Перейти к содержанию

Вивекананда отвечает на вопросы


Timur

Рекомендуемые сообщения

Swami_Vivekananda_Jaipur.jpg

О смерти...

[Шри Сурендра Натх Дас Гупта]

Однажды, с несколькими моими юными друзьями, преподающих в разных университетах, я отправился в Белур Матх повидаться со Свами. Мы уселись вокруг него, наблюдая, как Свами обсуждает с преданными различные темы. Не успели мы ещё задать какой-либо вопрос, как Свами воскликнул, указывая на нас: "Вы все изучаете историю, нации, страны, философию и метафизику Европейских школ. Можете ли вы мне сказать какова величайшая истина из всех истин в этой жизни?"

Мы задумались, но не смогли ответить на его вопрос. Поскольку никто из нас не смог сказать ничего вразумительного Свами воскликнул вдохновенно: "Смотрите - мы все умрём! Всегда памятуйте об этом - это пробуди дух внутри вас. Только тогда низость покинет вас, практичность в работе придёт, вы получите новый прилив энергии в уме и теле, и те, кто будут общаться с вами, так же почувствуют, что они получили что-то полезное и вдохновляющие от вас."

И тогда между мной и Свами произошла следующая беседа:

Гупта: Но, Свамиджи, разве дух, напротив, не упадёт от мысли о смерти? И сердце разве не переполнится унынием?

Свамиджи: Вполне, так. По началу, сердце будет разбито и уныние и тоска охватит твоё сердце и ум. Но будь настойчив, пусть дни пройдут в таком духе - и что дальше? Дальше ты увидишь, что постоянная концентрация на смерти дарует тебе новую жизнь и сделает твой каждый момент более значимым. Ты осознаешь смысл слов: "Суета сует, всё суета!". Погоди! Пусть дни, месяца, годы пройдут и ты почувствуешь, как с львиной силой дух пробуждается в тебе, и та маленькая сила, которой ты владел, превратится в могучую силу! Всегда думай о смерти, и ты осознаешь, что каждое произнесённое мной слово является истинным. Разве есть что-то более важное, чем то, что я сейчас произнёс?

Один из моих друзей не громким голосом похвалил Свамиджи.

Свамиджи: Пожалуйста не хвалите меня. Хвала и хула не имеют ценности в этом мире. Я уже достаточно получил похвалы, как и достаточно получил хулы; но что толку в них! Пусть каждый занимается своим делом! Когда последний момент наступит - ни мне, ни вам, никому другому не будет толку от похвалы и критики.

(from conversations and dialogues; The Complete Works of Swami Vivekananda vol. 5)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне умирать было не страшно, даже интерестно - осознаёшь себя, и видишь тело, лежащее на кровати. Потом какая-то сила потянула вверх - пролетела через стекло, видела город, огни с птичьего полёта, пока какие-то светящиеся существа o:) не вернули назад, в тело, причём мгновенно.

Результат совсем иной, чем говорит Вивекананда - не хочеться пускать корни здесь, жду продолжения и каждый день для меня надежда - а вдруг это последний день, может уже отработала свою карму, отдала долги... Ведь самые дорогие впечатления и опыт останется, уж очень глубоко они поселилсь.

Верю, что и в космических просторах Сатья Сай Баба будет с нами! :flowers:

Изменено пользователем Auga
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Auga, :luck: как раз прочла у Димитрия Ростовского:

« Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».

Еще не менее важно, я думаю, помнить о смерти ближнего.

Это страшно - не успеть простить и попросить прощения, недолюбить, недосказать....

А смерть может прийти в любой момент, и тогда поздно уже рвать на себе волосы.

Придется носить этот камень в сердце до конца собственной жизни.

И молитвы наши уже не будут такими чистыми с этим грузом.

"Если вспомнишь на молитве, что брат твой имеет что-то против тебя,

выйди из храма, пойди примирись вначале с братом твоим,

и тогда принеси жертву твою, молитву"

Если помнишь о смерти другого, то уже и не обидишь, и не обидишься.

Свами говорит о смерти как о переодевании и хорошо бы уметь относиться к ней именно так.

А еще лучше как написала Auga, как к желанной встрече.

Что, конечно, не значит убегание туда от тутышних проблем :angry:

"Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе,

и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе"

Феофан Затворник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гупта: Как мы малы, Свамиджи!

Вивекананда: Правда! Хорошие слова! Думай о этой вселенной с её миллионами и миллионами солнечных систем; представь этот бесконечный абсолют, производящий непостижимую силу, бегущую к Стопам Одного Непознанного - и какие маленькие мы! Как можем мы предаваться малодушию и негативизму? Что толку от взаимной вражды и двойственности? Вот тебе мой совет: Посвятите себя служению другим, когда вы закончите своё образование. Поверьте мне, куда более великое счастье будет вашим, чем если бы вы распоряжались огромными богатствами. Продвигаясь на пути служения другим людям вы естественно будет прогрессировать на пути знания.

Гупта: Но мы так бедны, Свамиджи!

Вивекананда: Отбрось все мысли о бедности! В каком смысле вы бедны? Вы раскаивайтесь в том, что в вашем распоряжении нету пары слуг? Что толку в этом? Вы не понимаете того, что не будет ничего невозможного для вас, если вы посвятите себя служению другим всем своим сердцем! И, о чудо! - другая сторона реки жизни предстанет перед вашими глазами - и занавеса Смерти исчезнет, и вы станете наследниками чудесного царства бессмертия!

Гупта: Как мы счастливы находясь в твоём присутствии, Свамиджи!

Вивекананда: Видишь ли, путешествуя по всей Индии все эти годы я повстречался с множеством великих душ, с множеством сердец переполненных любящей добротой. Сидя у стоп этих людей я чувствовал, как могучий поток силы вливается в моё сердце, и та маленькая доля слов, которыми я делюсь с вами - результат этой, порождённой от общения с великими людьми, силы.

Гупта: Но мы смотрим на тебя, Свамиджи, как на того, кто осознал Бога!

И стоило мне произнести эти слова, как пленительные глаза Свамиджи наполнились слезами (как отчётливо я помню Его лицо, даже сейчас), и он с сердцем переполненным любовью, мягко и нежно произнёс: "У тех Божественных Стоп лежит всё Знание провозглашённое Джнянинами! У тех Благословлённых Стоп воплощение Любви воспеваемое Любовниками! Скажи мне, куда ещё мужчины и женщины пойдут в поисках прибежища, как не к тем Божественным Стопам?!"

Через какое-то время он произнёс сного: " Как жаль! Какая же глупость, что люди этого мира проводят свои дни в спорах и раздорах один с другим! Но как долго они будут идти по этому пути? На заходе жизни все они должны вернуться домой, в руки Матери."

(from conversations and dialogues; The Complete Works of Swami Vivekananda vol. 5)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Была уверена, что любовь к Богу или есть или нет, или ты устремляешь свой взор и мысли к Нему, или нет.

Открыла книгу Вивекананды и вижу - "Cледует начинать учиться любить Бога. ...Он (бхакта) находит Его в храме, так же как и вне храма; находит Его в святости Святого, так же как и в безнравсвенности порочного.'' /Философия йога. Изд. Амрита, 1992г./

Учимся дальше, Свами!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О Джняни и Бхакти. О раздорах между сектами. О конечной цели духовного пути.

Ученик: Скажи, Свамиджи, как могут Джняни (следующие путём знания) и Бхакты (следующие путём преданности) подружиться между собой? (переводчик хочет напомнить, что даже сейчас в Индии присутствует непонимание между преданными различных духовных традиций и сект). Мы видим, как последователи пути преданности закрывают свои уши заслышав имя Шанкары, и, напротив, последователи пути знания (Джняни) называют бхакт фанатиками, наблюдая, как те ревут в стенаниях или танцуют в экстазе, повторяя Имя Бога.

Вивекананда: Дело в том, что этот конфликт существует только на предварительных (подготовительных) этапах путей Джняны и Бхакти. Разве ты не слышал историю о демонах Шивы и обезьянах Рамы? (В своё время началась драка между Шивой и Рамой. Шива был Гуру Рамы, а Рама был Гуру Шивы. Они подрались, но потом сразу же помирились. Но после этого не было конца дракам между их последователями - обезьянами и демонами).

Ученик: Да, сэр, я слышал эту историю.

Вивекананда: Не существует разницы между высшей преданностью (бхакти) и высшим знанием (джняна). Высшая Бхакти означает осознать Бога, как само Воплощение Любви. Если ты видишь любящего Бога проявленного всюду и во всём, как можешь ты ненавидеть или причинять кому-то страдания? Подобная реализация не может быть достигнута до тех пор пока в сердце есть хотя бы капля вожделения, или как говорил Шри Рамакришна, привязанности к Кама-Канчана (чувственным удовольствиям и богатству). В совершенной реализации любви даже осознание собственного тела перестаёт существовать. Так же, высшая Джняна означает осознание единства абсолютно всего, и видеть самого себя как Себя (Атму) во всём. Это тоже абсолютно невозможно до тех пор пока присутствует хоть маленькая доля эгоизма (Ахам).

Ученик: Получается, что то, что ты называешь любовью является так же высшим знанием?

Вивекананда: Совершенно верно. Реализация любви приходит только в том случае если вы становитесь совершенным Джняни (знающим). Разве Веданта не провозглашает, что Брахман есть Сат-Чит-Ананда - абсолютное Бытие-Знание-Блаженство.

Ученик: Да, Свами.

Вивекананда: Фраза Сат-Чит-Ананда означает Сат - бытие, Чит - сознание или знание, Ананда - блаженство, что так же означает любовь. Не существует никаких противоречий между Джнянами и Бхактами в отношении аспекта Сат - бытия. Только Джняни уделяют больше внимания аспекту - Чит (знание), а Бхакты уделяют больше внимания аспекту Ананда - или блаженству/любви. Но как только аспект Чит осознан тогда суть аспекта Ананды реализуется одновременно. Поскольку то, что является Чит так же является Анандой.

Ученик: Почему же в Индии так сильно сектарианство? И почему столько противоречий между писаниями о Джняни и Бхакти?

Вивекананда: Дело в том, что все эти противоречия возникают только в отношении подготовительных этапов духовного пути. Но что ты считаешь более важным: средства или конечную цель? Конечно, средства никогда не могут быть выше конечной цели, потому что средств для достижения конечной цели должно быть множество поскольку они варьируются в соответствии с характером и интеллектуальными способностями духовных искателей. Чтение молитв на чётках, медитация, поклонение, огненные жертво-приношения и т.п. - всё это лишь части тела религии; всё это лишь средства; достижение чистейшей преданности (Пара-Бхакти) или совершенного осознания Брахмана является окончательной целью. Если ты посмотришь на проблему внимательней то ты поймёшь о чём они спорят между собой. Один говорит: "Если ты молишься Богу повернувшись на Восток то ты достигнешь Его". "Нет", говорит другой, "ты должен усесться повернувшись на Запад и только тогда ты увидешь Его". Допустим кто-то множество лет назад осознал Бога во время медитации, сидя повернувшись на Восток и его последователи начали проповедовать уверяя всех, что Бога можно достичь только усевшись лицом на Восток. Другая группа людей их спрашивает: "Как может быть так? Такой-то и такой-то святой осознал Бога, когда сидел лицом на Запад, мы видели это собственными глазами". Так возникли все эти секты. Кто-то достиг просветления повторяя имя Хари и сразу появилась запись в Шастрах: "Имя Господа Хари, только Имя Господа Хари и только оно одно. Поистине, нет другого пути, нет другого пути в этот век Кали". Давайте предположим, что кто-то другой достиг просветления с именем Аллаха на устах, и тут же возникла другая группа людей с другими взглядами, которая стала распространяться тут и там. Но мы должны внимательно посмотреть и осознать - что является конечной целью всех форм поклонения и религиозных практик. Конечная цель - Шраддха. Катха Упанишад говорят, что Шраддха проникла в сердце Начикета. Даже словом Екаграта (одно-направленность) мы не можем выразить всю глубину и значение слова Шраддха. Слово Екагра-ништха (одно-направленная преданность) в какой-то мере передаёт смысл слова Шраддха. Если вы медитируете на любую Истину с постоянной преданностью и концентрацией то вы обратите внимание, что ум всё больше и больше склоняется к Единству, т.е. ум будет вести вас в сторону осознания абсолютного Бытия-Знания-Блаженства. Писания предписывают Бхактам и Джнянам заняться той или иной практикой и сделать её своей основной. На протяжении тысяч лет эти великие предписания превратились в традиции и обычая стран и различных культур. И это справедливо не только для Индии, так произошло со всеми нациями и обществами. И обычные люди, которым не хватает различения, кладут эти обычая и традиции в основу своих утверждений и раздоров. Они потеряли видение конечной цели, и так возникли секты, выяснение отношений между ними, войны и вечные споры.

(продолжение следует)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

O Шраддхе, О проповеди, О Аватарах...

Вивеканда: Настоящая Шраддха, отвечающая традициям прошлого, должна быть восстановлена. С ветвями нужно бороться с корня. Без исключения в каждой вере и на каждом пути есть истина превосходящая время и пространство, но большая часть этой истины покрылась слоем всякого мусора. Этот мусор должен быть расчищен и настоящие истинные духовные принципы должны быть представлены людям; и только тогда религия и страна может быть спасена.

Ученик: Как это может быть достигнуто?

Вивекананда: Ну как же, в первую очередь, мы должны представить поклонение великим святым. Эти святые люди, осознавшие вечную истину, должны быть представлены в качестве идеала человеческого подражания; в случае с Индией - это Шри Рамачандра, Шри Кришна, Махавира, и среди них так же Шри Рамакришна. Можешь ли ты вдохновить людей в этой стране (Индии) поклоняться Шри Рамачандре и Махавире? Оставь в сторону аспект жизни Кришны во Вриндаване, и проповедуй повсюду поклонение Шри Кришне, с львиной силой воспевающим Гиту! И привнеси в повседневную жизнь поклонение Шакти - божественной Матери, источнику всей силы.

Ученик: Почему божественная лила Шри Кришны с Гопи во Вриндаване не подходит для проповеди?

Вивекананда: При современных обстоятельствах подобное поклонение не совсем подходит вам. Игра на флейте не поможет восстановить страну. Сейчас мы нуждаемся в герое с огромной силой духа, с Раджасом дрожащим в его венах от головы до стоп; мы нуждаемся в герое, который готов умереть ради Истины - чьим доспехом будет отречение, чьим оружием будет мудрость. То в чём мы сейчас нуждаемся так это в духе великого воина на поле жизни, а не в великом любовнике, который смотрит на жизнь, как на сад наслаждения.

Ученик: Разве путь любви, в котором Гопи достигли совершенства, ложен?

Вивекананда: Разве я так сказал? "Не Я!" - вот высшая форма поклонения (садханы)! В этот век ужасной привязанности к чувственным удовольствиям и богатству, только избранный могут следовать таким высочайшим идеалам (которым следовали Гопи).

Ученик: Получается, что те, кто поклоняются Богу, как мужу или любовнику (Мадхура) следуют верному пути?

Вивекананда: Я осмелюсь сказать, что нет. Среди них могут быть несколько редких, заслуживающих уважения, исключений, но знай, что большая часть таких преданных находятся под чёрной пеленой невежества (Тамасика). Многие из них очень болезненны и на удивление слабы. Страна должна быть поставлена на ноги. Поклонение Махавире должны быть представлено; Шакти-пуджа должна стать частью нашей обыденной жизни; в каждом доме люди должны поклоняться Шри Рамачандре. Вот где сокрыто ваше процветание, вот откуда берёт источник всех благ в этой стране - и нет иного пути.

Ученик: Но я слышал, что Бхагаван Шри Рамакришна очень часто пел Имя Господа? (в любовном аспекте)

Вивекананда: Это совершенно верно, но Он - это отдельный случай. Какое может быть сравнение между Ним и обычным человеком? В своей жизни Он практиковал различные идеалы религий для того, чтобы продемонстрировать, что все дороги ведут к Одной Истине. Разве я или ты сможем когда-либо достичь успеха во всём том в чём Рамакришна достиг успеха? Никто из нас не понял Его до конца. Поэтому, я не осмеливаюсь говорить о Нём везде и всюду. Только Он сам знает, кем Он был на самом деле; Он только внешне был такой же человек, во всём остальном - Он абсолютно отличается от нас.

Ученик: С вашего позволения, позвольте мне спросить верите ли вы в то, что Он был Аватаром?

Вивекананда: Скажи мне сначала - что ты подразумеваешь под словом Аватара?

Ученик: Ну как же, подобный Шри Рамачандре, Шри Кришне, Шри Гауранге, Будде, Иисусу и другим?

Вивекананда: Я знаю Бхагавана Шри Рамакришну ещё более великим, чем те, кого ты сейчас назвал. Что уж там говорить о какой-то там вере - я знаю! Но давай оставим эту тему; об этом как-нибудь в другой раз.

Через какое-то время Вивекананда продолжил:

Для восстановления Дхармы будут приходить Махапуруши (великие учителя человечества), соответствующие времени и обществу. Называй их как тебе удобно Махапурушами или Аватарами - это не так важно. Каждый из них в своей жизни продемонстрирует высочайший идеал! Затем мало-по-малу в их матрицах будут отливаться новые формы - новые люди! Постепенно возникнут и начнут распространяться секты. Со временем эти секты будут вырождаться и тогда новые реформаторы придут. Таков закон беспрекословно действующий на протяжение всех всеков.

Ученик: Почему ты не проповедуешь Шри Рамакришну, как Аватара? Ты, воистину, обладаешь силой, авторитетом и всем необходимым, чтобы распространить Его Имя повсюду.

Вивекананда: Истинно, я скажу тебе, я едва ли понял Его. Он предстаёт мне таким великим, я боюсь, что стоит мне начать говорить о Нём и я не смогу представить Его в истинном свете; я боюсь, что мне не хватит сил описать Его величие; или я представлю Его в своём свете, уменьшая тем самым Его истинное величие.

Ученик: Но многие проповедуют о Шри Рамакришне, как о Аватаре.

Вивекананда: Если они хотят - пусть делают так. Они делают это в соответствии со своими взглядами. Если ты понял Его - почему бы тебе не пойти и проповедовать так же, как все остальные?

Ученик: Я не могу полностью понять даже тебя, что уж там говорить о Шри Рамакришне! Я буду считать себя воистину благословлённым если мне удастся получить хоть капельку твоей милости...

(свободный перевод из полного собрания сочинений Вивекананды, англ, изд. 2001, Conversations and Dialogues XIII)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вивекананда: Не существует разницы между высшей преданностью (бхакти) и высшим знанием (джняна).

"Как же можно познать Истину и прорваться сквозь тучу лжи?

Есть способ, о, Нанак, — сделать Его Волю нашей собственной, Его Волю, которая уже проникла в наше существование.

Истинен Господь, Истинно Его Святое Слово; Любовь Его была описана как бесконечная". (Священное писание АдиГрантх)

Цитата взята мною из подписи Панфутия 2 с форума А.Кураева.

И бхакты и джняни делают Волю Бога своей собственной. :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Тимур! Спасибо, Алина!

Уточнить думаю три момента.

1. Великий Космический Закон Свободной Воли, о котором упоминалось относительно Бхакти и Джняна йогов, распространяется абсолютно на всех, но именно передав Руководство Учителю, действует принцип: *исполнением Воли Моей исполнишь волю твою*.

Полное принятие Основ Учения предполагает применение Указов Учителя. Например, выполнение 10 Заповедей не отвлечённо, а в жизни.

2. Замечательно, что Тимур нашёл слова самого великого Карма Йога о Джнани, Бхакти и Раджа.

Саи Бхагаван в (28 томе) Говорит, кто и почему называется йогом, согласно Шлоке8 раздела6 Бхагавад Гиты. Разногласия возможны на начальных уровнях обучения (1-гьяна, 2-вигьяна, и т.д.), но когда йогу всё равно, галька или золота кусок перед ним, он не может испытывать вражды, так как без таланта любить людей (юкта) Единение в духе не достижимо.

3. Там в теме Агни йоги сегодняшняя цитата о том, как практически успокоить волнение путём высокого напряжения энергии. Так поступают с целью умиротворения все Раджа йоги. Но, видимо, задавший Свами Вивекананда вопрос не принадлежал к этой духовной практике, и Свами вынужден был объяснять *с чистого листа*, излагая информацию согласно уровня сознания собеседника.

Искусством дать Учение по сознанию обладает только Великий Учитель.

ОМ Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо! Перевожу, как могу :). Последняя беседа интересна тем - с какой простотой, с каким смирением Вивекананда отзывается о Рамакришне. Это пример тому, как мы должны вести себя после ухода Саи из тела.

По поводу Раджа Йоги я переведу следующую беседу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Серия вопросов и ответов. Гуру, Аватар, Йога, Джапа, Сева, Сила Молитвы...

Вопрос: Каким образом Веданта может быть познана?

Вивекананда: С помощью "слушания, размышления и медитации". Слушать необходимо Сад-Гуру. Даже если вы не настоящий ученик, но достойный искатель и вы слушаете слова Сад-Гуру - то вы движетесь на пути к освобождению.

Вопрос: Кто является Сад-Гуру?

Вивекананда: Сад-Гуру называют того, кому духовные силы переданы по цепи ученической преемственности или Гуру-парампаре. Играть роль учителя это очень не простая вещь. Учитель должен брать на себя грехи своих учеников. Если этим занимается не достойный человек, то все шансы, что он падёт и ему повезёт, если он отделается только физическими страданиями.

Вопрос: Может ли духовный учитель подготовить ученика для освобождения?

Вивекананда: Аватар может. Но обычный Гуру - нет.

Вопрос: Что неужели нет лёгкого пути к освобождению?

Вивекананда: "Не существует королевского пути к геометрии" - за исключением тех, кому посчастливилось встретиться с Аватаром. Парамахамса Дева сказал: "Тот, кто имеет последнее рождение тем или иным образом увидит меня".

Вопрос: Разве Йога не лёгкий путь?

Вивекананда: (шутя) Какой хороший вопрос! - Йога это лёгкий путь ты говоришь! Но если твой ум не чист и ты занимаешься йогой - может быть, ты достигнешь каких-нибудь сил, но они будут только помехой. Поэтому чистота ума - это первое условие.

Вопрос: Каким образом можно достичь чистоты ума?

Вивекананда: Праведными делами. Они бывает двух типов - позитивные и негативные. "Не кради" - это негативный мандат, и "Делай добро другим" - это позитивный.

Вопрос: Совершая благие дела на низких уровнях духовного развития разве мы не будем привязываться ещё больше к этому миру? Разве мы не должны делать добро для других на более высоких уровнях?

Вивекананда: Благие дела необходимо совершать на начальном этапе. У тех, кто совершает эту работу ради своих страстей будет связан, но остальные - не будут.

Вопрос: Вы сказали вчера вечером: "В тебе - всё". Теперь, если я хочу быть как Вишну, должен ли я медитировать на Его форму или только на идею?

Вивекананда: В соответствии со своими способностями человек может идти любым путём.

Вопрос: Что необходимо для освобождения?

Вивекананда: Гуру необходим для освобождения. "Не существует знания без учителя".

Вопрос: Во время медитации где необходимо концентрироваться - внутри тела или снаружи? Необходимо ум втягивать внутрь или наружу?

Вивекананда: Мы должны стараться медитировать вовнутрь. Что же касается ума, блуждающего тут и там, потребуется долгое время, прежде чем он подчинится вам. Наша основная проблема - это тело. Когда вы в совершенстве можете находиться полностью без движения в асане/позе (и держать осанку абсолютно прямо), только тогда начинается работа с умом. Асана (положение тела) должна быть усвоена в совершенстве, ваше тело и его части должны находиться в абсолютно бездвижном состоянии и при этом вы должны находиться в этом положении так долго, как вы хотите.

Вопрос: Иногда человек устаёт от Джапы (повторение мантры или имени Бога). Должны ли мы продолжать в этом случае или вместо этого стоит почитать хорошую книгу, например?

Вивекананда: От Джапы можно устать по двум причинам. Бывает что мозг прост устаёт, бывает что человек просто ленится. В первом случае - необходимо немного отдохнуть, и оставить Джапу на какое-то время, если мозг устал и вы слишком настойчивы у вас могу начаться галлюцинации и т.п. Но если вы просто ленитесь - необходимо заставить ум продолжать Джапу.

Вопрос: Иногда во время Джапы чувствуется блаженство по началу, но из-за этого многие склоняются к тому, чтобы преостановить Джапу. Должны ли мы продолжать, когда наступает блаженство?

Вивекананда: Да, это блаженство является помехой для духовной практики, оно зовётся как "Расасвадана" (пробовать сладость). Вы должны превзойти эти чувства.

Вопрос: Следует ли продолжать Джапу длительное время, даже если ум начинает блуждать тут и там?

Вивекананда: Да. Некоторые усмиряют лошадь с помощью того, что постоянно прикрепляют к нему седло.

Вопрос: Ты написал в своей "Бхакти-Йога", что если слабый человек пытается практиковать Йогу его могут ждать страшные последствия. Что же делать?

Вивекананда: Чего бояться умереть ради того, чтобы осознать Истинного Себя? Человек не боится умереть рад учёбы и многих других вещей, и почему вы должны бояться умереть за религию?

Вопрос: Может ли Джива-сева ("служению Богу в человеке". Ученики Рамакришны проповедовали служению Богу в людях с первых лет., прим. перевод.) принести Мукти (освобождение)?

Вивекананда: Джива-Сева может дать Мукти не напрямую, но непосредственно через очищение ума. Но если вы хотите заниматься севой должным образом, то вы должны на это время верить, что это всё, что вам необходимо. Проблема многих сект это жажда того и другого одновременно. Должна присутствовать Ништха (постоянство), иначе никакого роста не будет. В настоящее время мы должны уделить внимание Карме.

Вопрос: Каковы должны быть наши мотивы в севе - сострадание или может быть какие-то другие?

Вивекананда: Совершать добрые дела из сострадания это очень хорошо, но Сева (служение) всем существам должна совершаться в духе поклонения Богу.

Вопрос: Насколько эффективна молитва?

Вивекананда: С помощью молитвы внутренние и тонкие силы человека легко пробуждаются, и если молитва совершается осознанно, с помощью неё все желания могут быть исполнены; в случае неосознанной молитвы - может быть 1 из 10 желаний исполнится. Но желать что-то в молитве это эгоистичная практика и следует воздерживаться от эгоистических желаний в молитве.

Вопрос: Как распознать Бога, когда Он принимает человеческую форму?

Вивекананда: Тот, кто может предотвратить гибель людей - Бог. Никакой Садху, как бы он не был продвинут, не может похвастаться тем, что Он распознал Бога в Его человеческой форме. Я не вижу никого, кто осознал Рамакришну, как Бога. Мы, порой, туманно чувствуем это, но всего-то. Осознать Бога в человеческой форме и быть при этом привязанным к миру - невозможно.

Саи Рам!

(свободный перевод из полного собрания сочинений Вивекананды, англ, изд. 2001, Questions and Answers IV, vol. 5)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Осознать Бога в человеческой форме и быть при этом привязанным к миру - невозможно.

:good:

Любопытно.

Значит:

1. Мы уже не привязаны к миру?

2. Или все еще не осознали Бога в человеческом теле (Свами)- если еще привязаны?

3. Возможен вариант: привязаны, но все-таки осознали - по Его Милости?

Я не говорю "познали", - Он сказал, что и за миллионы

рождений все человечество вместе взятое не в состоянии постичь Его.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не говорю "познали", - Он сказал, что и за миллионы

рождений все человечество вместе взятое не в состоянии постичь Его.

Вы сами ответили на свои вопросы :). Я думаю, что мы может-быть понимаем, что Баба - это Бог, но не осознаём это. Вивекананда очень ясно выражается. Мы может что-то смутно представляем, но по настоящему, как и сам Баба говорит, никто не может познать Его божественности - хотя когда познаем - нас должно ждать отречение. И наоборот - отречение - это необходимость на пути к познанию Божественного.

Я извиняюсь за опечатки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О служении...

Ученик: Служение и работа на благо других требует огромное количество времени и денег, откуда мне их взять?

Вивекананда: Почему бы не начать с того, что лежит в рамках твоих сил? Даже если ты не можешь помочь финансово другим, я уверен, что ты можешь вдохнуть в их уши хорошие слова или инструкции, разве нет? Или это тоже требует денег?

Учение: Да, я могу помогать другим таким образом.

Вивекананда: Но говоря просто "Я могу" не достаточно. Покажи мне через действия, что ты можешь, и только тогда я буду знать, что твой приход ко мне не пропал даром. Встань и приложи свои плечи к духовному колесу - жизнь так коротка! Раз уж ты пришёл в этот мир - оставь после себя след. Иначе, в чём разница между тобой и деревьями и камнями? Они так же приходят и обречены на смерть, как и ты. Конечно, если ты хочешь рождаться и умирать как они - ты свободен поступить так. Покажи мне своими действиями, что твоё чтение духовной литературы (Веданты) дало положительные плоды. Иди и скажи: "В каждом из вас сокрыта Вечная Сила!" и попробуй Её пробудить в них! Какой толк тебе от собственного освобождения? Это чистой воды эгоизм! Отбрось в сторону свою медитацию, отбрось в сторону своё спасение и тому подобные вещи! Посвяти всецело свои сердце и душу работе, которой я посвятил себя.

Прежде всего подготовь почву, и тогда тысячи Вивекананд будут рождены в этом мире, чтобы доставить лекции о религии. Тебе не надо об этом беспокоиться! Разве ты не видишь почему я создаю дома для бездомных детей, дома для голодающих и т.п.? Идите туда, где распространились чума и голод и постарайтесь облегчить страдания людей! Многие из вас, может быть, погибнут во время этой работы - и что с того? Сколько подобных вам рождаются и умирают, как черви каждый день? Думаешь этому миру в целом есть какая-то разница от этого? Если вы должны умереть, умирайте за благородную идею, и умирай воплощая благородный идеал! Посвятите себя воспеванию идеала в каждом доме и вы сами и ваша страна получите множественное благо от такой работы. На вас возлагает будущее вашей страны. Я испытываю огромные страдания видя, как вы проживаете бездеятельную жизнь. Посвятите себя работе - работе! Не медлите - так как смерть приближается к вам с каждым днём! Не сидите в безделье, думая, что всё со временем наладится! Имейте ввиду - ничто само собой не происходит!

продолжение следует...

(свободный перевод из полного собрания сочинений Вивекананды, англ, изд. 2001, Conversations and Dialogues XII, vol 5)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О Отречении, Божьей Милости...

Ученик: Свамиджи, Шри Рамакриша часто говорил, что человек не может прогрессировать на духовном пути, если он не отказывается от Кама-Канчана (вожделения и жадности). Если так, то как же быть с домохозяевами? Если Кама-Канчана является их основной заботой.

Вивекананда: Это правда - ум не может обратиться к Богу до тех пор, пока вожделение и жажда материального успеха не покинули его, будь то саньяси или домохозяин. Запомни этот достоверный факт, что до тех пор пока ум пойман в сети вожделения и жадности ни настоящая преданность, ни стойкость, ни вера не могут быть достигнуты.

Ученик: В каком же положении находятся домохозяева? Что им следует делать?

Вивекананда: Удовлетворять маленькие желания и покончить с ними навсегда, большие же желания следует отбросить с помощью отречения - вот их путь. Без отречения Бог никогда не может быть постигнут - даже если сам Брахма попытается сделать обратное.

Ученик: Но разве отречение от всего приходит сразу к тому, кто стал монахом?

Вивекананда: Саньяси, по крайней мере, пытаются подготовить себя к отречению; домохозяева, как лодочники, которые гребут вёслами в то время, как их лодка привязана к парому. Может ли жажда к наслаждению когда ли бо быть удовлетворена? "Она увеличивается с каждым разом больше и больше!" (Шримад Бхагаватам IX, xix 14)

Ученик: Почему? Разве пресыщение мирским не приходит после ублажения чувств вновь и вновь?

Вивекананда: К как многим такое пресыщение приходит? Ум оскверняется после контакта с объектами чувств, которые оставляют долгий отпечаток на нём. Отречение, и только отречение, вот настоящий секрет - Муламантра всех Освобождений.

Ученик: Но в писаниях есть такие высказывания: "Укрощение своих чувств живя с женой и детьми является Тапасом" "Для того, чьи чувства находятся под контролем, жить в семье всё равно, что заниматься Тапасом в лесу".

Вивекананда: Истинно, благословлены те, кому удастся отказаться от Кама-Канчана, живя в своих домах с их семьями. Но как многие способны на это?

Ученик: Что же насчёт саньясинов? Всем ли им удалось отказаться от вожделения и любви к материальному полностью?

Вивекананда: Как я уже сказал, саньяси на пути к отречению, по крайней мере, они поднялись на поле, чтобы вступить в бой; но домохозяева, с другой стороны, по настоящему ещё не знают об опасностях, которые их подстерегают через вожделение и жадность, многие из них даже не пытаются познать Себя - их даже не посещает идея о том, что они должны начать бороться с жадностью и вожделением.

Ученик: Но многие из домохозяев стараются держать свои чувства под контролем.

Вивекананда: О, да, и те, кто стараются обязательно достигнут успеха; со временем их непостоянная привязанность к объектам наслаждения отпадёт и сменится отречением. Но те же, кто восклицают: "О, нет, мне ещё рано! Я начну отрекаться, когда время придёт!" - для таких Освобождение очень и очень далеко. "Дайте мне осознать Истину в этот момент! В эту жизнь!" - вот слова настоящего героя. Такие герои способны отречься от всего в любой момент и о таких писания говорят: "В момент, когда ты почувствуешь отвращение к миру - оставь всё и прими жизнь монаха!"

Ученик: Но разве Шри Рамакришна не говорил, что "Все привязанности покинут вас с милостью Бога, если вы будете молиться Ему"?

Вивекананда: Да, без сомнения, это так с Божьей милостью. Но вы должны быть чисты, прежде чем получите такую милость - чисты в мыслях, словах и делах - тогда Его милость сойдёт на вас.

Ученик: Но какая необходимость в милости тому, кто чист в мыслях, словах и делах? Если человек так чист - то он будет способен прогрессировать на духовном пути самостоятельно!

Вивекананда: Бог очень милостив к тем, кто борется сердцем и душой ради Освобождения. Но если ты бездеятелен, не боришься - то будь уверен, что Его милость никогда не придёт.

Ученик: Все хотят добра, и всё равно, ум по каким-то причинам обращается к злу. Разве не все хотят добра, быть совершенными, осознать Бога?

Вивекананда: Знай таковых, как борющихся, так как они уже на пути к Богу. Бог изливает милость на тех, кто продолжает бороться...

Ученик: В истории Аватаров мы находим многих людей, которые вели фривольный образ жизни, и в тоже время были способны осознать Бога без всяких усилий в садхане или отречение. Как же быть с этим случаем?

Вивекананда: Да, но великое нетерпение уже посетило их и, возможно, длительное удовлетворение чувств породило в них глубокое отвращение. Жажда покоя очень глубоко поселилась в их сердцах. Возможно, они так глубоко ощущали пустоту в сердце, что только милостью Бога могли быть спасены. Поэтому Бог был милостив к ним. Эта трансформация с ними произошла напрямую из тамаса в сатву.

Ученик: Получается, какой бы образ жизни человек не вёл, он может познать Бога?

Вивекананда: Конечно, почему бы нет? Но разве не лучше войти в здание через главный вход, чем через нечестивую дверь?

Ученик: Таким образом я убедился в том, что только с помощью Божьей милости человек может познать Бога.

Вивекананда: Да! Но как мало людей хотят этой милости!

(свободный перевод из полного собрания сочинений Вивекананды, англ, изд. 2001, Conversations and Dialogues XIV, vol 5)

продолжение следует....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое, Тимур, за перевод, за возможность приобщиться к Вечной Мудрости,

исходящей из уст великого Вивекананды!

ОМ САИ РАМ clover.gif

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...