Мысль дня

Мысль дня из ашрама
tvg

Детали события


Мысль дня

03 июня 2017 г.

Образование должно брать на себя всю полноту ответственности и влиять на нравственность и духовную жизнь студента. Недостаточно давать лишь технические навыки и информацию о материальном мире, их необходимо дополнять нравственным и духовным образованием. Сегодня люди уделяют максимум внимания только своим эгоистичным интересам. Это нужно изменить. Думайте не о том, что вы можете взять у других людей, а о том, что вы можете им дать,- концентрируйтесь именно на этом! Следует отбросить идею о том, что шикарный дом с дорогой обстановкой, изысканная еда или хорошо оплачиваемая работа за границей – это тот идеал, к которому нужно стремиться. Такой идеал порождает зло. Вдохновите молодых взять себе за идеал руки, посвященные тяжелой работе, головы, занятые служением и сердца, посвященные состраданию. Ваша цель должна заключаться в том, чтобы ваши слова или дела никому не причиняли боли и страданий. Ибо, когда другие страдают из-за нас, то, в действительности наносится вред вашей собственной подлинной человеческой сущности.

- Божественная беседа, 8 марта 1981 года.

Скрытый текст

Date: Saturday, June 3, 2017

THOUGHT FOR THE DAY

Education must assume full responsibility and impact students’ moral and spiritual life. Imparting technical skills and worldly information alone is not enough; moral and spiritual education must supplement them. People pay huge attention today only to their own selfish interests. This must change. Your attitude must be not what you can get from others, but what you can give to others – make that your focus! The idea that a posh bungalow with expensive furniture, exquisite dining table or a heavy pay package from abroad is the ideal to be worked for should be given up. This ideal breeds evil. Inspire youth to set as their ideal - hands dedicated to hard work, heads dedicated to service and hearts dedicated to compassion. Your goal must be that no one should suffer harm or pain through your words or deeds. For when another is hurt by us, what really happens is insult and injury to our own true human nature. (Divine Discourse, Mar 8, 1981)

-BABA

 


3 пользователям понравилось это

Нет комментариев для отображения

  • Похожие публикации

    • tvg
      Автор: tvg
      В сферу образования проникли некоторые нарушения. Деньги платятся за поступление в школы и колледжи, покупаются оценки и дипломы. Учителя не прививают вкус, стиль и мировоззрение, - это всё удел книг и большей частью книг. Студенты вынуждены искать всё это за пределами учебных заведений. Большое внимание придаётся информации и её поиску, не делается попыток добиться личностной трансформации и исправления вредных привычек и черт характера! Как учились своему ремеслу великие художники, создавшие фрески Аджанты и храмы Эллоры? Посещали ли они какую-либо школу? Они учились у учителей, которые были вдохновенными мастерами. Книги не дадут руководства и не воодушевят на по-настоящему хорошую работу. Для полноты жизни её мирские аспекты должны быть в гармонии с духовными аспектами. Только тогда личность сможет обрести уверенность в себе и избежать пути подражательства. ( Божественная Беседа, 5 января 1975г.)
       
    • Шанти
      Автор: Шанти
      Мысль дня из ашрама 
      Понедельник, 20 января 2017 г.
      Образование сегодня подчеркивает важность накопления вещей. Но способность отдавать нужна в равной степени. Отречение - это не потеря; оно в высшей степени благоприятно, поскольку благодаря ему вы обретаете радость. Отречение означает свободу, полное предание себя Богу и любви. Бог - это любовь. Любовь можно познать только через расширение любви. Когда студенты заканчивают школы и колледжи и возвращаются в свои семьи, свое общество и окружение, они должны служить примером искренности, скромности и взаимного служения. Они должны прочно закрепить свою жизнь в праведности (Дхарме) и мудрости (Джняне). Поэтому учителя и родители должны сами впитать в себя эти принципы и наставлять студентов. Это поможет им вести образцовую жизнь и вести других к спокойствию и умиротворению. Более всего остального вам следует научиться дисциплине и терпению. Жизнь - это упражнение в умении "давать и брать". Не ограничивайтесь лишь радостью "брать". Отдавайте, и вы получите право брать. (Божественное выступление, 8 февраля 1987 г.)
      -БАБА
       
    • Tat
      Автор: Tat
      РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ И ЭТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ
       
      Профессор Вишванатх Пандит
       
      Профессор Пандит, известный экономист, получил свою докторскую степень в университете Пенсильвании, Филадельфии, работая с профессором Лоуренс Клейн, лауреатом нобелевской премии в области экономики. Он также преподавал в известных университетах США и Великобритании. В 1999 ООН, Нью-Йорк, назначил его председателем комитета по политике в области развития наименее развитых стран. Он был выбран президентом Индийского Экономического Сообщества на 2001-02 годы. В 1989-90 Он был советником в министерстве планирования при правительстве Шри-Ланки.
       
      Профессор Пандит много лет работал в Дели в Школе Экономики в различных должностях, включая должность декана факультета экономики и директора Центра Развития Экономики. В 2004 году Комиссия по университетским грантам наградила профессора Пандита государственной премией Свами Паравананда Сарасвати    
       
      В 2008 году Бхагаван Баба благословил его служить восьмым вице-канцлером Шри Сатья Саи Института Высшего Образования. До этого с 2001 года он служил в том же университете, организовывая факультет экономики. Он так же был в числе четырёх преподавателей, награждённых Бхагаваном в июне 2006 года.
       
      Ниже приведён текст его выступления на «Летнем Курсе по Индийской Культуре и Духовности», который проводился Шри Сатья Саи Институтом Высшего Образования 10-12 июня 2011.
       
      С любовью и смирением склоняюсь к Лотосным Стопам нашего Возлюбленного Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. Уважаемые старшие, особые гости, преподаватели института и самые дорогие студенты – Саи Рам всем вам.
       
      1. ПРЕДИСЛОВИЕ
       
      Это действительно великое событие для института не только потому, что преподаватели и студенты всех кампусов собрались вместе в самом начале учебного года, не только потому, что очень важные вопросы, касающиеся образования будут обсуждаться, чтобы руководствоваться этим в дальнейшем, но скорее потому, что мы можем заверить себя, что Уважаемый Канцлер Основатель института находится здесь, с нами, и мы можем решительно снова посвятить себя Его Божественной Миссии, краеугольным камнем которой является образование.
       
      Бхагаван много раз говорил нам, что Его образовательные институты учреждены для того, чтобы из его стен выходили личности, достойные подражания миром будущего, и по этой причине мир будет следить за нами. К этому я с убеждённостью хотел бы добавить, что сегодня Он Сам наблюдает за нами. Давайте помнить об этом каждое мгновение.  
       
      Что касается темы выступления, порученной мне, здесь нам в первую очередь нужно понять, что образование – это процесс, предназначенный для проявления скрытых в людях добродетелей и способностей. Более двух тысяч лет назад греческие философы использовали термин «Эдьюкере ('Educare')», который широко применяется в дискуссиях в последнее время. Вот его более глубокое и более возвышенное значение:                                                                            

       
      Проще говоря, в настоящее время образование нужно воспринимать как состоящее из трёх составляющих, а именно: из Информации, Знания и Мудрости. Каждая из составляющих последовательно ведёт к следующей, так что мы в конечном итоге приходим к мудрости. Знание, основанное на информации, развивает мастерство человека и его способности добиваться многих вещей наилучшим из возможных способов, но именно мудрость руководит им в выборе приоритетов. Короче говоря, всё, что делает человек, должно быть важно не только для него, но, что более значимо, – для общества, в котором он живёт. Просвещённые собственные интересы могут служить толчком к началу деятельности, но человек должен подняться над этим.  
       
      2. НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД
       
      Последние несколько десятилетий во всём мире наблюдается феноменальное развитие накопления и информации, и знания в невероятных масштабах. К сожалению это сопровождается ростом двух других направлений. С одной стороны, по многим причинам, которые нам сейчас рассматривать не нужно, большая часть образования превратилась в преуспевающий бизнес и поэтому стала более или менее корпоративной.    
       
      В дополнение к этому второй вид развития происходил более долгий период времени, но в последние десятилетия достиг критической отметки. Я говорю о том, что мудрость перестала быть важной составляющей образования. И хуже того, как сказал кто-то, мудрость и добродетель заменены глупостью и пороком.
       
      Вследствие развития этих направлений мы видим, что образование, особенно более высоких уровней, сделало людей не только жадными, но также и эгоцентричными. Свами Ранганатхананда, одиннадцатый президент Миссии Рамакришны, ссылаясь на Десять Заповедей Моисея, красиво говорит об этом:
       
      «Моисей дал нам Десять Заповедей, но высокообразованные люди сегодня считают, что существует одиннадцатая заповедь и следуют ей. По их мнению, одиннадцатая заповедь гласит: “Если ты нарушил Десять Заповедей, позаботься, чтобы тебя не поймало правосудие”. Таково образование сегодня».
       
      – Свами Ранганатхананда, Прабуддха Бхарата, февраль 2011.    
       
      Оно учит студентов элегантным способам, с помощью которых можно манипулировать принятыми системами в собственных интересах.
       
      Мы постоянно видим влияние этих систем образования, прямо начиная с раннего утра. Газеты пестрят историями о преступлениях всех уровней, включая детей, женщин, социальные группы и сообщества. Вместо помощи другим ум сосредотачивается на устранении всех препятствий, которые появляются, справедливо или по недоразумению, между мной и моими эгоистичными интересами. Коррупция стала нормой дня. Существует сильная кооперация между политиками, бюрократией и корпоративным сектором, направленная против бедных граждан, их основных прав и нужд. Высокообразованные мужчины и женщины вовлечены в это различными способами на многих уровнях. Соблюдение одиннадцатой заповеди – всеобщее.  
       
      То, что миру пришлось пострадать от тяжёлого всемирного экономического спада в 2008, является самым болезненным примером этого феномена. Последствия этого всё ещё не устранены. Миллионы людей остаются безработными. Большое количество хороших людей лишилось своих сбережений, отложенных на старость. Миллионы семей остались без медицинского обслуживания и доступа к образованию детей даже в странах, которые мы считаем богатыми. Мы не будем здесь углубляться в детали. Я хотел бы сделать одно замечание.
       
      Милостивый Господь мироздания наделил человечество всем необходимым: драгоценными природными ресурсами, умом, способным думать и различать, а кроме того – сердцем, наполненным состраданием. Всё, что нужно делать, – это эффективно использовать эти дары Бога для себя и других.
       

       
      Обратимся теперь к одной особой проблеме, чтобы увидеть, насколько неправильно организована политика. Как уже было сказано, многие страны, включая США и страны Европы, страдают сегодня от беспрецедентного количества безработных, которое в свою очередь ведёт не только к печальному неравенству в доходах и в богатстве, но также и ко многим более глубоким социальным проблемам. К тому понятию, которое называется «СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА», в качестве средства разрешения проблемы огромной безработицы применяется ошибочная и через чур упрощённая экономическая теория. Это не ново. Это напоминает поэму, написанную несколько веков назад:
       
                                                                                       
       
      В современном мире в отличие мира предыдущих столетий не работает даже бессмысленная теория экономической выгодности развития «потребительского общества». Очевидно, сказываются новые сложности. Это необходимо понять, прежде чем можно будет эффективно разрешить проблему. Настоящее образование должно помочь нам справиться с этой огромной безработицей и этим беспрецедентным неравенством, с которыми столкнулся сегодня весь мир.  
       
      Недостатки господствующей системы образования и причины, почему она должна быть изменена, привлекали внимание наших лучших мыслителей. Более пятидесяти лет назад нас предупреждала такая великая личность, как Бертран Рассел. Он сказал: 
       
      «Человеческая раса всё же выжила благодаря невежеству и некомпетентности. Но принимая во внимание знание и компетентность в сочетании с глупостью, в выживании не может быть уверенности. Знание – это сила, но это сила как для зла, так и для добра. Пока человек не возрастёт в мудрости настолько же, насколько и в знании, увеличение страданий неизбежно».
       
      – Бертран Рассел (1960), «Влияние Науки на Общество».  
       
      3. ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕГОСЯ ПОЛОЖЕНИЯ
       
      Должен существовать выход из создавшегося положения, который нужно найти, и которому нужно следовать. Божественное руководство действительно стоит на первом месте. На самом деле Бхагаван уже давно дал Свой совет. Нам только нужно понять, о чём Он говорит, и следовать этому совету:
       
      «Образование означает расширение сердца и развитие контроля над чувствами. Оно должно заставлять человека искать средства увеличения блага для мира. Образование, лишённое этого, – бесполезно».
       
      – Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
       
      Ударение делается на контроле чувств, что в свою очередь требует обуздания ума. На практическом уровне, отвечая на вопрос просвещённого преданного доктора Хислопа, Свами подчеркнул роль ума, сказав:
       
      «Правильный способ обращения с умом – это направить его деятельность на хорошие дела, хорошие мысли и не позволять ему уделять внимание плохим мыслям или делам».  
                 
      Не удивительно, что Он постоянно говорит нам: «Овладейте умом таким образом, чтобы чувства были вашими слугами, а не вашими хозяевами». Писания, посвященные Санатана Дхарме, призывали нас тысячелетие назад:
                             

       
      Публичные выступления на темы образования в современном мире, учитывающего этику, наиболее желательны, хотя они и не распространены так широко, как этому следовало бы быть. Однако трудность заключается в том факте, что этика неадекватна из-за своей контекстуальной природы. То, что считалось правильным вчера, неприемлемо сегодня; и то, что считается этичным в месте А, не считается таковым в месте Б. Мы должны сосредоточиться на духовных основах, не подверженных влиянию ни времени, ни места. Это дхарма или это можно перевести как самое лучшее, что мы можем сделать, или как Праведность.
       
      Это одна часть фундамента, вторую часть составляет Сатья, т.е. Истина. Опять же, перевод настолько хорош, каким мы его считаем. Здесь необходимо подчеркнуть, что существует только одна Истина, и эта Истина – Бог. Но это сводит нас лицом к лицу с волевым классом людей и их убеждениями, которых они строго придерживаются, и которые вкратце могут быть изложены следующим образом.  
       
      4. ОБОСНОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
       
      В отношении человеческого поведения обсуждение обычно фокусируется на том, что называется Рациональностью, Здравым Смыслом. В других случаях, когда философские понятия пересматриваются, внимание вращается вокруг Обоснования. Учёные обычно настаивают на физическом подтверждении сделанных заявлений. Ссылки на Бога и в более общем смысле на духовность обычно вызывают сильный отклик со стороны этого класса мыслителей, и необходимо быть готовым к хорошо обоснованному и содержательному ответу. Не вдаваясь в подробные обсуждения, я хотел бы привести некоторые наблюдения, которые могут быть полезны в таких ситуациях.   
       
      Моя цель – выделить, в основном, проблемы, связанные с этим набором определений, и показать, как они в большинстве случаев часто ошибочно используются в сочетании с ограниченными представлениями не только о человеческой жизни, но также и об окружающей среде, в которой человек живёт.   
       
      Термин «рациональность» обычно используется в таких науках, как экономика, социология и политология. Несмотря на его широкое использование, трудно дать ему простое объяснение. В большинстве ситуаций рациональность просто сводится к преследованию собственных интересов, если не к чистому эгоизму, сочетающемуся с постоянным процессом мышления и принятия решений.
       
      Причина кроется в крайне ограниченных представлениях не только о жизни, но также и об обществе, в котором человек живёт. Безжалостно критикуя это представление о рациональности, профессор Амартья Сен, лауреат Нобелевской премии, предупреждает нас не становиться Рациональными Глупцами. Даже те, кто не выступают абсолютно против собственнических интересов, задают серьёзные вопросы.                                                                                   

       
      Здесь я должен упомянуть ещё об одном Нобелевском лауреате, профессоре Герберте Саймоне, который говорит об Ограниченной Рациональности как более свойственной и более значимой для человеческого поведения. Это уточнённое понятие рациональности принимает во внимание все факторы, включая нравственные соображения, в рамках которых должно приниматься решение в каждом случае.  
       
      Тесно связанной с рациональностью является идея Обоснования, которая должна характеризовать мышление и деятельность людей. Хоть это обычно и не нуждается в дискуссии, обсуждаемые принципы имеют свои собственные ограничения, которые необходимо выделить. Обратимся опять к Герберту Саймону и посмотрим, что он говорит:   
            
      «Принцип “не делать выводов без предпосылок” навсегда преграждает доступ нормативным утверждениям (утверждениям, содержащим важные предположения), чьё образование не зависит от входных данных, которые тоже содержат предположения… Обоснование является полностью инструментальным. Оно не может сказать нам, куда идти, в лучшем случае оно может сказать нам, как туда попасть».  
       
      – Герберт Саймон, «Обоснование в человеческих делах (Reason in Human Affairs)», издательство университета Стэнфорда, 1983.  
       
      Это имеет прямое отношение к тому, что можно назвать настоящим образованием. Ведущий мета-психолог нашего времени, который, кстати, тоже любил Веданту, даёт похожий комментарий обоснованию:
       
      «Обоснования устанавливают границы слишком узкие для нас, и заставляют нас принимать только то, что общеизвестно, и то, что имеет ограничения, и заставляют нас жить в общепризнанной структуре, словно мы знаем насколько далеко простирается жизнь…Чем больше преобладает критическое отношение, тем более обеднённой становится жизнь».
       
      – Карл Юнг, «Воспоминания, Сны и Размышления (Memories, Dreams and Reflections), Нью-Йорк, Классические Книги, 1989.  
       
      5. НАУКА И ДУХОВНОСТЬ
       
      Учёные обычно фокусируются на проявленном творении, потому что они в большей или меньшей степени привержены принципу физической достоверности для всего, что они принимают как реальность. Это заставляет их подвергать сомнению аспекты духовности и в особенности веру в Бога, потому что они считают, что это находится за пределами физического подтверждения и является обычным интеллектуальным умозаключением. С этой точкой зрения связано несколько основных проблем.
       
      Прежде всего, большинство из нас, включая изощрённых интеллектуалов, принимают многие научные предположения, которые мы никогда не сможем проверить. Это происходит потому, что мы доверяем учёным, которые проводят сложные опыты и иногда высказывают глубокие интуитивные предположения. Разве мы не можем применить тот же самый принцип к великим святым и мудрецам, получившим огромное просветление и обретшим глубинное видение, недостижимое для нас, обычных смертных?
       
      Во-вторых, существует фундаментальный вопрос: «Что такое Бог?» Духовность даёт нам замечательную свободу выбора. Писания провозглашают: «Ты есть ТО», т.е. Бог.  Бхагаван постоянно говорил нам «Любовь – это Бог, а Бог – это Любовь». Можно ли сказать проще?                                                
       

       
      Как было сказано ранее, основная проблема заключается в том, что мы полностью привязаны к проявленному миру тела, ума и разума. Мы должны выйти за пределы этой конструкции. Выступая в 1985 году на Ассамблее Шри Сатья Саи Института Высшего Образования (SSSIHL), известный физик профессор Е.С.Г. Сударшан сказал, что человечество должно гармонично сочетать проявленный мир и неочевидные аспекты жизни с помощью того, что называется бинокулярным зрением. Совсем недавно великие физики изменили точку зрения на Бога и духовность, придя к соглашению, что это Высшее Сознание. Нам не нужно углубляться в это дальше, а те, кого интересует эта тема, могут посмотреть хорошо обоснованные точки зрения в главе 6 (Путь от физики к метафизике) этой книги:
       

      «Путешествие по Рамаяне Вальмики, часть 2», книга написана профессором Г. Венкатараманом и издана отделом по средствам массовой информации Шри Сатья Саи Садхана Траста, Прашанти Нилаям.
       
      6. К ИСТИННОМУ СЧАСТЬЮ
       
      Мы можем не думать об этом большую часть времени, но подсознательно мы всегда стремимся к счастью во всех наших делах. Однако нам необходимо прояснить два аспекта этого феномена, и истинное образование должно заботиться об этом.
       
      С одной стороны мы должны быть уверены, что не гоняемся за преходящими удовольствиями, которые, как нам кажется, делают нас счастливыми ненадолго. К сожалению, это происходит довольно часто. Второй и тесно связанный с первым вопрос, где мы ищем счастье. Это, в действительности, две стороны одной и той же монеты, и образование должно заботиться об этом.
       
      Это просчёты существующей системы образования, приведшей человечество ко многим проблемам, с которыми оно сталкивается. В недавние времена экономические проблемы разрешались неправильными методами. Одним из них является упомянутый ранее метод стимулирования потребительского интереса. Многие люди зря тратят деньги на многие вещи, которые недоступны для других, обычно для бедных семей. Бхагаван предупреждал нас об этой проблеме ещё в 1976 году, советуя нам ограничивать желания, Он сказал:
                                                                            

       
      «Сегодня в мире существует много экономических проблем, которые беспокоят нас. Мы должны также с духовной точки зрения исследовать, как возникли эти проблемы. Имеющиеся предметы потребления ограничены, а наши желания безграничны. Делать только шаги, приводящие к увеличению количества производимой продукции – неправильно. Это действительно слабое место. Самое лучшее средство – это привести наши желания в соответствие с имеющимися возможностями… Студенты должны очень внимательно следить за тем, чтобы не выбрасывать пищу, они должны брать только то, что необходимо, и ничего не расходовать зря».
       
      – Летние Розы в Голубых Горах, 1976, стр. 117-119.    
       
      25 лет спустя один известный экономист на основе своих тщательных эмпирических исследований заявил, что:  
       
      «Рост доходов не приводит к увеличению благополучия людей ни с высокими доходами, ни с низкими, потому что это усиливает желания… “Хочу” – это растущий гигант, для которого плащ “Имею” всегда мал».
       
      – Ричард Истерлин, «Доходы и счастье», экономический сборник, Королевское Экономическое Общество, июль 2001, том 111, 465-484.    
       
      Затем наблюдения были отображены на диаграмме, основанной на достоверных данных из Японии. 
       

       
      – Б.С. Фрей и А. Стуцер, «Что могут узнать экономисты из исследований счастья?», Сборник Экономической Литературы, июнь 2002, том XL, 402-435
       
      Очевидно, что длительное и настоящее счастье нужно искать в чём-то ещё, не только в богатстве и деньгах. В таком случае, зачем стремиться получить образование ради денег? Поэтому пусть образование будет для жизни, а не для простого существования, как говорит нам Бхагаван. Это приносит нам счастье.
       
      7. БОЖЕСТВЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
       
      Более столетия назад известный философ Джон Стюарт Милль чётко определил основной источник болезни общества и в качестве средства для исцеления привёл настоящее образование. 
       
      «Эгоизм – основная причина неудовлетворённости в жизни. Не существует причины, по которой человек должен быть эгоистичным и себялюбивым, лишённым чувств по отношению к другим. Образование должно исправить это».  
       
      Мы действительно счастливые, что сострадательный Господь низошёл в человеческой форме, чтобы научить нас истинному образованию, которое является основой Его божественной миссии. Он предупреждал нас о шести опасных врагах, которых мы должны победить в самом начале своего путешествия к самореализации. Видеть Бога в каждом – это конечная цель, но начинать нужно с ощущения боли другого. Бхагаван изумительно сказал об этом:
       
      «Так же как все части тела составляют единый организм, все существа подобны различным частям тела Бога. Когда повреждена нога, слёзы текут из глаз. Точно такая же близкая связь существует между Богом и всеми существами».
       
      Развивая эту тему, Бхагаван увещевает нас, что наша духовная практика должна находить отражение в этом принципе служения обществу, которое Он часто называет «Любовью без Обязанности». Нужно внедрять истинное образование. Приведём ещё одну Его цитату: 
                                                                                       

       
      И наконец, давайте вспомним послание Бхагавана всем нам. Мы имеем права, которые широко обсуждаются в современном мире, но эти права должны исходить из выполняемого нами долга. Эти два понятия должны идти рука об руку, как это было принято в древней культуре Индии. Давайте вспомним, как говорит об этом наш любимый Господь.  
       
      «Бхарат учил, что небольшая группа общества не может распоряжаться огромными ресурсами мира, и для эффективного функционирования общества необходимо разделить различные задачи между разными группами людей, и каждая группа общества должна вносить свой вклад во всеобщее благо».
       
      – Бхагаван Баба
       
      Спасибо и Саи Рам
       
      Источник: http://media.radiosai.org/journals/vol_10/01JAN12/03_pandit.htm