Наваратри (Navaratri) считается одним из важнейших Ведических праздников.
Наваратри – это особенное время, посвящённое чествованию Божественной Матери. «Нава» в переводе с санскрита означает новый и девять, а «ратра» означает джняну (знание) и ночь. Праздник длится 9 дней и ночей, ночи особенно важны: согласно тантре, ночь – это лучшее время для почитания Богини. Десятый день – кульминация праздника, день победы Дурги над демонами, силами зла. Согласно Пуранам, Великая Богиня Дурга, олицетворение Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного из них - Махишасуру. Описание этой истории встречается в Маркандея Пуране, Дэвибхагавата Пуране, Чанди Пуране и в других Писаниях. Эти божественные войны для духовно устремленных людей являются аллегорическим описанием их собственной борьбы со своими внутренними демонами, на их пути к духовному прогрессу и самореализации. Девять дней это – девять шагов к Мокше, и Богини дают нам силы, чтобы мы нашли своё высшее Я.
Есть два основных Наваратри – Ашвина-Наваратри (осенняя) и Васанта-Наваратри (весенняя).
Осеннее Наваратри празднуется, начиная с первого дня светлой половины луны (шукла-пакши) месяца Ашвин. Весеннее Наваратри – начиная с первого дня месяца Чаитра и заканчивается праздником Рам Навами.
Во время Наваратри проводятся пуджи Богине Дурге или различным ее аспектам, рецитируются мантры, стотры, кавачи и другие молитвенные тексты. Однако особое внимание уделяется чтению Деви-Махатмьи (Сказание о Величии Богини), которая является частью Маркандея-Пураны. Другие названия этого текста – «Дурга Сапташати» (Семисотстишие Дурги), «Чандипатха» (Чтение о Чанди) и «Шри Шри Чанди» (Благая Чанди). Деви-Махатмья состоит из 13 глав и 700 шлок и описывает сущность учения о Великой Богине, ее победы над могущественными демонами. Условно текст делится на 3 части, и каждая из них традиционно посвящена одному из аспектов Деви.
Первая часть (пратхама чарита) посвящена Махакали, вторая часть (мадхьяма чарита) – Махалакшми, и третья часть (уттама чарита) – Махасарасвати. 9 ночей Наваратри также делятся на 3 периода по 3 дня, в которые делается акцент на почитании соответствующего аспекта Богини. Первые три дня, поклоняясь Богине в образе Кали, садхака устраняет в своем сердце грубые загрязнения, касающиеся невежества, лени, инертности, гнева, негативные тенденции ума. Во вторые три дня Лакшми наполняет очистившуюся личность радостью и добродетелями, развивая божественные качества – сострадание, чистоту, устойчивость ума, одновременно символизируя созидательный процесс после разрушения всего старого и негативного. Последние три дня и ночи посвящены почитанию Сарасвати, которая дарует мудрость и просветление, показывая величие и сияние нашего сознания, открывает творческие способности. Заключительный 10-й день праздника, называемый Виджая-дашами, являет собой окончательную победу Дурги над всеми демонами и в духовном плане символизирует Высшую реализацию «Я».
В Наваратри садхака последовательно устраняет загрязнения, связанные с тремя гунами – тамасом, раджасом и саттвой.
Имя Дурга в переводе означает: «дур» – расстояние, дистанция, удаленность, «га» – достигать, идти, направляться; вместе – «труднодостижимая или труднодоступная», что означает ее трансцендентность, запредельность всем гунам. Следовательно, Дурга является Высшей Богиней, наделенной силой творить (сришти), поддерживать (стхити) и разрушать (самхара). Так как она труднодостижима, она наделена качеством «тиродханы» (сокрытия) и предстает как Махамайя. Она же – Богиня нисходящей милости (ануграха-шакти😞 во время Наваратри на практикующих садхаков Шакти нисходит как Урдхва-кундалини-шакти, проходя последовательно через рудра-грантхи, вишну-грантхи и брахма-грантхи. В завершение, садхака на десятый день получает полную милость Богини и полностью духовно пробуждается.
Каждый из дней почитается определённый аспект Божественной Матери.
День первый – Шайлапутра – Дочь Гималаев
День второй – Брахмачарини – Она хранит целибат
День третий – Чандрагханта – Она прекрасна подобно Луне
День четвёртый – Кушманда – Она дарует счастье
День пятый – Скандамата – Мать Сканды – предводителя небесных воинств
День шестой – Катйайани – Аспект Матери Кали
День седьмой – Каларатри – Ночь Кали, безлунная ночь
День восьмой – Махагаури – Великая Белая Богиня
День девятый – Сиддхидатри – Она олицетворение великих духовных Могуществ и Знаний