Перейти к содержанию

Дж. Кришнамурти


dar

Рекомендуемые сообщения

Возлюбленный - кто же он? Сердце подскажет, а ум не будет препятствовать. :wub:

Дж. Кришнамурти

КТО ПРИНОСИТ ИСТИНУ?

Выступление в Ээрде 2 августа 1927 г.

Когда я начал думать сам, а это было несколько лет назад, я обнаружил, что бунтую. Я не был удовлетворён никакими учениями, никакими авторитетами, я хотел выяснить сам для себя — что же значит для меня Мировой Учитель, и какая истина стоит за формой Мирового Учителя. Прежде чем я начал думать самостоятельно, прежде чем я приобрёл такую возможность, я принимал как само собой разумеющееся, что я, Кришнамурти, был проводником для мирового Учителя, потому что многие утверждали, что это так. Но когда я начал думать, мне захотелось выяснить, что же подразумевается под Мировым Учителем, и что подразумевается под занятием им проводника и его проявлением в мире. Я намеренно стараюсь выражаться неясно, ведь хотя я мог бы совершенно легко выразить это определённо, у меня нет такого намерения, потому что как только вы определите вещь, она станет мёртвой. Если вы сделаете вещь определённой — по крайней мере, так я утверждаю, — вы станете давать интерпретацию, которая в умах других примет определённую форму, а потому они будут связаны этой формой, из которой им придётся освобождаться.

То, что я собираюсь вам сказать, не основывается на авторитете, и вы не должны повиноваться, но вам нужно понять. Это не вопрос авторитета и не установленных линий, которым нужно слепо следовать — чего большинство вас и хочет. Вы хотите, чтобы я изложил вам закон, сказал вам: я тот-то и тот-то, а вы бы сказали: отлично, мы будем работать для тебя. Я не поэтому объясняю, а чтобы мы могли понять друг друга, помочь друг другу. Я хотел бы, чтобы вы увидели вещи, которые вы можете увидеть сами, возможно в этой жизни, а возможно и в какой-нибудь будущей.

Когда я был маленьким мальчиком, я обычно видел Шри Кришну с флейтой, таким, как его рисуют индусы, потому что моя мать поклонялась ему. Она рассказывала мне о нём, и потому я создал у себя в уме образ Шри Кришны с флейтой, со всем благоговением, со всей любовью, со всеми песнями и радостью — вы не представляете, какая великая это вещь для мальчиков и девочек Индии. Когда я подрос, то встретился с Ч. Ледбитером и Теософическим Обществом. Я начал видеть Учителя К. Х. — опять в форме, которую мне представляли, это была реальность с их точки зрения, и потому Учитель К. Х. стал для меня целью. Позже, по мере того, как я рос, я стал видеть Господа Майтрею. Это было два года назад и я видел его постоянно в той форме, которую мне представили. Я рассказываю вам всё это не для того, чтобы приобрести авторитет или создать веру, а лишь чтобы укрепить ваши собственные верования, ваши собственные надежды, ваши собственные умы и сердца. Я всё время боролся, чтобы найти Истину, потому что я не был удовлетворён авторитетом другого, или указом другого, или очарованием другого; я хотел открыть сам, и естественно, что для этого мне пришлось пройти через страдания. Позже это был уже Будда, кого я видел, и быть с ним было моей радостью и моей славой. Меня спрашивали, что я имею в виду под "Возлюбленным" — я дам вам смысл, объяснение, которое каждый из вас истолкует, как ему будет угодно. Для меня это всё — это Кришна, это Учитель К. Х., это Майтрея, это Будда, и всё же это за пределами всех этих форм. Какое значение имеет имя, которое вы даёте? Вы боретесь за Мирового Учителя как за имя. Мир не знает о Мировом Учителе; некоторые из нас знают лично, некоторые верят авторитету, другие имеют собственный опыт собственное знание. Но это вещь индивидуальная, и не такой вопрос, о котором мир будет беспокоиться. То, о чём вы беспокоитесь — это есть ли такая личность как Мировой Учитель, который проявил себя в теле определённого человека, Кришнамурти, но в мире этот вопрос никого не беспокоит. Так что вы увидите мою точку зрения, когда я говорю о моём Возлюбленном. Это несчастье, что мне приходится объяснять, но я должен. Я хочу объяснить так смутно, как возможно, и надеюсь, мне это удаётся. Мой Возлюбленный — это открытое небо, это цветок, это каждое человеческое существо.

Я сказал себе: пока я не стану един со всеми Учителями, не имеет никакого значения, те они самые или другие; Кришна ли это, Христос, или Майтрея, это опять же особо ничего не решает. Я сказал себе: пока я вижу их снаружи как образы, как предметные вещи, я — отделен, я удалён от центра, но когда у меня есть способность, сила, решительность, когда я очищен и облагорожен, тогда этот барьер, эта отделённость, исчезнет. Я не был удовлетворён, пока этот барьер не был разбит, пока эта отделённость не была разрушена. И пока я не мог говорить с уверенностью, без недолжного возбуждения, или преувеличения, чтобы убедить других, пока я не был един со своим Возлюбленным, я никогда не говорил. Я говорил в смутных общих словах, которых хотели все. Я никогда не говорил: "Я Мировой Учитель", но теперь, когда я чувствую, что един с Возлюбленным, я говорю это — не чтобы навязать вам свой авторитет, не чтобы убедить вас в своём величии или величии Мирового Учителя, ни даже в красоте жизни, простоте жизни — но просто чтобы пробудить в ваших собственных сердцах и умах желание искать Истину. Если я скажу, а я скажу, что я един с Возлюбленным, то это потому что я чувствую и знаю это. Я нашёл то, чего жаждал, я един, так что отныне не будет отделённости, ибо мои мысли, мои желания, мои чаяния — те, что принадлежали отдельному "я" — уничтожены.

Потому я могу сказать, что я един с Возлюбленным — назовёте вы его Буддой, Майтреей, Кришной, или любым другим именем.

Шестнадцать лет вы поклонялись образу, который не говорил, который вы интерпретировали, как хотели, который вдохновлял вас, давал вам спокойствие и ободрение в моменты депрессии. Вы могли держаться за этот образ, потому что он не говорил, не был живым, не было ничего, в чём могла теплиться жизнь. Но теперь, когда этот образ, которому вы поклонялись, который вы создали для себя, который вдохновлял вас, оживает и говорит, вы спрашиваете: Может ли этот образ, которому я служил, быть прав? Может ли он говорить? Авторитетен ли он? Обладает ли он властью представлять Мирового Учителя? Обладает ли он величием его мудрости и сострадания, полным развитием, и может ли вообще Мировой Учитель быть проявлен в одной индивидуальности? Конечно, это вопросы, которые вы должны решить для себя сами. Помните известную историю про второе пришествие Христа? Он проповедует и приходит наконец в Рим, и Папа приглашает его, тайно падает на колени и поклоняется ему и восхищается им, но держит его в заточении. Он говорит: "Мы поклоняемся тебе в тайне, мы признаём, что ты Христос, но выйдя наружу, ты создашь много проблем; ты заронишь сомнения, тогда как мы стараемся устранить их".

И теперь этот образ начинает оживать, а вы не можете иметь ничего реального, ничего истинного, что не было бы живо. Вы можете поклоняться дереву зимой, но оно более прекрасно весной, когда бутоны, пчёлы и птицы, все миры начинают оживать. В годы зимы вы молчали и не задавали себе вопросов вполне искренне, это было сравнительно легко, но теперь вы должны решить для себя, что всё это значит. Раньше было легко говорить, что вы ждёте Мирового Учителя, и это очень мало значило, но теперь вы оказались лицом к лицу с проблемой — образ становится живым. Собираетесь ли вы всё время поклоняться картине или служить реальности этой картины, должно быть, конечно, оставлено на ваше собственное усмотрение. Для меня это живо. Хотя и я служил этому образу. Я не был удовлетворён просто поклонением, я хотел выяснить, проникнуть за раму этой картины, посмотреть глазами, подумать умом, почувствовать сердцем этой картины. Я не был удовлетворён, и благодаря своей неудовлетворённости, своим печалям, я смог отождествиться с этой картиной и потому я стал ею. В этом нет ничего сложного, ничего сильно таинственного, ничего такого, по поводу чего нужно возбуждаться, чтобы убедить других. Вот когда вы желаете встать под какой-то авторитет, вы сломаетесь, и это совершенно правильно, потому что авторитет меняется изо дня в день. Один день это будет один человек, другой день — другой, и горе тому человеку, которые сгибается перед каким-либо из них или всеми ими. Это как раз то, чего у нас быть не должно, и это то, чего вы пытаетесь добиться. Вы хотите авторитета, который придаст вам храбрости, заставит вас полнее развиваться, но внешний авторитет никогда не даст вам способности развиваться. Истина ли то, что говорит оживший образ, важно это или нет, должны исследовать вы сами.

Моей практикой всегда было слушать всех. Я желал учиться — у садовника, у пария, у неприкасаемого, у соседа, у друга, у всего, к чему я мог прикоснуться, чтобы стать единым с Возлюбленным. Послушав их всех и собрав Истину отовсюду, где я её находил, я смог развиться полно. А вы ждёте, что Истина придёт от одного человека, ждёте, что истина должна быть развита и навязана вам авторитетом, и поклоняетесь вместо Истины этому человеку. Когда Кришнамурти умрёт, а это неизбежно, вы создадите религию, займётесь составлением правил в уме, потому что один человек, Кришнамурти, представлял для вас Истину. Так вы построите храм, начнёте вводить церемонии, изобретать фразы, догмы, системы верований, символы веры, разовьёте философии. Если вы построите великие сооружения на мне, как на фундаменте, то вы окажетесь в ловушке в этом доме, этом храме, и вам понадобится другой учитель, который бы пришёл и освободил вас из этого храма, вырвал вас из этой узости, чтобы освободить вас; но человеческий ум таков, что вы построите другой храм уже вокруг него, и так это будет продолжаться и продолжаться.

Но те, кто понимает, кто не зависит от авторитета, кто держит в своих сердцах всех людей, не будут строить храмов — они действительно поймут. Это потому что лишь немногие по-настоящему желали помочь другим людям, и вот им это оказалось легко понять. Другие же, которые не поняли, хотя и много говорили и об этом, и о том, как им толковать учение, столкнутся с трудностями. Для меня совершенно просто идти в мир и учить. Люди мира не озабочены вопросом, являюсь ли я проявлением, или внутренним обитателем, или пришествием в сосуд, который готовился много лет, или Кришнамурти собственной персоной. Они собираются сказать вот что: Я страдаю. У меня свои преходящие удовольствия и переменчивые беды — есть ли у вас для меня что-то непреходящее? Вы говорите, что обрели освобождение и счастье — можете ли вы поделиться им, чтобы я мог войти в ваше царство, в ваш мир? Вот всё, что их заботит, а не значки, организации, правила, книги. Они хотят увидеть живые воды, текущие под мостом человеческих существ, чтобы они могли плыть с ними в огромный океан. А вы всё время озабочены тем, как что вы будете толковать. Вы не нашли Истину сами, вы ограничены, и всё же пытаетесь освободить других. Как же вы собираетесь это сделать? Как вы откроете, что истинно, а что ложно, что такое Мировой Учитель и что такое реальность, если вы не очистили от ряски тот пруд, в котором должна отразиться Истина?

Всегда в этой жизни, а возможно, и в прошлых, я желал одного: ускользнуть, быть вне страданий, вне ограничений, открыть своего гуру, или Возлюбленного, который и ваш гуру и ваш Возлюбленный, существующий в каждом, под каждым простым камнем и каждой травинкой, по которым вы ступаете. Моим желанием, моей мечтой было стать единым с ним, чтобы больше не чувствовать отделённости, не ощущать себя другим существом с отдельным "я", и когда я смог уничтожить это "я" полностью, то смог стать единым со своим Возлюбленным. И поскольку я обрёл своего Возлюбленного, свою Истину, я хочу дать это вам.

Я как цветок, который отдаёт свой аромат утреннему воздуху; его не заботит, кто проходит мимо. Он даёт свой аромат, и те, кто счастлив, и те, кто страдает, будут вдыхать его. Но те, кто удовлетворён, кто ни к чему не стремится, кто невнимателен, кто не имеет представления о том, как восхитителен запах, пройдут мимо, не заметив. Вы собираетесь вынудить их остановиться и вдохнуть аромат? Вы озабочены тем, как будете убеждать их. Но почему вы должны их убеждать? Вы убедите лишь тех, кто по-настоящему ищет. Именно потому, что вы сомневаетесь в своём собственном поиске, вы и не ищете по-настоящему; вы удовлетворены своим маленьким знанием, своими маленькими авторитетами. Вы хотите, чтобы они говорили и избавили вас от ваших сомнений. Допустим, некто сможет сказать вам, что я Мировой Учитель. Как это может помочь, как это может изменить Истину? Как придёт понимание в ваше сердце и как придёт знание в ваш ум? Если вы полагаетесь на авторитет, то строите свой фундамент на песке, и волна печали придёт и смоет его. Но если вы строите дом на камне, камне собственного опыта, собственного знания, собственных печалей и собственных страданий, кирпич за кирпичом, опыт за опытом, вот тогда вы сможете убедить других. Пока же вы зависите от двух Хранителей Ордена, полагаясь на авторитет их или кого-то другого, чтобы они сказали вам истину, тогда как Истина внутри вас. В своих сердцах, в своём собственном опыте найдёте вы Истину, и это единственная вещь, которая чего-то стоит. Лишь это избавит вас от бед, рассеет ваши печали, и вот поэтому я чувствую, что должен говорить об этих вещах. В прошлом году я не мог говорить, как я говорю сейчас, что я Учитель, ибо скажи я это тогда, это было бы неискренне, это было бы неправдой. Поскольку тогда я ещё не соединил Исток и Цель, я не мог сказать, что я Учитель. Но теперь я говорю это. Я стал един с Возлюбленным, я сделался простым. Я прославлен благодаря ему, и благодаря ему я могу помогать. Моя цель — не порождать дискуссии об авторитете и о проявлениях в личности Кришнамурти, но дать те воды, которые смоют ваши печали, ваши мелочные тирании, ваши ограничения, чтобы вы были свободны и наконец соединились с тем океаном, где нет ограничений, где Возлюбленный.

Надеюсь, я прояснил это, и тем умам, которые поймут, это должно быть ясно. Ума и сердца, которые нащупывали, искали Истину, жаждали её, они её найдут. Не нужно убеждать, изменять образ жизни тех, кто не хочет измениться, но поскольку я изменился и стал един с Возлюбленным, поскольку нашёл свою цель, которая есть цель для всех, и поскольку стал единым с целью, так как несу любовь, перестрадал, перевидел и нашёл всё, то естественно, что мой долг, моё удовольствие, моя дхарма — дать это тем, у кого этого нет. Даю ли я это через Орден Звезды или через какую-то иную организацию, не имеет значения. Люди не должны беспокоиться о том, через какую организацию это приходит — важно лишь могут ли быть убиты их печали, их удовольствия, их преходящие тщеславие и желания, и займёт ли их место что-то более великое.

Как только вы поймёте истину этого Освобождения и этого Счастья, оно освободит вас от вас самих, от вашего тщеславия, ваших удовольствий, обид и огорчений. Поскольку я достиг Освобождения, я хочу поделиться им с вами, но вы говорите: ты должен дать нам его так-то и так-то, быть в состоянии выдать его в определённой фразеологии, определённым языком. Но имеет ли в действительности какое-то значение, из какого стакана вы пьёте воду, коль скоро она может утолить вашу жажду? Разве важно, кто вас кормит, если эта пища насыщает и укрепляет вас? Но поскольку на протяжении столетий вы привыкли к ярлыкам, вы и на жизнь хотите навесить ярлык. Вы хотите навесить ярлык на Кришнамурти, причём определённым образом, чтобы вы могли сказать: "теперь я понимаю" — и тогда внутри вас наступит мир. Но я боюсь, что так не получится. Можете ли вы упаковать воды моря? Люди пытались, но всегда это кончалось бедой. Я не хочу быть связан, потому что это означает ограничение. Вы не можете связать воздух — вы можете куда-то закачать его, загрязнять его, отравлять его ядом, но весь внешний воздух, являющийся всеобщим достоянием, контролировать вы не можете. И я не собираюсь позволять кому-нибудь меня связывать; я иду своим путём, потому что это единственный путь. Я нашёл то, чего хотел; я стал един со своим Возлюбленным, и мы с ним вместе гуляем по Земле.

Вы никогда, никакой властью, никакими страхами и угрозами проклятия не сможете заставлять людей. Та эпоха прошла. Сейчас эпоха революции и суматохи, сейчас налицо желание узнать всё самостоятельно, а поскольку у вас внутри нет этого желания, вы заточены в мире ограничения. Вы думаете, что нашли, но вы не нашли. Поскольку вы стали уверены в своих маленьких неуверенностях, вы думаете, что может обратить мир.

Когда была построена Эйфелева башня, она думала, что она — самая прекрасная, самая чудесная и самая высокая вещь в мире, пока над ней не пролетел маленький самолётик. Вы думаете, что можете бежать с оленем и рычать со львом, но вы сможете это лишь когда станете едины с Возлюбленным. Нехорошо спрашивать меня, кто Возлюбленный. Что толку от объяснений? Ведь вы не сможете понять Возлюбленного, пока не сможете видеть его в каждом животном, в каждой травинке, в каждом человеке, который страдает, в каждой индивидуальности.

Так что, друзья, единственное, что имеет значение, это то, чтобы вы могли давать те воды, которые утолят жажду людей — людей, которых здесь нет, которые в мире. И вода, которая даст удовлетворение, очистит их сердца, облагородит их умы, такова: обретение Истины, и утверждение в их собственных умах и сердцах Освобождения и Счастья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Видящий, идущий в одиночестве ч.1

Видящий, идущий в одиночестве ч.2

Видящий, идущий в одиночестве ч.3

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Shaiva как-то тоже выкладывал ссылку на видео с лекцией Кришнамурти о Природе Любви:

интересно было послушать Кришнамурти, и посмотреть на него

вопрос в точку: какое же Знание по-настоящему изменяет всего человека, и делает его по-настоящему счастливым

что такое Любовь?

сколько существует человечество, столько оно пытается решить этот вопрос для себя, и всё пока как-то мимо пролетает

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Кришнамурти отрицает авторитеты и призывает к самоисследованию. :flowers:

Читая его дневник и прочие книги (здесь можно читать или качать : http://lib.rus.ec/a/24593 ), понимаю, что мысль и энергия этого человека - иного порядка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Для меня всегда была интересна личность Кришнамурти, его учение. Да, оно носит довольно категоричный характер. Он призывает не принимать никаких авторитетов, никаких учений, потому что, все они уже принадлежат прошлому. Я думаю, что все это связанно с особенностями его личной судьбы. Ему была навязана роль Мирового Учителя, перед ним были готовы преклониться сотни тысяч последователей. А он от всего этого отказался... Потому что искал Истину. Я отношу его к наиболее мужественным и бескомпромиссным искателям. Отказаться от такого! Далеко не каждый, наверное, бы смог. А раз нет, в его понимании, никаких Учителей, то ведь значит он и сам теряет право называть себя Учителем. Он так и поступал... Постоянно говорил своим последователям: "Я вам не Учитель, вы сами и только вы сами можете быть учителями для самих себя!". Но мне лично интересны два момента в его учении. Наш ум полностью обусловлен. Обусловлен прошлым, обусловлен всеми нашими стереотипами, предубеждениями, сформированными в течении всей нашей жизни, которые сделали его таким. И как этот обусловленный ум может познать реальность, отягощенный таким грузом. А ведь Саи Баба тоже говорит о том, что мы, прежде чем придти и предаться Ему, тоже должны отказаться от всех наших прошлых убеждений и стереотипов, сложившихся в нашем сознании. И вот только тогда, он сможет по настоящему работать с нами, менять нас. И второй момент... Кришнамурти говорил о "безусловном осознании". Допустим, я смотрю на дерево... Если существует мое "я", а мое "я" обусловлено, то могу ли я воспринимать это дерево, таким каким оно является на самом деле. В западной философии существует понятие "ноумена". Дерево по своей сущности, в отсутствии моего восприятия его, это ноумен. То есть оно просто является таким каким оно есть. А вот мой мыслящий ум, мои обусловленные чувства превращают его уже в "феномен". Феномен это отражение любой вещи в нашем сознании. По сути у одного и того же предмета может быть бесконечное количество феноменов. Ведь у каждого человека, смотрящего на одно и то же дерево, свое собственное индивидуальное сознание. Каждый из нас обусловлен по своему. Каждый из нас имеет свой собственный жизненный опыт. Мы, конечно, понимаем друг друга, говоря об одних и тех же вещах, поскольку все мы живем в одном и том же мире, и поэтому наши индивидуальные чувства и сознания так уж сильно не отличаются друг от друга. А если взять, например, живопись, литературу... Вот здесь уже восприятие одного и того же: будь это картина или художественное произведение, будет очень сильно отличаться у людей с различным культурным и ителлектуальным развитием. " На вкус и цвет - товарищей нет" - говорит пословица. А уж если взять сферу абстрактных рассуждений.... Ведя подобные беседы, люди часто попросту вообще не понимают друг друга! Так вот... Если наше "я" исчезнет, что является признаком просветленного сознания, то мы увидим мир, таким каким он является на самом деле. Точнее говоря, кто увидит? Вот это вопрос! Вспомнил, между прочим, один вопрос учителя дзэн. Он сказал примерно следующее... Представьте, что в лесу рухнуло громадное дерево. Возникнет ли шум от его падения, если в этом лесу никого нет. Хотя с физической точки зрения все понятно. Звуки мы ощущаем при воздействии вибраций воздуха на наши барабанные перепонки. Значит, если в лесу, нет никого, то вибрации воздуха, возникшие от падения дерева, не вызовут никакого звука. И спасибо за создание этой темы!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...