Зинаида Стамблер

Памяти отца Александра Меня...

10 сообщений в этой теме

i_jan2005-kalend7_3.jpg

Над миром сияет звезда Вифлеема...

Над миром, что жаждет любви и добра,

Над миром, что прячется в складках Вселенной,

Над миром, что в мире заснул до утра...

Где нету пророков, где новой волною

Тоска по высоким златым куполам,

По истине, радости, вере, покою,

По Божьим и по Человечьим Сынам...

Сияет звезда... И рождается чудо.

И жизнью, и словом творится завет.

Приносится жертва не Господу, людям -

И в звездное небо уносится свет...

(сейчас сочинила светлой памяти отца Александра)

<span style='font-size:25pt;line-height:100%'>Александр Мень. "Никто. Я – сам"</span>

Тамара Жирмунская

"Разве у него были враги?" – кто задаёт такой вопрос, скорее всего, никогда не заглядывал в Евангелие, а если и заглядывал, то всё забыл. В Евангелии от Иоанна сказано: "...свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы..." (Ин 3. 19 – 20).

И теперь нередко можно услышать о том, что Мень – еретик. Во многих церквах не разрешают продавать его книги. Есть такие "ортодоксальные ортодоксы", что отказываются причащать духовных детей о. Александра.

На вопрос журналистки "МК" об его "еретизме" (беседа 24 мая 1989 г.) о. Александр дал исчерпывающий ответ: "Всё это пустые домыслы. Я никогда не защищал учений, которые были бы осуждены Церковью. В православии присутствует дух свободы и допускаются различия в так называемых "теологуменах", богословских мнениях. Но порой люди, которые забывают об этом, выдают неугодные им мысли за ересь. Только и всего".

Наш духовный отец напоминал нам слова апостола Павла: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор 11. 19).

Но дух свободы в христианстве всегда расцветает рядом с духом единства. Недаром в православных храмах на Божественной Литургии из уст священников звучит молитва о соединении веры. Любимыми словами о. Александра были слова Христа: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин 17. 21). "Они" в данном случае – ученики Христа, а если понимать это шире, все, несущие в мир христианскую веру.

Христос был для него средоточием жизни, мерилом всех вещей, залогом бессмертия. Постоянно напоминая, что в основе всех мировых религий лежит единый образ Бога, Мень никогда не ставил на одну доску Христа и Будду, Христа и Магомета, как в наши дни, охочие до смешения понятий, делается очень часто. Если мудрость человеческую, собранную тысячелетиями, уподобить пирамиде, Христос был для него вершиной этой пирамиды.

"Как белый цвет поглощает спектр, так Евангелие объемлет веру пророков, буддийскую жажду спасения, динамизм Заратустры и человечность Конфуция. Оно освящает всё лучшее, что было в этике античных философов и в мистике индийских мудрецов", – сказано в эпилоге VI тома серии "В поисках Пути, Истины и Жизни". А уж Мень-то знал историю религий не понаслышке, он изучил её так досконально и пересказал её так современно, горячо, доступно для многих, как никто до него.

Христос был для о. Александра живым Человеком. Конечно, прежде всего Учителем, но и другом, братом, родным по духу и даже по крови. Он постоянно повторял в своих проповедях и беседах с каждым из нас, что Христос оставил нам учение, а главное – Свою небывалую личность. В чём эта небывалость? Христос не был мечтателем, каким Его нередко представляют. Он трезво смотрит на мир и на человека, Он сурово правдив. Но ни до, ни после Него не было никого, кто так неоспоримо напомнил бы людям об утраченном ими богоподобии, как Он, ибо Сам был Богом. Его не мучают сомнения, колебания, как других народных вожаков (Будду, Моисея, Иоанна Крестителя). Он изначально знает, куда идти, и уверенно ведёт за Собой народ. Для Него не существует безответных вопросов. Он искренен, потому что не нуждается в уловках. Его любовь к людям не сентиментальна. Но кто человечнее Христа? Ведь это Он сказал две тысячи лет назад: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас..." (Мф 5. 44). С тех пор человечество волшебными средствами связи превратило шар земной в портативный шарик, с помощью люминисцентных ламп и суперсветильников сделало ночь похожей на день, научилось реанимировать мёртвых и клонировать живых. Но слова Христа об отношении к врагам остаются новостью, которая "всегда нова".

"Парадокс явления Иисуса в том, – пишет Мень, – что Он – невероятен и в то же время Он – историческая реальность. Тщетно бьётся над Его загадкой плоский "эвклидов" рассудок". Десятая глава книги о Христе так и называется: "Тайна Сына Человеческого".

Над книгой о Христе Мень работал всю свою жизнь. Существует несколько изданий "Сына Человеческого", причём каждый последующий вариант совершеннее предыдущего. Поражает не только колоссальный справочный аппарат – он занимает чуть ли не треть объёма книги, – но и точная датировка всех евангельских событий. Под главой четвёртой "Галилея. Первые ученики" стоит: Весна 27 г. Под главой двенадцатой "Час близится" – декабрь 29 г. – 2 апреля 30 г. "Суд Мессии", согласно "Сыну Человеческому", состоялся 5 апреля. "Победа над смертью" датирована 9 – 14 апреля... Необыкновенная тщательность в работе была присуща автору в высшей степени.

Я цитирую по изданию третьему, вышедшему в Брюсселе в начале 80-х. Это самая дорогая для меня книга. Она подарена мне лично отцом Александром на заре нашей дружбы. В 1991 г., когда его уже не было в живых, я побывала в Иерусалиме и приложила его книгу к Гробу Господню, что, как мне кажется, соответствовало бы желанию моего духовного отца.

Как Христос не был для Александра Меня только исторической фигурой, так и христианство не было для него отвлечённым учением. Что такое христианство? Это бесконечное доверие Создателя к Своему созданию, соединение Духа Божественного с Его малым сколком – человеческим духом, это обетование, данное и в Евангелиях, и в Апокалипсисе (Откровении Иоанна), победы света над тьмой, жизни – над смертью. Лаконичнее всего выразился о христианстве сам о. Александр: "Христианство – это не новая этика, а новая жизнь, которая приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом".

Все его богословские труды – это разговор с людьми конца второго тысячелетия от Рождества Христова о духовных путях человечества, о диалоге Бога с человеком, завершившемся явлением Мессии, "Сына Божия Единородного", как говорится в Символе веры, и неисчерпаемости этого явления.

Как-то я спросила Александра Владимировича – так я поначалу называла его, – развивается ли христианство. Спросила с глазу на глаз, потому что тогда, в начале 80-х, когда началось наше общение, в больших аудиториях он не выступал, я же в Новой Деревне была новичком и ни к одной "малой группе" не принадлежала. Это – во-первых. Во-вторых, будучи "новоначальной", я боялась задать при других глупый вопрос, показаться невеждой.

Мень не удивился моему вопросу (его спрашивали и не о таком!). Христианство, сказал он мне, не нуждается в развитии; развивается, усложняется наше понимание христианства. Он всегда стремился подтвердить свои слова каким-нибудь конкретным образом и тут же нашёл его. Представьте себе, сказал он, мощную радиостанцию и людей на острове, она вещает, а у них нет приёмника, они не могут поймать эти волны. Потом какой-то приёмник появляется, но улавливает далеко не всё. Только высококачественный приёмник позволит без искажений понять передачу...

Он, так много знающий, снисходил к моему незнанию, занимался тем, что многих раздражает: популяризацией. Но зато сказанное им врезалось в память навсегда.

Часто приходится слышать: "Я верую в Бога, верую в Христа, но не хожу в церковь, потому что..." Далее следуют обычно обвинения в адрес Церкви, нередко справедливые. О. Александр знал, как мало кто, изнутри, несовершенства и болезни нашей замордованной в недавние времена Церкви. В одном из интервью он называет основные её пороки, в том числе обрядоверие и конформизм. Однако он не уставал повторять, что, несмотря на все недостатки, на недостоинство иных пастырей, Церковь – это Небо на земле (так называлась одна из его книг), церковный народ – это Тело Христово. Какими будем мы, такой будет и наша Церковь. Регулярное посещение храма, участие в церковных таинствах – исповеди, причащении – считал нормой жизни христианина. Лично мне говорил: "Духовные батарейки садятся каждые шесть недель" – это опять-таки для наглядности, как "узелок на память", чтобы хоть раз в полтора месяца не забыла посетить церковь.

Человек, который "сделал сам себя", – всё-таки не наше, не российское выражение. Осмелюсь утверждать, что о. Мень созидал свою личность терпеливо и неустанно. Сохранились воспоминания, что в детстве он был озорником, прыгал с крыши трамвая. В юности, напротив, склонялся к меланхолии, писал стихи с элементами мировой скорби. "Моё знание пессимистично, моя вера – оптимистична", – любил повторять наш духовный пастырь. Я знала его в прекрасную пору человеческой зрелости необыкновенно собранным, не теряющим зря ни минуты (постоянно читал и даже писал в электричке), не рискующим по пустякам, но мужественным, внешне спокойным, заряжающим меня и других бодростью.

Память смертная, т.е. сознание, что ты не вечен, что любой миг бодрствования или сна может стать твоим последним мигом на этом свете, была с о. Александром всегда. И нас он учил не отворачиваться от мысли о смерти, а принимать её как требовательную гостью: привести в порядок дела, закончить труды, повидаться с близкими... Смерть, сказал он одной своей духовной дочери, страшна только тем, кто здесь не осуществился. О, если бы все мы осуществились хотя бы на четверть меневского осуществления!.. В год гибели он прочёл цикл лекций на тему о жизни и смерти. На одной лекции я была. Я вышла из зала, обновлённая... его верой в жизнь вечную.

Так что коварный убийца просчитался: испугать Меня он не смог. О глубинах же покаяния, доступного такой душе, говорить излишне. Пусть будет "дальше – тишина"...

Известно, что на вопрос одной сердобольной женщины, встретившей смертельно раненного священника : "Кто ж вас так?" – отец Александр ответил: "Никто. Я – сам". Руководителя следственной группы удивили эти слова. Он писал, что потерпевший "отказался от помощи и не выдал тех, кто его убил. Его поведение свидетельствует об осознанном выборе. Можно предположить, что он не нуждался в спасении".

Всё-таки я хочу дополнить следователя, а кое в чём и возразить ему. Десятилетнее общение с отцом Александром, мои бесконечные размышления о нём, вылившиеся в повесть "Нам дана короткая пробежка", дают мне, надеюсь, право на это.

Биолог по образованию, неужели он не понимал, что ранен смертельно? "Рана, не совместимая с жизнью", – скажут впоследствии медики. Потому и отказался от помощи.

Что он не выдал убийц – это тождественно его личности: никому никогда сознательно не причинил горя, нёс только радость, свет; Благая Весть, Евангелие, включает их в себя. Не исключено, что он знал убийц в лицо: тысячи людей ходили последние два с половиной года на его лекции, сотни приходили в храм. А если и не знал? Для него все люди были детьми Божиими, даже преступники, даже убийцы.

Далее: о "спасении". Как известно, это слово в христианском смысле означает совсем не то, что в житейском. Весь свой недолгий век о. Александр спасал другие души. "Спасётся тот, кто спасает", – сказал его любимый философ Владимир Соловьёв. Так что в "спасении" он действительно не нуждался, но совсем в другом смысле, чем думает следователь.

Фразу "Никто. Я – сам" надо понимать именно как венец его жизни.

– Кто ж вас так?

– Никто. Я – сам...

За несколько минут до расставанья

с любимым домом,

полным чудных книг,

и дорогих людей,

и милых тварей

четвероногих,

да, одной ногой

уже в могиле,

но другой – ещё

на нашей неустойчивой земле,

он вспомнил,

как взвалил на плечи гору –

завещанный апостолами груз –

и потащил.

Один. Своею волей.

Битюг. Бурлак. Бова.

Быть или не...

"Быть, быть! – он говорил земле

и нам, землянам, –

Быть с Богом. В этом – всё!"

Так стоит ли, он думал, удивляться,

что груз однажды раздавил его?

Откуда кровь, бегущая на грудь?

Кровоточит истерзанная выя,

кровоточат израненные плечи.

Вот почему он женщине ответил:

– Никто. Я – сам.

http://istina.religare.ru/article15.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо Зина! К сожалению борьба за власть есть и в РПЦ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Зина за Ваши слова о Батюшке!

Завидую Вам белой завистью, что Вам выпала честь общения с этим поистине Учеником Христовым.

Вчера посмотрел программу по НТВ о смерти отца Александра... Рыдал... не потому, что Батюшка умер (за него мы можем быть спокойны, он вернулся на Родину), а потому, что мир второй раз казнил Предтечу... Ведь отнюдь не совпадение, что отца Александра хоронили именно в День Усекновения Главы Иоанна Предтечи...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Cпасибо вам всем, дорогие! :luck:

Да, Viktor, к сожалению, борьба за власть...

Димитрий, простите меня, видно я как-то неудачно выразилась, что Вы подумали, что я лично общалась с отцом Александром. Это, действительно, была бы не только огромная честь, но и благодать... Увы, я не знала лично отца Александра, но его слово... его книги... его свет, спасибо Господу, дошёл до меня в числе очень многих...

Я написала стихотворение вечером 9 сентября, молясь и поминая - оно в самом начале топика.

А материал, который я поместила в топике, написала духовная дочь Александра Меня Тамара Жирмунская. (В конце статьи и ссылка на этот материал.)

Спасибо большое Вам за Ваши слова, за такой дорогой отклик! :luck:

Но Вы всё-таки правы - косвенно, через подругу и я оказалась в личной цепочке... Моя подруга, бывшая москвичка, уже 13 лет живёт в Мюнхене... Так вот в её квартире первое, что видно входящему - портрет отца Александра. Её крестил отец Александр Мень... И она была среди тех, кто провожал его в последний путь...

Храни всех Господь! :luck:

Ом Саи Рам! :luck:

:luck:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для меня Александр Мень является Учителем. В тот момент, когда "земля ушла из под ног" мне дали "Сына человеческого", а потом вообще подарили 7-ми томник.

До сих пор в моей молитвенной практике всегда звучат 2 молитвы Александра Меня (это те, которые всегда читал он сам). Одна простая, другая сложная.

Это:

1) Люблю Тебя, Господи! Люблю более всего на свете! Ибо Ты - истинная радость и душа моя. Ради тебя люблю ближнего своего, как самого себя. Аминь.

2) Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил, Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да преумножу покаяние мое. Чту Тебя, Творца моего. Воздыхаю о Тебе. Призываю Тебя. Ты же направь меня мудростью своею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой помышления мои - да исходят они от Тебя. Дела мои - да будут по воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу. Да узрю я мои прегрешения, да не прельщусь гордостью. Помоги мне побеждать искушения. Да славлю Тебя во все дни жизни которые Ты даровал мне.

Аминь. :luck:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странно то, что в православных лавках нет книг А.Меня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ничего удивительного, Александр Мень был отлучен от Церкви, а его учение назвали ересью. ;) Это происходит со всеми, кто старается мыслить самостоятельно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень уважаю этого человека.

Насчёт же "отлучения" - по мнению Патриарха Алексия II,

« Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19).

Отлично сказано самим Патриархом : нет противречий сути Писания. И это главное.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Da, vo mnogom A. Men' byl bolee drugih svyashennikov otkryt svetu Pravdy. Potomu i ne boyalsya, kak drugie. Naskol'ko ya ponyal, Men' dazhe v samyi razgar ateizma v SSSR nes (kak mog) pravdu lyudyam.

Vse zhe, nesmotrya na vse plyusy, ne vizhu osnovaniy dlya ego tochki zreniya na hristianstvo kak na vershinu vseh religiy. Eto kak-to neubeditel'no zvuchit. (V svete ucheniya Swami, ya imeyu vvidu). Istochnik vseh religiy - Bog. Religiya Ved - naidrevneishaya. Pozzhe iz etoy velikoj Sanatana Dharmy evoluzionirovali vetvi: Buddizm, Hristianstvo, Musul'manstvo (i promezhutochnye vetochki tozhe, konechno). Zachem hristianstvo schitat' vershinoy? Kak-to stranno. Dostatochno pochitat' Babu.. Vot osnovnoe, chto poluchaem:

1) Induizm (religiya Ved, ona zhe - Sanatana Dharma) - ded; Buddizm - syn; Hristianstvo - vnuk; musul'manstvo - pravnuk.

2) Iisus ne byl purna-avatarom. Ego soznanie stabilizirovalos' postepenno. On pereshel ot stadii dvaity k advaite (Ya i Otez moy - odno) postepenno. Togda kak Rama, Krisna i dr. byli purna-avatarami. Ih missii byli ran'she.

Nu i tak dalee.. Posmotrim na postupki, privychki pitaniya i t.p Iisusa i raznyh dr. uchiteley. Po-moemu, vse podtverzhdaet slova Swami. Nevozmozhno hristianstvo schitat' vershinoy. Verhisna - Bog, chto za predelami religiy.. Tot Bog, Kotorogo nam s velichayshey yasnostyu ukazyvayut purna-avatary.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что бы понять идеи Александра Меня про становления Религии - советую прочитать многотомник "История религии" и потом "Сын Человеческий".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Правила доброжелательного общения, принятые на нашем форуме.

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • PREMAPREMA
      Автор: PREMAPREMA
       ОМ ШРИ САИ РАМ!!!
      CЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ


      Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1 апреля 1866 г. во святом крещении он был наречен Василием.

      С ранних лет в отроке жило стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет...

      Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930-1949)

      Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 г. В народе ее так и назвали - святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков. Со словами: "Да будет воля Твоя!" - вступали на путь страданий бесчисленные сонмы верующих. К ноябрю 1933 г. число действующих храмов в Петербурге сократилось с 495 до 61. Монастыри и подворья были полностью разгромлены и разграблены. Даже колокольный звон к тому времени был запрещен. И вот - в то время, когда с куполов сбрасывали кресты, тысячами разоряли обители и храмы, когда в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, в Вырице был воздвигнут нерукотворный, живой храм - чистое сердце отца. Серафима.

      Внешне неприметным, но действенным и обширным было его влияние на современников. Как важно было знать людям, что во всей этой неразберихе и кровавой круговерти существует островок прочной веры, спокойной надежды и нелицемерной Христовой любви! И каким великим мужеством и упованием на милость Божию нужно было обладать, чтоб написать в ту кровавую пору такие строки:
      Пройдет гроза над Русскою землею,
      Народу русскому Господь грехи простит.
      И крест святой Божественной красою
      На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
      И звон колоколов всю нашу Русь Святую
      От сна греховного к спасенью пробудит,
      Открыты будут вновь обители святые,
      И вера в Бога всех соединит.
      (Иеросхимонах Серафим Вырицкий, около 1939 г.)
      Эти стихи передавались из уст в уста, распространялись в списках, достигали мест заточения и ссылок. Среди Гефсиманской ночи, поглотившей тогда всю Россию, сиял в Вырице светильник живой веры и не угасала надежда в людских сердцах... Явным чудом милости Божией было сохранение старца от ареста и расправы. В это трудно поверить, ведь репрессии прокатились повсюду, добравшись даже до самых глухих деревень. В безжалостной карательной машине оказалось перемолото несчетное число человеческих жизней и судеб, но никто не дерзнул поднять руку на кроткого старца. Воспоминания родственников и духовных чад о. Серафима, а также все официальные документы неопровержимо свидетельствуют: иеросхимонах Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 года рождения) и схимонахиня Серафима (в миру Ольга Ивановна Муравьева, 1872 года рождения) никогда не подвергались задержанию, арестам и заточению...

      Вырица... Летом 1930 г. о. Серафим и его родные снимали маленький домик на Ольгопольской улице, затем около года квартировали на улице Боровой. С 1932 по 1945 гг. батюшка снимал часть комнат в доме № 7 по Пильному проспекту, принадлежавшем семейству провизора Владимира Томовича Томберга, а с 1945 г. Муравьевы жительствовали на Майском проспекте в доме № 41 (ныне 39), у хозяйки Лидии Григорьевны Ефимовой. Все это время батюшка тяжело болел. Тяжкие недуги причиняли о. Серафиму невыносимые страдания. Особенно беспокоили ноги - болели и отнимались. Однако старец мужественно переносил эти испытания. Никто никогда не слышал от о. Серафима ни единого стона, ни единой жалобы. После переезда в Вырицу к врачам он уже не обращался, говоря: "Буди на все воля Божия. Болезнь - это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою..." Старец непрестанно за все благодарил Господа, воздавая Богу за болезнь свою большее благодарение, чем иные люди - за вожделенное здоровье. Батюшка часто назидал родных:
      "Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: "Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю".
      Искренне считая себя грешником, достойным всяческого наказания, старец постоянно просил всех молиться о спасении его души. Поначалу вырицкого подвижника посещали только епископ Петергофский Николай (Ярушевич) и другие, самые близкие духовные чада, но вскоре к блаженному старцу вновь устремился нескончаемый людской поток. Ехали к нему богомольцы из северной столицы и других городов, стекались жители Вырицы и окрестных селений... Всем хотелось собственными глазами увидеть праведника, побыть рядом с ним хоть минутку и получить его благословение. Год за годом, изо дня в день шли вереницей паломники к отцу. Серафиму. В иные дни это были сотни посетителей, которые с раннего утра и до глубокой ночи "осаждали" келлию старца. Часто приезжали целыми группами или семьями. Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье, но в ответ подвижник твердо сказал: "Теперь я всегда буду нездоров... Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!"

      Отец. Серафим всякий раз сам вызывал к себе тех, кому он был тогда нужнее. Его отзывчивое сердце каким-то особым чутьем всегда улавливало истинное горе в массе пришедшего к нему народа. Каким образом старец находил этих людей, оставалось загадкой - обычно на крыльцо выходила келейница и приглашала пройти в келлию того или иного человека, называя, как правило, его имя и место, откуда он прибыл. "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Мф. 8, 17). Батюшка так сопереживал своим чадам, что воистину был готов отдать жизнь за их исцеление. За такую любовь Господь и даровал вырицкому старцу слово великой духовной мудрости, слово врачевания немощных душ, слово истинного предвидения и пророчества... От одного слова батюшки Серафима, от одного прикосновения его руки на душе становилось веселее, легче. Особенно в минуты душевного смущения. Батюшка называл всех ласкательно: "Милые, родные, любимые..." Обнимал, целовал в голову, гладил, лечил и ободрял ласковой шуткой. Говорил, чаще всего, очень тепло, просто, без витиеватых нравоучений. Почти всегда улыбался. Что-то бесконечно родное, отеческое, ощущалось во всем облике и в обращении этого доброго старца. Для батюшки не существовало возраста, национальности, общественного положения его посетителей - все были для него любимыми чадами, со всеми он обращался по-отечески ласково. Более того, он обращался с ними как с чадами больными - осторожно, с необыкновенным теплом и нежностью, снисходя к их духовным немощам. Бывало, прибывшие издалека усталые богомольцы подолгу ждали своей очереди, чтобы пройти к батюшке за благословением или для духовной беседы. Однако, пробыв даже недолгое время в келлии старца, выходили возродившимися и просветленными. Не обращая внимания на недомогание, о. Серафим всегда умел быть бодрым и жизнерадостным, и от этого скорбь и печаль уходили из сердец человеческих. Для множества страждущих о. Серафим был благодетелем, который не только помогал духовно, но и практическими советами, устройством на работу, а также и деньгами через добрых людей. Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду. До последних дней своей земной жизни батюшка Серафим поддерживал, как мог, любимое детище св. прав. Иоанна Кронштадтского - Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии. Вырицкого старца знали и любили насельницы обители, многие из которых именно по его благословению приняли монашество. Батюшку неоднократно приглашали туда на жительство и даже приготовили для него там прекрасный домик. Затем в этом домике стала жить ушедшая на покой игумения Ангелина со своей келейницей. По сей день с необычайным благоговением и любовью хранят в Пюхтице память об о. Серафиме Вырицком, ежедневно поминают и его родственников на проскомидии и на Псалтири. Значительную часть доброхотных даяний своих многочисленных посетителей старец передавал в вырицкий Казанский храм, остальное - нуждающимся людям.
      "Да как же я буду выглядеть перед Господом, если деньги себе оставлю! - неоднократно слышали от него близкие. - Если у вас в кошельке есть рубль - раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать - последнего лишитесь..."
      Сам же батюшка несказанно радовался, отдавая последнее. Уж у него-то ничего не залеживалось. Какие-либо вещи принесенные в дар или продукты - фрукты, сласти, хлеб, - все тут же раздаривалось другим посетителям, расходилось по рукам неимущих или прибывших издалека паломников. Все два десятилетия на вырицких квартирах его бессменно окружала одна и та же скромная обстановка - небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. По детской простоте своей души старец всегда проявлял ту же простоту и в отношении своей внешности. Потертый ватный подрясничек, старенькая полинявшая ряса, все та же летом и зимою теплая скуфеечка - составляли все его одеяние. Если батюшке приносили какие-нибудь новые вещи, он всегда находил, кому их отдать.

      Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений - пост, бдение и молитва, и еще раз - пост, бдение и молитва... Вспоминая подвиги о. Серафима, родные и близкие батюшки говорят: "Обыкновенному человеку смотреть без слез на все это было просто невозможно..." В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. Окружающим порой казалось, что о. Серафим обрекает себя на голодную смерть. То, что он ел в те дни, когда принимал пищу, едой можно было назвать с большим трудом: в некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, в иные - не съедал и одной картофелины, а иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. Пища на самом деле была для подвижника как бы лекарством. При этом в своих непрестанных трудах на пользу ближних он проявлял завидную бодрость и неутомимость. Об о. Серафиме можно было сказать: "Он питается Святым Духом". Истонченная плоть старца была воистину прозрачным покровом его чистейшей души, светящейся любовью. Тонкие, с прожилками руки, впалые щеки и, при этом - огромные голубые глаза, которые более всего поражали людей в дивном облике вырицкого подвижника. Из них смотрело на землю н е б о. Они-то буквально пронзали души и сердца посетителей, проникая в самые сокровенные их уголки. Богомольцы сравнивали глаза о. Серафима - по силе их проникновенности - с глазами прп. Серафима Саровского на его прижизненных портретах. В святом Серафиме Вырицком будто воскрес великий саровский подвижник... Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг . После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Бога и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился. Смиренное сердце подвижника необыкновенно скорбело от того, что кто-то, может быть, будет страдать целую вечность! Любовь старца не могла понести такого... Домашние воистину не знали, когда он спит, да и спал ли он вообще... "Бывало, заглянешь ночью в келлию батюшки, чтобы узнать - не нужна ли какая помощь, а он, обливаясь слезами, тянет к небу свои прозрачные руки, ничего не замечая вокруг..." - рассказывают родные о. Серафима. В течение дня у старца собиралось множество записок о здравии и об упокоении, которые оставляли посетители, испрашивая его святых молитв. Ночами батюшка со слезами и сердечными воздыханиями читал все эти записочки. Сколько людей получало благодатную помощь Божию через молитвы старца! На следующий день записочки обязательно относили к престолу в вырицкий Казанский храм, а батюшка совершенно искренне говорил: "Да какой же из меня молитвенник? Я же лежу..." По неизреченной милости Божией и по подвигу своему отец Серафим Вырицкий стал живым храмом Святого Духа. Служение в этом живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. Старец непрестанно взывал ко Господу, умоляя Всевышнего о спасении России и ее народа.
      Отец Серафим был человеком необыкновенно высокой созерцательной жизни. На нем исполнилось обетование Господа: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Случалось, что старец на несколько дней прекращал прием посетителей, оставаясь в уединении и безмолвии. В такие моменты домашние старались ничем не нарушать покой батюшки, а на калиточке появлялось объявление, что в ближайшее время приема не будет. Эти дни и ночи подвижник посвящал молитвенному созерцанию. Такое бывало не часто, но именно тогда старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). (см. также созвучный материал о медитации) Не раз после этого родные батюшки Серафима слышали от него многозначительное и задумчивое: "А т а м-т о как хорошо будет! Если бы вы только знали, как т а м будет хорошо..." Другими словами - не передать ощущений в душе от духовных созерцаний. Он мог сказать подобно апостолу Павлу: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим... что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным" (1 Кор. 2, 9-10, 13).

      Источник:http://spiritual.ru/saint/pravosl/sfmvyr.html

       ДА БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕ МИРЫ!!!
    • Purusha
      Автор: Purusha
      "Расо Ахам Апсу Каунтейа - О сын Кунти, Я - вкус воды" - Бхагавд Гита, гл.7
      "Чем лучшевы будете понимать воду, тем сложнее вам будет отрицать существование Бога" - Эмото Масару

      Человек на 70 % состоит из воды. Наша планета так же покрыта водой на 70%. Такое "совпадение" побуждает задуматься о том значении воды, которое она оказывает на нашу жизнь. Люди считают себя отдельными личностями, не учитывая тот факт, что вода - это единый живой организм. То есть и Земля, и все существа на ней - одна большая капля!
      Поэтому все мы находимся в прямой зависимости от той водной среды, в которую погружены. Застойная, заболоченная вода приводит к остановке ритмов, застою и смерти. Чистая проточная вода оказывает живительное воздействие. Святая вода одухотворяет материю. Человеку необходимо понять, что он должен усилить метаболические (обменные) процессы в организме. Тогда его жизнь будет более продолжительной.
      Чтобы жизнь, к тому же, стала счастливой, мы должны как можно чаще, по возможности, соприкасаться с духовными, позитивными и энергонасыщенными источниками. То есть с верующими и светлыми людьми и с духовными местами на планете.
      Как известно, мысль материальна. Вся вселенная сотворена силою мысли. Мысли Бога. Весь видимый мир вокруг - это творение совместной мысли всех живых существ. Наша повседневная жизнь - это наши мысли. Очистите мысли, и улучшится ваша жизнь. Как это происходит? Посредством изменения молекулярной структуры воды в нас.

      Все процедуры, связанные с водой нужно проводить осмысленно. Какие именно и как?
      Умываться, пить, париться в бане, закаляться, лечиться (принимая лекарства вместе с водой), причищаться и так далее.
      Крещенское купание стоит здесь на особом месте. Хотя, все что связано с водой одинаково священно. Однако купание в проруби активно воздействует сразу на три системы: тело, энергии, дух.
      Если правильно подойти к окунанию в ледяную воду, то можно избавиться от любого хронического заболевание, что говорится, в один присест! Это то, что касается тела.
      С энергетической точки зрения, шоковый контраст между внешней и внутренней температурой,запускает механизм выделения телом "запасной", спящей энергии. Человек подключен к бескрайнему энергетическому источнику. Почему же ему постоянно не хватает энергии, из-за чего он болеет? В силу малой пропускной способности нашего энергетического тела. Когда механизм запускается, возможности тела значительно увеличиваются.Здесь главное не переборщить, иначе эффект будет обратным. "Съесть"-то вы "съедите", а вот "переварить" не сможете! Закаливание начинают постепенно. Я об этом как-нибудь в следующий раз напишу. Могу сказать только, что в Крещенскую ночь купаться можно без предварительной подготовки! Самое главное, необходимо соблюдать технику духовной безопасности,т.е. не пить спиртного, не окунаться в воду с сигаретами во рту, не богохульствовать и не сквернословить и т.п.... В общем, соблюдать воздержание от Десятки пагубных деяний (см.тему АТИША )
      С духовной точки зрения, купание в ночь Святого Богоявления означает прикосновение к Господу... погружение в Него максимально глубоко...
      Чуть позже я напишу, как купаться в Крещение.
      Может, кто-то тоже поделится личным опытом?


      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
      Книги Эмото Масару:

      Послания воды.
      Тайные коды кристаллов льдаИсследования знаменитого японского ученого и целителя Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Доктор Эмото считает, что, поскольку вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний, она отражает фундаментальные свойства вселенной в целом. Как люди, так и вся наша Земля на 70 процентов состоит из воды. Поэтому, убежден Масару Эмото, мы можем исцелить самих себя и планету, сознательно культивируя важнейшие позитивные "вибрации" любви и признательности.
      Ссылки в книге:
      Дэвид Бом - http://www.koob.ru/bohm/
      Шелдрейк Руперт - http://www.koob.ru/sheldrake/
      скачать (974 Kb)
      Вселенная

      Энергия воды для самопознания и исцеления
      Новые исследования доктора Эмото неопровержимо доказывают, что вода обладает мощными целительными свойствами. В этом самом распространенном на Земле веществе содержатся важные ключи к нашему здоровью.Вода является естественным посредником между физическим телом человека и его психикой - мыслями, намерениями и эмоциями. Вода может впитывать в себя психическую энергию людей, длительное время хранить ее и передавать другим людям. Здоровая, чистая энергия, накопленная в воде, способна исцелять как физические, так и душевные болезни.
      Эта книга содержит множество уникальных фотографий, демонстрирующих воздействие на формирующиеся кристаллы льда позитивных и негативных мыслей человека. Кроме того, в ней даются практические наставления о том, как мы можем улучшить наше здоровье и мироощущение, правильно относясь к воде.
      скачать (64 Kb)
      Вселенная
      _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Тайная жизнь воды
      Вода обладает памятью, и несет в себе наши мысли и молитвы.Автор раскрывает множество секретов, которые таит в себе причудливая форма кристаллов воды и показывает, как применить ее мудрость к нашей жизни.
      скачать (114 Kb)
      Вселенная
    • Purusha
      Автор: Purusha
      преклоняюсь перед этим святым человеком
      трудно быть (с) Богом....
      Молитва Св.Франциска Ассизского

      Господи! Сделай из меня орудие Твоего мира!
      Где бы ни была ненависть – помоги мне сеять любовь.
      Где бы ни было оскорбление – помоги мне сеять прощение.
      Где бы ни было несогласие – помоги мне сеять объединение.
      Где бы ни были сомнения – помоги мне сеять веру и понимание.
      Где бы ни были ошибки – помоги мне сеять истину.
      Где бы ни было отчаянье – помоги мне сеять радость.
      Где бы ни был мрак – помоги мне сеять свет.
      Господи! Помоги мне не столько искать утешения, сколько утешать.
      Не столько быть понятым, сколько понимать других.
      Не столько быть любимым, сколько любить.
      Ведь только отдавая – мы получаем.
      Только забывая о себе – находим себя.
      Только прощая других – находим прощение себе.
      Только умирая – воскресаем в Вечной жизни!
      Знаменитая Молитва Св.Франциска Ассизского
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Интересные Факты
      В честь святого названа крупная река Сан-Франсиску на северо-западе республики Бразилия.
      В честь святого назван крупный город Сан-Франциско на западном побережье сначала Мексики, теперь США.
      Жизнеописание Св.Франциска Ассизского
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

      Год выпуска: 1989 Страна: Италия, Германия (ФРГ) Жанр: драма, биография Продолжительность: 104 мин.
      Описание: в ролях:Микки Рурк,Хелена Бонем Картер,Андреа Ферреоль,Nikolaus Dutsch,Петер Берлинг,Ханнс Цишлер,Марио Адорф,Паоло Боначелли,Fabio Bussotti,Riccardo De Torrebruna и др.
      Микки Рурк (‘Выход в красное’), Хелена Бонэм Картер (‘Гамлет’), Марио Адорф (‘Снежное чувство Смиллы’) в драме Лилианы Кавани ‘Франческо’. (‘Франциск’) Экранизация сюжета о святом Франциске Ассизском. Его биография в свое время тоже считалась скандальной поразила весь христианский мир. Сын богатых родителей, Франциск (в итальянской интерпретации Франческо) бросил богатство и родителей и ушел в пустыню, убивать плоть и молиться… Зачем?.. Не пропустите этот великолепно снятый фильм, с интересно переосмысленным древним сюжетом, отличными декорациями и потрясающей, на грани нервного срыва игрой американской ‘звезды’ Микки Рурка.
      Скачать фильм бесплатно /нужна регистрация/