Перейти к содержанию

Ненасилие к себе и опоры жизни


Елена Волкова

Рекомендуемые сообщения

Елена Волкова

Саи Рам

 

У нас на работе в связи с подготовкой к проведению эколагеря для подростков основными аспектами были озвучены следующие: ненасилие к себе и обретение жизненных опор.

Очень важный момент, что эти темы будут раскрыты и программа пишется именно для этого возраста.

И вот решила обратиться к вам, друзья. Поделитесь, как бы вы преподнесли для них такого рода знания? Ведь ненасилием к себе можно оправдать лень и отсутствие дисциплины, а опоры мы чаще всего ищем вовне себя (работа, семья и пр.).

Задача состоит в том, чтобы беседуя с детьми, мягко разворачивать их в сторону самих себя, показывая дорогу через внешнее к внутреннему...то есть не говорить, что семья и реализация в социуме не имеют никакого значения, но что именно через них чаще всего человек обретает внутренние незыблемые опоры. 

 

Буду благодарна и признательна всем за размышления над этим. 

Итак, что такое ненасилие к себе (если говорить об этом с подростками)

И где искать и как обрести точку опоры для жизни. 

 

Ом Шри Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 29
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Елена Волкова

    11

  • Svetlana Sh

    7

  • мудрец

    4

  • mahaprema

    3

Топ авторов темы

Изображения в теме

Леночка, а подростки какого возраста (11 или 14-15)?

 

Темы вы задали ух какие!.. :) В действительности, очень важные. 

 

Навскидку,  тезисно, канва такой темы могла бы быть такой.

 

Насилие - то есть причинение вреда себе.

 

Значит,  вытекают два вопроса: "кто я" и что такое "вред, причиненный себе"?  

 

Мне больше по душе, когда такие темы подаются в форме беседы, побуждающей ребятишек думать. Поэтому эти вопросы можно перед ними и поставить. Взрослый лишь направляет беседу, подбрасывает дополнительные вопросы, подводит итог:  обобщает, по возможности, все, что сказали ребята (это дает им почувствовать, что их мнение важно, значимо, они сами приняты) и плюс к этому - осторожно задает направление, очерчивает зону для дальнейшего размышления ребят (но так, чтобы не произошло разрыва в понимании).

 

На первый вопрос "кто я"?  спектр ответов может начинаться с такого "Я - Таня", "Я - мальчик", "Я хочу быть летчиком", "Я - добрая" и вплоть до "Я - это просто я"  (отождествление с именем, телом, будущей мечтой-профессией, качествами личности  и т.д.). 

Здесь, вероятно, уместно будет подвести итог, кем мы считаем себя.

Хорошо, на мой взгляд, будет дополнительно представить, как отвечали на этот вопрос Известные Личности (особенность подростков - их поиск и тяготение к значимым другим, авторитетным личностям). В зависимости от того, в каком "монастыре" (светском или терпимом к религиозному мировоззрению) проводится беседа, подборка  цитат может быть разной, но их общая направленность понятна - человек Многоуровневый Совершенный (Здоровое тело. Красивая душа (крепкий дух-воля, доброе сердце, широкий ум).  Человек в наивысшей его Самореализации (Образ и подобие Создателя) - Счастливый Человек).   

 

Итак, цель - сотворить себя здоровым телом, красивым душой, Счастливым Человеком. 

 

Причинить вред себе - это означает делать то, что уводит нас от этой Цели (целей).  То есть польза или вред рассматривается в целевом контексте, а не в контексте критериев "сладко-горько", "приятно-неприятно". 

 

Опять вопрос к ребятам: чем мы сами можем причинить вред себе?

 

А далее - совместный с ребятами поиск ответов на этот вопрос (по каждому из уровней нашего многоуровневого "я").

Как варианты: 

- вред для тела - не делать зарядку, курить, много\мало спать, переутомляться или, напротив, лениться и т.п.;

(Можно раскрыть вред "сложных" понятий, например лени. Обсудить, чем лень отличается от расслабления, отдыха. Раскрыть, что лень, "сладкая" в начале,  в итоге причиняет вред не только нашему телу и душе (мы чувствуем, как все больше ничего не хочется делать, портится настроение, в теле появляется слабость и т.д.), но наносит удар по нашей мечте,  мешает ее реализации и т.д.)

- вред для имени: ....????

- вред для души (личности). Можно акцентировать внимание на том, что "плохие" качества, если человек их взращивает в себе, в итоге наносят вред самому человеку. Какой вред?.. - Может ли быть счастливым озлобленный (завистливый, жадный, высокомерный и пр.) человек? Как к  такому человеку относятся другие? (здесь цепочка замыкается: "приносящий вред себе приносит вред другим, и наоборот"),

- вред для человека как мастера своего дела (профессия)

- вред для человека как семейного существа (матери, мужа)

- ...

- вред для Человека Духовного (если такой уровень обсуждения можно включить в данном заведении).

 

Можно проследить взаимосвязь всех этих уровней "счастливого (совершенного) человека": "В здоровом теле - здоровый дух", "Красивый душой -  для других красив и сам пребывает в радости, мирном расположении духа", "Нравственный (праведный) человек как условие Встречи с Богом, обретения Высшей, ни от чего не зависящей Радости, становления Счастливого-в-Боге Человека"  (планка обсуждения варьирует в зависимости от интереса ребят, от того, идет беседа в этом русле или нет, от устава "монастыря").

 

Отдельный вопрос - критерии причинения вреда себе: "Что нам помогает понять, что себе мы причиняем вред?" (тело слабеет, внутри плохо, ничего не хочется, мир в серых тонах). 

Важность умения обращать внимание на свое состояние, слушать тело, то, что возникает внутри и исправлять, корректировать то, что делал не так.

 

И еще вопрос - "иерархия важности" непричинения вреда.  Если вдруг попали в ситуацию, когда надо выбирать между причинением вреда телу или  душе - что, как вы думаете, следует предпочесть? почему?

 

Вот такая длинная "навскидка" выстроилась... 

 

Удачи!

 

Саи Рам    :clover:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задача очень сложная, важнаяи решение необходимо, а исходить, как мне кажется, надо из выяснени уровня сознания подростков. Затем задавать вопросы, знание ответов на которые, помогут им самим далее принимать участие в решении поставленных задач. Часто дети могут быть нашими учителями. Как мне мыслится, Светлана правильные ориентиры обозначила. САИ РАМ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Леночка, а подростки какого возраста (11 или 14-15)?

...

 

Вот такая длинная "навскидка" выстроилась... 

Светочка, спасибо большое! Возраст ребят 15-16 лет. В основном - выпускники или воспитанники детских домов.

Очень ценный материал, непременно донесу его до коллег. 

Да, еще забыла написать, что тема лагеря "Экология души". 

Ом Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда они могут высоко парить... и за собой увлекать!..

 

Классный лагерь с многообещающими последствиями :).

 

Милости и водительства Свами!  :clover:

 

Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Спасибо! Если "навскидку" еще что-то возникнет (про точки опоры) - непременно напиши, Светик! Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лена, а "Обретение жизненных опор" - это отдельная тема?

 

Вспомнилась очень интересная связь между ненасилием к себе и ненасилием к другим.

Когда-то для меня высказывание Свами о том, что "причиняющий вред себе не может избежать причинения вреда другим" стало настоящим открытием.

До этого я думала, что "отдача без границ", помощь другим любой ценой и есть альтруизм, жертвенность и смирение (принять, если вдруг отобрали). :)

Вот такая была каша!..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Да, вопрос об опорах выделен как отдельный аспект общей темы, но с ненасилием он несомненно связан. Еще одна задача - не перегрузить ребят существующими стереотипами полноценности жизни, не снимая со счетов важность существования и семьи, и детей, и профессии. Но все внешние опоры преходящи. Как через них обрести гармонию внутренней устойчивости - вот ключевой момент.

Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все внешние опоры преходящи. 

 

1) Да, все внешние опоры - преходящи. Поэтому лучшая опора, пока, (для детей от 15-16 лет) - это Самосовершенствование! (Поэтому в этой теме (про опору) можно объяснять детям - для чего и как нужно Работать над Собой, можно, при этом, приводить примеры "великих людей" - как они в детстве Работали над Собой и т.д. и т.п.)

 

2) В теме про "Не насилие к себе", как уже говорила Света, нужно раскрыть тему "Наше единство", что бы дети поняли, что "Что посеешь, то и пожнёшь!" (Для этого можно на каждом таком занятии разбирать какую-либо Народную пословицу или поговорку. Например, "Не плюй в колодец, самому потом пригодиться", "Под лежачий камень вода не течет", "Семь раз отмерь, один раз отрежь"и т.п.)

 

3) Кстати, ещё можно совместить разбор пословиц и поговорок с изучением английского языка, давая аналоги этих пословиц и поговорок на английском. Например пословица "Семь раз отмерь, один раз отрежь" на английском звучит так: "Measure thrice and cut once", а пословица "Под лежачий камень вода не течет", на английском звучит так: "No pain, no gain". (В Интернете, в Наше время, можно найти  сайты, где приводятся такие аналоги)

 

Ом Саи Рам! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лена, если говорить о жизненных опорах, то, в моем понимании,  речь о них преимущественно заходит в контексте преодоления жизненных трудностей.

 

Сходные вопросы: 

1) "Кто я?" 

Канва всей  темы (целевая направленность) зависит от того, как отвечает на этот вопрос сам педагог  ("Если "я" -  тело, то жизненные опоры будут выбираться из тех, что обеспечивают безопасность, комфорт и удовольствия тела.   Если "я"  - личность и моя цель жизни связана с социумом, то и жизненные опоры я буду выбирать такие, которые  обеспечат мне достижение социальных целей. Если же для меня главное - быть "хорошим человеком" (ценностный уровень), то я буду стараться использовать только "чистые" способы преодоления трудной ситуации (самосовершенствование, работа над своими личностными качествами) и моя главная цель будет определяться как "верность ценностям", "быть честным (добрым, помогающим другим и т.п.).  Если же я ассоциирую себя с "человеком духовным", акцент жизненных опор и целей будут родом оттуда же, и туда же я буду стремиться"подтянуть" ребят, указать им пальцем на То). 

 

По мере развития человека   по ступенькам  "я - как тело", "я как человек социальный (личность)",  "я как душа, индивидуум", "я - как часть Бога" будут изменяться и соответствующие жизненные опоры (способы преодоления трудных ситуаций, если говорить языком психологии).

 

2) Ребятам можно задать вопрос:

"Трудная ситуация для меня - это ...."

Этот вопрос раскроет педагогу, с какими именно трудностями сталкивается данная группа ребятишек, где требуется помощь, какие дополнительные методы помощи (жизненные опоры) можно будет предложить им позже для ознакомления.

Педагог обобщает те трудности, которые обозначили ребята (связанные с телом; связанные с отношениями с социумом (сверстниками, взрослыми); трудности, связанные с выбором профессии; трудности, связанные с оценкой себя (самооценкой); могут встретиться и ребята, которых волнуют вопросы "смысла жизни", веры в Бога и пр.).  

 

3) "Провокационные" вопросы для ребят - "Как  вы думаете, откуда берутся трудности? кто ответственен за их возникновение?" и т.п. - позволят определить (вывести на уровень сознания ребят), кого они считают ответственными за то, что с ними случается.

 

Задача-максимум для педагога - подвести детей к конструктивному пониманию:  "Часть из возникших трудностей есть результат наших  собственных ошибок, неправильных  действий или плохих качеств характера", "часть трудностей призвана выработать в нас недостающие качества ("Жизнь - это вызов, прими его!"), чему-то научить ("Чему   Жизнь, если рассматривать ее как Школу, может меня научить"), что-то показать.

Здесь важны иллюстрации, конкретные примеры людей, которых именно такое отношение к трудностям сделало более  успешными, сильными, совершенными, чистыми душой и пр.

 

В сущности, этот момент, в определенном смысле, - определяющий, ключевой и может, если позволяет время, стать темой отдельного занятия.  

 

В отличие от конструктивной позиции "Я в ответе за все, что со мною происходит", деструктивное отношение будет заключаться в поиске виновного, "внешнего врага", "несправедливости", "плохой судьбы". Весьма полезно обсудить с ребятами, почему бесплодно кого-то (или что-то) делать ответственным за то, что происходит  с тобой. 

(Вывод: "Если я ответственен за то, что со мною происходит, значит я - не "жертва обстоятельств (других людей)" и могу сам изменять ситуацию, выйти из нее победителем, и, в итоге, быть творцом собственной жизни. Для этого нужно мне самому приложить усилия, правильно выбрать жизненные опоры (способы, с помощью которых я преодолеваю трудности), верно определить цели "Чего я хочу в итоге добиться?").

 

3) Следующий вопрос ребятам:  "Что именно я делаю, когда сталкиваюсь с трудностями?". В течение нескольких минут каждый записывает свои "жизненные опоры". 

 

Полученные  ответы позволяют определить педагогу, где на сегодняшний день располагаются  "жизненные опоры", какой характер носят (1. защитное поведение, исходящее с уровня подсознания и направленное на то, чтобы оградить свое "я" от неприятных переживаний; 2. реалистическое преодоление, проистекающее из сознательных, рациональных методов, направленных на разрешение ситуации теми средствами,  которые может предложить ум (анализ ситуации) или социум (обращение за помощью к другим и пр.); 3. ценностные и духовные "жизненные опоры"). 

 

Варианты ответов могут прозвучать самые разные: "мщу, не прощаю"  ("деструктивные жизненные опоры"), "стараюсь отвлечься", больше сплю, нахожу виноватого, срываю "зло" на других  (уровень психологических защит), иду к друзьям,  анализирую трудность,  прилагаю усилия в направлении конкретной цели (реалистический уровень),  помогаю другим, совершенствую свои свойства характера, прислушиваюсь к своей интуиции-совести, молюсь и т.п. (жизненные опоры ценностного и духовного уровней).   

 

 Педагог обобщает весь спектр перечисленных "жизненных опор", может предложить ребятам оценить их характер ("идут на пользу мне/другим - в чем именно она заключается", "причиняют вред мне\другим"). "Польза" - то, что нас развивает в направлении Счастливого человека :), вред - то, что уводит от этой цели.  

 

Я бы не торопилась обесценивать внешние, социальные жизненные опоры: плод личности подростка должен созреть, прежде чем с него начнут сдирать кожуру и доносить, что сам по себе человек - "нищ духом" и ничего без Бога не может.  Подросткам  важно, на мой взгляд, показать, проиллюстрировать на примерах, что настоящий успех сопутствует только тем и тогда, когда человек правильно выбирает жизненные опоры (ставит "хорошие цели"  и добивается их "чистыми методами").    Стоящая перед подростками задача развития - стать полноценной личностью, нравственным человеком. 

 

Можно раскрыть перспективу обретения жизненных опор духовного уровня на примере жизнеописания какого-то духовного подвижника. Детям рассказывают о конкретной ситуации,  с которой подвижник столкнулся. Предлагается им обдумать (1-2 минута)  и поделиться со всеми тем, какие способы они использовали бы для того, чтобы справиться с трудной ситуацией, окажись на месте нашего героя. А далее рассказать о том, как это происходило в действительности. Подвести к выводу о том, что иногда, когда все внешние жизненные опоры рухнули (пример должен быть соответствующий), единственным прибежищем и спасением человека может оказаться Господь, искреннее, от сердца идущее обращение к Нему.       

 

Это - некоторые соображения (тема, в действительности, просто громадная, мне крайне сложно перекладывать ее с языка психологии), да еще не видя детей (дети БалВикаса, например, очень просвещенные и в вопросах духовности), не зная педагогов и того, какая Программа  разрабатывается. Но написала много....   :D  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книге "Уроки Вед, тайный смысл жизни", которая является 19 томом Сатья Саи говорит очень хорошо освещены эти вопросы. Особенно в главе 2 Образование для преобразования. Отдельно критерии для студентов и для учителей. Здесь намеренно не буду приводить, чтобы читателю стало интересно и захотелось прочитать самому! Из опыта знаю, так как ко мне приходит много девушек и ребят сирот, что духовные вопросы у них возникают гораздо чаще, чем у детей из благополучных семей. и открытость там знаниям соответственно больше...., и проблем, к сожалению тоже больше, поэтому не редкость суицид, разочарование, пустота, претензии. Но вот мне никогда не получается что то заранее подготовить к таким встречам. всегда получается что беседа начинается с одного, а заводит в совершенно неожиданное направление...Мне нравится рассказывать им истории из жизни выдающихся Личностей. потом я всегда рано или поздно начинаю говорить о Свами, в общем все заканчивается слезами, счастьем и Любовью, но это легко вот тут написать, а за этим такой труд стоит, обычно перед беседой. особенно если приходит сразу несколько человек я прошу чтобы Свами дал мне вдохновение или попросту прошу чтобы Он говорил через меня! Очень люблю такие встречи, радуюсь когда помогает. огорчаюсь, когда ребята буксуют, жаль нет возможность опекать многих, но те семена что вы хотите посеять - обязательно взрастут, только надо готовить почву рассказами, рыхлить ее живыми историями, учиться не бояться аудитории, быть в теме, как молодежь сейчас говорит, не становиться "скушными серыми дятлами"  - так раньше говорил Пукемов Александр Тимофеевич, у него был критерий, кольцо на его руке, которое ему Свами материализовал светилось когда он сам был в духе и тускнело, когда он становился занудным...."Мои центры должны лопаться от смеха" - говорил Баба, я иногда могу неожиданно спеть, даже сплясать, но только к месту, отзвук у молодежи всегда есть, несмотря на мои пятьдесят лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Спасибо, Ниночка. Дело в том, что такие тренинги проходят регулярно и лагерь в принципе будет уже третьим по счету за это лето. И точно так же, выходя на общение с детьми, каждый просит Свами руководить всеми процессами и беседами, как, собственно и в жизни, а не только на таких выездных мероприятиях. 

 

Благодарю и Свету за ценные рекомендации. Ничего не пропадет, а здорово пригодится и будет использовано.

Всем вам, друзья, низкий поклон!

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свами учил, что каков ум, таков и человек. Поэтому ненасилие над собой, как я понимаю, это ненасилие над умом.

Насилие над телом не происходит без согласия ума, а насилие над истинным Я невозможно, поскольку Атман - это Свидетель всего и Он ничем не затрагивается. 

 

Леночка, зная твою нелюбовь к цитатам, всё же приведу здесь одну из "Прашанти Вахини". Конечно, я бы могла пересказать её своими словами, но не вижу в этом смысла, поскольку это указание, а не объяснение, в котором  возможны различные понимания.

 

[191] Обращайтесь с вашим Читтой как с маленьким мальчиком. Воспитывайте этого мальчика, учите его делаться все мудрее и мудрее, ласково направляйте его праведными путями, заставляйте его осознавать, что все объекты, которые 'видимы', - это всего лишь плоды его иллюзии, отбросьте все его страхи и причуды и прочно сфокусируйте его внимание только на цели. Никогда не действуйте на Читту силой, он легко поддается нежной и терпеливой тренировке. Исправляйте его своенравность отношением отречения. Разрушайте его Невежество, Аджнану, посредством объяснений знания об Атме. Укрепляйте его интерес, который уже появился, к переживанию Брахмана, дайте ему отказаться от влечения к мимолетному и лживому, миражам, созданным воображением и фантазией, поверните его лицо вовнутрь прочь от внешнего мира посредством этих трех методов - и тогда Дхарана установится прочно. 

 

Что же касается опоры в жизни, то это, конечно, ДХАРМА. 

Можно поговорить с детьми о дхарме на примере сериала Махабхарата. Следование дхарме дает человеку духовные силы и внутренний мир, что позволяет ему преодолевать сложные жизненные ситуации и выходить из них победителем.

 

Ом Саи Рам :clover: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Леночкаа, за интересную тему и всем ответившим - за свои мысли по этому поводу. :clover:

 

У меня другой взгляд какой-то.

То ли опять равновесие собирается случиться...

 

Во-первых, ненасилие, мне кажется, и непричинение вреда - далеко не одно и то же.

 

Во-вторых, на духовном пути невозможно без усилий (насилия над собой?).

И даже усилия малы.

Нужны сверхусилия.

 

Рано утром встать, сделать практику, не есть что попало, но хочется,

не солгать, не прогневиться и пр., пр. - это насилие над собой или нет?

По-моему (по ощущениям) - да,

но никак не приченение вреда, а наоборот.

 

Или у меня каша в голове?

И не спрятать ли ее в песок? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Танюш, Света как раз написала, что ненасилие - это непричинение вреда... Соотвественно насилие - это причинение вреда. Потерялася приставка "не", и отсюда возникли противоречия. 

 

А так да, подросток (да и взрослый) легко может сказать: делаем усилия = совершаем насилие. И тем самым вынести себе "оправдательный приговор" на всякие слабости. И Свете удалось раскрутить эту спираль в нужном направлении, как мне кажется... 

 

А тема и для нас актуальна. Для меня так стопудово !

 

Алиночка, спасибо и тебе. Я к цитатам хорошо отношусь, поверь. Особенно в теме "Сатья Саи говорит" :)

Ом Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алиночка, спасибо и тебе. Я к цитатам хорошо отношусь, поверь. Особенно в теме "Сатья Саи говорит" 

 

 

 

И я к ним любовно отношусь.

Особенно в любой теме))

Даже, вопреки правилам, в любом количестве.

Алиноча, 

 

И Свете удалось раскрутить эту спираль в нужном направлении, как мне кажется... 

 

 

Свету всегда очень интересно читать,

даже если наши мнения расходятся на дуэльное расстояние)) 

Танюш, Света как раз написала, что ненасилие - это непричинение вреда... Соотвественно насилие - это причинение вреда. Потерялася приставка "не", и отсюда возникли противоречия. 

 

 

Да я так и поняла, но все равно не одно и тоже очень даже (как мне чувствуется) 

Исправила у себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое тяжелое, Маха,  когда в одном человеке мнения расходятся на "дуэльное расстояние",  и всякое из них предстает как правда... :)

 

В последнее время такая оказия  случается со мною все чаще и чаще,  когда "мнения" выходят на сцену сознания одновременно, и выбор,  с каким из них себя ассоциировать, из какой "правды" реагировать в конкретной ситуации, представляет огромную трудность, а точнее - полную невозможность и приходится взывать...

Вот Там и находится Опора. 

Если бы Она не отзывалась, я бы так и оставалась "тормозом жизни", совершенно запутавшись в ориентирах и ролях: внешне бездействующего, поддерживающего одну сторону или с той же "отчаянностью" - другую, примиряющего и пр.

Как жить, когда все правы?..

 

Раньше было все понятно: какая-то точка зрения на ситуацию следовала неразрывно с чувством собственной правоты. А сейчас неправых нет... Есть лишь вопрос уместности, применимости к конкретной ситуации, которые тоже умом не просчитываются... И куча ловушек...

 

Однако при этом совершенно точно обозначилось "проблемное место" - оно не внутри какой-то из точек зрения-правд (всякая из них достаточно обоснованная и ее можно великолепно аргументировать), оно, это место работы, находится исключительно в поле собственных внутренних реакций, возникающих в месте встречи-столкновения-борьбы...

Это как вихрь сталкивается с вихрем, туча с тучей - молнии, хаос, камни летят, но там и - высшее благословение!.. 

В Опору так и забрасывает.

От немощи. 

 

И такая любовь к Опоре появляется...   

 

Конечно,  этот метод для ребят будто бы не применим. 

Но в действительности, он лишь - одна из точек одного вектора, на котором можно расположить все наши опоры.

Если они выбраны правильно - дхармично и в соответствии с уровнем развития человека - человек устремляется к Цели (Богу), если они выбираются неправильно - движение начинается в сторону деградации, "окукливания"  "я" в эгоизме,  приводящего человека не только в состояние несчастья, но и доводящего до психических заболеваний...

Формула  успеха, который является следствием правильно найденных опор, очень проста: чем больше эгоизма в моих действиях, в той опоре, которую я выбираю, тем более ненадежной, призрачной она окажется; чем меньше эгоизма во мне при выборе опоры, тем надежнее окажется сама опора.

Другими словами, то, какой окажется опора, зависит от... меры моего эгоизма.    

И рядом с Богом, отношения с Ним можно закончить... суицидом.

И медитацию можно превратить в средство психологической защиты, избегания (один из самых примитивных и эго-наполненных видов "опор"). 

 

Следующим постом я раскрою немного характер этих опор, расположив их на векторе развития. 

Для кого-то это, может быть, будет интересным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Света, отличная формула успеха! И верный камертон для распознавания надежности опоры. Спасибо! 

А я вот, собирая наглядные мотиваторы, наткнулась на такое послание от Мастера Морихея Уэсибы:

 

post-2514-0-56622000-1437385544_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да я так и поняла, но все равно не одно и тоже очень даже (как мне чувствуется) 

Исправила у себя.

 

Танечка, поделись!..  :clover:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свет, так уже ж написала:

 

Если я не делаю усилий для того, чтобы встать рано (насилие),

я буду весь день мариноваться в тамасе (=принесу вред себе).

 

Если я не применю насилие к себе и съем то, что явно

не на пользу моей бренной дэхе, я принесу ей вред.

 

Если я не при меню насилие к духу и не заставлю себя

выполнять положенную практику, я принесу вред своей душе.

 

Если я не применю насилие к своему уму и не убью

в себе дурной помысел по его зарождении,

я помешаю ему устремиться в возвышенные миры (вред).

 

Если я не изнасилую свой язык и таки произнесу гневную и оскорбительную фразу,

я нанесу вред не только себе, но и другому человеку, соблазнив его на ответный грех.

 

Мы же говорим в относительных понятиях, еслишо? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Формула  успеха, который является следствием правильно найденных опор, очень проста: чем больше эгоизма в моих действиях, в той опоре, которую я выбираю, тем более ненадежной, призрачной она окажется; чем меньше эгоизма во мне при выборе опоры, тем надежнее окажется сама опора.

Другими словами, то, какой окажется опора, зависит от... меры моего эгоизма.    

 

А как Вам такой критерий опоры: "Чем более опора является внешней, тем менее она надёжней"  (А также, более тяжёлой и дорогой!)

 

Ом Саи Рам! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мудрец, бывает по-всякому.

 

Преданность Учителю ("внешнему" Богу-в-Форме)  порою лучше, чем преданность самому лучшему в себе (пониманию правильного и т.п.). Именно она позволяет перейти на новый уровень самоуглубления, освободить свое сознание от изживших себя "опор жизни", прежних ориентиров истинного, правильного.

 

Психологам известны случаи, когда для того чтобы вырвать человека из-под влияния патологической формы религиозности, навязчивых мыслей и идей о боге, образ которого он сам (или его окружение) и слепил, и этот образ не только стал тормозом для личностного  развития,  но и несет вред для душевного здоровья, - в этих случаях приходится разрушать "веру", "бога" и   перенаправлять внимание человека вовне,  в идеале - на отдачу другим, то есть наружу, в сторону от эгоистической замкнутости. В больном  "внутри" делать нечего - там только подкрепление болезни (читала о таких случаях из практики духовно ориентированных психологов).        

 

То же самое и в отношении самоанализа (рефлексиии на языке психологии). Самоанализ - как и любой(!) способ внутренней работы - может из важнейшего средства развития превратиться в средство, его сдерживающее и приводящее к нарушению психического здоровья. Так происходит, когда самоанализ ведется неправильно, вне целевой направленности,  и становится просто средством "самокопания", бегом по кругу "мыслей о себе".  И вот тогда   тоже спасительным оказывается переключение внимания человека наружу. Этот метод в учении В. Франкла получил название дерефлексии и опеределяется как "терапевтический метод логотерапии, ... (который) состоит в том, что человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире".

 

И так происходит буквально со всем. Когда я изучала и развивала эту тему, я была буквально шокирована, что ничего в нас, ни одна опора, ни один духовный метод (практика) не является исключительно  благим и может при неумении (которое всегда сопровождает нас :)) обернуться вместо пользы вредом.

Поэтому так важно  ПОСЛУШАНИЕ Учителю, преданность Ему, способность отказаться от всего своего внутреннего, всех критериев истинного, если только Он велит иначе.

 

И еще один момент. Существуют закономерности психологического развития человека. Так, способность к самоанализу (личностной рефлексии), интроспекции (самоуглублению)  проявляется в большинстве случаев не ранее, чем в подростковом возрасте. Детство должно играть во внешние игры и игрушки, зрелость - самоуглубляться и одновременно  все больше  развивать вектор "от себя (альтруистический)".

Если человек до прихода к вере не состоялся в достаточной мере как личность, не развил уверенность в своих силах, не взял на себя ответственность за все с ним происходящее и не научился искать "жизненные опоры" для того, чтобы справиться самому с трудностями, то, можно ожидать, что и  в отношения с Богом  он перенесет черты инфантильности (незрелости), нескончаемых ожиданий, претензий на удовлетворение своих нужд и т.п. Его стремление к самоотдаче будет до болезненности страстным, но за ней будет стоять, по больше части, стремление "сбагрить" свой наполненный болью внутренний мир. Не случается...  

 

***

Маха, я почему переспросила :wub:  - все противоречащее нашему видению - возможность раскрыть что-то новое... и я буду размышлять. Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Если я не делаю усилий для того, чтобы встать рано (насилие),

я буду весь день мариноваться в тамасе (=принесу вред себе)....

Насчет усилия над собой в смысле некоторого насилия ))) добавлю... Вот тут помогает одна вещь, которую я как-то уже озвучивала на форуме, но почерпнута она была и стала таким внутренне подтвержденным открытием и стала помогать в жизни  после прочтения книг Лууле Виилме о прощении себя. Там речь шла о том, какую мотивацию для совершения того или иного усилия ты выбираешь. Слово "должен" может казаться наполненным именно насилием и встречать внутреннее сопротивление (особенно, если тебе его говорят другие)). Но если его заменить на словосочетание "ты нуждаешься в этом", то того насилия уже не чувствуется, а чувствуется насущная необходимость приложенного усилия: встать вовремя, поесть, что требуется, "наступить на горло собственной песне" :)

Короче говоря, правильно сформулированная мотивация предполагаемого действия переквалифицирует его из насильственного в согласованное с внутренним принятием и намерением. 

 

Света и писала о том, что при нежелании что-либо предпринять, заставив себя любимого, мы совершаем большее насилие над собой, нежели тогда, когда заставляем себя это предпринять...Потому что наносим тем самым еще больший вред.

Во как закручено :)

 

Вот сейчас надо предпринять усилие и...отключить инет... И есть понимание того, что это просто необходимо для того, чтобы:

- разгрузить мозг;

- сэкономить электро и другую энергию;

- доделать домашние дела;

- завтра вовремя проснуться :)

 

Спасибо всем за интересный и важный разговор не только для подростков!

Ом Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если я не применю насилие к своему уму и не убью

в себе дурной помысел по его зарождении,

я помешаю ему устремиться в возвышенные миры (вред).

 

Таня,  ты применяешь насилие не к уму, а к дурному помыслу.   Хороший помысел в твоем уме оказывается сильнее дурного, вот и все. :)

 

А что же тогда означает насилие применительно  к уму? Видимо, это голый волевой запрет - нельзя потому, что нельзя!  

В этом случае при ослаблении контроля дурной помысел вновь проявит себя.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...