Перейти к содержанию

Чувство вины-это плохо или хорошо?


На шпильках

Рекомендуемые сообщения

Чувство вины-это разрушающее чувство?
Как чувство вины влияет на ваши взаимоотношения С Господом и окружающими людьми?
Что вы можете сделать,дабы облегчить бремя вины,которое несёте?
Как долго нужно и можно сохранять чувство вины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чувство вины может привести к депрессии и к самоубийству.Вспомните Иуду.Мне кажется надо помолиться перед сном,попросите прощение у человека,которого обидели и у Бога.Ещё лучше вести духовный дневник.Мне кажется ,если покаяние истинное,то чувство вины должно уйти.
Но у меня такой вопрос:Можно ли простить Иуду?Или есть непрощаемые грехи?
Покаяние-это скорбь о грехе,посланная человеку Богом.
Мне кажется,что чувство вины-это раненая совесть.
Покаяние истинное и ложное.
Одна моя знакомая работала дворником и вот им выдавали веники,один она воровала и уносила домой.В церкви перед батюшкой она исповедовалась в этом грехе.Он ей его отпускал и говорил,чтобы она впредь не грешила.Она с чистым сердцем шла домой.
Но вот на работе опять дают веники и она не может устоять перед искушением и опять несёт его домой.Прямо какой-то замкнутый круг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, что однозначного ответа на это  вопрос быть не может.

Тырить веники на работе - не самый страшный грех, хотя позорно.

Лично мое мнение:

чувство вины, искреннее, глубокое, покаянное - великое благо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чувство вины-это разрушающее чувство?

Как чувство вины влияет на ваши взаимоотношения С Господом и окружающими людьми?

Что вы можете сделать,дабы облегчить бремя вины,которое несёте?

Как долго нужно и можно сохранять чувство вины?

 

Чувство вины, как и любое другое чувство, заложенное в нас Господом, - не плохо и не хорошо. Все зависит от того, что мы с ним сделаем.

Можно возлюбить это чувство и себя в нем - и купаться, купаться, купаться... этакая маска вечно кающегося страдальца, праведника, за которой ничего, в сущности, кроме самолюбования (вторичной эгоистической выгоды) не стоит. В этом случае чувство вины разрушающе.

 

Разрушающе оно и тогда, когда уводит от Господа или от тех людей,  по отношению к которым мы испытываем вину. Уводит - вместо того, чтобы заставить нас еще больше сблизиться с Другим, понять-вместить его более полно, более ясно осознать свои ошибки и их исправить. Тогда то, что отбрасывало прочь, окажется средством сближения.   

 

Еще хуже, когда для того чтобы избавиться от гнетущего чувства вины, человек (часто совершенно бессознательно) перекладывает ответственность за происшедшее на другого, а себя полностью оправдывает (что можно сделать почти в 100% случаях).   

 

Кроме того, чувство вины, нередко приводящее к самоуничижению, - это и великолепный  способ снять с себя ответственность за свою жизнь и за порученные Господом дела и людей в этом мире. "Да, я - плохой, никчемный... Что с меня взять?"

 

Излишне говорить о том, что человек, утонувший в чувстве вины, - человек несчастный. В таком состоянии что он может дать другим, чем поделиться? Своим несчастьем?.. Кому от этого благо?..

 

Вместе с тем,  есть и другая сторона чувства вины. Оно  - сигнал глубин человека (не всегда чистых; в подсознании хранится много ненужного хлама и искаженных представлений), что ЧТО-ТО ВО МНЕ ТРЕБУЕТ РАССМОТРЕНИЯ.

 

И здесь можно обнаружить, что есть ложное чувство вины и истинное. Ложное чувство вины может, например, возникнуть как результат подсознательного конфликта между  детской установки "угодить другим (взрослым)" и потребностью зрелого человека  "прожить СВОЮ жизнь" (в которой, порою, приходится идти против мнения всего значимого окружения).

 

Истинное чувство вины сигнализирует о том, что нечто, сделанное-мыслимое-чувствуемое человеком, не соответствует тому, чего от него ожидает Жизнь, Бог... И тогда  наступает время для реализации по-настоящему созидательного назначения чувства вины -  осознания ошибок и их исправления. Другими словами вина приводит к покаянию, или метанойе  (греческое слово метанойя — «покаяние» -  означает «перемена ума» с целью изменения образа мысли и образа жизни). В свою очередь, исправление приближает человека к Богу. Все! Больше ничего и не требовалось. И нечего дальше оглядываться назад и облюбовывать свои, неизбежные и естественные на прежних этапах своего развития, "огрехи".

 

ОМ САИ РАМ  :clover: 

 

А про Иуду... Можно ли его прощать?

 

Мне кажется, что на этот вопрос ответил Сам Христос, знавший все наперед. Ответил Своим Отношением...  

 

И - что мы знаем об Иуде?.. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Излишне говорить о том, что человек, утонувший в чувстве вины, - человек несчастный.

 

Несчастный только тот, кто отрицает своим отчаянием

возможность искупить эту вину Милостью Всемилостевого.

 

Были святые, которые всю жизнь плакали о своих грехах,

они достигли прозрачной чистоты в своем сокрушении и самоуничижении,

они исцеляли взглядом и ходили по воде, никого не делая несчастными,

напротив, даруя благодать своим одним присутствием.

 

Другое дело - показное покаяние и особенно показные слезы сокрушения.

Такое будет сеять вокруг себя несчастье, как и любое деяние в неведении.

 

Вина - это внутреннее действие, и если человек истинно ощущает себя виновным,

а не притворно, как чаще всего бывает, он будет стараться изгладить эту вину

тем, что будет стараться искренне угождать другим в знак искупления,

НЕ делая их несчастными, а наоборот.

 

Любая добродетель, выставленная напоказ, становится своей противоположностью.

 

https://www.sairam.ru/topic/10756 

 

Тот же человек искренне ощутивший вину за ворованные веники,

больше не повторил бы это, значит, это не было чувство вины на самом деле.

 

Фарисейство во всем, даже в чувстве вины.

"Ибо делающий напоказ людям уже воспринимает мзду свою"..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не могу не поделиться здесь одним удивительным сообщением,

которое попалось на другом форуме.

Это к вопросу о том, что самоуничижение делает человека несчастным  

и как следствие, он делает других такими же:

 

"...я тогда себя чувствовала (абсолютно искренне) полным ничтожеством, хуже всех людей. била себя ушами по щекам и ничего не могла изменить. но, именно тогда, я почувствовала сладость, которую приносит это состояние полного ничтожества, когда ты лежишь в пыли и знаешь, что ты плохая. это было просто неописуемое ощущение свободы. свободы от ожиданий быть хорошим, которые мы сами и все вокруг нас возлагают на нас как хомут. ощущение покоя и ...все таки почти физической сладости, не могу подобрать другого слова. я тогда молила Бога, чтобы он подержал меня в этом состоянии "сладкого унижения" подольше, так мне в нем было хорошо. вот, хоть верь, хоть не верь. поэтому я и говорю, что когда оно происходит не по нашей инициативе, а как принятие Божией воли, то это сладость, эго смиряется и получает благодать и вся слава отдается Богу.

 

когда же мы сами пытаемся себя туда засунуть, то все внутри сопротивляется и если мы все же преуспеем, то возникает искушение самодовольно улыбнуться внутри и залюбоваться собой смиренной
 

только я хочу сразу уточнить, что это не имеет ничего общего с простой распущенностью. этому состоянию принятия своих недостатков и сладости "лежания в пыли" предшествовало долгое состояние раскаяния и боли за совершенное зло.".  [чувство вины]


http://ariom.ru/forum/p1993440.html#1993440

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"...я тогда себя чувствовала (абсолютно искренне) полным ничтожеством, хуже всех людей. била себя ушами по щекам и ничего не могла изменить. но, именно тогда, я почувствовала сладость, которую приносит это состояние полного ничтожества, когда ты лежишь в пыли и знаешь, что ты плохая. 

 

Для меня этот отрывок совсем не однозначен.

В частности, эгоистическое наслаждение может быть вызвано чем угодно: как тем, что "я - лучше всех", так и тем, что "я-хуже всех". "Я" остается, "я" - в центре, "я" сравнивается с другими...  "я"  отделено от всего проявленного и Непроявленного. Какая мысль здесь показывает отход от этого маленького "я", прекращение о-себе-думания? 

Известно, что "темные силы"  получают наслаждение от самых низменных вещей (маньяк в своих побуждениях тоже движим манящей сладостью, но какого она качества и происхождения?)

 

это было просто неописуемое ощущение свободы. свободы от ожиданий быть хорошим, которые мы сами и все вокруг нас возлагают на нас как хомут. ощущение покоя и ...все таки почти физической сладости, не могу подобрать другого слова.

 

А вот это, на мой взгляд, и есть по-настоящему первое движение от себя - освобождение от ЖЕЛАНИЯ БЫТЬ ХОРОШИМ, принятие себя таким, какой есть. Это внутреннее движение само по себе, еще прежде всякой связи с Божественным, дарует первые проблески Высшей Радости, Покоя... просто потому, что удалось на мгновение оторваться еще от одного из своих эгоистических желаний. То есть причина сладости и покоя - не самоуничижение как таковое, не "я"-зацикленность, а освобождение от собственных  "ожиданий быть хорошим", от "я"-амбиций. 

 

На самом деле, пытаться разбираться в чужих внутренних опытах, интерпретировать их  - дело крайне неблагодарное и бесплодное. Оно просто - не ума дело, а прозрения.  

 

В мире человеческих переживаний много всего намешано, и порою крайне непросто установить причинно-следственную связь между отдельными составляющими ("отчего мне плохо?" и "отчего вдруг стало хорошо?", "откуда радость: от приближения к Богу или от прежде неизведанного утонченного эгоистического наслаждения?")   

Например, если прозрение своего ничтожества есть результат приближения к Богу, тогда Сладость появляется от близости Бога, от веры в то, что с видимым пороком легче справиться, чем с тем, о наличии которого даже не подозреваешь. И эта сладость возникает рядом и вместе с очень горьким осознанием нечистоты своей (низшей) природы. И тогда мы видим святых, одновременно горько оплакивающих свою греховность и излучающих исцеляющую и просветляющую Благодать Божию. 

 

Но такое самоуничижение - это результат глубоких переживаний встреч с Богом и имеет крайне мало общего с обычным, от ума или от традиции идущим, самоуничижением.

 

"Как пыль и грязь видны только там, где есть свет, так и греховность человека становится для него явной по мере того, как он приближается к Богу, Который есть Свет, а в не Бога не может быть ясного видения грехов, потому что все помрачено и замутнено" (Епископ Иларион.http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ilarion/ilarion2/50.html)

 

Поэтому и говорится в целом ряде духовных учений примерно об одном и том же: "Устремитесь к Свету, к Богу, к вашему Истинному Я, а с собственной тьмой и так встретитесь, когда будете готовы к ее трансформации".

 

"Раскаяние — это еще не покаяние; обнаружить в себе грех и греховность — надо; но только над ними плакаться — недостаточно. Если мы действительно понимаем, что Бог может нас исцелить (по слову Исаии пророка: Если грехи ваши были бы, как багряница, Он может их сделать чистыми, как лен; 1,18), если только мы в это верим, то мы должны от греха вырваться к Живому, спасающему нас Богу" (Митрополит Антоний Сурожский, http://vk.com/surojskiy).

 

ОМ САИ РАМ 

Изменено пользователем Svetlana Sh
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но такое самоуничижение - это результат глубоких переживаний встреч с Богом и имеет крайне мало общего с обычным, от ума или от традиции идущим, самоуничижением.

 

Но ведь человек об этом и написал:

 

 поэтому я и говорю, что когда оно происходит не по нашей инициативе, а как принятие Божией воли, то это сладость, эго смиряется и получает благодать и вся слава отдается Богу.

 

На самом деле, пытаться разбираться в чужих внутренних опытах, интерпретировать их - дело крайне неблагодарное и бесплодное. Оно просто - не ума дело, а прозрения.  

 

Воистину, тем более, что обычно ум имеет тенденцию принижать чужие достижения

и возвеличивать свои.

 

Поэтому тема гордыни у святых - на самом первом месте.

 

И ведь действительно никого не обманешь ни ложным смирением,

ни притворным уничижением, ни преданностью напоказ.

Это все ярко-белые нитки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:clover: ОМ ШРИ САИ РАМ!!! :clover:

"...я тогда себя чувствовала (абсолютно искренне) полным ничтожеством, хуже всех людей. била себя ушами по щекам и ничего не могла изменить. но, именно тогда, я почувствовала сладость, которую приносит это состояние полного ничтожества, когда ты лежишь в пыли и знаешь, что ты плохая. 

 

Для меня этот отрывок совсем не однозначен.

Для меня тоже.

Демон может и обхитрить, получая порцию энергии для жизни через Эммоциональное наслаждение. Сладость Божью от "сладости " от Лукавого очень трудно различить. Не стоит  на этом успокаиваться.  Радоваться этому и рассказывать другим может тот же самый Лукавый .

 

Итак, не расслабляемся. Жемчужинки Господа!!! Топаем дальше!!! :wub:

 

:clover: ДА БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕ МИРЫ!!! :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От этого никто не застрахован.

Где гарантия, что каждая буква на этой странице - не от Лукавого? 

 

(От Кого сам Лукавый и есть ли он на самом деле - оставим для другой темы :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что в нашем общении менее всего речь идет о сознательном возвеличивании "своих" достижений  и умалении опыта других. Честно говоря, это слишком мало для эгоистического наслаждения... 

 

Я размышляла над приведенным чужим переживанием ровно так, как я  проделала бы (и проделывала)  это в отношении своих переживаний.  Это обучает различению и, кроме того,  раскрывает общность всякого "индивидуального" :)  духовного опыта. 

 

Что касается данного примера, я бы отметила еще одну очень интересную особенность человеческой природы: неизбежно примешивать ко всякому прикосновению к Духовному  чисто эгоистическое желание:  "я тогда молила Бога, чтобы он подержал меня в этом состоянии "сладкого унижения" подольше, так мне в нем было хорошо". 

 

В подобных точках я вижу для себя очередную ловушку, опасность, которая, не будучи осознана, захватит меня в плен новых желаний и  опять уведет от Бога. 

 

ОМ САИ РАМ :clover:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"я тогда молила Бога, чтобы он подержал меня в этом состоянии "сладкого унижения" подольше, так мне в нем было хорошо". 

 

И в подобных точках я вижу для себя очередную ловушку, опасность, которая, не будучи осознана, захватит меня в плен новых желаний и  опять уведет от Бога. 

 

То есть "правильно" было бы: "я молила Бога поскорее забрать у меня это состояние?"

 

 

Мне кажется, находясь в потоке Его ананды, мало искренности в том, чтобы просить обратное, 

Это было состояние, не связанное с ожиданием такового, чистейшая Милость,

о чем автор и говорит.

Почему-то снова игнорируется самая важная фраза,

и остальное вырывается из контекста:

 

когда оно происходит не по нашей инициативе, а как принятие Божией воли,

то это сладость, эго смиряется и получает благодать и вся слава отдается Богу.

 

Блаженство дается Милостью и трудно поверить, чтобы кто-отказывался от нее.

 

Более того, Свами призывает нас просить Его именно о Милости и блаженстве.

 

Вам следует просить у Бога Милости Его Любви.

Это непреходящая Любовь. Она бесконечна.

Бог есть воплощение Блаженства.

Молите Его ниспослать вам это Блаженство.

 

Только тот, кто просит у Бога Его Любви и Блаженства, является истинно преданным Ему.

Просите у Бога только Любви и Блаженства.

"Провозвестие Аватара "

 

Переживайте больше блаженства ...

Стремитесь обрести как можно больше блаженства...

 

Сатья Саи Баба, Из мысли дня от 26 июня 2013

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть "правильно" было бы: "я молила Бога поскорее забрать у меня это состояние?"

 

 

Мне кажется, находясь в потоке Его ананды, мало искренности в том, чтобы просить обратное, 

 

Об этом речь и не шла. Я говорила лишь о том, что эгоизм, проявляющийся  в любых формах самообеспокоенности о своем состоянии, - ловушка.

Когда мы просим Бога о том, чтобы нам было хорошо (не важно, от чего именно), - это забота о себе, т.е. проявление эгоизма.

 

Находясь в потоке Его Ананды, например, можно вспомнить... о Нем... Как ни странно бы это не звучало... и еще много чего можно... 

 

А вот цепляться за Ананду - это верный путь к тому, чтобы ее и ее Источник (оказывается, не совсем одно и то же!)  потерять, упустив возможность Встречи на еще более глубоком уровне. Это  - мой личный опыт, обретенный мною в общении со Свами.

Я им просто делюсь, без претензии на универсальность для всех людей и  на всех путях  :D ...

 

А вот фраза  "когда оно (самоуничижение) происходит не по нашей инициативе, а как принятие Божией воли, то это сладость, эго смиряется и получает благодать и вся слава отдается Богу"  не находит во мне отклика (что не отменяет ее живительной силы для других).  Я НИКОГДА не видела славы у эго, поэтому искренне не понимаю, что значит "вся слава отдается Богу". 

Мне никогда не приходилось ощущать в отношениях с Господом и самоуничижения  - напротив, с Ним открывалось Истинное Величие всякого человека,  а также то, что мешает этому Величию раскрыться внутри человеческой природы - эгоизм в различных его масках, которые, увы, не всегда легко распознать, особенно в самых "законных" удовольствиях и благих делах (что не только не отменяет, но усиливает  коварство последнего). 

Не думаю, что мне стоит очень расстраиваться из-за того, что мои отношения с Богом сложились иначе, чем у кого-то другого... как и убеждать других  выстраивать их по образу и подобию моего пути... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, что мне стоит очень расстраиваться из-за того, что мои отношения с Богом сложились иначе, чем у кого-то другого... как и убеждать других  выстраивать их по образу и подобию моего пути... :)

 

Света, в данном случае рассматривается более частный момент,

а не глобально отношения с Богом.

 

То, что у каждого они свои - азбучная истина,

в этом и прелесть Его игры с нами.

 

Есть различные формы преданности:

та, которая глупым образом плачет по Мне, когда я не присутствую физически;

та, которая предается Мне с неистовым самозабвением;

та, которая устойчива и сильна, всегда придерживающаяся Моей Воли.

Я принимаю все эти виды преданности.

 

Я НИКОГДА не видела славы у эго, поэтому искренне не понимаю, что значит "вся слава отдается Богу". 

 

 

Если есть смирение, то подразумевается, что до его стяжания слава приписывалась

именно эго, и не то, чтобы эго имело славу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Блаженство дается Милостью и трудно поверить, чтобы кто-отказывался от нее.

Анандамайя-коша - последний покров, скрывающий Атму. Если вспомнить Рамакришну, он сам не мог справиться с преодолением этой оболочки, ему помогали. Да, всему свое время... кто-то хочет лизать сахар, а кому-то стало так невыносимо от разделенности с Господом, что он молит: я больше не могу чувствовать разделенность с Тобой, лучше не быть совсем, уничтожь последнюю грань, разделяющую нас... На все - Милость Господа и внутренняя готовность-зрелость-запрос человека отказаться от своих предпочтений, мешающих слиянию с Богом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

".. сладость, которую приносит это состояние полного ничтожества ....так мне в нем было хорошо. вот, хоть верь, хоть не верь. поэтому я и говорю, что когда оно происходит не по нашей инициативе, а как принятие Божией воли, то это сладость, эго смиряется и получает благодать и вся слава отдается Богу."

А в чем здесь Божья воля?  В том, чтобы погрузить осознающего чувство вины человека в состояние полного ничтожества? :blink:  Но Свами учил, что мы не ничтожны, а Божественны.

 

этому состоянию принятия своих недостатков и сладости "лежания в пыли" предшествовало долгое состояние раскаяния и боли за совершенное зло.".  [чувство вины]

Раскаяние не должно приводить к принятию недостатков. :clover:

 

Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние естественное и от дьявола к Богу.

(Преподобный Иоанн Дамаскин VII-VIII вв.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем здесь Божья воля? В том, чтобы погрузить осознающего чувство вины человека в состояние полного ничтожества? :blink:

Согласна с мнением Алины - просто не вышло так точно выразить.

А про разницу между "эго смиряющимся" и самоуничижением очень здорово сказал Митрополит Антоний Сурожский:

"Смирение означает полную открытость Богу, отдачу себя в Его волю, готовность все принять от Него — из Его рук или через посредство других людей, без громких слов о своем ничтожестве, потому что смирение — не самоуничижение, а просто предстояние Богу в изумлении, радости и благодарности... Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя".

Смирение - это не самоуничижение... вовсе не обращенность к себе (великому-ничтожному)... оно больше про наши отношения-связь с Богом, про то, что нас встречает и роднит с Ним и Его Радостью...

Если человек просто "утонул" в чувстве вины, то тогда можно говорить о самоуничижении, но неуместно - о смирении. Это - путь к болезням души, разрушению личности (а иногда и жизни), а вовсе не средство для духовного роста (психологам и психиатрам нередко приходится иметь дело с пациентами с патологическим чувством вины).

Если осознание греха, породившего чувство вины, приводит к покаянию, то это предполагает, что человек должен, по словам Антония Сурожского, "вырваться от греха к Живому, спасающему нас Богу". Так то, что отбросило нас прочь от Бога (неисправленное, грех, породившие чувство вины) обратились в помощь на пути к Нему, стали дополнительным "предлогом" для обращения к Создателю.

Тогда и сладость не оттого, что "лежишь в пыли", а потому что с Богом встретился и подивился мудрости всего созданного (даже самого "плохого")

ОМ САИ РАМ :clover:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:clover: ОМ ШРИ САИ РАМ!!! :clover:

 

 Еще нужно учесть и то, что она возможно не так выразила  свою мысль через слова, как у меня бывает не раз.

 

Что именно ощущала женщина в тот момент , только она может сказать как есть. Поэтому, без присутствия автора на нашем Сатсанге, следует  сделать вывод , что  и та и эта точка зрения могут быть верными. Возможно она так и переживала себя , как поняла Махапремочка.

 Однозначно сказать в этом случае опять повторюсь, невозможно.

Но беседа была  очень глубокой.

Благодарность всем!!! :clover:

 

:clover: ДА БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕ МИРЫ!!! :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это  абсолютно нормально и неизбежно -  допускать неточности в интерпретации, либо в процессе облачения в форму тех  переживаний, которые дарует Господь. 

Гораздо хуже бояться допустить ошибки на пути к Господу (даже если они породят потом огромное чувство стыда или вины или любое другое чувство "не из приятных").

Не падает (не ошибается) только тот, кто не учится ходить.  А мы не то что ходить - в Небо метим!..

 

Господь же, Всемогущий и Всемилостивый, как бы мы не ошиблись, найдет способ всякую нашу неточность исправить, если это действительно для нас важно.

Со мною так было неисчислимое число раз.

 

Благодаря приведенному Махапремой примеру - спасибо, Маха! - появилась хорошая возможность практической работы.  

Для меня она оказалась полезной.

 

Спасибо всем!

И - удачи в работе с таким даром Господа, как чувство вины!.. :)

 

ОМ САИ РАМ :clover:   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогие друзья, я тоже благодарю всех за беседу,

Ничего себе разнообразие создал Творец:

приди сюда еще человек с сотню, получим сотню мнений и их оттенков.

 

Хочу только дополнить свое видение:

можно привести сотни и сотни цитат святых отцов о том, что самоуничижение -

высшая добродетель, и лично мне до этого дальше, чем до Луны,

но собственный крошечный опыт показал,

что это реально благостное состояние в высшей степени.

 

Не будем спешить оценивать чужой опыт, беря за меру свой.

 

Мне видится, что человек с таким устроением  всегда спокоен и благостен

("куда может упасть тот, кто уже лежит на земле?"),

ему не с кем соревноваться, он борется лишь со своими грехами,

и потому всегда умиротворен и блажен.

 

Блаженны нищие духом...

 

Према, тебе спасибо отдельное за терпимость и понимание  :para: .

 

Вот что произнесено святыми душами и о них

(обратим внимание, что именно самоуничижение 

приравнено у них к высшей благодати и является ее источником).

Как и в приведенном мной опыте чужого человека, который показался мне родным.

 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) вспоминал, что в молодости, будучи послушником, однажды разносил пищу в монастырской трапезной, и, поставив блюдо на стол, за которым сидели другие послушники, мысленно сказал: "Примите от меня, рабы Божии, это убогое служение". Внезапно его сердце наполнила такая радость, что он даже пошатнулся. Благодатное состояние души молодой подвижник ощущал затем около месяца. В другой раз будущий епископ зашел в просфорню и с внутренним самоуничижением очень низко поклонился трудившимся братиям. Неожиданно благодать с такой силой осенила его душу, что он телесно изнемог и ему пришлось немедленно уйти в келлию и лечь на постель.
 
* * *
Брат сказал авве Сисою: "Я замечаю за собой, что память о Боге всегда со мной". 
Старец ответил ему: "Не самое важное дело, что ты размышляешь о Боге; 
важно увидеть себя ниже всей твари".
 
* * *
 
. Отнимем у себя ради Господа или часть имения, или часть сна, пищи и труда; порадуемся поношению, снесем обиду, перестанем угождать только себе, искать только своего; обяжем себя на самоозлобление и самоуничижение. Один путь христианский — путь креста.
- Святитель Феофан. затворник Вышенский
 
* * *
 
Старец Паисий Святогорец:
 
«…знай, что, ощущая себя в состоянии никуда не годном, духовный человек приемлет божественную благодать. Ведь это осознание своей греховности становится для такого человека [духовным] омовением.
 
«— Геронда, каким образом человек может постоянно видеть себя грешным? 
 
— Человек может видеть себя грешным, если он испытывает себя со вниманием. Чем с большим вниманием испытывает себя человек, тем более грешным он себя видит. 
 
* * *
Духовная радость, извещающая спасение, полна смиренномудрия, полна благодарения Богу, сопутствуется обильными и постоянными слезами, непрестанными молитвами, не насыщается осуждением и уничижением себя, изливается в исповедании Богу, в славословии Бога, ознаменовывается умерщвлением к миру. Она - предощущение вечной жизни! 
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).
 
* * *
 
Преподобный Симеон мерой необходимого человеку смирения считал меру его грехов: то есть чем больше нагрешил человек, тем глубже надо ему смиряться. Но для самого святого отца эта мера была безмерна. Оплакивая грехи своей юности и последующие малейшие уклонения с пути благочестия, преподобный Симеон считал себя хуже не только всех людей, зверей и ползучих гадов, но гнуснее бесов. Таково смирение высочайших душ, которые не оглядываются вокруг, а любую пылинку на своей чистоте воспринимают, как нестерпимую боль:

Правая мера есть мера смирения,

Чтобы, не отчаиваясь в себе совершенно,

Не считать никого в мире

Худшим себя в непристойных деяниях,

И поэтому плакать всегда и рыдать.

Это признак печали по Боге.

* * *
Антоний Оптинский
- «Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей - вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, - тогда прощай мир душевный!»
 
------------------------------------
Но в этой практике тысячи нюансов (включая главный принцип - искренность и внутренность),
которые невозможно обсудить набегом.
 
Кто-то истирает эго уравниванием себя с Богом, кто-то обратным - полным уничижением себя.
И все эти пути, как сказал Свами, выбираются не нами.
 
Кто возьмется судить правильность чужого пути???
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:clover: ОМ ШРИ САИ РАМ!!! :clover:

 

 А вот вам на десерт! :happybirth:

Разве можно еще комментировать Того, кто есть сама Истина?

 

Ярко высветилось...

Если мы начинаем улучшать кого-то или мир, то мы в неведении ! Мы думаем что личность что-то может: решать, менять. Но это наше неведение. Вообщем , послушайте сами!После этого Сатсанга еще больше само собой приходит  самоуничижение и смирение .

 

 

:clover: ДА БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕ МИРЫ!!! :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Премананда, спасибо тебе за широту взглядов!!!

 

Мне тоже в равной мере интересны и близки крайние двайты (только что цитированные)

и крайние адвайтисты, утверждающие, что нас нет, не было и быть не может.

 

Все дороги ведут вот куда:

 

sai-baba-bless-our-heart-and-mind-sboi.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо родиться в лоне церкви, но умереть...  :(. Я конечно утрирую. Все примеры со святыми были милостью Господа именно для них... Но когда становится идеей-догматом, это уже не живое. Смирение - не поза, не ментальное понятие,  а состояние души. Это как раз хотелось осветить...

 

Мы стремимся к Богу, к Свету. Этот Свет дает нам Благодать, и затем в этом Свете мы видим греховность низшей природы... В сумерках ничего не видно...только в Свете Бога видны изъяны. Не в ментальных понятиях, а в самом переживании, когда СВЕТ выявляет в нас это.

 

Как пример: мы гладим руку любимого - ему нравится. Но если мы будем гладить ее постоянно (считая-думая, что это ему нравится), то натрем мозоль :), и он отдернет руку. Часто происходит, что, получая милость Бога, мы пытаемся воссоздать-повторить то событие, при котором оно произошло: ребенок хорошо себя вел - ему дали конфетку. Теперь, чтобы получить конфетку, он будет пытаться бесконечно делать то же самое  :). Но не само наше действие вызывает Милость Бога, она случается в тот момент, когда необходимо обозначить направление движения для нашей души. То, что для нас является благом сейчас, в следующий раз может оказаться топтанием на месте или шагом назад. Если для нас правда изменчива, то что мы можем сказать в отношении других людей? Только Господь знает, что им во благо...

 

Сначала мы учимся у других людей, святых, затем открываем Бога (внутреннего водителя) в Собственном сердце. И даже после этого нам нужно откликаться-сверяться с миром вокруг. Бог в нашем сердце - Бог в сердце каждого существа. Мои действия порождают страдания, конфликт, почему? Я говорю-действую от сердца к сердцу, вмещаю  "другой" взгляд на одно и то же явление, нахожу общий язык, понятный "другому"? Состояние открытости, вмещение всех способов Жизни проявляться как ей вздумается, без оценок и навешивания ярлыков, по-моему, и есть смирение...

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто-то истирает эго уравниванием себя с Богом, кто-то обратным - полным уничижением себя.
И все эти пути, как сказал Свами, выбираются не нами.
 
Как я понимаю, Свами  говорит здесь об  ощущении-идее  "я" как такового.
 
"Если вы расширите идею о самом себе до уровня Бога, то тогда не будет ни основания, ни места для эго. Или же если вы уменьшите себя до ваших истинных размеров в соотношении с этой огромной вселенной, тогда также не будет места для эго. Безгранично малое или безгранично большое - это не важно. Только в середине существует напряжение". (Джон С. Хислоп. Беседы с Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой"). 
 
Бесконечное Я и "Я-точка". Все-включение и все-исключение. "Я - и то, и то, и то...."   и "Я - не то, не то, не то...".
 
Когда мы говорим о расширении Я до уровня Бога, то это предполагает вмещение в Я всех противоположностей, всю гамму дуальных переживаний. На этом пути (в моем понимании) должно принять  и  неразлучную пару "самовозвеличивание-самоуничижение" как сотворенную Богом с определенными  целями. Здесь нет ничего однозначно "плохого". Нет "лишних деталей".  Есть то, что должно работать на определенном этапе развития души,и есть то, что уже отработало, стало помехой. (Начни ребенку говорить, что "ты - хуже всех", и что из него вырастет? (Не стоит при этом внушать и обратное, что "ты - лучше всех" :), достаточно будет "ты - хороший, и он - тоже хороший"). 
Реализуя этот путь, трудно всему сказать "да".
 
Если же мы ведем речь о реализации второго пути - уменьшении себя до "точки", то этот путь, в моем понимании,  сопровождается постепенным расставанием с любым своим "имуществом", раздувающим наше "я", включая все "свои" качества, концепции, представления о мире и о себе (будь то "Я - лучше  всех лучших"  или "Я - хуже всех падших").    
На этом пути трудно всему сказать "нет", и "это - тоже не я". 
 
В середине существует напряжение (что и чувствуется в нашем общении). В середине человек, в какую сторону бы не двигался  не может всему сказать  "да" ("И это тоже Я, во Мне"), либо всему "нет"  ("И это - не Я"), но вместо этого держится за свои предпочтения.  
 
Напряжение возникает и там, где речь ведется о правдах разных ступеней, которые человеческий ум претендует поставить на престол "На-Все-Времена-Истинное". 
 
Посмотрим на примере с чувством вины.
 
Если человек не способен его испытывать ни в каких ситуациях, то мы, скорее всего, назовем его бессовестным человеком. Совесть его спит (либо надежно упрятана, духовное вытеснено в бессознательное), к чужим голосам, призывающим взглянуть на последствия его деяний, он также глух. Он идет по жизни только собою. Он - велик в своем самоощущении. Рядом с ним - никто, прах. Крайний вариант. К счастью, встречающийся в наших жизнях не так часто (но не так редко в психиатрических клиниках и тюрьмах).
Зарождающееся чувство вины здесь - спасение! Переживание, что "я, оказывается, не (совсем) "пуп земли"" - предвестник новой ступени.
 
На следующим этапе человек способен испытывать и откликаться на чувство вины. Откликаться может по-разному, и от этого зависит направление его дальнейшего движения.
Неприятное переживание может быть заблокировано через включение бессознательных механизмов психологической защита (чувство вины можно подавить, можно спроецировать на другого ("другой в ответе за то, что так случилось") и пр.) - и тогда движение идет в обратную сторону -  развивается  "глухота" к совести, нелестным мнениям людей о себе, а также - собственный невроз.
Другой подход - когда человек обладает силой, чтобы пережить сполна чувство вины, открыться ему и посмотреть, что же за ним стоит ("о чем сигнализирует вина?" "что во мне требует исправления?"). Созидательное движение. Человек работает над собой.  Он способен признавать свои ошибки и просить у других (а потом и у Бога) за это прощение. Отношения с окружением достаточно благоприятны. 
В этом случае можно говорить о зрелой, здоровой личности.
То есть вина как  таковая, способность остро переживать это чувство  - это еще не духовность,  Бог может вовсе не появиться в картинке мира человека, несмотря на то, что тот крайне совестлив. На таком видении основаны сделанные мною выводы: вина  в чистом ее виде, без связи с Богом - не есть источник Божественной благодати.
 
Вместе с тем, чувство вины, а точнее - неумение правильно его пережить - легко может стать пищей для "темных сил".  Чувствуя вину, человек впал в уныние, у него развилась депрессия, в крайнем варианте - спился или покончил с собой. В моей жизни была встреча с очень совестливым человеком, который не смог пережить стыда, вызванного действиями его дочери... он деградировал и ушел.  Кому это надо? Очень важно уметь прощать себя, отрываться от разрушающих внутренних тенденций и жить дальше, с учетом проделанной "работы над ошибками" и покаяния.
 
Есть и другой пример, когда "маятник вины"  с самого детства зашкален. Человек без вины виноватый. Изначально в самоуничижении. Изначально несчастен для себя (и окружающих, поэтому, в итоге, остается один). И, соответственно, если такой человек приходит в среду, в которой  вину можно обратить в добродетель (например, приравняв самоуничижение и смирение), он утопает еще больше, полагая, что тем самым приближается к Богу. Пока не доходит до точки, до преследующих мыслей о самоубийстве, когда, в итоге, бросает и Церковь, в которой ему стало "еще хуже". Со мною рядом есть такой человек, и я не в состоянии ему, увы,  помочь. Легко ли разрубить сцепку "я"-самоуничижение-"смирение"-"Бог" и обратить его "я"  "от себя", от зацикленности на своих переживаниях в сторону других и Бога?..
 
И - вершина Пути, полная духовная реализации, уровень адвайты, когда Делатель - Один. И здесь, конечно, о развитом чувстве вины у него говорить весело...  
А как отличается от первого бес-совестного?.. :)
 
ОМ САИ РАМ   :clover:
 
  
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...