Перейти к содержанию

Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев


mahaprema

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Конечно, из миллионов слов нас цепляют определённо выстроенные,
находящие глубокий отклик и часто переворачивающие всю жизнь.
И всегда хочется поделиться своим открытием с другими.

Я здесь часто цитирую любимого старца о. Эмилиана,
и сегодня натолкнулась на эти поучения в своих записях,
найдя много параллелей с учением Свами.

"Нужно, чтобы мы с принимали с улыбкой на устах все, что бы нам ни сделал ближний. Он нас отругал?
Обвинил? Забыл о нас? Принес нам яд вместо воды? Осеним себя крестным знамением и выпьем.
Никогда не будем мешать ближнему вести себя так, как он хочет, ведь мы не мешаем облакам плыть по небу.
Будем только остерегаться, чтобы он не вовлек нас в суету своих разговоров и споров.

И даже от Бога мы не должны ожидать справедливого отношения к себе.
Как правило, по нашему мнению справедливо одно, а по суду Божию – другое.
Поэтому мы и заключаем, что Бог нас не помнит, забыл про нас.
Как часто мы упрекаем Бога: «Для чего Ты меня оставил?»
Но по-настоящему справедливым оказывается то, о чем мы никогда не думали,
а то, что мы считаем справедливым, – это самая большая ошибка".


 

  • 1 месяц спустя...
  • Ответов 1,1 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    672

  • Елена Волкова

    154

  • Purusha

    82

  • Svetlana Sh

    44

Топ авторов темы

Изображения в теме

Опубликовано

"Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём." Августин Аврелий

  • Супер 1
  • 1 месяц спустя...
Опубликовано

Еще одна причина, почему нам полезны страдания:

Приведу в пример два колокольчика из железа и серебра.
Они похожи друг на друга; но если ударить в них, то звук будет разный:
у железа - резкий и глухой, у серебра - чистый и певучий.
А скорби - это удары по нашему сердцу, которые обнаруживают, что накоплено внутри него.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

 

фб + путь.jpg

Опубликовано

Еще один способ проверить, насколько мы успешны в своей практике

– Как отличить иллюзию от правды?
– По результату. Это очень серьезно. Человек может говорить чрезвычайно высоко. Может в мыслях витать. Переживать какие-то состояния… Но каковы плоды? Святые отцы говорили: если у тебя нет любви к врагам (а чаще всего у нас нет любви даже к ближним), значит, у тебя нет результата.

Протоиерей Сергий Баранов

Опубликовано
14 часов назад, mahaprema сказал:

 По результату. Это очень серьезно. Человек может говорить чрезвычайно высоко. Может в мыслях витать. Переживать какие-то состояния… Но каковы плоды? Святые отцы говорили: если у тебя нет любви к врагам (а чаще всего у нас нет любви даже к ближним), значит, у тебя нет результата.

Верно.

Но тот, кто может сказать, что у меня есть любовь,  скорее всего - лжец или заблуждающийся.

Человек от природы пуст или навыверт.

Опубликовано
1 час назад, Svetlana Sh сказал:

Человек от природы пуст или навыверт.

наверное... среди людей хватает как пустышек, так и вывернутых.

Опубликовано
14 минут назад, Simple Mind сказал:

наверное... среди людей хватает как пустышек, так и вывернутых.

Это не совсем о том.

Больше о раскрытии, что все блага и добродетель  - от Бога и у Бога, человек же (в его малом, осознаваемом, "наличном я") - пуст, нищ.

Одна из базовых вех на пути христиан:  "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

Любить, быть Любовью - это вершина пути, один из венцов богореализации. Точно так, как и (все)знание, и другие атрибуты Бога.

Человеческое же "люблю" - лишь слабый, ограниченный (обусловленный), загрязненный (привязанностями) и искаженный эгоизмом до неузнаваемости отсвет  истинной, Божественной, Любви, который "я" пытается узурпировать, присвоить.

Опубликовано
16 часов назад, mahaprema сказал:

если у тебя нет любви к врагам

а если не любовь , но благодарность ? это не то ? 

38 минут назад, Svetlana Sh сказал:

который "я" пытается узурпировать, присвоить.

не узурпировать и присвоить , а пропустить через  сердце , через существо Божью благодать 

Опубликовано
20 минут назад, mayachok сказал:

не узурпировать и присвоить , а пропустить через  сердце , через существо Божью благодать 

...это и значит, что у меня ничего  "своего" нет, все -  Божье, а я -  "нищ" (пустой).

Это раскрывается не сразу. Изначально, особенно в молодые годы, человек думает, что сам может любить.

20 минут назад, mayachok сказал:

а если не любовь , но благодарность ? это не то ? 

В моем понимании, благодарность - это много и важная веха. Говорит о принятии ситуации, извлечении из нее полезного опыта,  выработке каких-то недостающих качеств и пр., и пр. - то, от чего, в итоге, благодаря ситуации (другому), я  выиграл(а).

Но о любви и здесь я бы не сказала. Любовь - это уже совсем не обо мне. О нем, о Нем  (и лишь в таком контексте - обо Мне). Это когда ему, Другому (от Меня не отличному),  через меня может прийти Высшее благо.

Оно может оказаться и кнутом, и заключением в тюрьму, и лишением каких-то мирских и душевных благ.

Всем, через что пропускает нас Любящий Свами. 

Опубликовано
10 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Но тот, кто может сказать, что у меня есть любовь,  скорее всего - лжец или заблуждающийся.

Главное, не пытаться определить это в отношении другого.

Так же, как и то, кто пустышка и кто вывернут. 
Это очень далеко от любви, сколько бы красивых слов ни было произнесено. 

 

Опубликовано
11 минут назад, mahaprema сказал:

Главное, не пытаться определить это в отношении другого.

Так же, как и то, кто пустышка и кто вывернут. 
Это очень далеко от любви, сколько бы красивых слов ни было произнесено. 

Это - общее. Зло эгоизма, как и Свет Творца. Одно на всех.

Достаточно познать свою природу, чтобы лучше понимать мир и другого.  Как, впрочем, и наоборот: наблюдение и изучение внешних событий позволяет углубить самопознание.

Разница есть только в том, какой вектор движения выбран, чему сказано "да": Богу или Его "обезьяне" (эгоизму, который "навыверт").

Опубликовано
20.12.2019 в 16:28, Svetlana Sh сказал:

Больше о раскрытии, что все блага и добродетель  - от Бога и у Бога, человек же (в его малом, осознаваемом, "наличном я") - пуст, нищ.

Но ведь эти слова произнесены человеком. Или эти слова тоже от пустоты? Тогда в чём их ценность? Пока не понял мысли.

Если зло от эгоизма? Интересно, эгоизм тогда от чего?

Опубликовано
21.12.2019 в 22:00, Simple Mind сказал:

Если зло от эгоизма? Интересно, эгоизм тогда от чего?

Эгоизм по-разному определяют. В том числе, в зависимости от имеющегося опыта. Для одних это - действие получения (уровень сознания тела), для других - желание получать наслаждение  (через действие получения или отдачи; вкусы "материальные" или из Божественного источника);  для третьих это - намерение/мотив "ради себя", стоящий за действием, желанием, мыслью; для четвертых - чувство отдельного и отделенного от всего сотворенного и Бога "я есть". Бывает еще и такой эгоизм, который   в своем самоощущении расширился до всего тварного и в этой тварности противопоставил себя, свою волю, Создателю.  ....Все это вместе и по отдельности можно назвать эгоизмом.

"Зло" присуще любому уровню эгоизма, и чем он тоньше/глубже, тем и зло - масштабнее. Сатана противостоит Самому Богу; на маленькое, поверхностное человеческое "я" достаточно маленьких "бесят", чтобы его искушать и/или им завладеть.

Эгоизм  - многослоен, требует раскрытия, чтобы наполовину быть обезоруженным. Полное же освобождение (спасение) от власти эгоизма, преображение низшей природы в светоносную, в инструмент  ("вахану") Господа (Истинного Я)  случается по Божьей Милости. 

"Эгоизм от чего?"  -  от самоотождествления (с телами), от бессознательного или сознательного стремления творения реализовать вложенную в него Богом программу  стать Его образом и подобием в Его проявленных и бытийных аспектах, но с намерением "ради себя".

На пути "вверх", с самых первых ступенек (раскрытий Творца), человек постигает Полноту, Силу, Совершенство, Любовь, Блаженство и другие свойства, присущие Богу; на пути "вниз", при работе с низшей природой - обнаруживает "пустоту"/"нищету": немощь, неспособность к любой добродетели, тьму и зло эгоизма, бессилие его исправить.  И то, и другое  - части пути к реализации богочеловека.

Опубликовано

Если зло от эгоизма, а эгоизм определяют по-разному, то зло зависит от определений эгоизма? Не совсем понял вас. Так, эгоизм исходит от человека. Значит зло исходит от человека. А откуда оно из него исходит, где оно прячется?

Опубликовано
20 часов назад, Simple Mind сказал:

Если зло от эгоизма, а эгоизм определяют по-разному, то зло зависит от определений эгоизма? Не совсем понял вас. Так, эгоизм исходит от человека. Значит зло исходит от человека. А откуда оно из него исходит, где оно прячется?

мне кажется , что эго ( эгоизм ) это способ индивидуума разотождествить  и отделить свою индивидуальность от Творения ( Бога ) он происходит от нежелания - невозможности быть в единстве со всем остальном Творением , желания почувствовать свою индивидуальность 

Опубликовано
26.12.2019 в 19:17, Simple Mind сказал:

Если зло от эгоизма, а эгоизм определяют по-разному, то зло зависит от определений эгоизма? 

Зло зависит от эгоизма, и самое большое - от не осознаваемого, не раскрытого эгоизма, т.к. ни сам человек вступить в противостояние ему не может, ни помощи у Бога просить.

Зло эгоизма (можно назвать это одним словом "грех")  от определений не зависит, оно есть изначально в каждом человеке.

Давать мне определения эгоизма бессмысленно - их дал Свами и другие духовные Учителя.

Своим опытным пониманием, ни на что не претендующим, я поделилась.

Каждый человек понимает/осознает "эгоизм", его источник, его структуру и пр. ровно в соответствии с имеющимся  у него опытом. Последний зависит, в т.ч., от открытости к неизведанным глубинам себя, своей низшей и высшей природы. 

Опубликовано

Друзья, вы меня не поняли. Дело не в определениях. Источник, вот что важно! Сёстры, назовите источник зла. Баба призывает к самопознанию. Мы должны докопаться до сути, а не плавать в определениях.

Опубликовано

Бог есть источник всего в Творении , других инсточников нет , и зла нет , все есть  Любовь , любое кажимое "зло " лишь инструмент в руках Творца для достижения Им какой-либо цели ( часто неведомой индивидууму и воспринимаемой , как "зло ")

Отсюда и "возлюбите врагов " , так как они лишь инструмент в руках Бога , используемый , чтоб придать Игре необходимый на данный момент вектор .. на данном этапе мне кажется так 

Опубликовано

Не думаю, что Бог является источником зла. А если нет зла, то нет эгоизма, нет насилия и демонизма... Есть одна Любовь. Так ли это?

Опубликовано

А разве есть предположение , что кроме Творца существует какой-то другой источник ?

Опубликовано
23 часа назад, Simple Mind сказал:

Не думаю, что Бог является источником зла... 

Бог является тем, кто сотворил в Себе отдельные единицы сознания, облачил их в разного рода материю (тела), наделил их определенными свойствами (эгоцентрические - у низшей природы), свободной (в определенных рамках) волей.  

Эгоизм, сердцевина которого "я есть отдельное и отделенное от Целого" + намерение «ради себя», пропитывающее все тела низшей (?)  природы, - не есть абсолютное зло. На первых стадиях эволюции он помогает человеческому сознанию развиться до зрелой личности. Эгоизм  подобен кожуре, защищающей созревающий плод индивидуальности. Сделал это так, чтобы все созданное  - вначале бессознательно, потом сознательно - служило реализации Замысла Бога о нем (для человека - "стать образом и подобием").

Эволюцию человеческого сознания можно проследить на примере развития отдельного человека от стадии "индивидуум" (человек как биологическое существо, физ. тело), через стадии личность, индивидуальность (существо социальное, творческое) к стадии Универсум (Богочеловек).

То, что необходимо на первой стадии -  "зло" для  последующих, и наоборот. Если трехлетнему ребенку, осваивающему уровень  "я сам", "я хочу", "я могу"   доносить максимы духовных ступеней ("тебя, на самом деле, нет", "от твоей воли ничего не зависит",  "желания - это оковы, откажись от них"), то  ребенок как личность не сформируется. По окончанию периода детства мы не получим молодого человека, способного желать, умеющего ставить цели, делать осознанные выборы и анализировать последствия таковых, верящего в свои силы  и т.д. Эгоизм с его эгоцентрирующими установками на первых стадиях является главной движущей силой  развития индивидуального сознания. 

Эгоизм становится  злом-помехой, если переходит рамки "здорового эгоизма" (нарушает интересы других, законы Целого), или когда пытается  взять верх в над-личностных стадиях развития, предполагающих освобождение от власти эгоизма.

Эгоизм "хорош", если благодаря его свойствам человек делает шаг вперед на пути к конечной Цели, и эгоизм - "плох", если возвращает человека на уже пройденные ступени развития и/или обращает его в существо, противоположное по свойствам "образу и подобию Создателя".

Поэтому ответ на вопрос "откуда зло"  я бы сформулировала так:  источником зла является неправильное использования человеком имеющейся у него свободы воли в сочетании с невежеством.

Выражается зло эгоизма по-разному, в зависимости от ступени развития человеческого сознания.

Опубликовано

Невероятная высота. Свами говорит, что настоящий человек - тот,  который благодарит за критику...
Но Симеон Новый Богослов говорит о том, что ходящий в свете целует в мыслях клевещущих на него...

Одно дело не печалиться и не гневаться при бесчестиях, поношениях, искушениях и другое –
желать их и благодарить, когда они случатся.
Одно дело – молить Бога о тех, кто причиняет это, другое – прощать и третье –
запечатлевать в уме лицо каждого из них и целовать их бесстрастно, как искренних друзей своих,
со слезами чистой любви, так, чтобы на душе не было совершенно никакого знака оскорбления или страсти.
Еще больше всего сказанного, когда кто в самое время искушения такое же имеет расположение и к тем,
которые поносят его в лицо или клевещут на него, и ко всем другим, кто или осуждает его, или презирает,
ставит ни во что, или плюет в лицо, еще и к тем, кто притворяются друзьями, а тайно действуют против него,
и это не утаивается от него, но он это знает. Из этого опять высшее и совершеннейшее без сравнения есть,
мне кажется, то, если человек совсем забывает искушение, которое претерпел, и никогда не вспоминает тех,
кто его опечалил... но относится к ним, как к своим друзьям, без всякого различения...
Все это дела и совершенства мужей, ходящих во свете. Те же, кто чувствует, что они далеки от таких порядков
и правил жизни, пусть не обольщаются и не обманывают себя, но знают достоверно, что они ходят во тьме.
Симеон Новый Богослов

Опубликовано

Тот же святой старец показывает нам, какими бы мы были, если бы истинно любили Бога..

Если б мы сподобились стяжать истинную любовь,
то познали бы и Бога, и ради любви ко Христу предпочитали бы не только быть бесчестимыми,
но и наказуемыми, и онеоправдываемыми, и оскорбляемыми,
и всякое искушение и тесноту претерпевали бы с охотою.

Опубликовано

Замечательный текст к сегодняшнему Рождеству.

Я должен смотреть только на Него…
Я хочу дышать только Им.
Ничто не должно вставать между мной и Им.
Ни плохое, ни хорошее.
Ничто не должно отвлекать ум от Него, уводя в мечту, иллюзию.
«Господи, Иисусе Христе...»
Неспешно, по слогам, со вниманием, ничего больше.
Очень просто, смиренно, не мечтательно.
Просто в уме, просто в сердце.
«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи…»
Мимолетный образ, самый безобидный помысел, и я теряю Его.
«Господи, Иисусе Христе…»
Возвращая ум, я стараюсь не напрягаться, не быть жестким.
Мягко, смиренно, не допуская расстройства или сердитости,
снова и снова: «Господи, Иисусе Христе… Господи…»
Я знаю, что должен в борьбе быть мягким, гибким.
Иначе я преломлюсь.
Как бы плохо ни шло, спокойно и мягко:
«Господи, Иисусе Христе…»
Даже со дна Ада: «Господи, Иисусе Христе…»
Спокойно и смиренно…
Говорю потому, что это сладко для меня.
Моя душа, как невеста, твердит Имя своего Божественного
Жениха и само Имя сладко ей.
А за Именем Он Сам.
Это не вопль жертвы перед грозным судией.
В этом «помилуй мя» не то, что бы «не карай», в этом вопле
скорее «не оставляй меня возлюбленный, потому что без Тебя Ад!».
Это «не оставляй», оно прямо сейчас.
Потому что только Господи, только Иисусе, и я уже с Ним.
И Он со мной.
Только это с Ним мне и нужно.
Ни образа, ни чувства, никакого переживания, даже ответа или
внимания со стороны Его.
Мне достаточно только это малое:
«Господи, Иисусе Христе, Господи…». И все.
Все остальное, как желает Он, как решит Он.
Когда все для Него и ничего своего, тогда легко внимание.
Тогда чисто: «Господи, Иисусе Христе…»
Это чисто не от греха. Это чисто от всего, что не Он.
Это чисто – оно очень просто.
Потому что Он прост.
«Господи, Иисусе Христе…Господи…»
Это должно быть очень просто.
Мне очень хочется говорить это просто, смиренно.
Смирение не высокоумствует, смирение благоговеет.

Сергий Баранов

фб-jesus-1250023_960_720.jpg

  • Супер 2
Опубликовано

В том же духе: только Он, Он один...

Не ищи ни славы, ни телесного удовольствия, ни расположения родных, не оглядывайся ни направо, ни налево...
Всегда старайся уловить Владыку, держаться за Него.
И хотя бы тысячу раз Он исчезал и столько же раз являлся тебе и снова делался неуловимым,
(только) таким путем ты удержишь Бога.
Десятки тысяч раз, или лучше до тех пор пока ты вообще дышишь, все усерднее ищи Его и стремись к Нему.
Ибо Он не оставит тебя и не забудет тебя. Он станет являться тебе понемногу,
все более и более, все чаще пребывая с тобою.
И когда, наконец, ты очистишься осиянием света, Владыка Сам придет и весь вместится в тебя
и будет пребывать с тобою Тот, Кто сотворил мир.
И ты будешь обладать истинным богатством, которого мир не имеет,
но только Небо и те, которые вписаны на Небесах. 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...