Перейти к содержанию

Туровский каменный крест


Рекомендуемые сообщения

Туровский каменный крест




Загадка туровских крестов



Туров - самый древний после Полоцка город Беларуси, упоминавшийся в летописях еще с 980 года. Он, как и Полоцк, очень рано стал важным центром христианства на белорусских землях. В двенадцатом веке, во время своего наивысшего расцвета, Туров был столицей Турово-Пинского княжества, и имел прочные связи с Киевом. Многие туровские князья впоследствии переходили на княжение в Киев.

О том, что Туров - святое место, говорит множество легенд и исторических фактов. Одной из достопримечательностей этого города являются большие каменные кресты (около двух метров в высоту), которые, по утверждению местных жителей, приплыли по Припяти против течения в Туров прямо из Киева. Одна из жительниц города, которая наблюдала это необычное явление, говорит, что видела два плывущих креста, которые соприкасались своими горизонтальными перекладинами (если можно так сказать), словно "держась за ручки". Всего крестов было около двенадцати, теперь осталось только три: два находятся в Ильинской церкви, а еще один находится внутри памятника Кирилле Туровскому, стоящего на Замковой горе.
 


Первым делом мы отправились в ту самую Ильинскую церковь, чтобы переговорить с ее настоятелями.

Нас встретила матушка, и на наш вопрос о каменных крестах рассказала, что в те давние времена, когда Русь только крестилась, крестов таких в Турове было множество, и стояли они на открытом месте. Как ни странно, люди издавна считали их чудотворными и совершали паломничества к ним. Во времена советской власти, когда попирались все святыни, кресты эти были уничтожены или затоплены. И вот не так давно часть из них снова чудесным образом оказалась на поверхности.

Но наибольший интерес представляет небольшой каменный крест, растущий прямо из земли на территории Борисоглебского кладбища. Расти он начал около 12 лет назад, но долгое время на него никто не обращал внимания. Видна была только верхняя небольшая плоскость, которую легко можно было принять за камень. Явные очертания креста он приобрел только около четырех лет назад. Сначала подумали, что это просто остатки какого-нибудь старого захоронения, как бы вытолкнутого на поверхность под воздействием сдвига пород земли. Если бы не одно "но": размеры креста увеличиваются и в ширину. Тем более что очертания его необычны для традиционных надгробий: он не симметричен и имеет плавные грани.

На наш вопрос, измерял ли крест кто-нибудь, матушка сказала, что этим занималась одна из сотрудниц Турвского краеведческого музея. Однако, как выяснилось на следующий день, к сожалению никаких записей она не вела, однако визуальное увеличение размеров креста подтверждает.

Интересный факт: по словам отца Сергия, настоятеля Ильинской церкви, примерно в том месте, где сейчас растет каменный крест, располагался раньше Борисоглебский монастырь, в столпе которого и совершил подвиг затворничества Кирилла Туровский. В течение четырех лет провел он в отрыве от всего мира, все силы свои отдавая изучению священных текстов и написанию молитв.

Однажды на том же Борисоглебском кладбище обнаружил человек, откапывающий гроб, нетленные мощи, и два раза было ему во сне откровение, что мощи эти принадлежали самому Кириллу Туровскому. Но всем известно отношение к церкви в 30-е годы, поэтому священник побоялся перенести мощи в храм. Тем не менее он все равно был арестован, а дальнейшая судьба мощей неизвестна...

Крест был замерян сантиметровой лентой (что допускает довольно высокий уровень погрешности, учитывая плавность граней и неровность поверхности креста), полученные параметры отображены на схеме. Также крест изменялся биорамкой. Рамка довольно сильно отклонялась от своего первоначального положения над крестом, что доказывает сильную энергию, исходящую из него. Однако угол поворота рамки замерять не удалось, поскольку вращалась она в обоих направлениях.

 


На следующий день я и Александр отправились в Туровский Краеведческий музей, и вот что рассказала нам его сотрудница, предварительно допросив нас с пристрастием о наших ощущениях от посещения креста.

М.А.: - Каково Ваше личное мнение насчет креста?

Сотр.: - Мне кажется, что этот крест живой. Очень уж много изменений на нем происходит. А как это объяснить, я не знаю. Сейчас по центру креста можно увидеть изображение меньшего креста, с изогнутой горизонтальной линией. А раньше на этом же месте было изображение пяти-лепесткового цветка. Мне такие в природе не встречались. Так почему именно пять лепестков? Одна женщина сказала, что это пять ран Иисуса Христа. Все становиться на свои места.

Потом появился на кресте в верхнем правом углу размером где-то 4х4 см черный крест. Я сразу грешным делом подумала: ну кто уже на кресте рисует? Затем через некоторое время он исчезает - бледнеет все больше и больше, а потом вообще исчез. Потом через какое-то время в центре креста появляется тот крест, который вы можете видеть сейчас. Только сейчас он целостный, а раньше вертикальное древко как бы состояло из двух отдельных частей. Это еще хорошо заметно на календарике за 2004 год. А теперь ровно по центру они воссоединились.

Потом с левой стороны цветок начал словно затухать. А с правой стороны появляется многолепестковый, может, лепестков двадцать таких узеньких. И если первый был серо-стального цвета, то этот имел коричневый оттенок. Через некоторое время то ли листья, то ли бутоны стали наверху выходить.

Одно время там, где черный крестик находился, было изображение двух ангелов. Прямо как на иконах рисуют - лик человека, только с крыльями. Они стояли головка к головке, только крылья в разные стороны. Потом и оно исчезает. Появляется на его месте четырехконцовый крест. Однажды пришла, и аж дрожь пробрала меня. Справа от большого ярко выраженного центрального креста появилась рука, а над ней нимб, и этот маленький четырехконцовый крест она словно держит.

Проходит какое-то время, и крест начинает исчезать. И на его месте идет как бы выявление лика какого-то человека. Буквально две недели тому назад, там, где был этот маленький крест, было погрудное изображение человека. И оно было наклонено в ту же сторону, что и сам крест. Он был то ли без головного убора, то ли в монашеской шапке. Через дня два была экскурсия. И когда я повела их к кресту, уже появилась рука. Но здесь я не совсем поняла: то ли он книгу держал на сердце, то ли рука просто широко поставлена была, не знаю. Затем через дня три я пришла - уже изображения человека нет. Осталась только словно вмятина какая-то, как пятно расплывчатое.

Еще, я правда сама не видела, мне сказали, если с левой стороны под хитрым углом посмотреть, можно увидеть две буквы - "Т" и "У".

М.А.: - "Туров"?

Сотр.: - А может "Кирилла Туровский"? Не знаю. Я не вижу тех букв.

Одна женщина сказала: нам дают знаки, а мы не умеем их читать. Что этот крест нам несет - знать нам не дано. Узнаем только тогда, когда он поднимется во всей своей мощи. Был такой случай, что у одного парня руки к кресту не допустило. Он хотел попробовать, что он почувствует, но возле креста резко отнял свою руку. Стал тише воды ниже травы. Потом, когда ушла вся группа, он попросил еще раз попробовать. Но на том же расстоянии он опять отнял руки. А там как раз послушник стоял, возле креста, так он сказал: "Слушай, парень, иди в храм очистись. Тебя нечистый одолел. Видишь, твои руки даже к кресту не подпускают".
 


еще был один такой случай. Правда я сама не была его очевидцем. Чтобы более точно узнать, это вам надо съездить в Микашевичи к священнику, он был очевидцем этого происшествия. В Микашевичах работал священником один парень из Запесочья. Но он умер, и похоронен здесь на этом кладбище. На его место пришел новый, и он договорился с местными женщинами, чтобы помогли убрать могилку батюшки. Они поправили могилку, и он сказал, что пойдет поклониться кресту, да и ехать уже пора. Как раз когда он был возле этого креста, подъехала группа людей какая-то. Они в музее у нас не были, так бы я вам сказала, откуда. Когда они ушли, первую женщину, которая пришла приложиться к кресту, начало так трясти! Как она неистово кричала! Вся группа на нее зашикала, мол, ты чего кричишь, тут священник эту группу успокоил, прочитал над женщиной какую-то молитву, и она успокоилась. Потом он помог ей подняться, посадил на пенек. Когда группа ушла, она второй раз приложилась к кресту, но уже на этот раз спокойно.


В Микашевичах, кстати, тоже чудо произошло. Лик Божьей Матери переснялся с иконы на стекло с обратной стороны.

М.А.: - На стекло?

Сотр.: - Да. Впервые в Киеве, если не ошибаюсь, лик переснялся на стекло, а второй - в Микашевичах. Вроде бы в прошлом году даже.

М.А.: - А в какой церкви это произошло?

Сотр.: - Не помню точно. Спросите там, в какой церкви работал батюшка из Запесочья.

Вот еще случай, который я сама видела. К нам приехал какой-то парень, представительный такой, сказал, что он корреспондент и хочет сфотографировать этот крест и написать статью. Мы в то время экскурсии только начали туда водить. Еще не было дорожки к кресту насыпанной. У нас был единственный ориентир - сухое дерево. А перед этим прошел слух по Турову, что крест хотят выкопать и продать на черном рынке. И вот приходим мы с этим корреспондентом, вон калитка, вон сухое дерево, а креста нет. Я три раза спускалась к калитке и поднималась назад, думала, может я не по той дорожке прошла. Но дерево стоит, а креста нет. Я говорю: "Извините, был такой слух, что его хотят выкопать, может, выкопали и забрали, у нас же здесь сторожа нет".

Где-то недельки через полторы-две приезжает учительница с детьми. После экскурсии по музею она попросила отвести их к кресту. Я говорю: "Вы извините, но креста уже нету, кто-то украл". А она говорит: "Покажите нам хотя бы то место". Хорошо, говорю, пожалуйста. И мы пошли. Опять та же калитка, то же сухое дерево, пришли - а крест на месте! Я глаза тереть стала, не поверила. Вот из этих всех явлений, что я наблюдала, я делаю вывод, что он живой.

М.А.: - Почему же крест не хотел, чтобы его сфотографировали и о нем написали?

Сотр.: - Я сделала такой вывод: у этого корреспондента была какая-то черная душа. Может он хотел просто узнать, где он растет, а потом выкопать да продать на черном рынке. Вот мы его и не нашли. А у детей чистая светлая душа, и вот вам пожалуйста.

М.А.: - Когда был этот случай?

Сотр.: - Года 4-5 тому назад, может, чуть больше.

М.А.: - Еще хотелось бы узнать про подземный ход, связывающий Туров с Киевом.

Сотр.: - Да, по легенде был такой ход. Начинался он от круглой башни. Но ее еще не копал никто, чтобы уточнить. Еще говорят, что есть подземный ход, связывающий Замковую гору с кладбищем Глеба и Бориса. Но это уже стало реальностью. Священники в прошлом году хотели определить размеры монастыря, что стоял когда-то на кладбище. И в углу монастыря, с западной стороны, был обнаружен подземный ход. Но туда никто не спускался. А когда проводили дорогу из Турова в Давыд-Городок, ее углубляли, и бульдозером нарушили кладку этого подземного перехода. Но в переходе том много воды после разлива реки, будут там что-то искать или нет - не знаю.

М.А.: - А что за сокровища нашли однажды в этих подземельях?

Сотр.: - Это рассказывал мой отец, который ходил в церковно-приходскую школу. Один мужик пахал свою полоску земли на склоне горы, и сохой наткнулся на кирпич. Вынял один кирпич, второй, третий, подошли другие мужики, и увидели, что за кладкой - вход в гору. А в школе как раз была переменка, и три самых смелых парня пошли туда в гору. Через некоторое время они вынесли оттуда кованый сундук. В то время проходил священник, и сундук отдали ему. Он понес его в учительскую, через какое-то время вышел и приказал немедленно вернуть весь кирпич, заделать проем, засыпать землей и забыть про его существование.

М.А.: - И что стало с тем сундуком?

Сотр.: - Что в этом сундуке и где он, до сих пор никто не знает.

М.А.: - Что еще интересного происходило у вас тут?

Сотр.: - На кладбище Глеба и Бориса наша сотрудница, [Данушкевич] Аня, пошла как-то с дочкой из Минска на могилу к сыну. А дочка привела свою собаку. А собака стала прыгать на нее, словно не пускает. И так всю дорогу бежала впереди и прыгала на них. Когда они подошли к кладбищу, она чуть ли не за одежду их стала назад тянуть. Рядом с могилой председателя колхоза, разбившегося на самолете, маленький огонек лежит. Еще подумалось тогда: ну ладно ты убрала могилку, но зачем здесь палить этот мусор? Говорит потом: "Я могилку прибрала, стала Люду (дочку) звать, а она не отвечает. Поднимаю голову, а этот огонек поднялся до уровня дерева, и стал больше. И собака смотрит на него, рот открывши, и Люда словно онемела. А огонек разделился на три спирали. Одна спираль оторвалась и улетела в небо, потом вторая, за ними третья. И огонь исчезает. После этого и собака стала себя естественно вести. А на том месте, где, как показалось, огонь горел, ни одна травинка не была сожжена.
 


В общем, чудес хватает на туровской земле. Даже если списать изменение рисунков на кресте на богатое воображение, остается немало загадочного, которое пока никак нельзя объяснить.

По материалам Уфологического Комитета Беларуси http://ufo-com.net/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 10
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Елена Волкова

    4

  • marianna

    1

  • Павел Б.

    1

  • Libera

    1

Уже приходилось читать про этот чудесный феномен...

Смотришь на Туровский Крест, и от ощущения какого-то невыразимого величия прямо дух захватывает...

Спасибо тебе, Libera. :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
приходим мы с этим корреспондентом, вон калитка, вон сухое дерево, а креста нет. Я три раза спускалась к калитке и поднималась назад, думала, может я не по той дорожке прошла. Но дерево стоит, а креста нет. Я говорю: "Извините, был такой слух, что его хотят выкопать, может, выкопали и забрали, у нас же здесь сторожа нет".

Где-то недельки через полторы-две приезжает учительница с детьми. После экскурсии по музею она попросила отвести их к кресту. Я говорю: "Вы извините, но креста уже нету, кто-то украл". А она говорит: "Покажите нам хотя бы то место". Хорошо, говорю, пожалуйста. И мы пошли. Опять та же калитка, то же сухое дерево, пришли - а крест на месте! Я глаза тереть стала, не поверила. ... он живой.

:) )))) спрятался :wub: не захотел, чтоб его фоторафировали

вообще, первый раз слышу об этих растущих Крестах

внушают уважение к себе

но интересно, зачем им было плыть против течения по реке :wub: даже по течению пывущий каменный крест, и особенно если их несколько, уже поразительное явление

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

Ну вот, информацию об источнике в моем сообщении подчистили, а между тем на сайте, откуда вы взяли эту информацию написано "Перепечатка, цитирование и тиражирование возможно только при условии обязательной прямой ссылки (гиперссылки) на сайт www.ufo-com.net" или вы пренебрегаете просьбами, размещенными на других сайтах? Однако ж, зачем тогда вы пишете на своем сайте "При использовании материала указывайте ссылку на наш сайт"? Если все начнут брать ваши материалы "без ссылки на ваш сайт" это вам очень понравится?

Изменено пользователем ufo_com
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саи Рам, Илья. Дело в том, что ответить на Вашу просьбу разместить ту или иную ссылку может только тот пользователь, который опубликовал данный материал, ибо только он знает об источнике, который использовал. Вы можете написать ей в личку, задав этот вопрос и оставив свое пожелание.

 

Эта статья пятилетней давности есть не только на указанном Вами сайте. Поэтому предлагаю подождать её ответ...

Надеюсь на Ваше понимание.

 

Ом Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

опубликовал данный материал, ибо только он знает об источнике, который использовал.

Заметьте, в конце публикации стоит: По материалам Уфологического Комитета Беларуси Я, думаю это должно снять вопросы об источнике, который использовал автор :)

 

Поэтому предлагаю подождать её ответ...

Так писать ей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Писать... но ту ссылочку пока добавила)).  

Может быть, у Вас есть, что добавить именно по теме топика, Илья?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо.

Дублирую инфу здесь:

Каменный крест в Данилевичи приплыл из Турова?

Летом 2005 г. прошла экспедиция по исследованию туровских крестов... В Турове мы обследовали крест, якобы растущий из-под земли. Только вот растёт он или нет, мы проверить пока не смогли. Представитель "Уфокосмоса", Потапов Владимир, нашел информацию о том, что в деревне Данилевичи Лельчицкого района Гомельской области существует феномен, подобный туровскому. Экспедиция наметилась на осень 2005 года.

В экспедицию отправились 2 представителя нашей организации: Теслюк Евгений и я. Как оказалось, деревня Данилевичи отмечена не на всех атласах. Местоположение мы определили уже в самих Лельчицах. Там, где находится деревня Данилевичи, совершенно глухие места. 15 километров до деревни тянется грунтовая дорога. Близлежащие деревни почти мертвы. В них не осталось молодого населения. Это я веду к тому, что, несмотря на почти дикие места, где дорогу машинам перебегают ласки, туда ездят люди посмотреть на растущий камень. И причём не только белорусы.

В деревню мы приехали в 19-30. В самой деревне люди нам охотно помогали найти камень. Как впрочем, и охотно следили за тем, что мы делаем. Камень находился рядом с лесничеством и был наряжен и огорожен. Перед тем как ехать в экспедицию, мы владели информацией о том, что камень представляет собой фигуру человека. Однако камень оказался в виде креста, похожего на туровский (см фото). Мы сняли с него убранство и осмотрели. На задней части креста была тёмная полоса. Скорее всего, она появилась в результате многократного поглаживания камня людьми. От камня не исходило никакой энергии, в отличие от туровского креста. На ощупь мы не обнаружили ничего непонятного. Мы решили проверить, стойко ли он сидит в земле. Камень пошатнулся, но ясно чувствовалось, что он «сидит» глубоко. Женщина, ездившая с нами, сказала, что камень тёплый. Однако проверив другие камни, мы обнаружили, что он был холоднее, чем другие. В высоту камень был 40 см, в ширину 15 см, в длину 30 см.

То ли в 16, то ли в 17 веке (никто уж не помнит) произошло чудо. Мать с дочерью находились в поле. Через некоторое время на небе стали сгущаться тучи. И скоро небо стало серое. Началась гроза. Мать и её дочь стали убегать от грозы. А гроза всё усиливалась. Уже пошёл дождь. Непрестанно били молнии. Одна за другой они угрожали двум спасавшимся. Мать бежала впереди, а её дочь сзади. Внезапно ударила молния с огромной силой. Мать закричала и повернулась. Но на месте дочери стоял каменный крест. Так, согласно легенде, появился этот исторический памятник.

Есть и другое предположение о том, что крест – памятник древнего кладбища. А камень растёт, потому что его вымывают грунтовые воды в земле…

Сергей Кравчук (публикация 2006 года)

Илья, а что слышно сейчас о Туровских крестах? Что изменилось или обнаружилось нового за эти годы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из материалов "Литературной газеты":

 

Каменные стражи Туровщины

Среди памятников древности, сохраняющихся в Европе и по сей день в собственном природном и культурном ландшафте, средневековые каменные кресты выделяются особо. В большинстве случаев учёным не удаётся даже приблизительно установить время появления того или иного памятника. Хотя такой природный материал, как камень, особенно долговечен и практически неизменяем в своих характеристиках на протяжении длительного времени, исследователям, тем не менее, работать с ним трудно.

В Беларуси, где к каменным археологическим памятникам внимание учёных было приковано довольно давно, в начале двадцатых годов прошлого века появилась одна из первых в Европе обобщающих работ на эту тему. Её автор – Михаил Винцентович Мелешко, незаслуженно забытый белорусский учёный и литератор, о котором лишь совсем недавно вновь заговорили в Беларуси. В 1920-е годы он активно собирал сведения о бытовании в Беларуси «каменных памятников историко-археологического значения» и опубликовал специальное издание, посвящённое этой проблематике. Нынешние белорусские археологи немало сделали для дальнейшего изучения каменных крестов в историческом аспекте. Важным моментом также стала организация в Минске уникального Музея валунов, первого из подобных собраний Европы, который явился своего рода энциклопедическим путеводителем и одновременно лабораторией изучения валунного мира Беларуси, давшего в большинстве случаев и материал для изготовления каменных крестов.

К настоящему времени белорусскими учёными обследовано значительное число каменных крестов – преимущественно в северных и центральных районах республики. Почти не изученным остаётся юг Беларуси, прежде всего Полесье. Камень на полесских просторах встречается чрезвычайно редко, и потому в глазах местного населения он всегда был чем-то исключительным и значимым. Каменные полесские кресты неизменно в течение столетий остаются особо чтимыми народом святынями, являясь по всем приметам одними из самых древних священных христианских предметов не только регионального, но и общеевропейского значения. К сожалению, сведений о каменных полесских крестах в литературе содержится мало, хотя слава об этих святынях бытует далеко за границами Полесья. Некоторые из них экспонировались и экспонируются в музеях и на специальных выставках.

За период более чем тридцатилетних экспедиций нам удалось накопить довольно значительный материал о подобных памятниках со всего Полесья: северного – Белорусского и южного – Украинского. На Белорусском Полесье нам известно сейчас свыше десятка древних каменных крестов. Среди них выделяются туровские «святые кресты», свидетели древней истории Туровской земли.

Надо заметить, что научная классификация полесских, да и вообще всех европейских каменных крестов едва ли пока возможна. В этом отношении прав А.А. Панченко, который в своей книге «Исследования в области народного православия» (СПб, 1998) отмечает, что о каменных крестах известно очень мало, их классификация довольно условна, а «с археологической точки зрения русские каменные кресты почти не исследованы». А.А. Панченко опирается на фольклорно-этнографические материалы, связанные с так называемыми «"намогильными" крестами, стоявшими на средневековых курганах и жальничных могильниках (т.е. сельских кладбищах)». Наиболее же известные с давних времён древнейшие полесские каменные кресты явно имели иное предназначение.

За последние годы во время экспедиционных исследований нам удалось установить ряд новых фактов, связанных с полесскими каменными крестами. Все они говорят о возрождении и упрочении местных христианских культов, прежде всего культа Святителя Кирилла Туровского.

Наиболее ранние и точные сведения о туровских каменных крестах оставил православный благочинный протоиерей Симеон Лисицкий, уроженец Полесья, служивший в Турове в первой половине – середине XIX веков. Он обратил внимание на их выдающееся значение как особых памятников местных христианских древностей. В пользовании о. Симеона находился целый ряд неизвестных ныне документальных источников, которыми он щедро делился со всеми заинтересованными лицами. Часть из них, включая и оригиналы, он передал в научные и церковные учреждения Беларуси, в том числе и в Минске. Увы, судьба подавляющего большинства из этих ценнейших исторических источников оказалась плачевной, особенно тех, что оставались в Турове и его окрестностях. Они безвозвратно погибли во время многочисленных трагических перипетий ХХ столетия. А о том, какие это были по значимости документы, можно судить хотя бы по переданному отсюда в 1860-е годы в распоряжение Временной комиссии по устройству Виленской публичной библиотеки и музея Туровскому Евангелию XI века. Это Евангелие – одна из древнейших книг славянства, сохранившая на своих листах важнейшие для истории Туровщины рукописные записи, в том числе и о знаменитых князьях Острожских, владевших Туровом.

Во времена о. Симеона в Турове и его ближайших окрестностях стояли четыре каменных креста, которые можно именовать поклонными. Согласно местным преданиям, широко бытующим и по сей день, кресты эти, почитаемые в народе в качестве чудотворных, приплыли вверх по реке Припяти из Киева в период крещения Руси. Ныне число каменных крестов в Турове и окрестностях уменьшилось вдвое. Они перенесены в помещение единственной сохранившейся в Турове церкви – Всехсвятской. Туровские каменные кресты, по преданию, воздвигнутые на берегах Припяти после того, как приплыли вверх по реке, имеют высоту более двух метров и ширину около одного метра. Они всегда привлекали много молящихся, особенно на праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября ст. ст.), когда народ к ним собирался со всей Припяти. В отличие от этих больших каменных крестов на Борисоглебском кладбище в западной части Турова при захоронениях издавна находили кресты малые. Они вырезались из красноватого местного камня и по величине были с ладонь. Такие кресты попадались довольно часто, и это даёт возможность предположить, что их изготовляли в Турове или где-то вблизи него.

Наши последние экспедиции в Полесье помогли значительно расширить границы знаний о туровских каменных крестах. Оказалось, что в народе бытуют и некоторые записанные сведения об этих крестах. Причём подобные рукописания встречаются даже на белорусско-польском пограничье в брестском регионе. Не исключено, что они могут переноситься в той или иной текстовой форме православными паломниками во время паломничеств из Беларуси в Польшу, например, к святыням Яблочинского монастыря или на Святую Гору Грабарку. Записи о святых крестах весьма разнообразны. Есть среди них и краткие, и более или менее пространные. Они принадлежат к особой потаённой современной народной письменности, широким изучением которой исследователи почти не занимаются. Виденные нами записи о святых крестах сделаны преимущественно в тетрадках, носящих характер дневников или записных книжек. Источниками записей служили собственные наблюдения писавшего, рассказы очевидцев или пересказы таких рассказов, газетные заметки и даже отдельные книги. Так, в одной из тетрадей, принадлежащей жительнице Бреста, удалось прочитать обширную цитату о туровских каменных крестах из нашей книги «Напой росою благодати...»: Молитвенная поэзия Кирилла Туровского» (Минск, 1992).

Вот пример совсем краткой записи, виденной нами в самодельной записной книжке в районе г. Каменца: «Святый крест на кладбище в Турове. Камянный. Растёт из земли. Люди исцеляются. Ехать до Житкович...». Это запись о новой святыне Туровщины – небольшом каменном кресте, «растущем» из земли на местном древнем Борисоглебском кладбище. Слава об этом чуде уже облетела не только всё Приприпятье, но и достигла востока Польши – Подляшья. Среди паломников этот крест связывается с именем Святителя Кирилла Туровского, небесного покровителя Турова и всего Белорусского Полесья. Культ Святителя Кирилла существовал исстари, местное почитание, установившееся сразу же после его смерти, со временем стало общецерковным. Во второй половине XVI века в период мощнейшего наступления католицизма на православие в границах Речи Посполитой, в составе которой оказались и белорусские земли, культ Святителя Кирилла получил необычайное развитие. Видимо, не без влияния крупнейшего магната и защитника православия князя К. Острожского (1527 – 1608), уроженца г. Турова, духовное наследие Святителя, одного из крупнейших европейских писателей древности, оказалось надёжным оборонительным заслоном православных, а его писания стали издаваться огромными по тем временам тиражами. Тогда же, вероятно, стал более интенсивным процесс отыскания мощей Святителя Кирилла, который по преданию был погребён в Турове на Борисоглебском кладбище. Об обретении мощей Святителя издревле мечталось многим туровлянам или, как чаще говорят на самом Полесье, туровцам. Для некоторых это стало даже смыслом их жизни. Так, нам удалось найти свидетельства подобных пожизненных поисков два столетия назад одного из местных священников. Отголоски всех этих событий сфокусировались в народной памяти, постоянно хранившей мысль об обретении мощей, и потому «растущий» из земли каменный крест на Борисоглебском кладбище немедленно был связан с именем Святителя Кирилла Туровского. Верующим крест этот видится знаком самого Святителя, возле него коленопреклонённые люди обращаются к своему небесному покровителю. Вот одна из молитвенных импровизаций, принадлежащая среднего возраста женщине, приехавшей в составе небольшой паломнической группы в Туров из-под Гомеля: «Святый Кирила, молим тя и уповаем, не презри нас грешных, помоги нам и заступи, спаси нас и избавь от пагубы мира сего, сохрани старых и вразуми юных. Моли о нас Спасителя Христа Бога нашего».

Юрий  ЛАБЫНЦЕВ, доктор филологических наук

Лариса  ЩАВИНСКАЯ, кандидат филологических наук (Москва)

Каменный «Святой крест», «растущий» из земли на Борисоглебском кладбище г. Турова

 

Лист пергаментного Туровского Евангелия XI в. с записями о дарах местным православным церквам от князей Острожских в XVI в.

Каменный «Святой крест», установленный во Всехсвятской церкви г. ТуроваПамятник Святителю Кириллу Туровскому, воздвигнутый на Замчище в г. Турове

(Источник: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg402006/Polosy/19_1.htm)  

Саи Рам

Изменено пользователем Ленаелена
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...