого про Себя забывая, а Помощь и внути, и снаружи к нашей Помощи взывает.:wub:

Атма и Будхи здесь мною мысляться , как всё во всём, из Единства которых всё начало быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Письмо 69

Выдержки из письма К.Х. к А.О.Х. и А.П.С.,

написанные рукою Синнетта.

Получено Синнеттом 13 августа 1882 г.

Одно из ваших писем начинается цитатой из моего собственного письма... «Помните, что внутри человека нет постоянного принципа»; за этой фразой я обнаружил ваше замечание: «А как же насчет шестого и седьмого принципов?» На это я отвечу, что ни Атма, ни Буддхи никогда не находились внутри человека; эта маленькая метафизическая аксиома, которую вы можете изучить с пользой для себя у Плутарха и Анаксагора. Последний сделал свой самодействующий дух, nous, единственно признанным ноуменом, в то время как первый учил на основании учений Платона и Пифагора, что semomnius или этот nous, всегда остается вне тела; что он витает и осеняет, так сказать, верхнюю часть головы человека, и только простые люди думают, что он находится внутри них.

Будда говорит: «Вы должны совсем освободиться от всех преходящих субъектов, составляющих ваше тело, чтобы ваше тело стало непреходящим. Непреходящее никогда не сливается с преходящим, хотя эти двое едины. Но это бывает только тогда, когда все внешние явления исчезли, и остался только единый принцип жизни, который существует независимо от всех внешних феноменов. Это есть тот огонь, который горит в вечном свете, когда горючее израсходовано и пламя погасло; ибо тот Огонь не находится ни в пламени, ни в горючем, ни внутри того и другого из этих двух, но находится над и под ними и везде» (Паринирвана Сутра kwnen XXXIX).

Сай Рам! :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Так как же можно объяснить, что такое дживатма или искра Божественного?  
И корректна ли фраза «[b]Этот тройственный комплекс носит название – дживатма»? 

Там же, пока искал, нашел конкретно на тему:

"Она смешивает Душу и Дух; отказывается различать животное от духовного Эго, Джив-Атму (или Линга-Шарир) от Кама-Рупы (или Атма-Рупы) – две настолько различные вещи, как тело и ум, ум и мысль. "

И вот еще важное

" Таким образом тело человека привязано и остается всегда внутри тела его планеты. Его индивидуальный Джив-Атма (жизненный принцип) – то, что в физиологии называется животной душой – возвращается после смерти к своему источнику – Фохату; его Линга-Шарира будет вовлечена в Акашу; его Кама-Рупа вновь смешается с мировой Шакти – Силою Воли или мировой энергией; его «животная душа», заимствованная из дыхания Мирового Разума, возвратится к Дхиан-Коганам; его шестой принцип, втянутый или извергнутый из материнского лона Великого Пассивного Принципа, должен остаться в его собственной сфере как часть сырого материала, либо как индивидуализированная сущность, чтобы вновь родиться в высших мирах причин. Седьмой понесет его из Дэва-Чана и последует за новым Эго к месту его рождения... "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть, дживатма при наличии грубого тела существует в проявленном виде, а в отсутствии такового - в непроявленном... Поэтому в этих утверждениях нет противоречий. Они отражают разные состояния дживатмы.

Лена, я думаю, что в книге «Диалог человека с Богом» в строфе 6 имел место неточный перевод или что-то в этом роде. В следующих изданиях ошибку хотелось бы исправить.

Книга, действительно, очень хорошая и к тому же претендует на роль учебника "Гиты" для детей (в ней даже есть раздел "Советы для учителей"!). Поэтому в ней не должно быть неточностей, искажающих смысл.

Из строфы // Этот тройственный комплекс носит особое название – дживатма, а сокращённо его иногда именуют просто дживой. В общем, ты – это дживатма// можно понять, что Кришна объясняет Арджуне, что он (Арджуна) есть комплекс из трёх сущностей. (Ты - дживатма, а дживатма это комплекс).

Но ведь «Гита» повествует как раз о другом. Арджуна, так же как и все его родственники, на самом деле, не тело и не ум, а потому в битве он никого не погубит, а выполнит свой долг и отстоит дхарму.

Согласно Свами, тройственный комплекс тела, ума (души) и Атмы называется не дживатмой, а человеком. Дживатма, как и следует из названия, - это Атма в теле дживы, а тело дживы – это причинное тело человека.

"Хислоп: человек имеет три тела?

САИ: Да. Тело, ум, душу.

Физическое тело, тонкое тело, казуальное тело. После смерти физическое и тонкое тела разлагаются. Казуальное или причинное остаётся".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Письмо 69

Выдержки из письма К.Х. к А.О.Х. и А.П.С.,

написанные рукою Синнетта.

На это я отвечу, что ни Атма, ни Буддхи никогда не находились внутри человека; эта маленькая метафизическая аксиома, которую вы можете изучить с пользой для себя у Плутарха и Анаксагора. Последний сделал свой самодействующий дух, nous, единственно признанным ноуменом, в то время как первый учил на основании учений Платона и Пифагора, что semomnius или этот nous, всегда остается вне тела; что он витает и осеняет, так сказать, верхнюю часть головы человека, и только простые люди думают, что он находится внутри них.

Ну вот, другое дело. Большое вам спасибо!

А то складывалось впечатление, что сами махатмы утверждают, что атма и буддхи витают над головой. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а что витает над головой, а то свами часто туда смотрит?...

(моя версия - там информационная структура, возможно известна под словом монада)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

над головой витать могут аурические или эфирные образования и сущности... снежинки, мухи...

Высшие структуры психики (монада) - это удел других измерений, для которых земного верха или низа не существует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лена, я думаю, что в книге «Диалог человека с Богом» в строфе 6 имел место неточный перевод или что-то в этом роде. В следующих изданиях ошибку хотелось бы исправить.

Книга, действительно, очень хорошая и к тому же претендует на роль учебника "Гиты" для детей (в ней даже есть раздел "Советы для учителей"!). Поэтому в ней не должно быть неточностей, искажающих смысл.

Из строфы // Этот тройственный комплекс носит особое название – дживатма, а сокращённо его иногда именуют просто дживой. В общем, ты – это дживатма// можно понять, что Кришна объясняет Арджуне, что он (Арджуна) есть комплекс из трёх сущностей. (Ты - дживатма, а дживатма это комплекс).

Но ведь «Гита» повествует как раз о другом. Арджуна, так же как и все его родственники, на самом деле, не тело и не ум, а потому в битве он никого не погубит, а выполнит свой долг и отстоит дхарму.

Согласно Свами, тройственный комплекс тела, ума (души) и Атмы называется не дживатмой, а человеком. Дживатма, как и следует из названия, - это Атма в теле дживы, а тело дживы – это причинное тело человека.

"Хислоп: человек имеет три тела?

САИ: Да. Тело, ум, душу.

Физическое тело, тонкое тело, казуальное тело. После смерти физическое и тонкое тела разлагаются. Казуальное или причинное остаётся".

Ты знаешь, Алиночка, я полагаю, что нет необходимости столь детально делать на этом акцент, потому что информации об этом очень много. И даже Самый Авторитетный Источник для нас - Саи, например, в "Летних ливнях"-93 говорит о наличии четырех тел...Только переживание может открыть суть того, что исследуешь. Иначе же - будут споры о точности значения тех или иных слов...а это значит довольствоваться своим невежеством. Надеюсь на понимание, Саи Рам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ждешь свидетельств?

Только люди пережившие клиническую смерть могут что-то рассказать.

Есть интересная книжка "Письма живого усопшего. Или послания с того света" Э. Баркер, впервые изданная в Лондоне в 1914 году. Примечательно, что информация, переданная в "Письмах" в целом хорошо согласуется с рассказами Роберта Монро о внетелесных путешествиях и с гл. XVII "Смерть и ритуалы смерти" книги Филлис Кристалл "Техники сновидений наяву или невидимые цепи бытия", а так же со словами Айзика Тайгрэтта о духовных мирах, куда его брал Свами.

Разница лишь в интерпретации.

Так автор "Писем" (умерший судья Дэвид П. Хотч) утверждает, что видел в потустороннем мире много Богов, но, как его научил местный учитель, они существовали там изначально, а люди на земле получили представление о Них с помощью своего психического и духовного восприятия.

Тайгрэтт же, со слов Свами, наоборот, связывает присутствие Богов в астральном мире, с мыслеформами, созданными в умах людей. Если вспомнить, что миры - это уровни мыслей, а мысли не исчезают, ничего удивительного в этом нет.

Ты знаешь, Алиночка, я полагаю, что нет необходимости столь детально делать на этом акцент, потому что информации об этом очень много. И даже Самый Авторитетный Источник для нас - Саи, например, в "Летних ливнях"-93 говорит о наличии четырех тел...Только переживание может открыть суть того, что исследуешь. Иначе же - будут споры о точности значения тех или иных слов...а это значит довольствоваться своим невежеством. Надеюсь на понимание, Саи Рам.

Лена, причём здесь переживания? Я ратую за то, чтобы в опубликованных у нас в России текстах Свами и его профессоров не было противоречий. blushing.gif

Ещё один мой вопрос по книге "Диалог человека с Богом" касается сказанного в главе 8.

Кришна объясняет Арджуне:

"21. Во время творения все исходит из Меня, а во время растворения всё вновь возвращается в Меня.

…..

24. Между уничтожением и новым творением все исчезнувшие существа сохраняются в состоянии скрытой одушевлённости. Они проявляются снова, когда начинается новый цикл творения."

Что это за скрытая одушевлённость? :blink:

Выходит, Всевышний, выражающий Себя как множество, после растворения вселенной остаётся этим множеством но в скрытом состоянии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

причём здесь переживания? Я ратую за то, чтобы в опубликованных у нас в России текстах Свами и его профессоров не было противоречий

поддерживаю.

Всевышний, выражающий Себя как множество, после растворения вселенной остаётся этим множеством но в скрытом состоянии?
после растворения вселенных во всевышнем Пурушотаме все кто достиг Его
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лена, причём здесь переживания? Я ратую за то, чтобы в опубликованных у нас в России текстах Свами и его профессоров не было противоречий. :blushing:

Я говорила не о "переживаниях", а о Переживании Той Реальности, которую исследуешь...В текстах ум может встретить много противоречий, в книгах Свами - тоже. Может быть, мы видим их, чтобы размышлять над этим и устранять их, размышляя. Я не случайно написала, что Свами говорит о существовании четырех тел, подробно разбирая каждое (Посмотри "Летние ливни - 93. стр.58-60). Каждое тело состоит из определенного количества таттв, и все три: физическое, тонкое и причинное обладают свойством марупа (забывчивость), но сверхпричинное не обладает. Каждой аудитории Свами доносит что-то своё...Но если начать "устранять" эти противоречия, правя переводы, это приведет только к новым теологическим и иным спорам. История их знала немало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лена, конечно ты права в том, что каждой аудитории Свами доносит что-то своё. :luck:

Но моё мнение в том, что общая логика должна обязательно сохраняться, упускаются лишь детали, сложные для понимания, используются притчи и образность. Иначе запутаешься.

Кстати, вчера вечером опять открыла "Диалог человека с Богом" (замечательная книга, всем советую прочесть!) и, удивительно, сразу попала на страницу, в верхней части которой прочла:

"… Этого Атму с телом иногда именуют дживатмой, или воплощением Атмы. Джива означает жизнь, или живое создание, следовательно дживатма – это Атма внутри кокона, называемого телом. Иначе говоря, дживатма – это Атма, закутанная в покровы тела и ума".

Ранее, я на этот отрывок во второй главе не обратила особого внимания, поскольку ничего нового для себя в нём не увидела.

//Всевышний, выражающий Себя как множество, после растворения вселенной остаётся этим множеством но в скрытом состоянии?//

после растворения вселенных во всевышнем Пурушотаме все кто достиг Его

Остаюся в скрытом состоянии? А как же Адвайта?

" Рассматривая вне ограничений, индивидуальная душа - всеобща. Прежде появления драгоценного украшения есть только золото; и после того как название и форма драгоценного украшения исчезли, золото остаётся". Шри Сатья Саи Баба

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...