dar Опубликовано 29 мая, 2009 Опубликовано 29 мая, 2009 Хочу представить творчество суфийского поэта АЛ-ФАРИД ИБН АЛ-ФАРИД ИБН (1181–1234), арабский суфийский поэт. Родился в 1181 в Каире, в благочестивой семье, заботившейся о богословском образовании сына, обучавшемуся шафиитскому (шафииты – сторонники одной из четырех религиозно-правовых школ, придерживающихся умеренных, компромиссных взглядов) праву – шариату. Позже обратился к суфизму и несколько лет провел в уединении на горе Мокаттам (под Каиром), занимаясь аскезой и предаваясь размышлениям. После смерти отца, при котором он находился некоторое время, прервав отшельничество, Ибн ал-Фарид вернулся к аскетической жизни и странствиям в поисках истины. Около пятнадцати лет провел в Мекке. В Каир возвратился с почетом, как ревностный служитель религии. Читал проповеди в ал-Азхаре, соборной мечети Каира, которые часто посещал султан ал-Камиль. Умер Ибн ал-Фарид в Каире в 1234. Был похоронен у подножья горы Мокаттам в «долине немощных». Тонкий, впечатлительный человек, не отступавший от канонов аскезы, Ибн ал-Фарид стремился достичь состояния единения с Богом («вахда»). Для обретения такого состояния суфии ограждают себя от мира, умерщвляют плоть, предаются «зикру», т.е. повторению определенных формул, слов, сопровождаемому иногда музыкой, танцами. Этот ритуал помогает пройти путь («тарикат») к конечному состоянию «фана», в котором к суфию приходит откровение («кашф») и его взор озаряется видением Истины. Совершается любовное соитие любящего с Возлюбленной, с Богом. Тема страстной любви, в которой любящий теряет свое «я», пронизывает всю поэзию Ибн ал-Фарида. Наиболее известными циклами стихов, выражающих мистические искания Ибн ал-Фарида, являются Винная касыда и Путь праведника (или Большая таийа). Винная касыда представляет собой гимн вину, погружающему человека в состояние отрешенности от мирских дум и забот и близком к «фана». Поэтому вино, виночерпий и опьянение, виноградная лоза становятся поэтическими символами суфийского «пути». «Тело – наш виноградник, а дух в нас – вино», «Мне сказали, что пьют только грешники. Нет! Грешник тот, кто не пьет этот льющийся свет», «Мне открывает тайну опьяненье, закрытую для трезвого ума» (перевод З.Миркиной). В сочинении Путь праведника рисуются мучительные переживания, сопровождающие восхождение к Богу. Ибн ал-Фарид – один из немногих поэтов-суфиев, а может быть и единственный, кто смог так остро и точно выразить, что путь к Богу (как у Христа путь на Голгофу) идет через страдание, боль, муки, через отказ от покоя. «Что мне покой? Не любя и не веря, жить? – Свой покой я бросаю в пожар... Радость горенья, богатство потери!...», «Сладкая боль – бесконечность терпенья, тайная рана – богатство мое». Он пишет о «счастье муки», о священном и неистовом огне любви, в котором может сгореть возлюбленный (как мотылек, летящий на огонь свечи и сгорающий в нем, – еще один из суфийских образов), о любви, подобной смерти. И эта любовь, эти муки отрешения от своего «я» должны привести к единению с Богом, лицезрению Истины. «Я сам исчез, и только ты одна моим глазам, глядящим внутрь, видна. Так, полный кубок пригубя, себя забыв, я нахожу тебя». Ибн ал-Фарид, страстно стремившийся к растворению в Боге, оставался мыслителем. Сознание оставалось для него барьером, препятствующим переходу за черту, где происходит полная утрата себя в объекте любви, подлинное единение любящего с Возлюбленной, но и реальная гибель, смерть. Сознание возвращало его к его «я». отрывало от Бога, разрушало единство: «Когда ж, опомнясь, вижу вновь черты земного мира, – исчезаешь ты». И Бог-Возлюбленная бросает ему гневный упрек. «Но ты не входишь, ты стоишь вовне, не поселился, не живешь во мне. И мне в себя войти ты не даешь, и потому все эти клятвы – ложь. Как страстен ты, как ты велеречив, но ты – все ты. Ты есть еще, ты жив». Было немало суфиев, которые переступали порог жизни и смерти, соединяясь таким образом с Богом, к которому были устремлены. Ибн ал-Фарид, подобно другим мыслителям, пережившим опыт мистического постижения Истины (ал-Газали, Ибн Араби, Ибн Сина), сохранял свое разумное «я» и попытался описать пережитое им состояние близости к Бытию, Единому, Богу. Это переживание помогло ему выработать особое, свойственное суфиям, отношение к миру, понимание себя как личности, понимание веры как веры личной, обретенной в мучительных поисках, а не готовой, предложенной богословами. Эту веру Ибн ал-Фарид готов был отстаивать, отвечая за нее только перед Богом. «И пусть меня отторгнет целый свет! – Его сужденье – суета сует. Тебе открыт, тебя лишь слышу я, и только ты – строжайший мой судья». Глубина переживаний, мысли, выраженные в поэмах Ибн ал-Фарида, эмоциональное напряжение, пронизывающее его стихи, определили их уникальность – они справедливо считаются шедеврами средневековой арабской поэзии. *** Не ум, а сердце любит, и ему Понятно непонятное уму. А сердце немо. Дышит глубина, Неизреченной мудрости полна. И в тайне тайн, в глубинной той ночи Я слышал приказание: "Молчи!" Пускай о том, что там, в груди, живет, Не знают ребра и не знает рот. Пускай не смеет и не сможет речь В словесность бессловессное облечь. Солги глазам и ясность спрячь в туман - Живую правду сохранит обман. Прямые речи обратятся в ложь, И только притчей правду сбережешь. И тем, кто просит точных, ясных слов, Я лишь молчанье предложить готов. Я сам, любовь в молчанье углубя, Храню ее от самого себя, От глаз и мыслей и от рук своих, - Да не присвоят то, что больше их: Глаза воспримут образ, имя - слух, Но только дух обнимет цельный дух! А если имя знает мой язык, - А он хранить молчанье не привык,- Он прокричит, что имя - это ты, И ты уйдешь в глубины немоты. И я с тобой. Покуда дух - живой, Он пленный дух. Не ты моя, я - твой. Мое стремление тобой владеть Подобно жажде птицу запереть. Мои желанья - это западня. Не я тебя. а ты возьми меня В свою безмерность, в глубину и высь, Где ты и я в единое слились, Где уши видят и внимает глаз... О, растворения высокий час. Простор бессмертья, целостная гладь - То, что нельзя отдать и потерять. Смерть захлебнулась валом бытия, И вновь из смерти возрождаюсь я. Но я иной. И я, и ты, и он - Все - я. Я сам в себе не заключен. Я отдал все. Моих владений нет, Но я - весь этот целокупный свет. Разрушил дом и выскользнул из стен, Чтоб получить вселенную взамен. В моей груди, внутри меня живет Вся глубина и весь небесный свод. Я буду, есмь, я был еще тогда, Когда звездою не была звезда. Горел во тьме, в огне являлся вам, И вслед за мною всех вас вел имам. Где я ступал, там воздвигался храм, И кибла киблы находилась там. И повеленья, данные векам, Я сам расслышал и писал их сам. И та, кому в священной тишине Молился я, сама молилась мне. О, наконец-то мне постичь дано: Вещающий и слышащий - одно! Перед собой склонялся я в мольбе, Прислушивался молча сам к себе. Я сам молил, как дух глухонемой, Чтоб в мой же слух проник бы голос мой. Чтоб засверкавший глаз мой увидал Свое сверканье в глубине зеркал. Да упадет завеса с глаз моих! Пусть будет плоть прозрачна, голос тих, Чтоб вечное расслышать и взглянуть В саму неисчезающую суть, Священную основу всех сердец, Где я - творение и я - творец. Аз есмь любовь. Безгласен, слеп и глух Без образа - творящий образ дух. От века сущий, он творит, любя, Глаза и уши, чтоб познать себя. На шпильках и Яшода 2
dar Опубликовано 29 мая, 2009 Автор Опубликовано 29 мая, 2009 Касыда о вине (хамрийя). Прославляя любовь, мы испили вина. Нам его поднесла молодая Луна. Мы пьяны им давно. С незапамятных лет Пьем из кубка Луны заструившийся свет. И, дрожащий огонь разведя синевой, Месяц ходит меж звезд, как фиал круговой. О вино, что древнее, чем сам виноград! Нас зовет его блеск, нас манит аромат! Только брызги одни может видеть наш глаз, А напиток сокрыт где-то в сердце у нас. Уши могут вместить только имя одно, Но само это имя пьянит, как вино. Даже взгляд на кувшин, на клеймо и печать Может тайной живой, как вином, опьянять. Если б кто-нибудь мертвых вином окропил, То живыми бы встали они из могил; А больные, отведавши винной струи, Позабыли б всю боль, все недуги свои, И немые о вкусе его говорят, И доплывший с востока его аромат Различит даже путник, лишенный чутья, Занесенный судьбою в иные края. И уже не заблудится тот никогда, В чьей ладони фиал, как в потемках звезда. И глаза у слепого разверзнутся вдруг, И глухой различит еле льющийся звук, Если только во тьме перед ним просверкал, Если тайно блеснул этот полный фиал. Пусть змеею ужален в пути пилигрим - До хранилищ вина он дойдет невредим. И, на лбу бесноватым чертя письмена, Исцеляют их дух возлияньем вина. А когда знак вина на знаменах войны,- Сотни душ - как одна, сотни тысяч пьяны. О вино, что смягчает неистовый нрав, Вспышку гнева залив, вспышку зла обуздав! О вино, что способно весь жизненный путь Во мгновенье одно, озарив, повернуть - Влить решимость в умы и величье в сердца, Вдохновенным и мудрым вдруг сделать глупца! "В чем природа вина?" - раз спросили меня. Что же, слушайте все: это свет без огня; Это взгляд без очей и дыханье без уст; Полный жизни простор, что таинственно пуст; То, что было до всех и пребудет всегда; В нем прозрачность воды, но оно не вода; Это суть без покрова, что лишь для умов, Неспособных постичь, надевает покров О создатель всех форм, что, как ветер сквозной, Сквозь все формы течет, не застыв ни в одной,- Ты, с кем мой от любви обезумевший дух Жаждет слиться! Да будет один вместо двух! Пращур мой - этот сок, а Адам был потом Моя мать - эта гроздь с золотистым листом. Тело - наш виноградник, а дух в нас - вино, Породнившее всех, в сотнях тысяч - одно. Без начала струя, без конца, без потерь,- Что есть "после", что "до" в бесконечном "теперь"? Восхваленье само есть награда наград, И стихи о вине, как вино, нас пьянят. Кто не пил, пусть глядит, как пьянеет другой, В предвкушении благ полон вестью благой. Мне сказали, что пьют только грешники. Нет! Грешник тот, кто не пьет этот льющийся свет. И скиталец святой, и безгрешный монах, Опьянев от него, распростерлись во прах. Ну, а я охмелел до начала всех дней И останусь хмельным даже в смерти своей. Вот вино! Пей его! Если хочешь, смешай С поцелуем любви,- пусть течет через край! Пей и пой, не теряя священных минут, Ведь вино и забота друг друга бегут. Охмелевший от жизни поймет, что судьба - Не хозяйка его, а всего лишь раба. Трезвый вовсе не жил - смысл вселенский протек Мимо губ у того, кто напиться не мог. Пусть оплачет себя обнесенный вином - Он остался без доли на пире земном. Перевод З.Миркиной На шпильках и Яшода 2
marianna Опубликовано 30 мая, 2009 Опубликовано 30 мая, 2009 ..Тонкий, впечатлительный человек, не отступавший от канонов аскезы, Ибн ал-Фарид стремился достичь состояния единения с Богом наверное все суфии такие, их характерные черты по крайней мере почему-то именно такая ассоциация на них
Флейта-Позвоночник Опубликовано 31 мая, 2009 Опубликовано 31 мая, 2009 Все разные...Хафиза с Хайямом я бы такими тонкими натурами не назвала. "Рыба утку спросила: "Вернётся ль вода Что вчера утекла?Если да - то когда? Утка ей отвечала: "Когда нас поджарят Разрешит все вопросы сковорода!" "Когда трезв - замыкаюсь, как в панцире краб, Когда пьяный - то делаюсь разумом слаб Есть мгновенбе меж трезвостью и опьянением - Это - Высшая Правда, и я - её раб!" Но да, суфии чаще бхакты, чем джнаниПлюс национальный менталитет делает дело.
СаиМа Опубликовано 12 мая, 2014 Опубликовано 12 мая, 2014 Ибн аль Фарид «Большая касыда (тайна)»О, счастье муки.. священный и неистовый огонь любви.. сгораю я в тебе......http://youtu.be/ZYUN3OlYFgY Ибн аль Фарид «Большая касыда (тайна)» (Перевод Зинаиды Миркиной) Глаза поили душу красотой...О, мирозданья кубок золотой!И я пьянел от сполоха огней,От звона чаш и радости друзей.Чтоб охмелеть, не надо мне вина -Я напоен сверканьем допьяна.Любовь моя, я лишь тобою пьян,Весь мир расплылся, спрятался в туман,Я сам исчез, и только ты однаМоим глазам, глядящим внутрь, видна.Так, полный солнцем кубок при губя,Себя забыв, я нахожу тебя.Когда ж, опомнясь, вижу вновь чертыЗемного мира,- исчезаешь ты.И я взмолился: подари меняЕдиным взглядом здесь, при свете дня,Пока я жив, пока не залилаСознанье мне сияющая мгла.О, появись или сквозь зыбкий мракИз глубины подай мне тайный знак!Пусть прозвучит твой голос, пусть в ответМоим мольбам раздастся только: "Нет!"Скажи, как говорила ты другим:"Мой лик земным глазам неразличим".Ведь некогда раскрыла ты уста,Лишь для меня замкнулась немота.О, если б так Синай затосковал,В горах бы гулкий прогремел обвал,И если б было столько слезных рек,То, верно б, Ноев затонул ковчег!В моей груди огонь с горы ХоривВнезапно вспыхнул, сердце озарив.И если б не неистовство огня,То слезы затопили бы меня,А если бы не слез моих поток,Огонь священный грудь бы мне прожег.Не испытал Иаков ничегоВ сравненье с болью сердца моего,И все страданья Иова - ручей,Текущий в море горести моей.Когда бы стон мой услыхал Аллах,Наверно б, лик свой он склонил в слезах.О, каравана добрый проводник,Услышь вдали затерянного крик!Вокруг пустыня. Жаждою томим,Я словно разлучен с собой самим.Мой рот молчит, душа моя нема,Но боль горит и говорит сама.И только духу внятен тот язык -Тот бессловесный и беззвучный крик.Земная даль - пустующий чертог,Куда он вольно изливаться мог.И мироздание вместить смоглоВсе, что во мне сверкало, билось, жгло -И, истиной наполнившись моей,Вдруг загорелось сонмами огней.И тайное мое открылось вдруг,Собравшись в солнца раскаленный круг.Как будто кто-то развернул в тишиСвященный свиток - тайнопись души.Его никто не смог бы прочитать,Когда б любовь не сорвала печать.Был запечатан плотью тайный свет,Но тает плоть - и тайн у духа нет.Все мирозданье - говорящий дух,И книга жизни льется миру в слух.А я... я скрыт в тебе, любовь моя.Волною света захлебнулся я.И если б смерть сейчас пришла за мной,То не нашла б приметы ни одной.Лишь эта боль, в которой скрыт весь "я",-Мой бич? Награда страшная моя!Из блеска, из надмирного огняНа землю вновь не высылай меня.Мне это тело сделалось чужим,Я сам желаю разлучиться с ним.Ты ближе мне, чем плоть моя и кровь,-Текущий огнь, горящая любовь!О, как сказать мне, что такое ты,Когда сравненья грубы и пусты!Рокочут речи, как накат валов,А мне все время не хватает слов.О, этот вечно пересохший рот,Которому глотка недостает!Я жажду жажды, хочет страсти страсть,И лишь у смерти есть над смертью власть.Приди же, смерть! Сотри черты лица!Я - дух, одетый в саван мертвеца.Я весь исчез, мой затерялся след.Того, что глаз способен видеть,- нет.Но сердце мне прожгла внезапно вестьИз недр: "Несуществующее есть!"Ты жжешься, суть извечная моя,-Вне смерти, в сердцевине бытия,Была всегда и вечно будешь впредь.Лишь оболочка может умереть.Любовь жива без губ, без рук, без тел,И дышит дух, хотя бы прах истлел.Нет, я не жалуюсь на боль мою,Я только боли этой не таю.И от кого таиться и зачем?Перед врагом я буду вечно нем.Он не увидит ран моих и слез,А если б видел, новые принес.О, я могу быть твердым, как стена,Но здесь, с любимой, твердость не нужна.В страданье был я терпеливей всех,Но лишь в одном терпенье - тяжкий грех:Да не потерпит дух мой ни на мигРазлуку с тем, чем жив он и велик!Да ни на миг не разлучится с той,Что жжет его и лечит красотой.О, если свой прокладывая путь,Входя в меня, ты разрываешь грудь,-Я грудь раскрыл - войди в нее, изволь,-Моим блаженством станет эта боль.Отняв весь мир, себя мне даришь ты,И я не знаю большей доброты.Тебе покорный, я принять готовС великой честью всех твоих рабов:Пускай меня порочит клеветник,Пускай хула отточит свой язык,Пусть злобной желчи мне подносят яд -Они мое тщеславье поразят,Мою гордыню тайную гоня,В борьбу со мною вступят за меня.Я боли рад, я рад такой борьбе,Ведь ты нужней мне, чем я сам себе.Тебе ж вовек не повредит хула,-Ты то, что есть, ты та же, что была.Я вглядываюсь в ясные черты -И втянут в пламя вечной красоты.И лучше мне сгореть в ее огне,Чем жизнь продлить от жизни в стороне.Любовь без жертвы, без тоски, без ран?Когда же был покой влюбленным дан?Покой? О нет! Блаженства вечный сад,Сияя, жжет, как раскаленный ад.Что ад, что рай? О, мучай, презирай,Низвергни в тьму,- где ты, там будет рай.Чем соблазнюсь? Прельщусь ли миром всем? -Пустыней станет без тебя эдем.Мой бог - любовь. Любовь к тебе - мой путь.Как может с сердцем разлучиться грудь?Куда сверну? Могу ли в ересь впасть,Когда меня ведет живая страсть?Когда могла бы вспыхнуть хоть на мигЛюбовь к другой, я был бы еретик.Любовь к другой? А не к тебе одной?Да разве б мог я оставаться мной,Нарушив клятву неземных основ,Ту, что давал, еще не зная слов,В преддверье мира, где покровов нет,Где к духу дух течет и к свету свет?И вновь клянусь торжественностью уз,Твоим любимым ликом я клянусь,Заставившим померкнуть лунный лик;Клянусь всем тем, чем этот свет велик,-Всем совершенством, стройностью твоей,В которой узел сцепленных лучей,Собрав весь блеск вселенский, вспыхнул вдругИ победил непобедимость мук:"Мне ты нужна! И я живу, любяТебя одну, во всем - одну тебя!Кумирам чужд, от суеты далек,С души своей одежды я совлекИ в первозданной ясности встаю,Тебе открывши наготу мою.Чей взгляд смутит меня и устыдит?Перед тобой излишен всякий стыд.Ты смотришь вглубь, ты видишь сквозь покровЛюбых обрядов, и имен, и слов.И даже если вся моя родняНачнет позорить и бранить меня,Что мне с того? Мне родственны лишь те,Кто благородство видит в наготе.Мой брат по вере, истинный мой братУмен безумьем, бедностью богат.Любовью полн, людей не судит он,В его груди живет иной закон,Не выведенный пальцами писца,А жаром страсти вписанный в сердца.Святой закон, перед лицом твоимДа буду я вовек непогрешим.И пусть меня отторгнет целый свет! -Его сужденье - суета сует.Тебе открыт, тебя лишь слышу я,И только ты - строжайший мой судья".И вот в молчанье стали вдруг слышныСлова из сокровенной глубины.И сердце мне пронзили боль и дрожь,Когда, как гром, раздался голос: "Ложь!Ты лжешь. Твоя открытость неполна.В тебе живу еще не я одна.Ты отдал мне себя? Но не всего,И себялюбье в сердце не мертво.Вся тяжесть ран и бездна мук твоих -Такая малость, хоть и много их.Ты сотни жертв принес передо мной,Ну, а с меня довольно и одной.О, если бы с моей твоя судьбаСлились - кясра и точка в букве "ба"!О, если б, спутав все свои пути,Ты б затерялся, чтоб меня найти,Навек и вмиг простясь со всей тщетой,Вся сложность стала б ясной простотой,И ты б не бился шумно о порог,А прямо в дом войти бы тихо смог.Но ты не входишь, ты стоишь вовне,Не поселился, не живешь во мне.И мне в себя войти ты не даешь,И потому все эти клятвы - ложь.Как страстен ты, как ты велеречив,Но ты - все ты. Ты есть еще, ты жив.Коль ты правдив, коль хочешь, чтоб внутриЯ ожила взамен тебя,- умри!"И я, склонясь, тогда ответил ей:"Нет, я не лжец, молю тебя - убей!"Убей меня и верь моей мольбе:Я жажду смерти, чтоб ожить в тебе.Я знаю, как целительна тоска,Блаженна рана и как смерть сладка,Та смерть, что, грань меж нами разруби,Разрушит "я", чтоб влить меня в тебя.(Разрушит грань - отдельность двух сердец,Смерть - это выход в жизнь, а не конец,Бояться смерти? Нет, мне жизнь страшна,Когда разлуку нашу длит она,Когда не хочет слить двоих в одно,В один сосуд - единое вино.)Так помоги мне умереть, о, дайВойти в бескрайность, перейдя за край,-Туда, где действует иной закон,Где побеждает тот, кто побежден.Где мертвый жив, а длящий жизнь - мертвец,Где лишь начало то, что здесь конец,И где царит над миром только тот,Кто ежечасно царство раздает.И перед славой этого царяТускнеет солнце, месяц и заря.Но эта слава всходит в глубине,Внутри души, и не видна вовне.Ее свеченье видит внешний взор,Как нищету, бесчестье и позор.Я лишь насмешки слышу от людей,Когда пою им о любви своей."Где? Кто? Не притчей, прямо говори!" -Твердят они. Скажу ль, что ты внутри,Что ты живешь в родящей солнце тьме,-Они кричат: "Он не в своем уме!"И брань растет, летит со всех сторон...Что ж, я умом безумца наделен:Разбитый - цел, испепеленный - тверд,Лечусь болезнью, униженьем горд.Не ум, а сердце любит, и емуПонятно непонятное уму.А сердце немо. Дышит глубина,Неизреченной мудрости полна.И в тайне тайн, в глубинной той ночиЯ слышал приказание: "Молчи!"Пускай о том, что там, в груди, живет,Не знают ребра и не знает рот.Пускай не смеет и не сможет речьВ словесность бессловесное облечь.Солги глазам и ясность спрячь в туман -Живую правду сохранит обман.Прямые речи обратятся в ложь,И только притчей тайну сбережешь.И тем, кто просит точных, ясных слов,Я лишь молчанье предложить готов.Я сам, любовь в молчанье углубя,Храню ее от самого себя,От глаз и мыслей и от рук своих,-Да не присвоят то, что больше их:Глаза воспримут образ, имя - слух,Но только дух обнимет цельный дух!А если имя знает мой язык,-А он хранить молчанье не привык,-Он прокричит, что имя - это ты,И ты уйдешь в глубины немоты.И я с тобой. Покуда дух - живой,Он пленный дух. Не ты моя, я - твой.Мое стремление тобой владетьПодобно жажде птицу запереть.Мои желанья - это западня.Не я тебя, а ты возьми меняВ свою безмерность, в глубину и высь,Где ты и я в единое слились,Где уши видят и внимает глаз...О, растворения высокий час.Простор бессмертья, целостная гладь -То, что нельзя отдать и потерять.Смерть захлебнулась валом бытия,И вновь из смерти возрождаюсь я.Но я иной. И я, и ты, и он - Все - я.Я сам в себе не заключен.Я отдал все. Моих владений нет,Но я - весь этот целокупный свет.Разрушил дом и выскользнул из стен,Чтоб получить вселенную взамен.В моей груди, внутри меня живетВся глубина и весь небесный свод.Я буду, есмь, я был еще тогда,Когда звездою не была звезда.Горел во тьме, в огне являлся вам,И вслед за мною всех вас вел имам.Где я ступал, там воздвигался храм,И кибла киблы находилась там.И повеленья, данные векам,Я сам расслышал и писал их сам.И та, кому в священной тишинеМолился я, сама молилась мне.О, наконец-то мне постичь дано:Вещающий и слышащий - одно!Перед собой склонялся я в мольбе,Прислушивался молча сам к себе.Я сам молил, как дух глухонемой,Чтоб в мой же слух проник бы голос мой;Чтоб засверкавший глаз мой увидалСвое сверканье в глубине зеркал.Да упадет завеса с глаз моих!Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,Чтоб вечное расслышать и взглянутьВ саму неисчезающую суть,Священную основу всех сердец,Где я - творение и я - творец.Аз есмь любовь. Безгласен, слеп и глухБез образа - творящий образ дух.От века сущий, он творит, любя,Глаза и уши, чтоб познать себя.Я слышу голос, вижу блеск зариИ рвусь к любимой, но она внутри.И, внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,Весь претворясь в безликую любовь.В одну любовь. Я все. Я отдаюСвою отдельность, скорлупу свою.И вот уже ни рук, ни уст, ни глаз -Нет ничего, что восхищало вас.Я стал сквозным - да светится онаСквозь мой покров, живая глубина!Чтоб ей служить, жить для нее одной,Я отдал все, что было только мной:Нет "моего". Растаяло, как дым,Все, что назвал я некогда моим.И тяжесть жертвы мне легка была:Дух - не подобье вьючного осла.Я нищ и наг, но если нищетаСобой гордится - это вновь тщета.Отдай, не помня, что ты отдаешь,Забудь себя, иначе подвиг - ложь.Признанием насытясь дополна,Увидишь, что мелеет глубина,И вдруг поймешь среди пустых похвал,Что, все обретши, душу потерял.Будь сам наградой высшею своей,Не требуя награды от людей.Мудрец молчит. Таинственно нема,Душа расскажет о себе сама,А шумных слов пестреющий чередТебя от тихой глуби оторвет,И станет чужд тебе творящий дух.Да обратится слушающий в слух,А зрящий - в зренье! Поглощая свет,Расплавься в нем! - Взирающего нет.С издельем, мастер, будь неразделим,Сказавший слово - словом стань самим.И любящий пусть будет обращенВ то, чем он полн, чего так жаждет он.О, нелегко далось единство мне!Душа металась и жила в огне.Как много дней, как много лет подрядТянулся этот тягостный разлад,Разлад с душою собственной моей:Я беспрестанно прекословил ей,И, будто бы стеной окружена,Была сурова и нема она.В изнеможенье, выбившись из сил,О снисхожденье я ее просил.Но если б снизошла она к мольбам,О том бы первым пожалел я сам.Она хотела, чтобы я без слез,Без тяжких жалоб бремя духа нес.И возлагала на меня она(Нет, я - я сам) любые бремена.И наконец я смысл беды постигИ полюбил ее ужасный лик.Тогда сверкнули мне из темнотыМоей души чистейшие черты.О, до сих пор, борясь с собой самим,Я лишь любил, но нынче я любим!Моя любовь, мой бог - душа моя.С самим собой соединился я.О, стройность торжествующих глубин,Где мир закончен, ясен и един!Я закрывал глаза, чтобы предметНе мог закрыть собой глубинный свет.Но вот я снова зряч и вижу сквозьЛюбой предмет невидимую ось.Мои глаза мне вновь возвращены,Чтоб видеть в явном тайну глубиныИ в каждой зримой вещи различитьНезримую связующую нить.Везде, сквозь все - единая струя.Она во мне. И вот она есть я.Когда я слышу душ глубинный зов,Летящий к ней, я отвечать готов.Когда ж моим внимаете словам,Не я - она сама глаголет вам.Она бесплотна. Я ей плоть мою,Как дар, в ее владенье отдаю.Она - в сей плоти поселенный дух.Мы суть одно, сращенное из двух.И как больной, что духом одержим,Не сам владеет существом своим,-Так мой язык вещает, как во сне,Слова, принадлежащие не мне.Я сам - не я, затем что я, любя,Навеки ей препоручил себя.О, если ум ваш к разуменью глух,И непонятно вам единство двух,И душам вашим не было даноВ бессчетности почувствовать одно,То, скольким вы ни кланялись богам,Одни кумиры предстояли вам.Ваш бог един? Но не внутри - вовне,-Не в вас, а рядом с вами, в стороне.О, ад разлуки, раскаленный ад,В котором все заблудшие горят!Бог всюду и нигде. Ведь если онКакой-нибудь границей отделен,-Он не всецел еще и не проникВовнутрь тебя,- о, бог твой невелик!Бог - воздух твой, вдохни его - и тыДостигнешь беспредельной высоты.Когда-то я раздваивался сам:То, уносясь в восторге к небесам,Себя терял я, небом опьянясь,То, вновь с землею ощущая связь,Я падал с неба, как орел без крыл,И, высь утратив, прах свой находил.И думал я, что только тот, кто пьян,Провидит смысл сквозь пламя и туманИ к высшему возносит лишь экстаз,В котором тонет разум, слух и глаз.Но вот я трезв и не хочу опятьСебя в безмерной выси потерять,Давно поняв, что цель и смысл пути -В самом себе безмерное найти.Так откажись от внешнего, умриДля суеты и оживи внутри.Уняв смятенье, сам в себе откройНезамутненный внутренний покой.И в роднике извечной чистотыС самим собой соединишься ты.И будет взгляд твой углубленно тих,Когда поймешь, что в мире нет чужих,И те, кто силы тратили в борьбе,Слились в одно и все живут в тебе.Так не стремись определить, замкнутьВсецелость в клетку, в проявленье - суть.В бессчетных формах мира разлитаЕдиная живая красота,-То в том, то в этом, но всегда одна,-Сто тысяч лиц, но все они - она.Она мелькнула ланью среди трав,Маджнуну нежной Лейлою представ;Пленила Кайса и свела с умаСовсем не Лубна, а она сама.Любой влюбленный слышал тайный зовИ рвался к ней, закутанной в покров.Но лишь покров, лишь образ видел онИ думал сам, что в образ был влюблен.Она приходит, спрятавшись в предмет,Одевшись в звуки, линии и цвет,Пленяя очи, грезится сердцам,И Еву зрит разбуженный Адам.И, всей душой, всем телом к ней влеком,Познав ее, становится отцом.С начала мира это было так,До той поры, пока лукавый врагНе разлучил смутившихся людейС душой, с любимой, с сущностью своей.И ненависть с далеких этих порВедет с любовью бесконечный спор.И в каждый век отыскивает вновьЖивую вечность вечная любовь.В Бусейне, Лейле, в Аззе он возник,-В десятках лиц ее единый лик.И все ее любившие суть я,В жар всех сердец влилась душа моя.Кусаййир, Кайс, Джамиль или МаджнунОдин напев из всех звучащих струн.Хотя давно окончились их дни,Я в вечности был прежде, чем они.И каждый облик, стан, лица овалЗа множеством единое скрывал.И, красоту единую любя,Ее вбирал я страстно внутрь себя.И там, внутри, как в зеркале немом,Я узнавал ее в себе самом.В той глубине, где разделений нет,Весь сонм огней слился в единый свет.И вот, лицо поднявши к небесам,Увидел я, что и они - я сам.И дух постиг, освободясь от мук,Что никого нет "рядом" и "вокруг",Нет никого "вдали" и в "вышине",-Все дали - я, и все живет во мне."Она есть я", но если мысль мояРешит, паря: она есть только я,Я в тот же миг низвергнусь с облаковИ разобьюсь на тысячи кусков.Душа не плоть, хоть дышит во плотиИ может плоть в высоты увести.В любую плоть переселяться мог,Но не был плотью всеобъявший бог.Так, к нашему Пророку Гавриил,Принявши облик Дихья, приходил.По плоти муж, такой, как я и ты,Но духом житель райской высоты.И ангела всезнающий ПророкВ сем человеке ясно видеть мог.Но значит ли, что вождь духовных сил,Незримый ангел человеком был?Я человек лишь, и никто иной,Но горний дух соединен со мной.О, если б вы имели благодатьВ моей простой плоти его узнать,Не ждя наград и не страшась огня,Идти за мной и полюбить меня!Я - ваше знанье, ваш надежный щит,Я отдан вам и каждому открыт.Во тьме мирской я свет бессонный ваш.Зачем прельщает вас пустой мираж,Когда ключом обильным вечно бьетЖивой источник всех моих щедрот?!Мой юный друг, шаги твои легки!На берегу остались старики,А море духа ждет, чтобы сумелХоть кто-нибудь переступить предел.Не застывай в почтении ко мне -Иди за мною прямо по волне,За мной одним, за тем, кто вал морскойБерет в узду спокойною рукойИ, трезвый, укрощает океан,Которым мир воспламененный пьян.Я не вожатый твой, я путь и дверь.Войди в мой дух и внешнему не верь!Тебя обманет чей-то перст и знак,И внешний блеск введет в душевный мрак.Где я, там свет. Я жив в любви самой.Любой влюбленный - друг вернейший мой,Мой храбрый воин и моя рука,И у Любви бесчисленны войска.Но у Любви нет цели. Не убейСвою Любовь, прицел наметив ей.Она сама - вся цель своя и суть,К себе самой вовнутрь ведущий путь.А если нет, то в тот желанный миг,Когда ты цели наконец достиг,Любовь уйдет внезапно, как порыв,Слияние в разлуку превратив.Будь счастлив тем, что ты живешь, любя.Любовь высоко вознесла тебя.Ты стал главою всех существ живыхЛишь потому, что сердце любит их.Для любящих - племен и званий нет.Влюбленный ближе к небу, чем аскетИ чем мудрец, что, знаньем нагружен,Хранит ревниво груз былых времен.Сними с него его бесценный хлам,И он немного будет весить сам.Ты не ему наследуешь. Ты сынТого, кто знанье черпал из глубинИ в тайники ума не прятал кладь,А всех сзывал, чтобы ее раздать.О, страстный дух! Все очи, все огниВ своей груди одной соедини!И, шествуя по Млечному Пути,Полой одежд горящих мрак смети!Весь мир в тебе, и ты, как мир, един.Со всеми будь, но избегай общин.Их основал когда-то дух, но вотТолпа рабов, отгородясь, бредетЗа буквой следом, накрепко забывПро зов свободы и любви порыв.Им не свобода - цепи им нужны.Они свободой порабощены.И, на колени пав, стремятся в пленК тому, кто всех зовет восстать с колен.Знакомы им лишь внешние пути,А дух велит вовнутрь себя войтиИ в глубине увидеть наконецВ едином сердце тысячи сердец.Вот твой предел, твоих стремлений край,Твоей души сияющий Синай.Но здесь замри. Останови полет,Иначе пламя грудь твою прожжет.И, равновесье обретя, вернисьК вещам и дням, вдохнув в них ширь и высь.О, твердь души! Нерасторжимость уз!Здесь в смертном теле с вечностью союзИ просветленность трезвого ума,Перед которым расступилась тьма!Я только сын Адама, я не бог,Но я достичь своей вершины смогИ сквозь земные вещи заглянутьВ нетленный блеск, божественную суть.Она одна на всех, и, верен ей,Я поселился в центре всех вещей.Мой дух - всеобщий дух, и красотаМоей души в любую вещь влита.О, не зовите мудрецом меня,Пустейший звук бессмысленно бубня.Возьмите ваши звания назад,-Они одну лишь ненависть плодят.Я то, что есть. Я всем глазам открыт,Но только сердце свет мой разглядит.Ум груб, неповоротливы словаДля тонкой сути, блещущей едва.Мне нет названий, очертаний нет.Я вне всего, я - дух, а не предмет.И лишь иносказания одниВведут глаза в незримость, в вечность - дни,Нигде и всюду мой незримый храм,Я отдаю приказы всем вещам.И слов моих благоуханный стройДохнет на землю вечной красотой.И, подчинись чреде ночей и утр,Законам дней, сзываю всех вовнутрь,Чтоб ощутить незыблемость основПод зыбью дней и под тщетою слов.Я в сердцевине мира утвержден.Я сам своя опора и закон.И, перед всеми преклонясь в мольбе,Пою хвалы и гимны сам себе. На шпильках, Яшода и Одина 3
Одина Опубликовано 12 мая, 2014 Опубликовано 12 мая, 2014 Ибн аль Фарид И слов моих благоуханный строй Дохнет на землю вечной красотой.И, подчинись чреде ночей и утр,Законам дней, сзываю всех вовнутрь,Чтоб ощутить незыблемость основПод зыбью дней и под тщетою слов.Я в сердцевине мира утвержден.Я сам своя опора и закон.И, перед всеми преклонясь в мольбе,Пою хвалы и гимны сам себе. СПАСИБО ВАМ, НЕСУЩИЕ СУЩЕЕ ЖИВОЙ ПОЭЗИИ! САИ РАМ! На шпильках 1
Елена Волкова Опубликовано 24 сентября, 2018 Опубликовано 24 сентября, 2018 В 12.05.2014 в 12:06, СаиМа сказал: Ибн аль Фарид «Большая касыда (тайна)» О, счастье муки.. священный и неистовый огонь любви.. сгораю я в тебе......http://youtu.be/ZYUN3OlYFgY Ибн аль Фарид «Большая касыда (тайна)» (Перевод Зинаиды Миркиной) Саи Рам Указанная ссылка не работает. Это произведение с блестящим переводом З.Миркиной можно послушать здесь: Переводить суфиев может только...суфий. Зинаида Александровна - из таких мистиков Духа... Спасибо ей за эти переводы. Саи Рам На шпильках 1
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти