Перейти к содержанию

Серафим Саровский


Елена Волкова

Рекомендуемые сообщения

Сегодня, 15 января, Православная Церковь чтит память прп. Серафима, Саровского Чудотворца.

Из жития преподобного старца:

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился.

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

(1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти.15 января отмечается преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного отмечают свои именины).

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило:

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды и, наконец Символ Веры единожды.

- Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

- Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

- Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

- «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Источник:http://www.pravmir.ru/serafim/index.html#hagiography

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На страничке ПРАВОСЛАВИЕ в фэйсбуке сегодня появился анонс книги о Серафиме, -
понравились некоторые фото к ней, с комментариями:

Житие всемирного светильника преподобного Серафима Саровского,
написанное священномучеником Серафимом (Чичаговым).
Издание посвящается 110-летию со дня прославления преподобного.

post-3344-0-83031300-1438581137.jpg

 

post-3344-0-50709100-1438581452.jpg

 

Священномученик Серафим (Чичагов).
Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 84 с. : ил.

 

post-3344-0-82515200-1438581142_thumb.jpg

Последнее, 12-е явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому с двенадцатью девами,
Иоанном Предтечей, Крестителем Господним и апостолом Иоанном Богословом в день Благовещения
в 1831 году. Икона иконописной мастерской Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. XIX век

post-3344-0-07016700-1438581233_thumb.jpg

Преподобный Серафим начинает копать Канавку.

post-3344-0-72600100-1438581187_thumb.jpg

Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского.

post-3344-0-05474500-1438581263_thumb.jpg

Преподобный Серафим в молении на камне. Икона кисти священномученика
митрополита Серафима (Чичагова). Находится в московском храме во имя
пророка Илии, что в Обыденском переулке.

post-3344-0-37362800-1438581302.jpg

Торжества, посвященные прославлению преподобного Серафима Саровского.
Слева от Государя Императора Николая II — архимандрит Серафим (Чичагов).
Фото 1903 года.

post-3344-0-29670500-1438581296.jpg

Торжественный крестный ход с иконой Божией Матери «Умиление» из
Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря в Свято-Успенскую Саровскую пустынь.
Справа от иконы — архимандрит Серафим (Чичагов). Фото 1903 года.

страничка ПРАВОСЛАВИЕ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • 1 год спустя...
1 августа празднуется обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца... 

Мне еще ни разу не удалось побывать в Дивеево. Но читая строки о событиях более, чем столетней давности, складывается ощущения присутствия на тех далеких торжествах... В фильме по ссылке выше в предыдущем сообщении есть документальные кадры этих празднеств, а это их описание...

 

1 августа 1903 г. состоялась канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. 

В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией в феврале 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа.

 

Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек...16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

 

В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная.

 

Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход — саровский — во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.

 

17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, — это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме».

 

После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской  — преподобным Серафимом. Царь земной молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного.

 

На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.

 

... Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

 

Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.


 

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас

Ом Шри Саи Рам

post-2514-0-17371500-1438415420_thumb.jpg

post-2514-0-31315700-1438415429.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

Наставления преподобного Серафима Саровского о прощении обид...

 

 

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

 

Ом Шри Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 лет спустя...

Памятуй о Господе твоём денно и нощно!..

IMG_0053.thumb.JPG.bf7830e7dfc855d28dbfe0925d89c34f.JPG

Во время поездки в Дивеево, оказавшись у мощей преподобного Серафима, припала к ногам батюшки и взмолилась наставить меня на жизнь в Боге. Как надобно стяжать дух? И что следует делать ежедневно, чтобы связь с Господом окрепла? Как обрести радость непреходящую? Как определить, правильным ли путём идёшь к Свету Бога?

Как показалось вначале, ничего, кроме слёз, безутешно хлынувших из глаз, я не получила в ответ… Однако на следующее утро я поднялась пораньше в своём гостиничном номере, зажгла свечи, выполнила утренний ритуал, помолилась и села поразмышлять, как добраться до монастыря на утреннюю службу: разбудить ребят, спавших в соседней комнате и поехать на машине, вызвать такси или пешком добраться…

И вот тут-то появился пред моим внутренним взором батюшка Серафим и сказал: «Не ходи ко мне, - нынче я сам к тебе пришёл».

Замешательство не позволило мне сразу справиться с волнением, и я потеряла чудесное видение. Но через некоторое время контакт возобновился, и вот что я услышала, как ответ на все свои вчерашние вопросы в Троицком соборе. Передаю вам, как умею. Если что-то не так истолковываю, Господь меня откорректирует, так или иначе…

Батюшка Серафим сказал:

«Памятуй о Господе твоём денно и нощно! Господь твой голодный и холодный. Себя кормишь, тело потчуешь, а о Боге забываешь! Часами, днями, неделями сидит Он в дальнем углу твоего дома телесного, запертый в сердце твоём, как в темнице, без единого взора твоего на Него, — забытый, равнодушно оставленный, отдаленный «на потом»…

Пади перед Ним так низко, как получится… и проси прощения без устали и в глубоком покаянии. Раскайся, и покуда не раскаешься, прощения не случится. Но, коли раскаешься, - сама себя и прости. Потому как, Он УЖЕ простил тебя.

Далее возведи его на трон, где Ему и полагается быть. Возвышение это — в каждом благом сердце, в умилении души. Когда вы с трепетом взираете на Господа, восседающего на вершине чистоты вашего сердца, одного этого уже достаточно, чтобы обрести тесную близость с Ним. Но никто не трепещет постоянно… Пыл человеческого сердца угасает так же быстро, как и вспыхивает огонь в нём…

Потому и нужно неустанно стяжать дух, забывая о себе, как о теле. Забыть о себе возможно, лишь памятуя о Господе.


Вот тебе несколько советов, как укрепиться памятью и помыслами в Господе твоем.

Стяжай Господа ТАМ и ТАК, где Его для тебя больше всего.
Поезжай туда, где сможешь отыскать Его. Где бы Он ни был, найди это место. Но иногда достаточно остаться на месте…
Сделай то, что поможет тебе обнаружить Его присутствие. А порою ничего не делай, и Он обнаружится Сам…

Что всё же предпочтительнее сделать, чтобы обнаружить Его?


Утром встань и помолись. Не слова в молитве важны, а дух молитвенный. Слеза сердечная должна появиться при молении. Поставь тело на колени. Я говорил уже тебе раньше: «Унизь тело, возвысь дух». Распростёртое тело понимает, Кому оно преклоняется. А, кланяясь, признает главенство возвышенного над ним Господа. Найди такие слова к сегодняшнему дню, которые откроют цветок твоего сердца перед Богом, - чтобы усладился Он ароматом твоей любви и искренности. Без слезы в сердце Господь не услышит тебя, не трудись напрасно. Ни фальши, ни холодности Он не приемлет.

Среди дня, какое дело делаешь, — с Ним делай, с Именем Его на устах и с образом Его в сердце. Произноси ТО Имя Господа, которое Он открыл тебе в самой твоей искренней молитве, в самых горячих слезах по Нему. Молись, пока не услышишь ЭТО Имя. Услышала, и храни его, не хвались перед другими.

Но любви своей тоже не стоит скрывать. Не говори о ней, а пребывай в ней. Пусть она одеждою твоею станет. Что значит «одеждою станет»? А то и значит, что, когда ты ходишь, сидишь, говоришь или работаешь, будь одета в любовь к Нему. Пусть любовь твоя, как платье будет на тебе.

Когда сама есть садишься, Господина своего накорми, а не слугу (тело). Приготовь для Него еду и дай Ему съесть всё, — как будто Он внутри тебя, твоими руками берёт каждый кусок хлеба, пьет твоими устами каждый глоток воды. Пищу ешь простую. К чему все эти изыски, которыми пытаешься усладиться? Лукавого в уме своём ублажаешь, потакая прихотям воображения своего. Телу мало надобно — ум много ест. А Господь и вовсе крохою насыщается… ему молитвы наши пищей служат, а мысли о Нём, как напитки, утоляющие многовековую жажду по нам… Хоть еда твоя скромной должна быть, однако подай Ему её на красивом блюде и в чистой посуде… Пока Он не примет твою еду, не начинай есть. Можешь помолиться, или что-то другое сделать, чтобы Он принял еду, но без Его благоволения не начинай обеда.

Каждый день живи, нося Его в себе самой, а в свою любовь к Нему облачайся, как в дорогие наряды…

Каждую ночь усыпай с Именем Его на устах, убаюканная Его Присутствием.

Тогда и наступит Радость непреходящая. Каждое мгновение жизни твоей сладостью наполнится. И что бы тогда не делала, через каждое деяние изливать эту Радость в мир станешь. Посмотри, как много обездоленных. Напои их сладостью Господа твоего, утешь Его Любовью, успокой Его присутствием в тебе…

А верность направления пути очень просто определить: как Свет воссиял в сердце твоём, и Радость непреходящая пришла в душу, значит, ты в правильном направлении шла — к подножию Возлюбленного Господа твоего».

5/11/ 2010
(Запись из дневника, в одну из поездок в Дивеево) 

IMG_0165.JPG

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...