Перейти к содержанию

Три Гуны - Сатва, Раджас, Тамас


marianna

Рекомендуемые сообщения

:) Бхагават-Гиту я не читала, но слушала удивительную запись Бхагават-Гиты на аудиокассетах...

... разговор Арджуны с Кришной... :luck:

разговор, который находится вне времени, и актуален всегда, где есть Преданный и Его Господь...

в одной из глав Кришна говорит, что все существа материального мира попадают под власть трёх гун, управляются ими...

это что разные уровни сознания?.... разного качества энергия?...

ЧТО это такое?

добродетель... страсть... невежество...

:) может у кого-то есть какие-либо мысли по этому вопросу?

буду очень благодарна, если поделитесь...

ведь выходит, что человек должен выйти из-под влияния не только страсти и невежества, но и из-под влияния добродетели...

и ещё наплывает мысль, что без гун невежества и страсти физический мир не может существовать - они делают какую-то свою работу... o:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 40
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • marianna

    12

  • Pastir

    3

  • Vitka

    3

  • Алина

    2

Топ авторов темы

:luck: Как-то Саи сказал, что вера в людей - это не главная цель в этой жизни. Сначала надо поверить в себя, потом в Бога и тогда зло и добро не коснётся нас. Зло и добро - это ГУНЫ. Мне так кажется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гуна - "волокно","свойство","качество". Санкхья различает 3 ггуны, три основные качественные нити из которых сплетается вся ткань Природы (Пракрити), Саттва - ясность гаромния; раджас - движение, стремление; и тамас - тьма, инерция. Если гуны полностью уравновешены, то всякое проявление прекращается и наступает пралайя, растворение, переход природы в потенциальное состояние.... Когда же равновесие нарушается, начинается процесс проявления. "Гита" считает, что первичным двигателем является Пурушоттама, высочайший дух. Класическая Санкхья это отрицает, но своего объяснения нарушения равновесия покоящейся природы не дает.

Бхагаватгита, 3-е издание. Пер. Смирнова, стр.582.

ГУНЫ ВРАЩАЮТСЯ В ГУНАХ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть классическое понимание Гун - оно описано в Бхагавад-Гите, некоторых Упанишадах.

Добавлено:

или даже правильнее сказать 'описание'...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, Дочь Благородного Семейства, marianna, позволнено будет кратко ответить на твой обширный вопрос. Что есть гуны?

Последнние впечатления, которые рассеивает Татхагатта на пути в нирвану это гуны. Что есть гуны? Ведь сказано о них, что они вращаются. Вращаясь, они производят великую тьму вещей. Но что нам до этого?

В самом восприятии вещей увидеть надо гуны. Вот стоит пред тобой человек, который сквернословит. А видишь ли ты три вещи? Первая вещь, как слова его впечатляют его? Как слова его впечатлевают тебя? Как слова его впечатлевают и его и тебя? Если видишь ты эти три вещи, то различаешь ты гуны правильно и нечему мне тебя учить, идущая путем праведным к нирване.

Так сказал, Сын Благородного Семейства Многие Д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавлю, что говорит о гунах Свами. :wub:

« Природе (Пракрити) свойственны три состояния, или начала (гуны).

Божественная триада – Брама, Вишну, Шива – это олицетворение трёх гун природы. Три гуны ответственны за процессы созидания (Шришти), сохранения (Штхити) и распада (Лайя). Весь многообразный жизненный опыт человека является результатом действия этих трёх сил или гун».

Что понимается под термином Пракрити?

Свами говорит: «Аспект Шива-Шакти присутствует в каждой частице творения как Пуруша-Пракрити».

«Майя-Шакти означает невидимую, незримую силу. Эта Шакти - неуловимейшая форма энергии и исток всего творения. Это изначальная, Космическая, Универсальная, Всеобщая Энергия». «Чайтанья, или Сверх-Сознание, - это Шива. Действующая сила, стоящая за творением – это Шакти».

Таким образом, из слов Свами следует, что гуны представляют собой три формы проявления Космической Энергии Сверх-Сознания (Майя-Шакти). :sorcerer:

«Вся Вселенная, которая основана на тройственной системе времени (прошлое, настоящее, будущее) и поддерживается Божественной триадой – Брамой, Вишну и Махешварой (Шивой), проникнута Божественностью в форме трёх сил, или начал (гун) – Сатвы, Раджаса и Тамаса».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне нравится, как Сай Баба говорит о 3-х гунах в Садхане (Глава 9. Три Гуны. http://sss.vn.ua/sadhana9.htm).

Он сравнивает их взаимодействие с масляной лампой, в которой лампа, фитиль и масло должны находиться в определенной соразмерности, иначе свет не будет ярким.

Точно также и три Гуны должны быть приведены в равновесие для получения максимального результата :rolleyes: .

"Три гуны - это веревки, опутывающие человека, словно корову, у которой одной веревкой связаны передние ноги, другой - задние, а третьей - шея и рога. Три гуны - и есть эти три веревки. Может ли бедное животное свободно двигаться, если оно так спутано? Саттвагуна - это золотой трос, раджагуна - медный, а тамагуна - стальной; каждый из них связывает одинаково крепко, независимо от того, сколь ценен материал, из которого он сделан. Каждая из трех оков лишает свободы передвижения."

С Любовью,

Татьяна Х.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

blackw, а что такое Уддхава-гита? Она есть в И-нете?

есть на http://sss.vn.ua/uddhava.htm

это еще одна беседа Кришны но только не с Арджуной а с Уддхавой. Уддхава был великим преданным Кришны (ну почти как Хануман у Рамы :) ) и даже Кришна сказал ему: "Из преданных Я – это ты сам."

их разговор произошел спустя много лет после событий на Курукшетре почти перед самым уходом Кришны

там тоже много всего интересного. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Tatianah,blackw, спасибо :sorcerer:

...лишает свободы... каждая из трёх...

...для максимального результата... три... должны быть приведены в равновесие...

o:) значит в текстах, должно говорится о том, КАК... :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алина, очень интересно. Ты не могла бы дать ссылку, где это у Бабы, или просто название - откуда?

Первая и последняя цитаты из "Летние ливни в Бриндаване 1990г", урок X "Три силы мироздания" стр.125

Вторая и третья из "Потоков нектара Сатья Саи" Шудха Адитьи, глава 5, в моём издании стр.24 :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:wub:

рассказ, который я привожу ниже, можно рассматривать с разных точек зрения... :)

мне он увиделся именно в этой теме, в теме гун... :)

что испытывает человек, внезапно очутившийся вне их власти...

очень интересное состояние испытала О.Асауляк, и я привожу её рассказ здесь...

"... Мне вспоминается одно из таких «включений» во время практических занятий второго курса в Кременчуге. Где-то за десять минут до окончания инсайда появилось впечатление, что зрительный зал просматривается сквозь прозрачную плёнку, находящуюся в непрерывном волнообразном движении. Лица людей то приближались, то отдалялись и, наконец, перестали фиксироваться органами зрения.

Появилось ощущение себя сгустком мыслящей энергии за сценой, но не за этой, с которой читались лекции, а за сценой на другом конце резонансной цепочки. Я чётко осознавала, что пребываю около двери с табличкой «Главный Режиссёр». Не стою, не сижу, а именно пребываю в виде духовной субстанции. ( При всём этом контроль за земным телом в реальном зале сохраняется полностью).

« Сгусток разума», витающий у двери Главного Режиссёра, с радостью осознавал, что спектакль окончен и сейчас соберутся все участвующие: и исполнители главных ролей, и массовка. Я не помню, чтобы вокруг двери Главного Режиссера было много места, но его почему-то хватало всем, подымающимся из-за кулис, как бы «снизу». Запомнилось ощущение тихой радости от встречи с каждым, но в отличие от земных встреч с друзьями и просто знакомыми радость эта никак внешне не проявлялась: никто ни о чём не спрашивал друг друга, ибо каждый здесь был открытой книгой для других. Все ждали выхода Режиссёра, как бы внутренне переплетясь душами. Среди присутствующих я сразу узнала одного из своих главных оппонентов в чине епископа и рядом с ним моего близкого друга-священника из враждебной епископу конфессии. Здесь они были равны, близки, как артисты после спектакля, только что сыгравшие сцену смертельной дуэли. Запомнилась вибрация, исходящая от епископа. В переводе на слова это звучало так: «Ну и роль досталась! Никому не пожелаешь!»

Актёров всё прибавлялось. Те, кого я знала в земной жизни, здесь снимали «маски», «гримы», «костюмы», которые составляли в земном мире их привычные и знакомые мне образы. После возвращения в мир, когда акцент сознания вновь переместился на физический план, удалось вспомнить далеко не всех. Из ожидающих под дверью Главного Режиссёра были двое из ООН, мэр города Москвы, кто-то из известных современных певцов и несколько священников. Остальных попавших в поле зрения память не удержала. Осталось лишь ощущение сердечной волны между всеми присутствующими и тихая радость по поводу окончания спектакля.

Не в этом ли видении скрыта разгадка Библейских пророчеств о совместном пребывании овец и волков? Ведь волчьи и овечьи шкуры – всего лишь маски, необходимые для исполнения планетарного спектакля, который и называется проявлением духа в материи, то есть жизнью? Но если по земному сценарию роль каждого актёра предопределена и изменять что-либо в процессе представления нельзя, то по сценарию Божественному каждый участвующий может либо «играть» в соответствии с замыслом Главного Режиссёра, либо импровизировать, либо быть отозванным со сцены, если его импровизации внесут хаос в композицию Спектакля.

В этом глобальном спектакле «артисты» забывают на всё время представления о том, кто они на самом деле. И если у человека на сцене негативная роль, но отлично сыгранная, через которую осуществляется замысел Режиссёра, он предстанет перед Ним наравне с позитивными героями! Здесь из массовки можно подняться до главной роли, и из ведущих ролей опуститься на уровень кордебалета,

Какова же цель этого «спектакля»? – Проявление каждой души – частицы Создателя – на сцене жизни ради осознания своего внутреннего «Я» - того, кто вернётся к двери с табличкой «Главный Режиссёр». ..."

o:) цель "спектакля" ... осознание своего внутреннего "Я" o:) ...

:wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сугубо личное мнение...

:wub: а если нет? :) ...

...из книги Бабы "САНДЕХА НИВАРИНИ. РАЗРЕШЁННЫЕ СОМНЕНИЯ." Гл.5. :

"Свами : ...постарайся уловить смысл вот этой песни в стиле народного танца, тогда ты в значительной степени поймешь, что такое "ты"...

... Не просто выслушай эту песню, а хорошенько подумай над значением каждого слова. Эта песня, точно, перевернет твое сознание. "Слушай внимательно!"

1. Тай! Тай! Тай! Тай! Тай! Эй, кукла, посмотри-ка представление Тамаши (tamas, гуна невежества) с участием этой марионетки! О, джива, послушай длинную, длинную сказку о ее прошлом и будущем, о том, что было и что будет.

2. Сначала она ворочалась в зыбкой влажности материнского чрева, своей темнице. Она пришла в этот мир с плачем, но все вокруг радостно улыбались и праздновали ее рождение.

3. "О, горе! Я снова родилась!" - Осознала она и плакала, долго и громко. Но тем временем все ласкали ее и смеялись, чтобы она засмеялась в ответ!

4. Она целыми днями барахталась в собственных испражнениях, не зная стыда; она вставала и падала на каждом шагу, играя в свои детские игры.

5. Вот она бегает и скачет с приятелями и выучилась сотням шалостей и проделок; так она растет ввысь и вширь, становясь год от года все крепче и красивей.

6. Вот уже она идет в паре с другой марионеткой, и завлекает и воркует в стиле розовой радуги; она распевает мелодию, не слыханную до сих пор, и жадно пьет свою чашу, неповторимую и удивительную.

7. Это Брахма - тот, кто сводит в пары этих кукол. А кукол - миллионы! Но наша марионетка не знает этого, когда играет роль в спектакле вместе с другими куклами: Тим! Тим! Тим!

8. У этой куклы майи, как у священного быка, в ноздрю продета веревка тамаса; вожделение и злоба - бичи с железными шипами, которые бьют по спине этого раба.

9. Она злорадствует, когда другие стоят перед ней, содрогаясь от унижения; она причиняет им страдания, а сама не может вытерпеть и малейшей боли!

10. Она ругается и кричит, и машет руками, и раздражается, и злится с кроваво-красными глазами; это поистине удивительное зрелище - когда она одержима демоном гнева!

11. Она учится и читает по слогам, она пишет каракули и что-то зубрит, а зачем - сама не знает; она мечется в панике, вынужденная собирать корм для чрева.

12. Ax, видели ли вы, как крутится и вертится, зеленая от зависти, эта смешная маленькая марионетка, проглотившая столько книг, когда встречается с более ученой куклой?

13. Вы бы слышали ее тайное кудахтанье, когда она, прячась, грешит, удовлетворяя свое позорное вожделение, постыдную похоть.

14. Она гордо бахвалится - чем? Сама собой! Своей красотой, силой, энергичностью, между тем, все время, шаг за шагом, она движется к старости.

15. Она качается и мигает сквозь морщины; а когда дети кричат: "старая обезьяна", "старая обезьяна"! - она разевает и скалит беззубый рот, при этом так скрипят ее кости!

16. Наконец она умирает в страхе, изношенная, драная и вконец потрепанная! Что пользы, о тряпичная кукла, вздыхать и стонать, теперь всем твоим заботам пришел конец.

17. Ага! Птица! Она машет крыльями! Она вылетает - фрр - из своей клетки - из телесной оболочки, которая, опустев, сморщивается, сжимается, освобожденная; о, уберите ее с глаз: теперь она раздувается и смердит.

18. Элементы соединяются с породившими их пятью стихиями; желания кукол - пыль и прах; почему же вы плачете, глупые, когда одна из вас падает на переполненной сцене?

19. Братья и сестры, родители и друзья - Все они держатся друг за друга, лишь пока закрыта дверь в комнате. Кукла майи, увы, забыла свое родство, Божественное Имя, правду Спасителя!

20. О, джива, не опирайся на этот слабый тростник; только дунь, как эта хрупкая кожаная лодка, наделенная трижды тремя протечками, погрузит тебя в стремнину потока!

21. Эта марионетка плачет, засыпает и пробуждается, когда невидимой рукой натягиваются нити. Это Господь - тот, кто стоит за всем этим, но кукла богохульствует: это "я, я, я!"

22. Дхарма, карма - это крепкие нити, которые Он то натягивает, то ослабляет. Не подозревающая об этом марионетка бахвалится, прикрепленная к крестовине.

23. Она считает мир устойчивым - эта глупая, важничающая кукла! Но вот загорелся свет. Представление закончено! Уходит со сцены спесь и гордыня!

24. О джива, ты пробираешься в муравья, змею и птицу; ищешь и непременно находишь дорогу к окончательному блаженству!

25. Благослови свою судьбу! Теперь ты можешь лицезреть Саи Кришну, Он явился тебе! Слейся с Ним, и ты узнаешь ответы на все свои "что?", "почему?" и "как?".

26. Миллион слов, таких умных и красивых - могут ли они разгладить твою голодную гримасу? Засвети вместо слов лампаду души, прекрати гонку и, освободившись от пут, возрадуйся.

27. Эта песня, которая рассказала о тряпичной кукле, опечалит и заставит задуматься дживу, я знаю. Но, джива! Смотри на величие лил Сатья Саи Натха и... познай себя!

Бхакта: Ах! Я понял! Я ясно понял, что "я" - это не тело, буддхи, манас или читта. Если я не эти "я", остается только атма. Тогда "я" - это Параматма, и, таким образом, все - Параматма! Я все понял! Полагая по невежеству, что "я" - это тело и этот разум, деха и буддхи, мы испытываем все невзгоды. Поистине так. Все, о чем ты рассказал, проходит через нас одно за другим, как бусинки на нитке! О! Правда? Правда! Достаточно послушать только одну эту песню, как разум обращается к вайрагье, как ты и говорил... Свами!

...я чувствую, что ты даровал мйе сейчас даже больше ананды, чем я надеялся..."

:wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лирическое

Зачем нужны все эти названия "маски"/"марионетки", если их нельзя отменить/отделить от нас самих? Единственное о чем и можно просить актера, это о том, чтобы он играл свою роль как можно лучше, а не о том, чтобы он перестал играть. Пока будут зрители, до тех пор будут актеры. А на сцене или в зрительном зале они/мы/я будем смеяться и плакать, а также слышать и видеть как смеются и плачут другие. И это наше общее положение, присущее всем нам как живым существа, как людям, как пассажирам одного корабля.

Изменено пользователем sidhi
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем нужны все эти названия "маски"/"марионетки", если их нельзя отменить/отделить от нас самих?

sidhi :wub:, я думаю, что они как раз и нужны для того, чтобы отделить их от нас самих...

...чтобы осознать КТО Я ЕСТЬ на самом деле...

в таких простых на первый взгляд словах Бабы :"ЖИЗНЬ ИГРА - ЗАБАВЛЯЙСЯ ЕЮ", заложен очень глубокий смысл...

да, свою роль нужно играть хорошо...

( у меня сразу возникает вопрос : а что значит хорошо играть? такое ощущение от этих слов, словно ты должен хорошо притворяться кем-то :ph34r: ...

...но может быть хорошо играть - это в первую очередь значит: хорошо уметь слышать и выполнять Волю Бога, тогда как раз и сможешь помнить, что это всего лишь роль, и что ты актёр :zorro: ... )

страдания могут быть только там, где есть отождествление с ролью ...

...тогда превращаешься в марионетку...

но на самом деле Я - ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И СВЕТ...

ведь роль у нас есть только потому, что есть карма - какие-то долги перед кем-то, и если ты их раздашь ( а что это значит? - во всех жизненных ситуациях сможешь оставаться ЛЮБОВЬЮ - не важно как это будет выглядеть внешне... главное по сути быть Любовью), то освободишься от роли...

или, если она (роль) ещё нужна Господу, будешь продолжать её играть...

и это будет твоим поклонением Ему... твоим Служением... выражением твоей Любви Ему... :wub:

:) ... у меня сейчас ощущения скульптора, который в огромной бесформенной глыбе камня увидел черты прекрасной фигуры, он чувствует её всем своим нутром... и пытается проявить эту, скрытую в глубине камня, форму... :king:

...но пока получается не очень...

:wub:Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да не, marianna , отделить ложные маски легко и просто, ты ложишься в свою кроватку на бочок, закрываешь глазки и все. :) Жизнь это и сон и реальность/бодрствование, вот наверное, что имел в виду Саи Рам, когда говорил о жизни как об игре. Я молодой, я старый - это тоже часть этой игры. Один мудрец сказал:" Я не пытаюсь вносить исправления в игру сансары, я вношу изменения в игру нирваны". (Я очень свободно перевел, но надеюсь, что не исказил смысла). Из этого ясно, по отношению к чему должна быть игра. (Десять заповедей/обетов - это не игра. Того, кто говорит обратное, можно послать к чертям, будь он хоть кто угодно :) .) Ум - очень тонкий инструмент, а сердце/любовь это его лучшая часть.

Это хорошо, что у тебя есть такой инструмент/резец как Любовь, Вера и Преданность. Очень хорошо , что ты провидешь Будущую Форму в глыбе "мрамора". Я очень рад за тебя! :luck:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... у меня сейчас ощущения скульптора, который в огромной бесформенной глыбе камня увидел черты прекрасной фигуры, он чувствует её всем своим нутром... и пытается проявить эту, скрытую в глубине камня, форму... 

...но пока получается не очень...

sidhi :wub: , знаешь это я о чём?

о Мысли... которую, я пытаюсь выразить... o:)

Добавлено:

о Мысли... которая исходит от Бога... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если от Бога исходит мысль, то она немедленно материализуется или как твоя мысль или как другая мысль/вещь/явление.

Если мысль исходит от Я к Богу, то мы получаем то, с чем обратились к нему.

Кажется , что лучше быть Богом, но это не так ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о Мысли... которая исходит от Бога... а потому Она и есть Бог... :wub:

такая Мысль называется Истина... и когда я Её слышу, я становлюсь Ею... :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 месяцев спустя...

:) ... не знаю... интересно кому или нет... а меня тема гун продолжает интересовать всё больше...

... и Баба то и дело подкидывает интересные мысли на эту тему... вот две из последних :

:luck: "... Научи свой ум разгонять облака, а не собирать их в одну большую тучу ( чуть не написала "кучу" :D ))))... ) . Чувственный мир - это облако, закрывающее душу в небесах твоего сердца. Тот же самый ум, который собрал облака, может развеять их в одно мгновение. ..." ( :sorcerer: )

:luck: "... Все дороги, ведущие в царство чувственного опыта, - кривые; идти по ним трудно, лишь дорога, ведущая к Богу, - прямая. Идти по дороге, ведущей к Богу, значит всюду и во всём видеть Истину. Это поможет тебе реализовать Высшее Сознание и превзойти три качества (гуны) в природе. ..."

... Бабе, конечно, легко говорить... "всюду и во всём видеть Истину"... :wub:

... но... попробуй-ка ЕЁ видеть... :unsure: ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Бабе, конечно, легко говорить... "всюду и во всём видеть Истину"... 

... но... попробуй-ка ЕЁ видеть

Всему своё время :sorcerer: Мы этому учимся o:)

Кое-что о гунах из книги Шивананда "Йога и сила мысли: " Сознанию присущи три качества.Саттва-это чистота, доброта, гармония, свет и мудрость. Раджас-это страсть, действие и движение. Тамас-это инертность,тьма и неведение. Между саттвой и раджасом-тамасом происходит внутренняя борьба. Преобразуйте тамас в раджас в процессе работы, а раджас в саттву в процессе медитации."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всему своё время

этт точно... :) ... Vitka, и не зря ты поставила такой классный смайлик после этой фразы... этому действительно надо радоваться... :D ...

:luck: ... всему... своё... время... :luck: :wub:

Преобразуйте тамас в раджас в процессе работы, а раджас в саттву в процессе медитации

здесь может появиться интересный вопрос... что понимается под словом "медитация"? ...

вообще-то каждое мгновение своей жизни можно превратить в медитацию на связь с Господом...

правда, если здесь использовать слово "связь", то логично вытекает следующий вопрос : связь с Господом КОГО? ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...