Перейти к содержанию

Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев


mahaprema

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

О современных православных старцах, чудесах Любви, исцеления, Божьей Милости... 

(Не знаю, туда ли поместила видео, но очень хотелось поделиться...)

:clover:

И еще одно - о Промысле Божьем в путях человеческих, на примере судьбы о. Владимира Головина:

  • Ответов 1,1 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    672

  • Елена Волкова

    154

  • Purusha

    82

  • Svetlana Sh

    44

Топ авторов темы

Изображения в теме

Опубликовано

Света, спасибо! Первое видео уже посмотрела.

Один из участников передачи сказал о том, что главными чудесами батюшки Ипполита
были не случаи излечения от рака или наркомании (что само по себе чудо из чудес),
но именно  трансформация сердца. Потрясающая параллель!!! :clover:
*******

Я тоже поделюсь видео по любимой теме - Афонской.
Побывать в этих местах хотя бы глазами, если не ногами - удача.

Афонский скит святого Димитрия Мироточивого находится в нескольких километрах от монастыря Ватопед на красивой горе. Раньше через него проходила древняя тропа из Ватопеда в Дохиар. Несмотря на то, что сейчас эта тропа утрачена, используя пожарные дороги этот путь пройти можно. Сам скит является древнейшим на Святой Горе Афон. А его фрески, хотя и не очень древние, но представляют характерные для афонских скитов сюжеты из аскетики. С этим скитом связаны замечательные имена: прп. Никодим Святогорец, старец Дионисий Сиатистис, старец Иерофей Дидаскал. На русском языке мы публикуем информацию о нем впервые. Так что скит еще ждет и сследователей - и подвижников.

  • Нравится 2
Опубликовано
27 минут назад, mahaprema сказал:

Один из участников передачи сказал о том, что главными чудесами батюшки Ипполита
были не случаи излечения от рака или наркомании (что само по себе чудо из чудес),
но именно  трансформация сердца. Потрясающая параллель!!! :clover:

Параллель и удивила при просмотре обоих видео. Такое чувство, что смотрела про Одного, Нашего! )))

Опубликовано

Удивляешься?? :)

Вот какая бхакти от любимейшего Силуана Афонского:

Душа, которая в полноте познала Господа, уже ничего другого не пожелает
и ни к чему не прилепляется на земле, и если бы ей предложили царство,
не захочет она, ибо любовь Христова так сладка и так радует и веселит душу,
что и царская жизнь усладить ее уже не может. 

Опубликовано

Неизменно интересная тема: истинное и ложное смирение.
Оставила самую суть.

КАК РАСПОЗНАТЬ ЛОЖНОЕ СМИРЕНИЕ? 

Лжесмирение – притворное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше чем ты есть на самом деле, приобрести их расположение ради успеха в земной жизни. Смирение рождается через Божественное действие внутри человеческого сердца. Оно есть действие благодати Святого Духа, дающей человеческому сердцу тот мир, в котором пребывает Сам Бог. Из попытки заменить Божественное благодатное действие естественным психологическим состоянием возникает ложное (мнимое) смирение. Важно знать, что существуют естественные психологические качества – робость, застенчивость, стеснительность, неуверенность и др. которые не имеют ничего общего со сверхъестественным благодатным миром, нисходящим в человеческую душу. Эти качества основаны на уважении к человеческому мнению, на искании человеческого расположения, на почитании законов общества, в конечном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу. Стремление выдать эти качества за христианскую добродетель смирения ведет к обману себя и ближних.

Будучи Божественным действием, то есть действием Самого Создателя мира, смирение не нуждается в заигрывании с человеческим мнением, которое непременно оборачивается исканием человеческой славы. В состоянии смирения христианин видит правду о себе и ближних. Познание тяжелой правды человеческого падения сосуществует в христианине с любовью к людям. Этой любовью обладает Сам Бог, сообщающий ее избранному Им человеку. Отличительная особенность такой любви состоит в беспредельном сострадании к ближнему, и, в тоже время, в совершенном неприятии творимого им греха. Непостижимое для мира соединение неограниченного милосердия и решительного отвращения ко злу вышеестественно. Такое состояние невозможно произвести человеческими усилиями, оно – плод действия благодати.

В противовес христианскому смирению, лжесмирение построено на тщеславии и человекоугодии. Ищущий земной славы человек, заискивает перед ближними, всецело закрывая глаза на греховные немощи и недостатки. Стремясь снискать расположения людей, он потакает их слабостям и сам соучаствует в них. Не видя разницы между любовью к людям и ко греху, он впадает в лицемерие, теряет искреннее отношение к людям. 
 Одной из форм лжесмирения, наименее приметной для людей, является смиреннословие или показное смирение в словах. Смиренословие – форма скрытого тщеславия, выражающегося в словах самоуничижения перед людьми, когда человек притворяется смиренным, чтобы другие люди подумали о нем как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой. 
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф. 6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно – притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается». 

epinUpHcHQs.jpg

  • Нравится 2
Опубликовано

мне кажется, что лже смирение проистекает от большей любви к себе, чем к людям, - когда мы придаём себе и своим действиям большое значение и хотим, чтобы нас любили, хвалил, поощряли, - что бы в первую очередь убедить себя, что мы хорошие.... - тогда и возникает показушничество - и лже любви, и лже доброты, и лже смирения

вот батюшка Иоанн даёт рецепт, что делать с этими неистинными человеческими качествами

na_forum_12106258_1161417267221424_1409654653_n.jpg.8e3d1a730bd8efa94f9595666dfc70d3.jpg

Опубликовано

И меня, Господи! Тоже не могу, ничего...

я.jpg

Опубликовано
8 часов назад, Purusha сказал:

мне кажется, что лже смирение проистекает от большей любви к себе, чем к людям,

У всех только такая любовь и есть, иначе уже - святость.

**********

Еще одна история о том, как приходят к Богу

"Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. 

Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. 

И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет." 

Архимандрит Алипий (Воронов)

а.jpg

  • Нравится 2
Опубликовано

Еще одна чудная история -  из жизнеописания прп. Кукши (Величко) исповедника

Когда во время Отечественной войны немцы заняли Киев, то немецкий комендант города пожелал посетить всемирно известные Пещеры Киево-Печерской лавры. Для этого нашли экскурсовода - монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних Пещер. 
В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрофонариками. Комендант шел с наганом в руке. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трех засохших потоков ее заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита. 
На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней. Подобные объявления появились во всем городе на столбах и заборах. 
 

pyw0IT7qMMM.jpg

  • Нравится 2
Опубликовано

Лучшее утешение:

Скрытый текст

Я разрушил все ваши планы, ваши семьи, отлучил от детей, друзей, знакомых…
Я окружил тебя стеною неприязни, непонимания и двуличия соотечественников,
особенно самых близких и дорогих твоему сердцу людей.
Фактически Я превратил тебя в изгоя в этом зыбком, ненадежном,
быстроменяющемся мире, лишенном тепла сострадания,
порядочности и элементарного здравого смысла.
Я наградил тебя безденежьем и невезеньем.
Я послал тебе полную меру горя и страданий, какие ты только способен вынести.
- Свами

Господь попускает много разочарований,
горя и страданий здесь,
на земле, чтобы мы махнули рукой на мир
(если он так больно ранит нас)
и чтобы увидели, что только Бог —
источник утешения, радости и покоя. 

Архимандрит Фаддей Витовницкий.

vvE0pGFXVEtPQ.jpg

Опубликовано
13 часа назад, mahaprema сказал:

Лучшее утешение:

  Скрыть содержимое

Я разрушил все ваши планы, ваши семьи, отлучил от детей, друзей, знакомых…
Я окружил тебя стеною неприязни, непонимания и двуличия соотечественников,
особенно самых близких и дорогих твоему сердцу людей.
Фактически Я превратил тебя в изгоя в этом зыбком, ненадежном,
быстроменяющемся мире, лишенном тепла сострадания,
порядочности и элементарного здравого смысла.
Я наградил тебя безденежьем и невезеньем.
Я послал тебе полную меру горя и страданий, какие ты только способен вынести.
- Свами

...чтобы увидели, что только Бог —
источник утешения, радости и покоя. 

Архимандрит Фаддей Витовницкий.

Да, так. Но это психологически обусловлено - удаляться от источника страданий в сторону их отсутствия, утешения, благости. Когда весь мир разочаровал, естественно бежать от мира в Бога. И это бегство в Бога - то благословение, которое сокрыто в тотальном разочаровании мирским.

И все же я не могу не размышлять о Саде - благоухающей земле и наполненных любовью сердцах, - который разбил Он на месте некогда заброшенной, далекой и нищей деревушки... 

Человеку свойственно убегать в Бога от "плохого" мира, но Бог идет в мир, Он любит мир, Он делает его благословенным, Божьим местом. Он землю превращает в Небо, заключает мир в объятия, страдает всеми страданиями мира, терпимо относится ко всем видам человеческого заблуждения и греха и при этом никогда мир не отвергает.

Видимо, этап "прочь от мира насильно, под розгами страданий" - начальный, хотя и может растянуться на многие-многие жизни и может казаться недостижимым для человеческих сил (по мне, так оно и есть), он призван освободить человеческое "я" от плена земных желаний и других отождествлений с составляющими индивидуального бытия (в т.ч. мировоззрением, ценностными составляющими, самовосприятием и пр.), вывести "я" из тотального рабства у мира в смиренное, пустое, доверительно детское, уповающее предстояние перед Богом. Полагаю, что через какое-то время душа постепенно возвращается в мир с тем, чтобы пройти через этапы трансформации своего земного  бытия (а потом и не только своего) под действием Божественной Силы, и действовать теперь как пригодный инструмент в Его Руках, а потом и больше...

Кто-то из великих говорил: "Я ушел из мира в поисках Бога, я вернулся в мир Бога". Вряд ли разочарование и собственные страдания играли какую-либо значимую роль в жизни тех, кто уже вернулся в Мир Бога.

:clover:

Опубликовано

Света, спасибо за внимание!:clover:

Но почему ты решила, что речь идёт об уходе из мира физически? 

Говорится только о том, что "Лишь в Тебе Спасение/Утешение/Прибежище".

И мне видится этап искания утешения только в Боге далеко не начальным.
Свами ставит предание себя Богу выше любви и преданности даже.
Предание себя Богу (самоотдавание) - Сатья Саи говорит - Саи Рам! Форум

Вот, наверное, наилучшее наставление по вверению себя воле Божией.
И куда уходить из мира?? И как?

Bcy7WdCRAnc.jpg

Опубликовано

Сегодня прочла удивительную статью из серии "Путь к Богу".

Не знаю, кто - как, но у меня эти песни в душе с годов юности:

"«Льет ли теплый дождь, падает ли снег – я в подъезде против дома твоего стою...»

«Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих...»
"«Я бы взял твои ладони, к ним губами прикоснулся, несмотря на дождик проливной...»

Скрытый текст

Автор стихов этих мега-шлягеров- Онегин Гаджикасимов

Перечень его песен  составляет длинный список. 
А уж про «звездный» состав исполнителей, композиторов и прочих эстрадных деятелей,
которым довелось дружить и работать с О. Гаджикасимовым - это отдельная беседа...

У него было все - известность, деньги, все прочие атрибуты успеха.
Но наступил перелом.

Библию он буквально вобрал, впитал в себя. За три дня и три ночи...
А затем ослеп. Вскоре зрение вернулось, но, как он сам говорил, –
когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее...

Он прозрел! А дальше – крещение. В сельской церквушке где-то на границе с Белоруссией.

А в году 1988-м уже бывший поэт-песенник становится послушником Оптиной Пустыни, одной из главных православных святынь...

Сохранилось, пожалуй, единственное письмо, написанное в свою прежнюю жизнь уже иноком Афанасием: «...Вот и истекли три месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и еще один месяц различных послушаний. Хорошо, что еще до монастыря начал готовиться – не спать ночью, ограничивать себя в еде, все теперь пригодилось. Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать».

К тому времени он уже расстался со всем, что связывало его с бренным миром,
а все свои немалые сбережения пожертвовал монастырю.

Инок Афанасий был пострижен в монашество с именем Силуан.
Это имя невероятно быстро распространилось среди людей верующих.
Внимавшие его проповедям утверждают, что никогда не слышали,
чтобы кто-то так же восторженно и вдохновенно говорил о Боге!
И столько в его словах было любви и милосердия, что все приходящие
к нему и просящие о помощи истинно укреплялись в вере.

В результате конфликта монах Силуан был вынужден покинуть Оптину...
Что послужило мотивом ухода из Оптиной, мы не знаем – это ведомо Одному лишь Богу,
устраивающему все во благо человеку…
Со временем он стал иеромонахом.
При вхождении в Великую схиму был наречен именем – Симон. Что значит...
Услышанный

Он ушел 30 июня 2002 года. Болезнь была тяжелая и неизлечимая.
Да он и не лечился. Говорил, что на все воля Божия, и ее никто не вправе менять.
Но в последние дни сами прихожане отвезли его в больницу.
Последними, кто был восхищен и просветлен этим человеком, оказались врачи.
Говорят, смерть не наложила на его лик свою печать, на его устах светилась улыбка...
 

1372564712_2013-02-12_101256.jpg.6fc1eaf9818886568307bb3f1e6daa9b.jpg
 

  • Нравится 2
Опубликовано

Таня, большое спасибо за это хлеб духовный :clover: Каждая история на вес золота. Пробирает до мозга кости.
Тоже с детства любила эти песни. Душа этого человека так чиста, что даже мирские его песни не дают сердцу спать.
А его духовный путь для меня откровение, честно говоря! Спасибо за вдохновение.............. :clover:

Опубликовано

Для меня тоже это было огромным сюрпризом.

*******

Еще один батюшка говорит нам о лжесмирении. С юмором.

Как мы играем в смирение.
Много лет назад я спросил у своего духовника, что такое смирение?
Я в то время был молодым и неопытным, мне казалось, что если я получу точный ответ, то тут же приобрету эту добродетель, и у меня все пойдет на лад. 
К тому же я нашел в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника изречение о том, что смирение есть искоренительница всех страстей, и загорелся желанием приобрести смирение, чтобы таким образом устранить все страсти, как говорится в сказке, «одним махом семерых побивахом». 
На самом деле смирение приобретается в борьбе, иногда, к сожалению, в преткновениях и падениях, и тот, кто приобрел смирение, можно сказать, приобрел совершенство или приближается к нему. 
Это мне поневоле пришлось понять с годами, из собственного горького опыта. 
Но в то время я обратился к отцу Андрею с вопросом: «Что такое смирение?» — и он дал мне ответ, который показался мне совершенно неожиданным и даже неуместным. 
Он сказал, что СМИРЕНИЕ — ЭТО НЕНАДЕЯНИЕ НА СЕБЯ. 
Я этими его словами был сильно разочарован: «Что он такое говорит, какое это имеет отношение к моему вопросу?!», но промолчал. 
Он, видимо, почувствовал, что я с этим не согласился, и не стал продолжать разговор. 
А спустя годы я осознал, что это так и есть: смирение состоит именно в том,
чтобы во всем надеяться не на себя, а на Бога. 
Отец Андрей говорил так от опыта, он был по-настоящему смирен. 
Мы часто не понимаем, что такое истинное смирение, что значит почитать себя хуже других. 
Поэтому вместо того, чтобы смиряться, занимаемся смиреннословием. 
Смиреннословие — очень распространенная мнимая добродетель, когда человек на словах уничижает себя, а в душе таким себя не почитает. 
Настолько распространен этот порок, что трудно им не заразиться. 
Есть история про одного такого «смиренномудрого» монаха. 
Он так убедительно обличал себя в каких-то грехах, что слушатели ему поверили, и когда они поверили, монах огорчился. Понимаете? 
Представьте себя на его месте, ведь у всех нас бывают подобные ситуации. 
Мы говорим: “Да, я грешный человек” — казалось бы, это скромно. 
Если тот, к кому мы обращаемся, поверит, что мы такие, то мы ведь огорчимся, нам это не понравится. 
В действительности мы называем себя грешными, малограмотными и говорим о прочих своих недостатках для того, чтобы возвыситься перед теми людьми, которые смирение почитают добродетелью. 
То есть мы хвастаемся, так сказать, с примитивной мужицкой хитростью, вроде: “Я плохой”, а человек, с которым мы общаемся, должен сказать: “Да нет, ты хороший”. — “Нет, я плохой”. — “Да нет, ты хороший”. — “Нет, я грешник”. — “Да нет, ну что ты”. 
Нам это приятно, очень трудно от этого отказаться.

схиархимандрит АВРААМ (Рейдман)

LFyiM7Kw-XY.jpg

Опубликовано

Смирение - ключ к божественному самоизменению.

:clover:

12328099_220681348282365_718697218_n.jpg.0613efa91def8b5fec9fe866465492be.jpg

Сущность смирения

Смирение есть одеяние Божества.
Прп. Исаак Сириянин


Простоте и смирению наиболее является Бог.
Прп. Иоанн Лествичник


На основе нищеты духа в христианине зарождается и начинает вырастать — как Божий дар — добродетель смирения.

Что такое смирение? Этот вопрос задавал многим духовным отцам св. Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской. И в ответ на этот вопрос св. Иоанн получил от отцов ряд определений смирения.

Один сказал: «Смирение состоит в постоянном забвении о своих добрых делах». Другой — «В признании себя из всех последним и всех более грешным». Третий — «В мысленном признании своей немощи и бессилия». Четвертый — «В чувстве души сокрушенной и отречения от собственной воли» и др.

Но ни одно из полученных определений не удовлетворило св. Иоанна, и он дал свое следующее решение этого вопроса: «Смирение есть не именуемая благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние».

По существу, св. Иоанн и сам не дал полного объяснения, в чем заключается смирение, но он указал, что, по его мнению, этого нельзя сделать, поскольку оно является Божиим именованием.

Близко к этому определению и определение смирения, данное прп. Исааком Сириянином. Он пишет:

«Смирение есть одеяние Божества: в него облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем.

И всякий, облеченный в смирение, уподобляется нисшедшему с высоты Своей...

Профессор Н.Е. Пестов.

Опубликовано
11 час назад, Purusha сказал:

Смирение есть одеяние Божества.
Прп. Исаак Сириянин

Есть чудесная книга, которая так и называется
и которую лучше читать в бумажном виде.
Она совсем тоненькая

zagruzheno_(1).jpg.c8c94188358d64c5a69fe9cd3299248a.jpg

У меня всегда было особое любопытство в отношении этого аспекта смирения:
считать себя хуже всех. Вот у меня совсем не получается.
И не знаю в жизни никого, кто бы так о себе думал.
Но, читая о святых душах, часто встречаю именно эту особенность смиренного состояния. 

Наверное, так очень здорово жить - потому что если считаешь себя хуже всех,
то всегда имеешь покой в душе, никому претензий не предъявляешь, никого не обвиняешь.
а покой в душе и есть показатель непритворного счастья.

Пока самое любимое описание смирения, это то, что уже приводила выше
Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев - Страница 26 - Учения и практики - Саи Рам! Форум

И здесь тоже ключевой момент - предание себя Богу.
Наверное, без этого вообще невозможно не то, что через игольное ушко пройти,
но и вообще приблизиться какому-то пониманию Пути к Богу.

Опубликовано

Вот на эту же тему смирения попалась беседа со старцем Клеопой (Архимандритом Клеопой (Илие))
Не слышала о нём раньше. Многого мы не знаем, к сожалению.
Старец тоже приводит в пример слова Исаака Сирина и Иоана Лествичника о смирении, как о божественном одеянии.

36319.b.thumb.jpg.97393ebeb8b22a3b9f2bf95274c0dc20.jpg

ЧТО ТАКОЕ СМИРЕНИЕ?

Брат: Я понял совершенно, преподобный отче, насколько вреден грех гордыни. Потому прошу вас, скажите мне, как мы можем избежать великой опасности греха гордыни?

Старец: Брат Иоанн, самая великая добродетель, спасающая нас от греха гордыни,— это смирение!

Брат: Но что такое смирение, преподобный отец настоятель?

Старец: На этот раз, брат Иоанн, ты задал мне очень трудный вопрос.

Брат: Но почему так труден этот вопрос, преподобный отче?

Старец: Вот почему, брат Иоанн, потому что эту высшую добродетель не может ясно выразить никто, кроме такого блаженного человека, который много преуспел, шествуя по пути своему вслед за Господом, и на деле дошел до вершины всех добродетелей. Ибо это высочайшее благо, то есть смирение,— таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным! Но мне, грешному и слабому, еще и не приступившему ни к одной добродетели до сих пор, как мне говорить об этом и как показать, что такое смирение, которого Бог удостаивает только совершенных?

Брат: Преподобный отче, если вы говорите, что из опыта не можете сказать мне, что такое смирение, то прошу вас, скажите мне хотя бы то, что вы знаете о нем из поучений святых отцов и из Божественных Писаний.

Старец: Если братство твое ставишь вопрос так, то есть чтобы я сказал, что мне известно о смирении из святых отцов, то тем самым ты внушаешь мне, грешному, некое дерзновение — сказать хоть немного о дивной и высшей добродетели смирения. Послушай же, брат Иоанн, несколько свидетельств святых отцов о блаженном смирении.

Святой Исаак Сирин называет смиренномудрие ризой Божества, ибо Слово, воплотившись, облеклось в него. То же говорит о смирении и божественный отец Ефрем Сирин: «Смиренномудрие есть одеяние Бога».

Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища. Этот же святой и божественный отец говорит, что смиренномудрие есть безымянная благодать души и только познавшие ее на собственном опыте, то есть в жительстве, только те знают ее имя; что оно есть духовное учение Господа, которое достойные принимают в клеть своей души посредством ума, но словами изъяснить его невозможно. Посему подумай, брат Иоанн, если столь великий и божественный отец, как святой Иоанн Лествичник, говорит, что смирение не может быть изъяснено словами, то как смог бы я, грешный и неразумный, сказать братству твоему, что такое смирение?

И все же из свидетельств этих божественных отцов мы можем представить себе в некоторой степени, сколь велика и бесценна эта превысшая и всечестная добродетель смиренномудрия. И надо довольствоваться тем понятием о неизреченной благости смирения, какое Благий Бог открыл нам через Своих святых, и не станем допытываться того, что выше нас, чтобы не выбрать для себя вред вместо пользы, по слову божественного Григория Богослова, который говорит, что «необузданное воззрение на горнее может и в пропасть ввергнуть нас».

Брат: Преподобный отче, мне, человеку простому и короткому умом, кажется, что эти святые отцы говорят слишком возвышенно и слишком утонченно о смирении. Потому, преподобный отче, прошу вас, если можно, дайте о смирении несколько поучений более простых и более близких к моему разумению.

Старец: Брат Иоанн, если свидетельства о смирении этих трех святых отцов показались тебе слишком сложными и слишком утонченными и если тебе хочется более легких и понятных поучений о смирении, тогда почитай «Патерик», особенно главы 4 и 10, где найдешь среди прочего и это.

Некий брат спросил старца, говоря:

— Отче, что такое смирение?

И ответил старец, говоря:

— Смирение — это значит считать себя самым недостойным и самым грешным из всех и покоряться всем.

И спросил брат:

— Что значит покоряться всем?

Отвечал старец:

— Не стараться видеть чужие грехи, но видеть свои грехи и пороки и непрестанно молиться Богу о прощении.

Вот, брат Иоанн, поучение о смирении достаточно простое и легкое. Только да поможет нам Бог не забывать его и поступать так, как учит нас этот блаженный старец, то есть иметь перед глазами ума нашего всегда тяжесть грехов наших, оплакивать их и никого не осуждать.

18 часов назад, mahaprema сказал:

У меня всегда было особое любопытство в отношении этого аспекта смирения:
считать себя хуже всех. Вот у меня совсем не получается.
И не знаю в жизни никого, кто бы так о себе думал.
Но, читая о святых душах, часто встречаю именно эту особенность смиренного состояния. 

Наверное, так очень здорово жить - потому что если считаешь себя хуже всех,
то всегда имеешь покой в душе, никому претензий не предъявляешь, никого не обвиняешь.
а покой в душе и есть показатель непритворного счастья.

Танюш, а как ты думаешь считать себя "хуже всех" и "ниже всех" это одно и то же?
Мне второе более понятно, т.к. перекликается с вайшнавским "быть слугой слуги Бога",
а также с орпеделением Бога, как океана и преданных, как рек, текущих в Океан.
Чем ниже река течёт, тем ближе она к Океану.
"Хуже всех" мне не совсем понятно, что имеется в виду??
Унижение эго? Осуждение собственной личности?

Опубликовано
В 16.11.2017 в 15:19, Purusha сказал:

как ты думаешь считать себя "хуже всех" и "ниже всех" это одно и то же?

Я не могу точно ответить, по ощущениям, вроде, разные состояния,
а по уровню смирения - одно.

Спасибо за о. Клеопу, Пуруша.

В 16.11.2017 в 15:19, Purusha сказал:

эту высшую добродетель не может ясно выразить никто, кроме такого блаженного человека, который много преуспел, шествуя по пути своему вслед за Господом, и на деле дошел до вершины всех добродетелей. Ибо это высочайшее благо, то есть смирение,— таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным!

Как здорово! Наверное, действительно, это качество и не поддаётся точному описанию,
как ни поверни, всё не так в словах. 

Исаак Сирин даёт один из критериев истинного смирения, по которому можно себя тут же проверить))
 

смирение - покой.jpg

Опубликовано

Как же созвучно с "Когда ты сказал Мне "да", ты отбросил право быть таким, как все...."

***********

Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами,
а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их».
Православные не могут жить и вести себя, как все. 

Старец Лука Филофейский

 

X2CV91Tz5YQ.jpg

Опубликовано

Небольшое дополнение к посту о книге дневников Сергия Булгакова.
Снова этот лейтмотив: "только в Тебе спасение..."

Когда сердце обуревает печаль и мрак сходит на душу,
Ты, Господи, только Ты — утешение мое и прибежище мое. 
Я хватаюсь за край ризы Твоей, и утихает скорбь, и радость,
благодарная радость заливает сердце.
И я чувствую, что этой радости ничто не отнимет от меня.
Но когда я, по малодушию, выпускаю из своих рук эту ризу, я тону. 


Протоиерей Сергий Булгаков

риза.jpg

  • Нравится 2
Опубликовано

Не могу не поделиться песней, которую исполняет певица,
которую давно люблю за ее православный репертуар.

Раньше уже постила ее песню "В храме" (могу слушать каждый день).
В этом клипе используются кадры из любимого документального фильма "Форпост",
о котором тоже уже шла речь.
Сразу столько любимого...
В общем, "Возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку..."

Саи Рам!
 

  • Нравится 2
  • 2 недели спустя...
Опубликовано

Очень любопытный момент. Сразу вспомнилось, как в каком-то видео

(кажется, Тайгретт рассказывал), был пересказ слов Свами о том,

что Ему можно задать какой-то вопрос, написать на листочках бумаги

"да" и "нет" и, помедитировав на Него минут 20, вытянуть один из листочков.

Это и будет ответ от Свами.

Удивительно было прочесть и услышать подобное от православных батюшек -

насколько знаю, такое бросание жребия не одобряется в традиции в целом.

Но, факт остаётся


«Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях.

Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать

«Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». 
Только надо иметь живую веру и уповать на Бога».
Схиигумен САВВА (Остапенко)

+
А здесь монах объясняет, как можно получить ответ свыше, положив записку с вопросом

в карман перед литургией.


 

Опубликовано

Позитивность ума - главное в духовном искателе.
Светлый ум фокусируется на свете, а не на искажениях.
Искажения вызывают дурные эмоции.
Очищенный ум успокаивает не только нас самих, но и пространство вокруг.
О чём мы думаем, то мы и имеем.

Svetlyiy_um_vsyo_vidit_svetlyim._No_esli_est_chervotochinka_v_mozgu_obyazatelno_zapodozrish_zagovor_protiv_sebya.jpg.aac819f0fbd2e8bf053f39040549d129.jpg

«Не жалей о том, что прошло – ни о плохом, ни о хорошем. Живи сейчас. Даже если немало дров наломал, ты ещё жив, ты ещё здесь, ты ещё многих можешь сделать счастливыми, многих утешить. О них думай, на них смотри. Во все глаза смотри на то, что есть, отпуская то, что было. Не проморгай того, что теперь, что близко дыханием и взглядом. То живое, что рядом – более право, чем всё прекрасное и вожделенное в прошлом или будущем. Для прошлого – тихая грусть, для грядущего – озорное и нетерпеливое любопытство, для тех, кто рядом – объятия и поцелуи, и море нежности, которое плещется только в настоящем».

Архимандрит Савва (Мажуко)

Опубликовано

Это видео у нас уже было
Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев - Страница 17 - Учения и практики - Саи Рам! Форум

Но хочу еще раз обратить на него внимание, т.к. это настоящее сокровище,
соответствующее названию темы.

На вопросы отвечает монах Ермолай Чежия,
заведующий архивом и библиотекой русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 

Мне понравилось всё, но над некоторыми моментами хочется медитировать.

Выложу несколько цитат, в текстовом формате их приятнее впитывать.

**********
– Как достичь покаяния на исповеди? 
– Сестра, мы – рабы стереотипов. Есть духовные стереотипы. Как в жизни есть стереотипы, так и в духовной жизни. Существует такой духовный стереотип, что покаяние – это перечисление грехов. Ты пришел, от "а" до "я" перечислил. Священник порвал... и тебе простились. Да, это нужно, но это не покаяние. Это исповедь, но не покаяние. Покаяние – это постоянное ощущение того, что в тебе нет любви. Вот это и есть покаяние. А когда ты это контролируешь... вот ты не любовь еще. Тогда такое покаяние приходит, такой плач внутренний, что ты ничтожен в любви, что ты ничего не можешь... Да, ты говоришь про любовь, ты проповедуешь про любовь, ты читаешь про любовь, но при первой же возможности оказать эту любовь,- ты не можешь этого сделать. Вот таких случаев в день у нас сотни... Сестра, поверьте мне! 
Если мы на этом концентрируемся, а не на перечислении каких то своих грехов... это надо, да,- нужно писать, фиксировать и от них избавляться, это обязательно, но... наблюдать за собой, какое у нас состояние любви, какая любовь в нашем сердце и какое самопожертвование... И тогда, вы поверьте мне, мы каждый день будем плакать, что именно этой любви в нас нет! 

(42 мин. 50 сек. - 44 мин. 50 сек. )

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...