Перейти к содержанию

Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев


mahaprema

Рекомендуемые сообщения

Цитата

Пуруша, большое спасибо тебе за позитив, за твоё позитивное мышление !.

Спасибо и вам, Друзья, за ваши широкие сердца, в которые попадает только "крупная рыба", т.е. благодарность,, милосердие, добровидение и прочие христианские, ведические и внерелигиозные качества :clover: Махусик открыла эту тему несколько лет назад, и в ней собралось уже много сокровищ, - и за это тоже спасибо! В тёмные времена захожу сюда чаще, чем в другие темы... Как будто в Небесном Монастыре побываешь, где все любимые, знакомые и незнакомые Отцы и Матушки пребывают.... Саи Рам земной и неземной Господу за это чудесное место :clover::clover::clover:

Цитата

На днях встретила удивительно красивое описание смиренного человека, не могу не поделиться

Воспоминания монахини Варвары (Широлаповой)

Недавно Господь сподобил меня встретить одну сестру настоящего монашеского духа (не буду называть ее имени). Глубочайшее смирение, кротость, растворение в Боге, искание воли Божией о себе и желание исполнить эту волю в своей жизни, готовность нести любые тяжести, трудности, крест… Общаясь с ней, я поняла, что очень плохо знаю, что такое смирение. Мне всегда казалось, что смирение — это считать себя хуже всех, что о тебя любой может вытереть ноги, унизить тебя, и ты должен это терпеть, ни на что не претендуя. А тут оказалось, что обратной стороной безмерного смирения и состояния глубочайшего покаяния перед Богом, принятия всего как от руки Божией являются такое величие, такая сила и неуязвимость! Этого человека ничего не может победить, потому что он ко всему готов, он все принимает не от человека, а от Бога. Вот это, мне кажется, настоящий женский образ, от которого не хочется отрывать взора: красивое сочетание кротости и милости с мужеством и аскетизмом.

Насчёт смирения и подлинной силы, вчера сподобилась посмотреть кусочек творческого вечера Маргариты Тереховой, и там увидела отрывок из фильма, где её героиня в ответ на угрозы начальника, добивающегося её любви и подчинения, смиренно принимает и понижение по должности, и прочие несправедливые нападки.... а когда этот деспот уже дошёл до белого каления, настигает её на улице и кричит "я тебя на колени поставлю"! - она просто легко, со смехом, распахнув руки, сама опускается перед ним на колени.... Вот где силища-то внутри, казалось бы, униженного, растоптанного и доведённого до самого предела унижения персонажа! К сожалению, забыла, как называется этот фильм - смотрела его ещё в советские времена, кажется, и удивлялась, что такое показывают по телевизору... Возможно, кто-то вспомнит название, поделитесь, хочку пересмотреть фильм и предложить его в рубрике кино на форуме и в фэйсбуке. Душеполезный фильм.

PS Сейчас нашла в послужном списке Тереховой этот фильм, это эстонский фильм 1990 года, называется "Только для сумасшедших". Совсем забыла его сюжет, но помнила только этот заключительный эпизод на коленях.... Не смогла отскринить кусок видео, но сделала вырезку из эпизода.

Tolko_dlya_sumasshedshih.thumb.JPG.057375d25246b2fcc75abd40a48affbf.JPG

Весь фильм можно посмотреть по ссылке в ОК (Одноклассниках): 
Только для сумасшедших (СССР-Эстония 1990) Драма / реж.:Арво Эйно Ихо
 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,1 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    672

  • Елена Волкова

    154

  • Purusha

    82

  • Svetlana Sh

    44

Топ авторов темы

Изображения в теме

Ещё раз о Любви.....:wub:

20994255_1325501004215376_3065986657657171647_n.jpg.dafaa89d9f71fe14126fc7940b385d51.jpg

Человек, любящий Бога, пребывает на земле ногами, а на небе сердцем, на земле телом, а на небе духом; с людьми живет, но духом предстоит любимому Богу и поклоняется Ему.

Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит. 

Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия.

(Святитель Тихон Задонский)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Многие из вас думают, что если они попросят о чем-либо и это не будет им дано, то, значит, они не были услышаны. Ошибаетесь. Каждое слово долетает, и ни одно не теряется в пути, если просите Бога с верой. Но часто вы не знаете, чего просить для себя. Равно, как дитя малое и неразумное просит мать дать ему пламя свечи и настойчиво требует и кричит, плача и топая ножками, а мать, жалея его руку, и зная, каков будет ожог, не дает ему до тех пор, пока ребенок своим криком не выведет ее из терпения, и тогда, чтобы верил в другой раз ей, и не кричал, и не просил, не понимая, — мать дает ему для урока; и, обжегши пальцы, ребенок кричит еще больше, но уже не тянется к огню и не просит его.

(Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской))

21559018_1337874719644671_8095491979734995422_n.thumb.jpg.632186c3952b0b46d42ffd1055142db3.jpg

Молитесь просто: "Господи, даруй мне благодать Твою!“
На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь:
"Господи, даруй мне благодать Твою!“
И Господь пронесёт мимо вас грозу.

(Преподобный Нектарий Оптинский)

21728373_1339075619524581_174117506612525905_n.jpg.c3a817f25a67170333e679590ccae4cf.jpg

"Если что-то вышло не по твоей воле – радуйся: значит вышло по воле Божией!"
(протоиерей Вячеслав Резников)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кшама или долготерпение - основа всякой духовной практики. Это единственное качество, которого каждый человек должен добиться в своей жизни. Для истинных мудрецов, для великих святых и великих душ долготерпение - это само их величие, их покаяние, их самопожертвование, их праведность. В этом их мудрость, их необъятная Любовь. Долготерпение - суть их ненасилия, их сострадания, глубины их счастья. Долготерпение - признак всех великих людей. Истинно, долготерпение - это все. 

Сатья Саи Баба, Божественная Беседа, 25 мая 2000

******
 

Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному, не достигает меры добродетели и совершенства.

--Старец Иосиф Исихаст.

******

Сильная душа спасается смирением, слабая душа – терпением.

--Монах Симеон Афонский

****

 Основание терпения - любовь.
-- Паисий Святогорец

***

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Прп. Амвросий Оптинский.

***

Небольшое притеснение по доброй воле принесет дары благодати. Терпение даже в малом подаст духовные плоды. 

Емилиан Симонопетритский(Вафидис)

***

Трудно, братие, и заслуженные обиды и оскорбления переносить, а незаслуженные - и не выскажешь, как трудно. В самом деле: ничем не виноват пред человеком, ничего, кроме доброго, не имеешь по отношению к нему, а он тебя всячески тиснит, оскорбляет на каждом шагу, злословит, мало того, часто - просто неумолим к тебе. Что тут делать? Сердце разрывается на части от таких обид, места, иной раз, не найдешь, куда даваться от скорби, не знаешь, что делать. Да, трудно это! Но, помните, братие, если и особенно трудно это, то и особенная высшая награда ждет вас на небесах, если вы подобные обиды перенесете с терпением.

(Слово от Патерика о послушании)

***

Нельзя брать духовную жизнь сверху, а нужно брать ее снизу: сначала очистить душу от страстей, приобрести терпение, смирение и т. п., потом полюбить ближнего, а затем уже Бога. 
Св. праведный Алексий Мечев 

***

Нет ничего равного терпению. Оно — царица добродетелей, основание совершенств, безмятежная пристань, мир во время войн, тишина во время бури, безопасность среди злоумышлений, оно делает обладающего им крепче адаманта

Иоанн_Златоуст

терпение.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цветок терпения (кшама) очень дорог Господу. Пандавы много страдали от рук Кауравов. Но добродетель терпения защитила Пандавов и сделала их идеальными для остального мира.

– Божественное выступление 22 августа 2000 года. (мысль 6 янв 2014)

(продолжение)

"Терпение - мир во время браней, тишина в бурю, тишина среди наветов и опасностей" 
(Прп.Нил Синайский)

***

«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас»,- говорил Иисус возлюбленным ученикам Своим. 
И Он их не послал на временные радости, но на великую брань; не на почести, но на унижение; не на празднование, но на труды; не на покой, но чтобы приносили плод в терпении.

Ф.Кемпийский, "Подражание Христу"

***

Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.
-- Протоиерей Александр Мень

***

С участием смотрю на ваше душевное состояние: вы переплавливаетесь в лютой скорби, как в огне. Претерпите тягость этого состояния; по прошествии его вы ощутите себя перерожденной, увидите себя обогащенной духовными сокровищами, о существовании которых не имеют понятия люди, которых земная жизнь была усыпана одними удовольствиями. Тогда вы узнаете, что благ Господь и в самых скорбях, Им посылаемых: потому что временные скорби приводят к вечным благам тех, которые принимают эти скорби как должно.
- Игнатий Брянчанинов

терпение.jpg

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень рекомендую книгу Сергия Булгакова "Дневник духовный".

Это немного не то, что в дневниках Иоанна Кронштадского или Матери Терезы,

то есть не анализ своих мыслей и поступков, а скорее изложение 

мыслей автора по поводу духовной жизни и православного мировоззрения.

Слушается с замиранием сердца, усыпано духовными жемчугами.

Красной нитью - тема терпения и любви (Кшамы равной Преме).

 Господь посылает испытания терпения. Этот камень, который лежит на дороге, о который запнулись усталые ноги твои, — ты хочешь его вырыть и выбросить, а он тебе нужен, ибо слабые ноги могут ходить только по ровным путям, а тебе надлежит идти путем стропотным. Борись и молись, не давай овладеть сердцем твоим чувствам мелким, низким, недобрым. Взирай на образ Терпения и Злострадания Христа Спасителя и у Него научайся любви-терпению. Ибо воистину любовь есть терпение, и нет любви без терпения, как нет и терпения (истинного) без любви. Терпение есть испытание любви, мера терпения есть мера любви, нетерпеливый мало любит. И терпением воспитаешь и обидящего тебя, может быть, по добрым, хотя и неверным причинам, ему поможешь, его спасаешь. 

Читать тут Дневник духовный - Дневник духовный - Булгаков Сергей, протоиерей | Предание.Ру — крупнейшая православная медиатека рунета 

Или скачать тут http://lib.pravmir.ru/library/book/1832 

Слушать:

Или скачать небольшими файлами (удобно для плейера) тут: Протоиерей Сергий Булгаков - Дневник духовный [Денис Гаврилов, 2012, MP3, 64 kbps] :: RuTracker.org 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С большим удовольствием прочла интервью с монахиней, бывшей приверженцей философии хиппи,

выбравшей себе служение в Якутии (вообще любимое чтение - узнавать о том, как люди приходят к Богу).

Тезисно основные моменты разговора.

*******
Инокиня Евгения: стараюсь задавить в себе московскую тусовщицу
Что заставило коренную москвичку с университетским образованием поехать в Якутск и принять там постриг?

... Я была девушкой достаточно светской, к тому же у меня тогда был период хиппования, но, как это ни парадоксально звучит, я увидела, что монашество – это самая внутренне свободная среда. Теперь я понимаю, что там куча тараканов, но если над собой работаешь, твою свободу никто ограничить не может.
 Период первичного интереса к монашеству начался лет в 17. Понимаешь, я прошла все этапы, которые положено подростку проходить. В частности, я считала, что религия – отстой. У меня не было момента, когда бы я разрывала с православием, но я пыталась усидеть на нескольких стульях: мне нравилось читать про дзен-буддизм и одновременно я чувствовала себя настоящей православной христианкой. Я, кстати, не могу сказать, что это был негативный опыт.

... Мне тогда были особенно симпатичны восточные религии, в особенности дзен-буддизм. Я и сейчас считаю, что буддизм – это замечательное интеллектуальное прозрение, но он ничего не давал моей душе. Я искала диалога с Богом, а именно этого-то буддизм и не предлагал. ... У меня был недолгий период, когда меня интересовала внешняя сторона. Иногда это проходило в форме игры: я начинала ходить в длинных черных юбках и устремляла глазки в пол: настоящая православная девочка должна выглядеть вот так. На самом деле, мне попросту нравились черные юбки. А месяца через два они надоедали, и я надевала кожаные штаны. И одно не противоречило другому, у меня не возникало ощущения, что если я не надену платок, то не имею права войти в храм.


... Однажды я приехала в гости к ее маме после монастыря, она стала расспрашивать, как у меня дела. Я пью чай и неожиданно, почти в отчаянии отвечаю: "Это поразительно, но самые лучшие мужики ушли в монастырь!"
- Это мне как раз понятно. Я однажды папе высказала свое неодобрение тем, что он всех нормальных парней готовит к рукоположению.

... До революции постриги совершались в позднем возрасте не только и не столько по причине того, что человек мог передумать - это была государственная установка со времен Петра I (как раз недавно я читала историю Русской Церкви). При Петре возраст пострига для женщин составлял 50-60 лет. Сейчас в иночество постригают и раньше, чем меня, а в монашество стараются не постригать лет до 30. Я видела монахинь, постриг которых состоялся и после 40, и до 40 лет. Знаешь, я, может, сейчас крамольную вещь скажу, но лучше не затягивать. Конечно, всегда есть риск того, что человек бежит от себя…

..Как я сказала в начале нашего разговора, монашество – свободный путь. Но только при работе над собой, поскольку цель монашества – это исправление, изменение себя. Пока ты всерьез привязан к благам, пока у тебя нет желания от них освободиться, свободным ты не станешь. И это не громкие слова: с вещизмом, с тягой к хорошим предметам быта я борюсь постоянно.


...То, что я была журналистом, помогает работать в пресс-службе, хотя я немножко осложняю себе жизнь, потому что по старой памяти иногда хочется поскандалить, а этого делать нельзя. А московская тусовочная барышня иногда мешает. Яркий пример: я периодически могу часами зависать в Facebook, осознавая, что монашество – это отрешение от мира. Но отрешение от мира с общением в Facebook плохо сочетается. Стараюсь московскую тусовщицу в себе задавить, но это работа – и работа сложная, на годы, если не на десятилетия… Все же монашество — это изменение себя ради встречи с Богом. Буду менять себя дальше.


...Для меня принципиально важно: монахи должны жить по отдельности, у каждого должен быть свой угол. Так живут далеко не во всех монастырях. Насколько я помню, когда я в Дивеево была, монахини жили по четыре человека в комнате.
Кажется, Феофан Затворник говорил: "Бог и душа – вот и весь монах". У человека должно быть пространство, в котором он может быть один на один с Богом и с самим собой. И это не может быть: "я ухожу в пустыню своего сердца, оставаясь в гуще толпы". Должно быть именно физическое пространство. То самое пространство, где твоя свобода проявляется, и ты можешь ее использовать для духовного роста, либо для духовного падения.

...Окончательно подтолкнуло меня к принятию решения посещение Грузии в 2011-м году: я оказалась в женском монастыре Ахалкалаки на границе Грузии, Азербайджана и Турции. Матушка игуменья показывала, как они живут. Монастырь скромный, я бы даже сказала бедный, послушания в основном физические, но у всех монахинь было по своей комнате и у каждой личное время. На стене висел распорядок дня, где несколько часов отведено на молитву, чтение. Они много работают и, насколько я поняла, у них много послушаний при местном епархиальном управлении, но при этом сохраняется суть монашеской жизни: они могут уединиться для молитвы, для размышления, для обогащения своей души. Это идеальная форма монашеской жизни.


...Я боюсь бросаться такими фразами, потому что они громко звучат, но это потрясающее счастье, когда ты понимаешь, что ты только Богу принадлежишь. Что ты действительно в его руках в каждую минуту. Даже в ту минуту, когда тебе кажется, что он на тебя не смотрит, и тебя заполняют ропот, смущение, уныние. Но оглядываясь, ты понимаешь, что даже тогда ты был под Его присмотром. Честно говоря, если бы люди знали об этом счастье, монахов было бы много. С другой стороны, если бы они знали обо всех этих сложных переживаниях, думаю, они 10 раз подумали бы, идти в монастырь или нет.
В житии Силуана Афонского центральный эпизод повествует о том, что первое время после принятия монашества он испытывал невероятное чувство близости к Господу. А потом благодать сошла, и он сильно страдал, болезненно это переживал и постоянно просил Господа вернуться, недоумевая: "Почему Ты меня оставил?" Боль, которую он переживал, действительно невыносима. Но монашество это и радость Серафима Саровского. И вот когда эти два несовместимых понятия встречаются, так и получается: если бы люди знали о той радости, все бы ушли в монахи, а если бы знали о боли, никто в монахи бы не пошел.
 

Полностью Вести.Ru: Инокиня Евгения: стараюсь задавить в себе московскую тусовщицу 

сс.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

продолжение темы кшамы

Любовь долготерпит...

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

- Никон Оптинский

***

Отними у <любви> терпение, и она, как разоренная, перестанет существовать.
- Сщмч. Киприан Карфагенский

***

Терпение... делает нас угодными Богу, и сохраняет нас для Бога. Оно умеряет гнев, обуздывает язык, управляет умом, хранит мир, поддерживает благочестие, укрощает порыв похоти, смягчает силу гнева, погашает пламень злобы, останавливает насилие богачей, одушевляет бедного в нищете, хранит блаженную непорочность в девах, многотрудную чистоту во вдовах, взаимную любовь между соединенными узами брака. Оно смиряет в счастье, укрепляет в несчастье, соделывает кроткими при обидах и поношениях. Оно учит скоро прощать согрешающим, много и долго умолять, если сам согрешаешь. Оно побеждает искушения, переносит преследования, совершает страдания и мученичества. Оно прочно утверждает основания нашей веры — высоко поднимает ростки надежды. 

--Священномученик Киприан Карфагенский

***

Научись говорить в своей жизни: «Все будет хорошо». «Но ведь сейчас нехорошо», – слышишь ты внутри себя голос. «Все будет хорошо». «И то, что сейчас плохо? И это будет хорошо?» - «Да, и это. Все будет хорошо. Подожди и увидишь. Ты увидишь, как изменятся события. Нужно терпение. И в конце, из горького выйдет что-то сладкое». 

- Архимандрит Андрей (Конанос)

***

Терпение... не только хранит доброе, но и предотвращает злое, благоугождая Духу Святому и, прилепляясь к небесному и Божественному, оно, укрепленное своими доблестями, отражает дела плоти и тела, которыми препобеждая и увлекается душа. 
-- Священномученик Киприан Карфагенский 

***

Чем меньше у нас терпения, тем более сильными кажутся искушения. И чем больше привыкает человек их терпеть, тем слабее они становятся, и он преодолевает их без труда. И делается твердым, как скала. 

Старец Иосиф Исихаст

***

Молчаливое, спокойное перенесение обид 
лучше всего защищает от обидчика. 
Ничто так не удерживает обижающих, 
как кроткое терпение обижаемых. 
ТЕРПЯЩИХ ОБИДЫ – ЗАЩИЩАЕТ БОГ. 

Святитель ЛУКА (Войно-Ясенецкий)

***

Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за терпение искушений. 

Святитель Иоанн Златоуст

терпение.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тема терпения неизменно переходит в тему Креста

(праздник которого наступит завтра).

И тут ответ на прозвучавший ранее вопрос "что конкретно означает нести свой крест"?

Сможешь стиснуть зубы и потерпеть, промолчать тогда, когда душа криком кричит, и так хочется сказать? 
Сможешь, закрыв глаза, потерпеть недостатки и грехи ближнего, которые вопиют к Небу и заползают в твое сердце змеей осуждения? 
А как потерпеть себя, свое ничтожное «я», которое нагло и безстыдно поднимает свой голос против Безначального и Безпредельного Бога? 
Вот это и есть ежедневный КРЕСТ ХРИСТОВ, который мы берем на свои рамена...

Иеромонах АНАТОЛИЙ Киевский

***

терпение2.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всех с Праздником Креста!

Это центральная тема в любой христианской конфессии - перенесение страданий во имя Бога.

Это то, что Свами назвал "распять свое эго".

Те, кто избрал путь христианства, пусть не ожидают ничего, кроме Креста. Так было со времен Христа. Его жизнь нам всем пример и предостережение: каждый должен незримо сораспять себя Христу, ибо это единственный путь ко спасению. Хотим воскреснуть со Христом – должны сперва смириться в Нем, также стерпеть все унижения в безумном мире сем, который нас пожирает и исторгает.

- Иеромонах Серафим Роуз 

***

Взирать на крест – значит всю свою жизнь сделать как бы мертвой и распятой для мира, пребывать неподвижным на всякий грех. 
- Святитель Григорий Нисский

***

Бесстрастный — страдает, Бессмертный — умирает, 
Праведный — обвинён, Высокий — унижен, 
Источник красоты вселенной — оплёван, окровавлен. 
мои грехи прошлись палкой по Его голове. 
хула на Него у креста — это мои дела 
и слова терзают моего Бога. 

-- протоиерей Владимир Головин

***

У каждого из нас есть свой крест. Он слагается из всего, что беспокоит и тяготит наш дух, что терзает сердце на правом пути ко Господу во все дни нашей жизни. 
Первый конец этого креста составляют немощи нашего естества и дурное направление сил его, как-то: недалекость ума и незрелость соображений, отсутствие энергии в воле и неподвижность ее на дела долга, вялость чувств и падкость их на недолжное, особенно же исчадия нашей самости – полчище страстей и всякого рода похоти плоти. Пробудившийся дух видит все это в себе, тяготится им и несет это на себе, как преступник, которому в наказание привязан на плечи тлеющий труп. Это крест падшего человечества. 
Второй конец нашего креста составляют все труды и неприятности житейские. Мы ищем довольства, добрых отношений со всеми и благоприятного течения наших дел; но во всех этих сторонах нашей жизни почти поминутно происходит расстройство скорбное, а иногда и бедственное. Желая избавиться от неприятностей, мы боремся с препятствиями и тянем жизнь свою похоже на то, как будто кто идет среди терна и шиповника: то и дело – зацепки и царапины. Это крест житейский. 
Третий род креста слагается из трудов по исполнению обязанностей. Каждый из нас обложен своими обязанностями; каждая обязанность имеет свой круг занятий; каждое дело требует труда и терпения, чтобы довести его от начала до конца в том духе, порядке и полноте, какие составляют его существо, с преодолением всех неизбежных препятствий. Стало быть, всякое обязательное для нас дело есть ноша, а все они, в совокупности, составляют нелегкое иго долга, которое мы несем и должны нести до гроба. Это крест служебный Господу, обществу и нашим ближним. 
Нет никого на свете, кто не был бы обложен этими крестами или своим трехсоставным крестом. Но одни несут этот крест во спасение, другие на пагубу себе. Господь, возлагая на нас крест, хочет, чтобы мы творили им спасение свое. Если же кто, пытаясь сбросить с себя этот крест, уязвляется им насмерть, то виноват сам неразумием своим и невниманием к попечительным указаниям спасающей нас благодати Божией. Господь хочет, чтобы, борясь с собою, мы приобретали опытность в различении добра и зла и очищались; чтобы, терпеливо неся тяготу житейскую, смирением преклоняли Бога на милость; чтобы, исполняя свой долг с преодолением всех трудностей, достойно стяжали венец правды! Таким образом, когда, входя в эти благие намерения Божии, мы держим себя именно в таких отношениях к своему кресту, мы несем его спасительно. В противном же случае крест наш не во спасение нам, а в пагубу.

Епископ Феофан Затворник

QerlPd0YUII.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Болезнь - как крест.

Такая духовная мощь, невозможно вообразить

***

Старец Порфирий Кавсокаливит 

Я не вижу в себе болезни, а вижу одну - любовь Христову 

Благодарю Бога, давшего мне много болезней, - писал Старец. - Час­то я говорю Ему: «Христе мой, любовь Твоя без­гранична!» То, что я живу, — это чудо. Среди моих болезней есть и рак... У меня - рак гипофиза. Там образовалась опу­холь, которая растет и давит на зрительный нерв. По­этому теперь я уже не вижу. 

Болит все и страшно… Но я мо­люсь, с терпением подъемля Крест Христов. Видите, какой у меня язык? Он увеличился, он был не таким. Это тоже от рака, который в голове. И чем дальше, тем хуже. Он еще увеличится, и мне будет трудно говорить. Очень сильная боль, я страдаю, но болезнь моя пре­красна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. При­хожу в умиление и благодарю Бога. Это за грехи мои. Я грешен, и Бог пытается очистить меня. 

Когда мне было шестнадцать лет, я просил Бога дать мне тяжелую болезнь, рак, чтобы мне страдать ра­ди любви Его и прославлять Его в страданиях. Долго я так молился. Но мой старец сказал мне, что это эгоизм и что так я принуждаю Бога. Бог знает, что делать. Тогда я перестал так молиться. Но вы видите, что Бог не забыл моего прошения и послал мне такое благодея­ние после стольких лет! 

Сейчас я не прошу Бога взять то, о чем я Его про­сил. Я радуюсь тому, что у меня есть, чтобы по великой моей любви приобщиться к Его страданиям. Бог воспи­тывает меня. Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Моя болезнь — это особое благоволение Божие, которое призывает меня войти в таинство Его любви и при помощи Его благодати постараться отве­тить на Его любовь. 

Но я чувствую себя недостойным. Вы скажете мне: «Разве все то, что открывает тебе Бог, не делает тебя достойным?» Это меня осуждает. Потому что это явле­ния благодати Божией. Ничего моего тут нет. Бог дал мне много даров, но я не сделал ничего в ответ, оказал­ся недостойным. Но усилий я не оставлял ни на мгно­вение. Возможно, Бог подаст мне Свою помощь, чтобы я предался Его любви. 

Поэтому я и не молюсь, чтобы Бог сделал меня здо­ровым. Я молюсь, чтобы Он сделал меня благим. Я уве­рен, что Бог знает, что мне больно. Но я молюсь о своей душе, чтобы Он простил мне мои согрешения. Лекарств я не принимаю, на обследования не хожу, на операцию не соглашусь. Я предоставлю Богу управить это Единст­венное, что я делаю, так это стараюсь стать хорошим. Об этом молитесь за меня. Благодать Бога помогает мне. 

Я стараюсь предаться Христу, приблизиться к Нему, соединиться с Ним. Этого желаю я, но не достиг, гово­рю это не по смирению. Но не теряю дерзновения, не опускаю рук. Молюсь, чтобы Бог простил мне мои гре­хи. Я от многих слышал: «Я не могу молиться». Такого у меня не было. Такое со мной было лишь в тот день, когда на Афоне я совершил преслушание. 

Мне не важно, сколько я проживу и проживу ли. Я оставил это на любовь Божию....Часто человек не хочет помнить о смерти, потому что хочет жить. Это, с одной стороны, признак безсмертия души. Однако живем ли или умираем, — всегда Господни (Рим. 14, 8). 

Смерть — это мост, который приведет нас ко Христу , - утверждал Старец. - Лишь только закроем мы свои глаза, как сразу откро­ем их в вечности. Предстанем Христу. В иной жизни мы будем более явственно жить благодатью Божией.

225951.p.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У католиков это тоже центральная тема - крест Христов

«Крест - это лестница в небо. Это утешение - страдать под взором Господним и перед сном, испытывая свою совесть, иметь возможность сказать: Пойдем, душа моя, сегодня два или три часа ты прожила, как Христос: тебя бичевали, увенчали тернием, а затем распяли. Насколько же теперь приятно принять смерть! Как замечательно умереть после того, как ты постоянно жил на кресте!»

Св.Иоанн Мария Вианней

***

Он (духовный человек) должен полностью изничтожить себялюбие из своего сердца. Он не должен в чем-либо руководствоваться своей волей, но вверять ее Богу, полностью сливать ее с Ним, сделав ее совершенно единой с Божественной волей. Никогда — ни в слове, ни в сердце не должен он говорить подобные слова: "Я желаю этого, я не желаю того, я выбираю то, я отказываюсь от этого" ради себя самого или своей выгоды. Ни в вещах временных, ни в вещах вечных не должен он искать чего-либо для себя. Отвергнув всякую собственность, должен он совершенно сбросить с себя все, лишить себя всего, и умереть для себя самого и для всего вообще, будто он никогда и не был сотворен. Во всем должен он искать Бога и Его славы и воли; так, что даже к молитвам и благочестивыми желаниям он должен присовокупить кроткое самоотречение и самозабвение, желая, чтоб не его, но Божия воля была исполнена.

Людовик де Блуа, OSB
Institutio Spiritualis (II, 1:2)

***

Наберись мужества, и неси свой крест с Иисусом. Спи спокойно в тени этого Дерева жизни. Питайся плодами, падающими с него. Плоди эти, как правило, горьки для чувственного вкуса, но позже они становятся наисладчайшими для вкуса духовного.

-Святой Павел Креста

***

Я хочу любовью поджечь самого себя… хочу быть всецело объят этим пламенем… и хочу знать, как петь в огне любви.

-- Святой Павел Креста

***

Крест в истории является последним местом... Распятый не имеет никакого места, Он - без места. Он был унижен, превращен в «никто», и все же Иоанн в Евангелии видит это крайнее унижение как истинное возвышение... 
Иисус выше; да, Он на высоте Бога, потому что высота креста – это высота Божьей любви, высота самоотдачи и посвящения себя другим. Таким образом, это место Бога, и давайте молиться Богу о том, чтобы дать нам понять это все больше и больше и принять со смирением, каждый по-своему, эту тайну возвышения и унижения.

- Папа-эмерит Бенедикт XVI

jvaK5QVU8f8.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

продолжение темы Креста

Взять крест свой – значит доблественно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго грехов и подчиниться игу Христову.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

***

Делая на себе знамение креста, мы можем воспользоваться его силой. Да, знаменуй себя крестом, так знаменуй, чтоб и тело чувствовало знамение твое, и душа сознавала, что творит десница твоя; и найдет на тебя сила Божия спасительная, и убежит от тебя сила вражья, сопротивная, и ты оживишься и укрепишься душевно и телесно. Когда мы знаменуем себя крестом, мы тогда в Христа облекаемся, Христову силу себе усвояем, Христовой силой себя ограждаем, защищаем, охраняем, спасаем. Так, при крестном знамении на нас Иисус Христос присутствует с нами Своей благодатию; оттого мы так и сильны бываем, когда крестимся. 

ПротоиереЙ Родион Путятин

***

Крест и оживляет нас, и укрепляет, и хранит, и зловредное, пагубное прогоняет от нас, и нужное, спасительное подает нам. Откуда в кресте такая сила? С того времени как Иисус Христос умер на кресте, Его непобедимая, непостижимая, божественная сила сообщилась кресту, вселилась в него и осталась в нем навсегда. Да, Иисусом Христом крест силен, Иисуса Христа в кресте сила. Присутствует таинственно на кресте Всемогущий, Всесильный, оттого крест так могуч и силен. 

ПротоиереЙ Родион Путятин

***

С креста мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии земном мы способнее к отвержению Его.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

***

Крест – красота Церкви; крест и для тебя прекрасное украшение, благодатное, необходимое, неотъемлемое украшение. Никаким внешним знаком не привлечешь к себе благоволения и благодати от Господа, как крестным знамением. Эту одну внешнюю красоту в тебе Бог преимущественно любит. Все внешнее благочестие в тебе крестом благоукрашается. 

ПротоиереЙ Родион Путятин

***

Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте... я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия . 

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

крест.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так праздновали праздник Воздвижения Креста в Дивеево. Неземная красота.

сф8.jpg

***

Когда я говорю о христианском образе жизни, то я отпускаю все религиозные догмы и оставляю только принцип, по которому учил действовать Христос. А принцип этот один: «Да будет воля Твоя на земле, как на небе». То есть утопили мобильник – на то и воля Божья. Разбили машину – это тоже его воля. То есть – принимаю реальность в смирении. (несу свой крест) и не жалуюсь 
-- Алексей Похабов 

***

…путь любви есть долготерпение. В минуту увлечения, в минуту воодушевления мы готовы на всякую жертву. Но не в чаду восторженного возбуждения пробный камень любви. Истинная любовь докажет свою силу в обыденной жизни, не замеченная никем: в горячих, незримых слезах, в жертве, принесенной в уединении, после жестокой душевной борьбы. 
Устоит ли твоя любовь против мелких, ежедневных раздражений? Устоишь ли ты, видя себя непонятым, несправедливо осужденным? Устоишь ли, не получая ответа, встречая одно молчаливое нерасположение? Устоишь ли в полном одиночестве, отвергнутый всеми? Если и тогда твоя любовь не умрет, то действительно она достойна хвалебной песни ап. Павла.

Из книги «День за днем

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интервью с тремя монахами, практикующими "Иисусову молитву".
(с сокращениями)

Отсюда http://www.ihtus.ru/92003/mol1.shtml 

Предисловие
Это выдержки из бесед с разными делателями молитвы Иисусовой, в разное время и в разных странах. Делателей этой молитвы очень немного. Здесь помянуты только почившие, за исключением одной благочестивой женщины, помеченной инициалами, которая, может быть, еще жива. 
Из делателей молитвы я выбрал только достигших внутреннего безмолвия, т.е. никого не судивших. 
Из этих бесед видно, как делатели молитвы понимают такие термины, как «угомониться», «внутреннее безмолвие», «духовная прелесть» и т.д. Беседы частью выписаны из моих дневников, а частью воспроизведены по памяти. Они посвящены моим собеседникам. Слава Богу за все!

1. ИЕРОМОНАХ ДОРОФЕЙ. КОНЕВИЦА

Я провел в Коневице, на дальнем севере, несколько недель в 1951 году, живя, как отшельник, в избушке, в лесу. Стоял конец июля. Дни были теплые и солнечные. Леса и озера, озера и леса. Монастырек был небольшой и братия малочисленная и в летах. Были среди иноков люди высоко-духовные. Из них я помню лучше всех отца Дорофея. Я спросил его раз: 

- Как достичь мира духовного? 
- Нужно угомониться, - ответил отец Дорофей, улыбаясь. 
- Что значит угомониться? – переспросил я. 
- А вот что. Когда я был молодым послушником на Валааме, старец мой, которому я прислуживал, сказал мне раз: «Димитрий, трудно тебе будет угомониться. Больно у тебя нрав веселый и подвижной. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы, не к чему будет тебе и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?».
Старец мне ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждешь осени, когда работы на полях будет меньше». «Верно, батюшка». «Ну, а осень придет, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут, будешь ждать весны, а там Пасху – светлого Христова Воскресения?» - «Правда, отче». «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждешь того времени, когда будешь рясофором?» - «Да, батюшка». «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это и значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет все едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь ты жить сегодняшним днем, ибо «довлеет дневи злоба его», не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься». Много лет прошло, принял я мантию, получил иеромонашество и все ждал чего-то. Перевели на кошевара. Не хотел, а пришлось подчиниться. Ну, а уж как сюда перевели, то шел весело, а иные плакали. На все воля Божия. Если будешь принимать волю Божию благодушно и с любовью, а своего чудачества не ждать, вот ты и угомонишься. Только вам еще далеко это, Сергей Николаевич. Вы еще «своего ищете». Только без угомонения не достичь чистой молитвы! 

- Скажите, отец Дорофей, в чем чистая молитва? 
- А это молитва без помышлений, когда мысль не разбегается, внимание не разбивается и сердце твое бдит, т.е. устрашается или умиляется. Когда же ты молишься устами, а мысли твои далеко – то это не молитва. 
- А как знать, что достиг чистой молитвы? 
Отец Дорофей посмотрел на меня испытующе и спросил: «О старце Молдавском слыхали?». О нем пишет инок Парфений в своих «Странствиях». Прочтите, очень поучительно и полезно. Его раз Парфений и спросил о чистой молитве. Ну, старец Иоанн и ответил, что как стал он подвизаться в молитве Иисусовой, сначала с принуждением великим, а потом легче и легче. А потом у него навязалось и потекло как ручеек, молитва самодвижной стала; журчит и сердце умиляет. Ну и стал он от людей уединяться, на пустыньку ушел, не только мирянок, но и мирян перестал принимать, да и монахов редко. И появилась у него тяга к молитве непреодолимая. Когда Парфений стросил старца: «А что же есть молитва непреодолимая?», то отец Иоанн и отвечает: «А вот что есть молитва непреодолимая. Стану, говорит, я на молитву до захода солнца, а когда очнусь, то уже высоко солнце на небе, а я и не приметил». Вот это и есть чистая молитва. 

... Когда подвизается человек в молитве Иисусовой, то уподобляется он, скажем, липе в цвету. Когда нет цветов на липе, то и пчелы не прилетают. А как начала липа цвести, то аромат цветов ее привлекает пчел отовсюду. То же и с подвижником, утвердившимся в молитве Иисусовой. Аромат молитвы, добродетели, ею доставляемые, привлекают отовсюду добрых людей, которые ищут где поучиться. Кто живет во Христе, того Бог на руках Своих носит. Ни о чем не надо ему заботиться. Со всех сторон стекаются к нему добрые люди и хранят его, как зрак очей своих. Подвизающийся в молитве истинной под тенью Господней успокаивается. И ни о чем не заботится. Все само приходит. 

- А скорби бывают?
- Как не бывать, но и они обращаются в радости. Впрочем, вам этого еще не понять. Далеконько. Но придет в свое время. 

- Скажите, отец Дорофей, в миру можно спастись? 
- А почему нельзя? Царствие Божие внутри нас есть, когда мы в сердце нашем повергаемся пред Господом и возносим ему курение благовонной чистой молитвы. «Рассказы странника» читали? Ну и вы также действовать можете. Немытов Орловский богатый купец был, а оптинского старца Макария молитвенностью своей удивлял. Впрочем, и он, как вошел в силу, в своем собственном доме затворником стал. Кто с Богом жить стал и величие духовного увидел, тому трудно остаться в миру. Как орел, он парит высоко в небе и не может уподобиться курице, которая копошится на дороге. 

Мы сидели на скамеечке, на берегу тихого озера. По голубому небу плыли белые перистые облачка. Солнце садилось. Стволы высоких корабельных сосен горели, как золотые свечи, в лучах заката. Озеро все золотое, в зеленой рамке лесов, было, как зеркало. Всюду царила тишина далекого севера. 
- Вот, друг, - заметил отец Дорофей, - когда сердце Ваше уподобится сегодняшнему вечеру, его тишине и миру, тогда и озарит его свет незаходимого солнца – и уразумеете Вы тогда на опыте, что есть чистая молитва. 

- Скажите, отец Дорофей, - спросил я его после некоторого молчания, - как узнать волю Божью о нас? 
- Духовные отцы говорят, что самые обстоятельства жизни нам сие указывают, затем можно вопросить с верой, что делать, старца или вообще мудрого человека, а затем, по преклонению сердца. Помолись трижды Господу указать волю Его, вот в саду Гефсиманском молился Спаситель, и куда сердце преклонится, так и поступай.
 

m1.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Пуруша! Напомню только, что у нас есть отдельная тема, посвященная отцу Паисию: Старец Паисий Святогорец - Святители Христианства - Саи Рам! Форум

А я продолжу статью о подвижниках Иисусовой молитвы. Вторая часть (немного сокращаю)

2. ОТЕЦ ЕВФИМИЙ. ДИОНИСИАТ

Я провел несколько дней в греческом монастыре Дионисиат в конце октября 1951 года. Там я познакомился с греком из Сикона, который жил в России, на Кавказе, а оттуда удалился на Афон во время гражданской войны. Звали его отец Евфимий. Ему было лет за 60 и он отличался мудростью. В монастыре он был библиотекарем. Я имел с ним много замечательных бесед.

Раз мы сидели вечером на балкончике его келлии, висевшем над морем. Стояла тихая, теплая, осенняя погода. Солнце садилось на запад. Небо и море были в золотом сиянии.

- Отец Евфимий, - сказал я, - в Коневице я расспрашивал отца Дорофея о чистой молитве, а на Новом Валааме отца Михаила о пределе молитвы. А вы что скажете?

- Хотя молитвы церковные и даже келейные по книгам и нотам весьма полезны, тем не менее они временны, - ответил отец Евфимий. – Не всегда мы имеем книги и ноты, да и не можем мы все время быть в церкви или в келлии – нужно жить, исполнять послушания. Я не знаю, какая молитва, кроме Иисусовой, может быть непрестанной. Для этой молитвы не нужно ни церкви, ни келлии, ни книг. Молитвой Иисусовой всюду можно молиться – и дома, и на улице, и в путешествии, и в тюрьме, и в больнице. Только научиться надо. Сначала повторяй ее про себя, гласно, сколь можешь, в келлии, в дороге, когда людей нет. Но повторяй со вниманием, медленно, плаксивым тоном, вон как нищие клянчут: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Повторяй почаще, когда только есть возможность. А потом повторяй умственно, в уме своем, но также со вниманием и медленно. А потом с дыханием и биением сердца можешь соединить. Только сам не дерзай, а пусть кто-либо, кто сам так подвизается, тебя научит, а то впадешь в помыслы и прочее. И много лет так будет тянуться, а может, и скоро научишься. И пойдет у тебя эта молитва в уме сама, как ручеек: ходишь ли ты, работаешь ли, или спишь. Я сплю, а сердце мое бдит. А потом и слов не надо, и мыслей никаких, а вся жизнь твоя станет молитвой. Вот как отец Дорофей говорил тебе об Иоанне Молдавском.

- А такие люди есть, как старец Иоанн?

- Есть. Да вот неподалеку, здесь же на Афоне, на Каруле, есть пустынники, весьма некоторые взошли.

- А скажите, отец Евфимий, можно узнать, кто высоко подвигся в молитве Иисусовой?

- Если хочешь у кого поучиться молитве, то выбирай старца тихого и смиренного, который никого не осуждает, разве юродствует, и не раздражается, не кричит, не командует. ...Сам посуди, как может осуждать других тот, кто сам постоянно взывает: помилуй мя, грешного.

- А скажите, отче, какой самый высокий подвиг?

- Юродствовать, конечно. Ибо мудрость века сего безумие пред Господом и обратно. Это тяжкий подвиг и пускаться на него нельзя, кроме как по совету старца.

- А потом?

- Ну, странничество, вот как автор «Откровенных рассказов странника». Миру это то же почти что безумие. Ну, а потом отшельничество, затворничество и простое монашество. Но помни, не внешность важна, а внутреннее. Есть и юродивые притворные, и странники бездельные, и отшельники высокомудрые, и затворники, всех осуждающие, и монахи непутевые. Спастись всюду можно, и в миру. Только в монастыре, если не будешь молиться как следует, то осуетишься. И не только растеряешь, что имел, но и придешь в худшее состояние и даже совсем отпадешь от Бога. Это случается.

….

Вечером я вышел на балкончик своей келлии и смотрел на усеянное бесчисленными звездами небо. Отец Евфимий тихо подошел ко мне.

- Смотрите на небо? Видите, какое величие и какая красота творения. А как и что, размышлять не надо, наступит время, то и поймете многое, как достигнется в высокой молитве. По сравнению с ней все прочее – прах, суета сует и всяческая суета.

им.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минуту назад, mahaprema сказал:

Напомню только, что у нас есть отдельная тема, посвященная отцу Паисию: Старец Паисий Святогорец - Святители Христианства - Саи Рам! Форум

Спасибо :clover: Вот где кладезь-то, - смотреть не пересмотреть!
Перенесу свой постинг туда, пусть всё будет в одном месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Беседа с третьим монахом, практикующим Иисусову молитву, тоже с сокращениями

3. ОТЕЦ ТИХОН. ВИЛЬМУАССОН

Это было весною, в день Вознесения, в самом конце мая. Стоял теплый и солнечный день. Сирень уже почти отцветала, а на фруктовых деревьях можно было заметить небольшие груши и яблоки. Я сидел с отцом Тихоном на скамеечке в саду.

- Какая благодать! – заметил отец Тихон. – Теплынь-то. Нужно жить и радоваться. Кто творит молитву Иисусову, вот как странник, у того в душе всегда весна. Ни к чему не надо привязываться. Не надо также жить в прошлом или в будущем. Нужно жить в настоящем, сегодняшнем дне, и за все благодарить Бога. А так все проходит. Вон святитель Тихон Задонский, мой ангел, писал: «Все как вода преходящая: был я ребенком, сиротой, бедствовал, и это прошло; был в школе бедняком, смеялись надо мной – и это прошло; кончил семинарию первым, стал преподавателем, стали уважать – и это прошло; стал я архиереем, ездил в карете цугом, бывал при дворе, много видел хорошего и плохого, раболепствовали передо мной – и это прошло; ушел на покой, стали меня утеснять, пошли болезни, - и это прошло, а там будет старость и вечный покой». Вот, Сергей Николаевич, наша жизнь. Все мои скорби и страдания привели меня к вере и к монашеству, и научился я искусству непрестанной молитвы, и всему радуюсь. Без скорбей и тяжких испытаний я бы не пришел к вере.

- А скажите, отец Тихон, - спросил я монаха, - как стяжать мир духа, как избегнуть бесполезных сожалений и иллюзорных надежд?

- Да вот как я сказал. Живите в настоящем. «Довлеет дневи злоба его». А паче прилегайте к молитве. И тогда откроется вам мир новый, чудный. Да что говорить? Вы знаете ночных бабочек? Они кажутся нам серыми и неинтересными, но другим бабочкам, у которых глаза иначе устроены, они кажутся замечательно красивыми, блестящими, переливающимися всеми цветами радуги. Так вот и тем, которые достигли прозрения, как странник, мир кажется иным. Во всем видится величие Творца и Его неисчерпаемое милосердие. И как начнет увязываться молитва, то такая наступает отрада и такие открываются прозрения в сущность вещей, что и сказать нельзя. Это можно только опытно уразуметь. Главное же, к чему надо стремиться, - это любовь, любовь к Истине, т.е. к Богу, и любовь к ближним. Бог есть любовь.

им.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Открыла для себя еще одно имя из афонских старцев.

Схимонах Денасий (в миру Димитрий Иванович Юшков). 

В 1882 году в 23-летнем возрасте он прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где был пострижен в мантию 15 марта 1885 года. Послушание проходил в канцелярии и библиотеке.

В 1889 году незадолго до своей смерти старец-игумен Макарий (Сушкин) благословил отца Денасия ходить по всему Афону и записывать все, что он сочтет важным и особенным. С тех пор, почти до самой своей кончины, на протяжении более 30 лет отец Денасий со всем возможным старанием выполнял это благословение старца. В результате его неустанной деятельности мы имеем прекрасный источник для изучения афонского быта того времени. Свои наблюдения он передал нам в серии статей «Душеполезного Собеседника» под названием «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям».
Прочла небольшой отрывок из его воспоминаний, больше всего впечатлил такой фрагмент.
Речь идет о прокаженных.
И о том, что дороже всех сокровищ мира. 

"Посещение этих страдальцев, по моему мнению, низведет благословение Божие на посетителей, потому что в этом случае исполняется завет Спасителя: «Болен бех и посетите Мене». Эти же прокаженные живут без надежды на выздоровление, как бы отверженные обществом, среди подобных же унылых страдальцев. Благословен тот, кто внесет отраду и свет в среду скорби их и мрака душевного! Благословен тот, кто принесет сим страдальцам слово утешения и братской любви! Эти люди — страдальцы. Они почти совершенно лишены сих утешений, а с течением времени чувствуют себя как бы умершими и погребенными. Одно только от них не отнято, и никогда и никем не может быть отнято, это — спокойствие совести, что дороже всех сокровищ земли и самих царских диадем. И счастлив тот из страдальцев, кто имеет этот внутренний свет. Можно предполагать, что, страдая телом, подобным страдальцам, с их спокойной совестью и «мира сущим суетного кроме» (из последования на погребении монахов), могут быть знакомы такие душевные состояния, какие не только мирянам, но и монашествующим и пребывающим в пустынях не ведомы и чужды".


Источник: Схимник и духовный писатель о. Денасий Святогорец. День памяти - 27 июня

DenasiyUshkov_images_RusMonastir_PodvignikiMonastirya_thumb_medium220_0.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 час назад, mahaprema сказал:

Открыла для себя еще одно имя из афонских старцев.

Маха, низкий тебе поклон за эту тему, - душа не всегда находит способ искать свой "хлеб" самостоятельно, а ты, как перкарь всегда приносишь сюда и свежие хлеба для ежедневных размышлений и сухарики (для запаса душевного впрок)! Даже одна строка этой муджрости, прочитанная мимоходом, дарует очищение и правильный настрой, а уж если погружаешься целиком, с головой в жизнь святых старцев и в кормящую нас мудрость их слов, то совершенно ясно чувствуешь присутствие Бога в сердце (как на Свамином даршане!

Из всех слов Денасия, по предложенной ссылке, выбрала самые близкие для себя (на сегодняшний день). Хочется поделиться:

«Недалеко показалась чистенькая постройка Артемьевской келлии, освещаемая лучами солнца, всплывшего на горизонте, солнца, приветливо возвещающего о новом дне, новой милости Божией к твари Своей и человеку. О, как отрадно человеку быть в подобных обстоятельствах и читать по книге природы о премудрости Божией и о милости Его к человеку. К сожалению, человек так привык к этим обыденным милостям Божиим, что не замечает их. Часто забывает за них не только поблагодарить Творца, Благодетеля и Промыслителя, но и понятия об этих благодеяниях не имеет. Но что всего еще хуже и больнее для человека, так это то, что часто люди мудрые земной мудростью обо всем этом мудрствуют совершенно превратно, как древние язычники, воздавая хвалу не Богу, а каким-то естественным законам и причинам.

Подумали бы они хотя так: есть ли какая-нибудь, хотя самая маленькая машинка, которая сама собой двигалась бы, работала исправно и непрерывно, не требуя двигателя, и пребывала навсегда без посторенней помощи? Нет и быть не может. Все видимое нами: земля и все, что на ней; вода и все, что в ней; небеса и эти мириады звезд, луна и солнце — эти неодушевленные и вместе живые предметы, всегда исполняющие волю Создателя их, — неужели не имеют Двигателя? Если какой-нибудь искусный человек при помощи своего изобретательного ума, щедро данного ему Творцом, изобретет что-нибудь новое, прекрасное и полезное, то кого восхваляют и награждают: художника ли или художество, уверяя, что оно само собой устроилось? Восхваляют искусство, но честь и награды отдают изобретателю, в некоторой степени творцу искусства. Точно так же, видя нашими телесными глазами прекрасную тварь и все прекрасное и премудрое сочетание сил природы и венец прекрасных тварей — человека, надобно удивляться и благоговеть и воздавать денно и нощно хвалы и благодарения Всепремудрому Творцу всяческих, всегда заботясь познавать и творить Его святую волю, весьма живо и ясно сказанную человеку в Евангелии и весьма пространно истолкованную и изложенную святыми Апостолами, святыми отцами и богомудрыми учителями Церкви в их писаниях и сочинениях».

Я сужу по себе, - так часто не вижу ежедневного величия Бога в "малом" -  в красоте окружающего мира, в грандиозности самых "незначительных" повседневных действий, происходящих в миру, в мизансценах божественного спектакля, разыгрываемого через каждого, с кем соприкасаешься, глубоко ли, поверхностно ли.... Прекрасно каждое чувство, каждая мысль и каждая эмоция, - вне зависимости, нравится она "мне" или нет.... Ничего не следует исправлять, - всё нужно только свидетельствовать. И свидетельствовать именно, как деяние Бога, - тогда не будет суждений и осуждений (ни себя, ни других).... И тогда с благодарностью будешь воспринимать каждый миг пребывания в том пространстве, которое, возможно, ругаешь.. и с теми людьми, которых, возможно, осуждаешь.... 

У человека отстранённого (от тех действий, мыслей и слов, которые через него происходят) и благодарного за любые события (как за лучшее, что может быть), - у такого человека ничего не остаётся, что не принадлежало Богу.... А что у него остаётся? Одна только благодать. И этой благодатью он делится с миром. А не своими злыми мыслями, обиженными чувствами и кипящими эмоциями.... Трудно об этом помнить всегда. Но Бог устроил такие красоты вокруг, что невольно вспоминаешь о Нём и подтягиваешь поводья, чтобы не скакать во весь опор (к погибели души). 

Благодаою, Тебя, Господи, за Твои "обыденные милости"   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:clover:

***

Тем, кто так же безответно, как и я (и это никак не исправить)
любит Афон, рекомендую это видеопутешествие.
Душа глубоко захватывается атмосферой этого небесного места. 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочла непритязательный с виду рассказ - случай
из жизни обычной женщины. Ничего особенно глубокого,
но повеяло такой чистотой... Есть куда стремиться.
***

Эта история случилась со мной на днях, когда я ездила из Оптиной Пустыни в Козельск по послушанию. Послушание выполнила. Пришла пора возвращаться в монастырь. А день уже заканчивается, маршрутки перестают ходить. Вот и в Оптину последняя по расписанию пошла. Бегу я за ней, а сумка тяжёлая. Нет, точно не успею… И не успела. Можно и пешком, конечно, дойти, но вот поклажа моя… Да и устала под конец дня… 

Подходит рейсовая маршрутка, которая по городу ездит. Пустая почти. Сажусь я в неё и спрашиваю: «А вот только что Оптинская маршрутка ушла. Мы её не догоним на какой-нибудь из городских остановок?» 

Водитель оборачивается ко мне не спеша. Смотрит на меня тяжёлым взглядом. Сам здоровый такой. Ручищи на руле огромные лежат. «Вот это здоровяк», – думаю… 

А он отворачивается и угрюмо так цедит сквозь зубы: «Не, не догоним». Достаёт из кармана сотовый телефон и начинает кому-то названивать. «Ну, – думаю, – конечно, если ты во время движения своей маршрутки ещё и по телефону будешь лясы точить, то точно не догоним». А он так спокойно чего-то там болтает. Сижу я и злюсь на саму себя, что на маршрутку опоздала, на погоду дождливую, слякотную. На здоровяка невежливого. Хотя знаю, что злиться – смысла нет. «Никогда не бегите за уходящим автобусом – это был не ваш автобус…» 

И осуждать ведь – тоже нельзя. Сижу и пытаюсь придумать добрый помысел об этом здоровяке. Я когда-то даже рассказ написала «Фабрика добрых помыслов». Там речь идёт о словах Паисия Святогорца. Старец писал о том, что необходимо терпеть немощи окружающих людей, покрывать их любовью. Не поддаваться помыслам осуждения, недоверия. 

А для этого придумывать добрые помыслы в отношении окружающих. Пытаться оправдать их, пожалеть. Понять, что, возможно, у них были добрые намерения, просто не получилось воплотить их в жизнь. Пожалеть, даже если этих добрых намерений не было, придумать добрый помысел о таких людях. Старец называет эту мысленную работу «фабрикой добрых помыслов». 

Маршрутка наконец-то с места сдвинулась. Здоровяк наболтался. Еду я и пытаюсь добрый помысел о нём придумать. Чтоб не осудить его, а оправдать как-то. «Так, – думаю, – у него, может, мама в больнице лежит. Или дома. Больная. А он ей звонит часто. Даже с дороги. Беспокоится о матери… Или нет. Вот ему срочно нужно детям позвонить. Проверить, что они там делают одни дома… А то, может, жена ждала звонка важного…» Еду и чувствую, что раздражение отошло. Вот и здоровяк мне уже кажется не таким вредным. А что? Хороший, наверное, человек… Просто вот озабочен срочными делами… 

Смотрю в окошко: луч солнечный сквозь тучи пробился. Ура! Дождь кончается! Хорошо-то как! 

Подъезжаем мы к остановке. Тут здоровяк ко мне оборачивается и говорит: «Догнали мы Оптинскую маршрутку. Пересаживайтесь». Вот здорово-то! И с чего я взяла, что взгляд у него тяжёлый? Обычный такой взгляд… Можно сказать, даже добрый… 

Я быстро пересаживаюсь в Оптинскую маршрутку. Она тоже полупустая. Протягиваю водителю деньги. А он спрашивает: «Ну что, чуть не опоздали?» Я улыбаюсь в ответ: «Да, я уж настроилась пешком идти. Вот погода только сырая да сумка тяжёлая». 

А водитель, парнишка молодой, улыбается мне и говорит: «Да, пришлось бы вам пешком топать, если б не друг мой, водитель городской маршрутки, на которой вы ехали. Он мне позвонил и попросил притормозить немножко на остановке. Говорит: «Тут пассажирка одна к тебе опоздала. С сумкой большой такой. Ты уж её подожди, ладно? Жалко сестрёнку». Я и притормозил». 
Вот тебе и здоровяк угрюмый! Сестрёнкой меня назвал… 

Благодарю тебя, отче Паисий, за твоё наставление о фабрике добрых помыслов! 

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» 

Ольга Рожнёва

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Благодарю тебя, отче Паисий, за твоё наставление о фабрике добрых помыслов! 

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» 

:clover::clover::clover: нет  слов

самые простые, жизненные рассказы - самые пробирающие до мозга костей

а мне вот такой рассказ попался, - о том, как епископ стал монахом, тоже впечатлил, -
тернист путь к Богу, хоть, казалось бы, чего проще.....
 

Афонский епископ 

coptic_1505485315.thumb.jpg.0521935dca947b329104c04fde18e9f8.jpg

 Я стал монахом на Святой Горе Афон, в Ильинском скиту. Недалеко от этого скита есть место, где живут пустынники, называется оно Капсала. Там, наверное, около сорока келий, которые располагаются в лесу, в каждой из них живет примерно по четыре-пять монахов. Однажды я служил всенощную под праздник Воздвижения Креста Господня. Когда я вышел на каждение в храм, я увидел благообразного, очень просто, но аккуратно одетого старого монаха. Все, кто был в храме, подходили и брали у него благословение. Я подумал, что это священник. Во время канона он зашел в алтарь и попросил выслушать его исповедь. Я согласился. И когда он начал исповедоваться, выяснилось, что он епископ. Чуть позже я предложил ему послужить вместе, но он отказался и сказал, что больше не служит, так как по приезде на Святую Гору принял великую схиму и теперь он просто монах, хотя и в епископском сане.

На следующий день после Божественной литургии и трапезы он попросил разрешения остаться в монастыре на пару дней. Мы начали беседовать, и я попросил его рассказать о себе. Епископ ответил:

— У меня жизнь такая же, как у всех остальных. Я грешник, продолжаю грешить и пытаюсь остановиться.

Тогда я его спросил:

— Как получилось, что вы, епископ, оказались на Афоне?

И он рассказал следующее.

Я учился на богословском факультете в Афинах и был лучшим студентом на курсе. Во время выпускных Церемоний Александрийский патриарх, который в этот День обратился к выпускникам с приветственной речью, затем выдал дипломы об образовании, попросил греческого архиепископа: «Я хочу, чтобы этот молодой священник преподавал в моей семинарии. Церковь Александрии погибает, нам нужны образованные люди, чтобы помочь Церкви». Они провели переговоры, и на три года я уехал в Александрию. Однако вместо трех я провел в Александрии десять лет, и меня рукоположили во епископа. Прошли годы, и однажды зимним дождливым и туманным вечером, после того как я прочитал очередную лекцию в Университете Аристотеля, по дороге домой на своей машине я попал в аварию. «Скорая» отвезла меня в реанимацию. Когда я пришел в себя, врачи мне сказали: «Вы были в тяжелой аварии. Мы должны проверить, не поврежден ли у вас головной мозг». Тогда я попросил позвать ко мне священника. Оказалось, что в той же больнице лечится какой-то монах-святогорец, который и пришел меня навестить. Он был низкорослый и какой-то очень грязный. Я начал исповедоваться ему, а он вдруг стал говорить, что мне надо перестать быть таким напыщенным человеком, ехать на Святую Гору и становиться настоящим монахом. Я должен был, утверждал он, перестать разъезжать по всему миру и делать вид, что я очень важная фигура. Я очень на него разозлился и выгнал вон из палаты. Но этот случай надолго врезался мне в память. С одной стороны, я разозлился настолько, что у меня даже заболело сердце. С другой стороны, я понимал, что то, о чем говорил этот монах, является правдой, которую я не хотел слышать.

Через некоторое время меня выписали, и мною уже заинтересовался Вселенский патриарх. Он пригласил меня на одно мероприятие, где я должен был обратиться к присутствующим с приветственной речью. Но как только я начал выступление, у меня случился сердечный приступ.

Я упал, перевернул стол, и меня снова увезли в реанимацию. В больнице я периодически терял сознание, и докторам пришлось основательно со мной повозиться. И, находясь между жизнью и смертью, я взмолился: «Матерь Божия, если Ты меня сейчас спасешь, я Тебе обещаю, что поеду на Святую Гору Афон и всю оставшуюся жизнь посвящу покаянию». Матерь Божия меня спасла, а я на Святую Гору не поехал. Я пришел к патриарху и сказал:

— Владыко святый, я обещал Божией Матери уехать на Святую Гору. Отпустите меня. Патриарх говорит:

— Да ты просто бредил — мало ли что в таком состоянии наобещаешь! Ты жив, так что не переживай.

Я начал умолять патриарха, но тот ответил:

— Ты должен быть послушен Церкви. Церковь тебя сделала епископом, слушайся и трудись. Каждый год я приносил патриарху свои прошения, но он меня все не отпускал. И вот однажды, когда я, видимо, уже основательно ему надоел, он сказал:

— Я даю тебе еще три года, отработай их, а потом поедешь на Святую Гору.

Через три года я поехал. О монашестве я не знал ничего. Я был толстым епископом с мягкими, нежными руками. Я носил красивые итальянские ботинки на тонкой подошве и шелковую рясу. И в таком виде в один прекрасный день я ступил на землю Афона. В Дафни меня встретили монахи и спросили:

- Владыка, к кому вы приехали?

Я им ответил:

— Я ищу одного монаха, — и я описал им того маленького, грязного чернеца, который посетил меня когда-то в больнице.

Монахи стали расспрашивать меня:

— Как его зовут? Где он живет?

Но я ничего о нем не знал и только снова описал им, как он выглядит. А мне говорят:

— Все так выглядят на Святой Горе.

Я расстроился, мне нужно было найти монаха, который меня сюда направил.

Тогда один из братии мне сказал:

— Если такой старец существует, то он, наверное, живет в самом дальнем углу Святой Горы, в Карулии. Поднимись на гору, возможно, что там ты найдешь своего старца.

Я пошел. Пока я взбирался на гору, я весь вспотел, камни прокалывали мои итальянские ботинки, и я так устал, что думал, что умру по дороге.

Однако монахи мне все говорили:

— Иди дальше, старец там, иди дальше. И вот наконец кто-то мне сказал, что я почти дошел. Передо мной стояла маленькая келья с одним закрытым ставнями окном. Ее окружала каменная стена, а вид, открывавшийся с горы, был такой, что хотелось уметь летать.

У кельи стояла очередь из нескольких монахов. Я хотел было пробраться вперед, но меня одернули и заставили стать позади всех.

А я был епископом и в очереди ждать не привык. Я разозлился, но решил стоять и ждать. И вот выходит келейник старца и говорит мне:

— А вам-то что нужно?

— Я старца пришел увидеть.

— Старец устал, он сегодня весь день принимал братию, а сейчас пошел спать. Сегодня он с тобой встретиться не может.

— Но я проделал такой длинный путь, я на гору взобрался! Что же мне делать?

— Завтра приходи.

— У меня нет места, куда идти.

— Все на земле спят, и ты ложись и спи.

В эту ночь я ночевал на улице. Я не спал всю ночь. Приходит утро, выходит монах и объявляет:

— Старец сегодня никого не принимает, он будет молиться.

Я не мог поверить тому, что слышал. Еще один день пропал впустую. Я так долго добирался, идти мне было некуда, и я решил ждать. Этот день я провел под деревом, пытался помолиться, но все, о чем я мог думать, — это то, как я был обозлен на старца.

На следующее утро монах подходит ко мне и говорит:

— Ты все еще здесь? Ладно, ты терпеливо ждал, заходи, старец с тобой поговорит.

Я зашел. Старец меня встретил и спрашивает:

— Что тебе надо?

— Я хочу быть монахом, — отвечаю я.

— А почему ты сюда пришел, если хочешь быть монахом?

Я ему рассказал свою историю, как в больницу ко мне приходил один святогорец. Старец спросил:

— Как давно это было?

— Тридцать два года назад.

— Ты в своем уме? Он давно уже умер! Ты же сам сказал — маленький, старенький, да и тридцать два года уже прошло! Да и ты здесь не выживешь.

Я спрашиваю:

— Почему?

— Потому что ты никогда не сможешь выполнять то, что я тебе буду говорить. Чем ты занимался до того, как сюда пришел? — спросил меня старец.

— Я епископ.

Старец схватился за голову:

— Боже мой! В жизни только от женщин бывает больше искушений! Уходи отсюда.

Я взмолился:

— Я тебя прошу, помоги мне стать монахом.

Он мне говорит:

— Я тебе разрешу остаться в келье, но только с одним условием.

— Я попытаюсь.

— Нет. Ты должен сказать: «Я это сделаю, старец», потому что если ты говоришь «я попытаюсь», ты уже сдался.

— Я это сделаю, старец.

— Хорошо. Тогда вот что. Я тебе не разрешаю разговаривать ни с кем, ни со мной, ни с теми, кто ко мне приходит. Ни с кем! Только тогда, когда я тебя попрошу что-нибудь сказать, тогда ты можешь говорить.

И он дал мне послушание заниматься всеми домашними делами.

К старцу всегда приходили гости. Я готовил чай, мыл посуду и слушал. И всегда мне хотелось что-нибудь сказать, когда старец разговаривал с гостями. Какой-то монах приходил, рассказывал о чем-то: «Вот Григорий Палама сказал...» — но я-то точно знал, что это вовсе не Палама сказал! Я ему хотел сказать: «Идиот! Это не Палама сказал, это сказал другой святой». Внутри меня все кипело, и это продолжалось годами. Через какое-то время я успокоился, уже ничего не слышал, просто мыл посуду, творил свою молитву, подавал чай. Как-то утром я пришел к старцу начать свой обычный день, свое послушание, а старец мне говорит:

— А вот теперь можешь говорить. Я подумал и ответил:

— Мне нечего сказать. Старец мне говорит:

— Родной мой, когда ты сюда пришел, тебе уже тогда нечего было сказать, но ты этого не знал. Когда ты покидал мир, ты думал, что весь мир в тебе нуждался. А сейчас посмотри, нуждается он в тебе по-прежнему? Да и раньше-то он в тебе не нуждался. Единственное, что нам нужно в жизни, это Бог.

Из книги "Беседы на Русской земле. Схиархимандрит Иоаким (Парр)"

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куда бы не обратилась 
человеческая душа, 
всюду, кроме Тебя, Господи, 
наткнется она на боль...

Блаженный АВГУСТИН

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...